litceysel.ru
добавить свой файл
1
Ответы по химии и биологии


Химия



Вопросы

Ответы

1

Каждый из нас знает правило, которое позволяет запомнить цвета радуги «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Из предложенного перечня веществ выберите по одному примеру, соответствующему каждой краске радуги.

Перечень веществ: Оксид свинца (II) PbO, сульфид ртути HgS, раствор сульфата меди (II), оксид железа (III) Fe2O3, оксид ртути(II) HgO, сульфат никеля (II), дихроматы щелочных металлов и аммония, оксид хрома (III), пары йода, берлинская лазурь, хлорид хрома (III), лакмус, хроматы щелочных металлов. (7 баллов)

Красный - оксид железа (III) Fe2O3 (или Оксид свинца (II) PbO, сульфид ртути HgS, оксид ртути(II) HgO)

Оранжевый - дихроматы щелочных металлов и аммония (или оксид ртути(II) HgO)

Желтый - хроматы щелочных металлов ( или Оксид свинца (II) PbO, сульфат никеля (II))

Зеленый - оксид хрома (III) ( или сульфат никеля (II) в растворе)

Голубой - раствор сульфата меди (II)

Синий - берлинская лазурь

Фиолетовый - пары йода, лакмус (или хлорид хрома (III))

2

Назовите химические элементы, в названиях которых отразился цвет простого вещества или соединения (5 баллов)

Хлор, в переводе с греческого слова «хлорос», означает желто-зеленый.


Йод получил свое название по цвету пара. В переводе с греческого «иодес» означает фиолетовый.

Сера – производное от древнеиндийского слова «сира» - светло-желтый цвет.

Родий – название произошло от греческого слова «родон» – роза, по розовому цвету ряда соединений родия.

Иридий – от греческого слова «ирис» — радуга, из-за разнообразия окрасок солей иридия.

Хром — от греческого слова «хрома» — окраска, цвет.

Таллий — от греческого слова «таллос», означающей «молодая зеленая ветка». В спектре излучения  таллия имеется ярко-зеленая линия.

Рубидий – латинское слово «рубидус» означает темно-красный – две темно-красные линии в спектре.

Цезий – от латинского «цезиум» – у древних римлян означало голубой цвет «небесного свода. В спектре излучения солей цезия обнаружены две голубые линии.

Индий – получил свое название по цвету синей линии в спектре излучения. «Индиго» — синий.


3

Для освобождения зернохранилищ от вредителей зерна может быть использован сернистый газ SO2, для чего необходимо, чтобы в каждом кубометре помещения содержалось не менее 50 г SO2.

Какую массу серы потребуется сжечь в хранилище высотой 12 м и площадью 1000 м2, чтобы полностью избавить помещение от вредителей? (6 баллов)

1. Вычислим объём зернохранилища:
V = S·h = 1000 · 12 = 12000 м3

2. Необходимая масса SO2 составляет:
m(SO2) = 50 · 12000 = 600000 г.

3. По уравнению реакции S + O2 = SO2 рассчитываем массу серы.

Масса серы равна 300000 г или 300 кг.
Ответ: m(S) = 300 кг


4

Кому принадлежат слова: "Искать же что-либо, хотя бы грибы или какую-нибудь зависимость, нельзя иначе, как смотря и пробуя.."? О чем идет речь? (4 балла)

1. Слова принадлежат Д.И. Менделееву

2. Об открытии периодического закона

5

В 19 веке американец на оборудовании, состоявшем из сковороды, подержанной бензиновой печи и самодельных тиглей, получил "серебро из глины". Одновременно такое же событие произошло во Франции.

1) О каком изобретении идет речь?

2) Кто был вторым автором этого изобретения? (4 балла)

1. О получении алюминия путем электролиза криолито-глиноземных расплавов

2. Поль Луи Туссен Эру

6

Эти 2 древнейших химических текста описывают операции приготовления лекарственных средств из растительного сырья, содержат фармацевтические рецепты.

1) Как называются эти рукописи Древнего Египта?

2) К какому веку они принадлежат? (4 балла)

1. Папирус Эберса – 16 век до н.э.

2. Папирус Бругша – 14 век до н.э.

7

Молекула этого вещества напоминает шар, сшитый из пяти- и шестиугольников.

1) о молекуле какого вещества идет речь?


2) назовите ученых, которые его открыли (4 балла)


1. Фуллерен (футболен) – особая форма углерода

2. Открыли Ричард Смоли, Роберт Керл, Харольд Крото

8

Для биолога – среда обитания. Для физика – диэлектрик. Для связиста – эфир.

А что это для обычного человека? (2 балла)

Воздух

9

В греческой мифологии одну из планет называли именем этого элемента. Имя элемента носил страж Утренней звезды.

1) назовите этот элемент

2) кто и когда его открыл?

3) каковы первые названия этого элемента? (6 баллов)

1) Фосфор

2)Открыл Хеннинг Бранд в 1669 году.

3)Первые названия элемента - «холодный огонь», «несущий свет»

10

«Приготовь, друг мой, храм из одних свинцовых белил или алебастра, в здании которого нет ни начала, ни конца, но внутри которого весна с чистой водой и сверкание которого подобно солнцу. Найди вход в храм, возьми меч в руки и наблюдай за входом. Потому что в узком месте, откуда ведет путь в храм, лежит дракон, охраняя его. Принеси его в жертву первым». Кому принадлежат эти слова? (3 балла)

  Зосиму из Панополиса (III-IV вв.) — древнегреческому учёному, считающемуся одним из основоположников алхимии.


Биология




Вопросы

Ответы

1

В природе мало цветковых морских растений. Почему? (4 балла)

1. Таких растений мало по сравнению с водорослями и по сравнению с наземными покрытосеменными.


2. Высшим растениям вреден избыток солей (если в клетке их много, то затруднены биохимические процессы и транспирация).


3. В водной среде затруднено опыление (у истинно морских растений нитевидная пыльца приспособлена для подводного опыления).


4. Высшие растения возникли на суше, а в море все экологические ниши были заняты водорослями, что затрудняло вселение цветковых.

2

В водной среде и на суше животные передвигаются различными способами. Но некоторые способы передвижения в воде невозможны на суше. Какие? (3 балла)

1.Реактивное движение (как у головоногих моллюсков, личинок стрекоз)

2. Движение по пленке поверхностного натяжения (водомерки)


3. С помощью "гидравлических" ног (иглокожие).

Движение рыб принципиально схоже с движением змей и ящериц.

3

Наружный хитиновый покров имеет много недостатков. В чем они выражаются и как имеющие такие покровы животные борются с этими недостатками? (4 балла)

1. Исключает дыхание через кожу, отсюда специализированные органы дыхания

2. Ограничивает рост, отсюда необходимость периодических линек (не обязательно с метаморфозом)

3. Увеличивает вес тела, поэтому у планктонных животных покров тонкий и есть выросты для увеличения плавучести

4. Снижает подвижность, отсюда необходимость сочленений на теле и конечностях.


4

Какие Вы знаете функции пигментов растений и животных?

(4 балла)

1.Пигменты покровов определяют окраску животных, значение которой очевидно.

2. Хлорофилл и другие пигменты несут фотосинтетические функции.

3. Пигменты в цветах и других частях растения могут играть роль для привлечения опылителей.

4. Некоторые пигменты играют роль в дыхании растений и животных, в зрении (родопсин).

5

Как растения могут "захватывать" территорию, т.е. препятствовать поселению на ней других растений? Укажите как можно больше различных способов. (6 баллов)

1. Затенение

2. Радиус распространения корней и корневая конкуренция

4. Подавление симбионтов других растений корневыми выделениями или выделениями своих симбионтов

4. Накопление опада

5. Высокая плотность растений, так чтобы семена конкурентов не попадали на почву (+ выдергивание проростков сосны моховым покровом)

6. Выделение веществ (сфагнум).

6

В чистом поле ни кусточка -
Только белый гриб родился.
Две зимы рос и два лета,
Начал спорами кидаться,
Споры эти полетели.
Встретились с водорослями,
С ними выросли в лишайник,
Что забрался на березу,
Прокусил кору коварно

И сосал березы соки.
Тихо плакала береза,
Сок соленый источая
На опята, что под нею
Притулилися на травке,
И на плаун, зацветавший
Скромным цветом у березы.

Какие ошибки допустил автор в данной рукописи? (8 баллов)


1.Мицелий белого гриба не может развиваться в поле, где нет деревьев.

2.Плодовые тела обычно образуются каждый год, быстро растут, вызревают и отмирают в течение нескольких дней.

3.В ветренную погоду споры гриба могут пролетать значительные расстояния, но образовать лишайник белый гриб не способен.

4. По способу питания все лишайники - автотрофы, никогда не бывают паразитами, "сосущими сок из березы".

5. "Березовый сок" не соленый, а слегка сладковатый.

6. Опята не растут "на травке".

7. Течение "сока" у берез бывает ранней весной, с началом вегетационного периода, а плодовые тела опят появляются поздней осенью

8. Последняя грубая ошибка в рукописи - цветущий плаун

7

Осенью в лесах, скверах, парках остается много опавшей листвы. Какие животные и как их используют ? (5 баллов)

1. В пищу. Мертвые растения служат пищевым субстратом для грибов и растений ими питаются дождевые черви, многие насекомые, многоножки /кивсяки/ и даже некоторые морские животные /рачки лигии, моллюски тередо/. Некоторые животные используют отмершие части растений в пищу не непосредственно, а разводя на них грибы /муравьи-листогрызы, жуки-короеды).


2. Как место, для жительства, убежище, или для строительства домиков. В почве и подстилке на мертвых частях растений, внутри отмершей древесины обитают самые разнообразные членистоногие, малощетинковые кольчатые черви, нематоды и т. п. Из сухих травинок и веточек делают гнезда многие птицы и грызуны; всем известны построенные из хвоинок купола муравейников.

3. Для обогрева яиц. Сорные куры и аллигаторы откладывают яйца в куче гниющей растительности, сиециально сооружаемые с этой целью. За счет гниения внутри таких куч поддерживается достаточно высокая, благоприятная для развития яиц температура.

4. Как инструменты. Один из видов дарвиновых вьюрков пользуется для добывания личинок из щелей колючкой кактуса; шимпанзе с помощью веточек добывают из нор термитов и муравьев, а с помощью палок, швыряя их во врага, защищаются от хищников.

5. После перегнивания в составе почвы - все растения.


8

На снимках, сделанных на цветное фото со вспышкой, зpачки глаз людей зачастую получаются кpасными. Это происходит, если их pазмер в момент съемки достаточно велик. Тогда значительное количество света пpоникает в глазное яблоко и отpажается от его насыщенных кpовью внутpенних тканей. Что нужно сделать при съемке, чтобы исключить эффект "красных глаз"? (3 балла)

1. Во многих современных фотоаппаратах вспышка пpи срабатывании выдает примерно за секунду до основного импульса более слабый импульс, чтобы зрачки людей успели сузиться. В таком случае подсветка внутренности глаза резко слабее и зрачок на фотографии имеет нормальный цвет.


2. Убрать вспышку с оптической оси объектива.

3. Перенаправить вспышку.

4. Установить на вспышку рассеиватель.

5. Установить отражатель и т.д.



9

Один мужик вёз волостному начальству взятку: крестьяне собрали все, что могли и хотели просить, чтобы не присылали в их деревню коров голландской породы. «Что, плохи коровы, мало молока дают?» Оказалось, что дают они по 5000–7000 литров в год против 700–1500 литров от наших коров, к тому же более высокой жирности. Коров этих давали крестьянам бесплатно из царской казны «для улучшения породности российского скота». А крестьяне хотят при помощи взятки добиться, чтобы им этих коров не присылали! Почему? (4 балла)

1. Голландских коров нужно было кормить клевером, зерном, а зерна крестьянам и самим не всегда хватало. А свои коровки ели любой корм: если надо, то и от болотной осоки не отказывались, и от соломы с крыши.

2. К тому же они давали много навоза, а это было ценнее, чем молоко и мясо, — без навоза не будет хлеба. И в России была своя порода крупного рогатого скота — «навозная».

10

С какими особенностями образа жизни может быть связано наличие на одном растении одновременно нескольких типов листьев, разных по форме и строению? (4 балла)

1. Листовая мозаика - разные форма и размер листьев связаны с приспособлением к более эффективному поглощению света.

2. Возникновение разнолистности в разных условиях: при обилии света у молодого побега плюща развиваются нормальные пятиугольные листья с широкой листовой пластинкой, в то время как у затенённого побега листья мелкие и овальной формы.

3. Листья могут выполнять различные нетипичные функции


4. Разнолистность очень распространена у растений, живущих в двух средах, например у водных /стрелолист, водяной лютик и т.д./.



Всего:

45 баллов по химии

45 баллов по биологии

Вопросы и ответы взяты из заданий международных, всероссийских и региональных олимпиад