litceysel.ru
добавить свой файл
1
Княгиня Ольга



Х век. Древняя Русь. Полулегендарное время, полусказочные события, былинные персонажи… Очень мало известно об этом периоде нашей истории, немногое сохранилось в памяти людей к тому времени, когда писались первые русские летописи, в которых быль переплеталась с преданиями, легендами и народной молвой.

Только самые яркие личности остаются в памяти народной, только о них повествуют летописи. Но и среди летописных рассказов выделяется история жизни и деяний княгини Ольги и ее сына Святослава.

« Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь – Святою, История – Мудрою», пишет Н.М.Карамзин в « Истории Государства Российского». Кто же она, эта княгиня, выдающийся государственный деятель, первая русская святая, единственная женщина, которой так много места уделено в древнерусских летописях?

О происхождении Ольги известно немного. Возможно, что родом она из Пскова. Некоторые авторы утверждают, что происходила она из полулегендарного новгородского рода Гостомысла, другие видят в ней дочь князя Олега, третьи считают ее простой крестьянкой, прельстившей Олега своей красотой. Скорее всего она была не славянкой, а родилась в семье варяга,об этом говорит ее варяжское имя – Ольга (Хельга). Но как бы то ни было, она стала достойной женой князя киевского. Занимая высокое положение в политической иерархии, Ольга была достаточно самостоятельна в делах. Она владела землями и городами, ей принадлежали Вышгород под Киевом, села Бутудино, Ольжичи и другие владения. Не исключено, что она имела собственные вооруженные отряды.

В договоре князя Игоря с византийцами (944 г.) упомянут особый посол княгини Ольги, который занимает третье место в списке лиц, участвовавших в переговорах, - сразу же после послов князей Игоря и Святослава, оказавшись рангом выше даже посла племянника Игоря. Это не случайно. По-видимому, именно Ольга, располагая определенной политической властью, ведала государственными делами и вершила суд в отсутствие мужа.


Однако на первый план она выдвигается после гибели князя Игоря,убитого в 945 г. древлянами во время сбора «полюдья».Для Ольги это было трудное время. Древлянская земля «отложилась» от Киева, наследник, князь Святослав, по свидетельству летописи, был еще слишком мал. На плечи княгини легла вся тяжесть управления.

Яркий летописный рассказ повествует о неудачном сватовстве к Ольге древлянского князя Мала, о мести княгини древлянам за убийство мужа. Расправившись с посольством древлян и истребив их «нарочитых (т.е. старших, знатных) мужей», Ольга с дружиной отправилась в древлянскую землю, осадила город Искоростень и сожгла его, покорила жителей и заставила платить тяжкую дань.

После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти и в других землях. И хотя летопись упоминает об установлении Ольгой «уроков» и «даней» лишь в древлянской и новгородской областях, можно предположить, что княгиня не ограничилась этим, а объехала все свои владения, назначая «погосты», становившиеся небольшими центрами княжеской власти, куда стекалась дань, собранная с населения.

Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Не было ни победных походов княжеской дружины, не присоединялись новые земли – тишина и замиренье были на Руси.

Вполне естественно, что, уладив внутригосударственные дела, Ольга смогла уделять больше внимания внешней политике.

Княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси не военными походами, а умелой, мудрой дипломатией. И в связи с этим особое значение приобрело крещение Ольги. По свидетельству летописца, она «с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа». Ее крещение стало не только частным делом пожилой благочестивой женщины, но приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси.

Историки до сих пор спорят, когда и где именно – в Киеве или в Константинополе – крестилась Ольга.


Согласно летописи, в середине 50-х годов Х столетия она отправилась в Константинополь и там «возлюбила свет и оставила тьму», приняв новую веру.

Скорее всего Ольга была знакома с христианством еще в Киеве, в ее дружине были христиане, в Константинополь ее сопровождал киевский священник Григорий.

Однако крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси. Даже ее сын Святослав не думал и не прислушивался к этому, продолжая жить по языческим обычаям.

Вскоре Ольга отошла от государственных дел. Она занималась пропагандой христианства, построила несколько церквей. Скончалась Ольга в 969 г. и , как пишет летописец, «плакали по ней плачем великий сын ее, и внуки ее, и все люди». Хоронили ее по христианскому обряду.