litceysel.ru
добавить свой файл
1
Хроники со 2-й стр., а сейчас выдержки



О Кундалини из книги (Vishnudevananda (1960), Yoga, стp233-34).


        Сиддхи, йоги и мистики - все говорят с большим уважение об энергии внутри человеческого тела, которую нельзя ощутить в обычном состоянии, но которую можно разбудить и достигнуть сверхсознания и блаженства. Она находится свёрнутой в области йони в муладхара чакре у основания позвоночника. Она лежит, свернувшись в три с половиной кольца и закрывает вход в сушумна нади. Её представляют как змею, она держит во рту свой хвост, сияет и полна энергии. Также её описывают и как богиню, и как "энергию".
        
        С помощью асан и пранаям спящая кундалини пробуждается и начинает подниматься вверх по сушумне, проходя по пути различные чакры и в конце достигая сахасрара чакры, в которой пребывает Шива. Шакти (кундалини) соединяется с Шивой, что вызывает высшее блаженство.
        
        Сушумна, обычно закрытая снизу, может быть открыта с помощью пранаямы. Когда это происходит, прана начинает воздействовать на кундалини и способствует входу кундалини в сушумну. Движение кундалини через различные чакры вызывает ни с чем не сравнимые ощущения. Когда же она достигает последнего центра, сахасрара чакры, знания и чувства при этом во много раз превосходят знания и чувства, получаемые обычным путём. Это направленное восприятие своего Я без помощи обычных чувств называется озарением или сверхсознанием, при котором нет ограничения Я, вызванного умом или материей.
        
        Путь кундалини от нижней чакры до аджна чакры представляет собой первую часть подъёма кундалини. Вторая часть подъёма - от аджна чакры до сахасрары.
        

        Когда кундалини достигает сахасрары, она не задерживается там надолго. Существует тенденция к возврату, и время от времени кундалини возвращается в исходное место пребывания в муладхаре. Только в результате длительных и постоянных тренировок Шакти может надолго соединиться с Шивой и душа йогина освобождается. Он больше не связан ни временем, ни пространством, он не зависит от каких-либо влияний. Всё наслаждение и вечное блаженство - для него. Он погружен в океан блаженства, ему доступно всё знание, вся энергия.

        
        По словам Свами Пурнананды Тиртхи, прана проходит через различные каналы (прана нади), в том числе и через иду и пингалу. У обычного человека, не занимающегося йогическими пранаямами или другими техниками, поток праны через эти два направленных канала и через другие более мелкие каналы, неравномерен. Он может быть как слишком сильным, так и слишком слабым. В результате возникают пранические пробки, приводящие к утечке праны. Когда посредством практики пранаямы эти два канала очищены, поток праны становится сильным и равномерным, он достигает низа муладхары, входит в сушумну и поднимается по ней.
        
        Некоторые йогины описывали свои ощущения при поднятии кундалини. Вишнудевананда пишет: "Первое ощущение, в основном во время выполнения бхастрики, было приятное тепло в области муладхары. Оно вызвано начавшимися вибрациями - нервными импульсами от частичного соединения праны и апаны. Такое чувство тепла наблюдается в течение нескольких дней во время выполнения пранаямы. Затем, однажды чувство тепла в нижней части позвоночника становится интенсивным, но очень приятным на протяжении всего времени задержки. Это продолжается также несколько дней. По мере того, как ощущение тепла внизу спины усиливается, появляется специфическое ощущение , подобное речному водовороту. Это ощущение вызвано воздействием Кундалини Шакти. Медленно и постепенно это чувство свёрнутой кольцами энергии кундалини поднимается выше и становится более интенсивным. Как только энергия начинает подниматься по сушумне в позвоночнике, она начинает, подобно проводам высокого напряжения, посылать прану в каждую клетку тела с помощью нервной системы. В начале, когда сушумна становится активной, тело охватывает дрожь. Со временем реакция становится слабее, но на протяжении всего времени задержки человек испытывает ни с чем не сравнимые ощущения, которые не поддаются словесному описанию."
        

        "Если выполнять пранаяму и придерживаться специальной диеты в течение нескольких месяцев, поток праны по сушумне становится равномерным, и это приводит к различным ощущениям и чувству блаженства. В то же время дрожь тела постепенно уменьшается и прекращается окончательно. Она была вызвана резкими движениями праны в сушумне, когда сушумна не была ещё полностью очищена. Для того, чтобы сушумна стала полностью открытой и активной, необходимо выполнять дыхательные очистительные упражнения в течение длительного времени. Вначале, когда тело начинает дрожать, это не поддаётся сознательному контролю, частично из-за загрязнённости сушумны и частично из-за того, что не выполняются нужные бандхи, или выполняются не верно (мулабандха или сокращение ануса и джаландхара бандха или горловой замок)."

        
        "Когда эти замки выполняются во время задержки дыхания надлежащим образом, и сушумна свободна от загрязнений, тогда прана по желанию может быть направлена в сушумну, что ранее было не достижимо. Очищение нади (физических и тонких нервных каналов) - необходимое условие для получения духовных переживаний, на что может потребоваться несколько лет практики. Такими очищающими упражнениями для нади являются анулома-вилома пранаяма или аналогичные ей виды дыхания через ноздри." (Vishnudevananda (1960), Yoga, pp233-34).


25/02/09

Опыты работы с кундалини

(Калининград).

И.Н. Мы провели разминку, мы покрутили руками на уровне манипуры, и все почувствовали энергетическое подключение. Мы постояли в круге и поработали с верхним подключением, раскачивая своим продолжением в виде луча вверх, образовали общий купол, наполнили его золотом, и вылили обратно его на себя по позвоночнику вниз. И вот интересно. Все сказали, что подключились. Ваша задача сегодня – подъем кундалини. Нет, это не значит, что вы ее поднимете, но это значит, что мы будем отрабатывать технику подъема. Мы применим два или три варианта разных технологий и попытаемся отследить, как это на нас повлияло. При этом возможны всякие ощущения в позвоночнике, и это действительно шевеления кундалини, и наша задача не поднять, а почувствовать это шевеление. Где гнездится эта змея, и как она будет себя вести. Может быть, она даже поползет до второй или третьей чакры снизу. Итак, активизируем нижний центр и нижнее подключение. Восточный сед, лотос, полулотос. Опора на руки впереди, чтобы можно было бы приподнимать таз. И представили теперь малиновый треугольник нижнего энергоцентра, и он накалывается на аппликатор Кузнецова. Мы сидим на нем. Но иголочки энергетические. Мы легонечко раскачиваемся и покалываем, покалываем и активизируем муладхару. Выдохом мы раскаляем как кузнечный горн этот аппликатор, раскручиваем нижний центр на выдохе. Активизируем выдох – медленный активный, мощный выдох, и раздуваем угли, и представляем, что мы сидим прямо на углях. В том центре, откуда дует пламя, снизу вверх. Раскачиваемся, раскаляем, ощущаем, как тепло поднимается наверх, как лучами хотя бы. Отдельные лучики пробиваются даже до головы. На голове не зацикливаемся, главное – низ. Отпустили тело и позволили ему свободно двигаться, как ему хочется, в любую сторону. Главное – не сидеть просто так. Легонечко раскачивайтесь. Кундалини сама уловит удобный момент, но должно быть многообразие положений тела. Отлично, сели, джнани-мудра. Капалабхати 108 через нижний центр или в нижний центр. Начали. Продолжаем через три нижних центра, пронзаем их на выдохе. Раскаленный стержень, на выдохе, пронзаем. Уронили голову, руки ……


Поднимаемся. И следующая техника. Парная работа. Один ложится. Ноги чуть шире. Голову на щечку, руки вдоль тела. Нижний энергоцентр идет как раструб, конус, наружу. Из промежности наружу. Рекомендую всем одеться. Кундалини, чтобы ее разогреть, должно быть все в тепле. И вот сейчас второму партнеру нужно руками помочь активизировать этот центр, показываю. Левая рука энергетически «цепляется» за муладхару, на расстоянии 10-20 см., а правая рука выполняет 2 вида движений: ладошкой захватывает энергию из пространства сверху, и медленно ведем на три нижних центра, через промежность. Вдох сверху, и на выдохе пасс рукой от промежности к пояснице. И таких делаете 10 движений. Потом вращение, как будто вы штопор вкручиваете через раструб нижнего центра. И опять мысленно вы проходите до 3 центра. Тоже 10 дыханий. На выдохе, на выдохе. Если выдох длинный, крутите основательно и долго. Нижний партнер просто расслабляется. И потом повторяем еще раз. 3 раунда. Все понятно?


Таня: такое непонятное волнение, в ноги вниз пошло.

И.Н. Хорошо, подключение было.

Все стараются подключиться рукой, левой, ложимся, работаем парами.


ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ


И.Н. А теперь Ваши впечатления. Начнем с активных партнеров.


Юлия: чувствовала тепло муладхары у партнера и правой рукой некоторую тяжесть, вязкость какую-то, полностью доверилась своему чувству в движении рук. Мне показалось, что я видела у Тани довольно большую муладхару, накачанную. Я ее увидела как красный круглый шар.

Ирина: почувствовала в районе и муладхары и трех остальных центров какой-то сгусток энергии. Движение шло, сильного разогрева не было, была легкая теплота. Двигала руками в какой-то плотной субстанции.

Володя: я не почувствовал у Веры муладхару, но где-то с середины я почувствовал очень сильные вибрации у меня в руках, волнообразных сгустков энергии, на всю ладонь и выше. До середины предплечья. У меня руки до сих пор вибрируют. Внутренняя идет вибрация. И сначала у меня было ощущение, что я энергию отдаю. А потом наоборот, чувствовал, что энергия в меня входит.


Анна: я почувствовала только излучение. Такого теплого сгущения. Не просто тепло, а что-то более плотное. А в ладонях я у себя ощущала как бы вихревые потоки, как будто воздух нагретый вращается.

Наталья: почувствовала руками тепло, манипуру. Увидела как свернутое, и ощутила как бы движение, канат. Я не видела, как он шевелится. Я почувствовала рукой шевеление.

Люба: у меня разогрев только с третьего раза. Я видела только все красное. Тепло. А потом, то ли от моих рук, то ли от Таниных просто лучи красненькие по всему….

И.Н. Смотрите, как она сама порозовела. Пришла бледная, а теперь? Розовая! Набралась энергии.


И.Н. А теперь впечатления пассивных партнеров.


Таня: я ощущала тепло и распирание в муладхаре, даже
небольшая боль была. И чувствовала, как поток энергии поднялся до третьего центра. И там застрял, кажется.

И.Н. Можно ли сказать, что это предельное распирание, до боли?

Таня: да, это было распирание до боли. Почувствовала энергию в муладхаре, как будто все сжимается и поднимается наверх, за ниточку привязали и подняли. Как-то захотелось горочкой встать, тихонечко. Бедра поднимались. Я чувствовала тепло, а потом вверх по позвоночнику поток теплый энергии. Он двигался, тек по позвоночнику узким теплым каналом и растворился.

И.Н
. Где?

Таня
: немного не доходя лопаток.

Таня Р: я явно чувствовала холод муладхары вначале, потом тепло пошло после того, как штырем меня пронзило, три этих чакры, явно так. И даже боль ощутилась, когда они соединились. И потом пошло тепло выше. Все это дальше смешалось и все. Голова очень сильно разогрелась вместе с манипурой и четко вот отследила, что ушло это все равно в голову.

На ментальном экране видела на синем кристалле эти три чакры: красную, оранжевую и желтую. Они растворились в синем.


Вера: сильные вибрации по ногам, даже руки захватили. Я ощущала поток, как нагнетание такое шло, распирание…. Я не знаю, я бы не назвала это распиранием каким-то, но то, что тяжесть возникла в районе крестца, это сто процентов. Т.е. не могу сказать. Что это боль, но это неудобство. Очень странное возникло чувство, что надо расплющиться. Расслабление пошло по всему позвоночнику. Т.е. как-то расплющилось все. Дыхание очень, очень медленное, замедлялось, но сердцебиение ощутилось очень энергичное, практически такое вот при остановке дыхания. Я не знала, что с этой тяжестью делать, то ли ее вверх, то ли вниз, я вот ее вниз выпустила.

Света: я почувствовала сразу же чувство ломоты в крестце и грудном отделе между лопатками.

Несколько раз проходила волна по телу, такое нервное перевозбуждение. Даже было несколько раз дрожание мышц, и два раза учащалось дыхание и потом пошла теплая волна, снизу вверх.

Лариса: ну, мне казалось, что очень сильно было больно внизу крестца, прямо было впечатление, что была вибрация в животе, и меня периодически передергивало. Прямо я это ощущала, что вот как-то неприятно это, и как-то через плечи стало расходиться эта боль в стороны.

Елена: я ощутила мощный подъем холодной мощной энергии, снизу вверх. Очень сильные ощущения в районе манипуры, и визуально образовался такой мощный штопор, который все увеличивался и по нему, по этой спирали, шла вверх энергия, холодная, и она остановилась где-то здесь, и в голове вращается, и в каждой руке по штопору.

И.Н. это первая практика, по работе с нижними центрами и по проведению энергии снизу вверх.

Получаемая энергия зависела от того, что Вам давал партнер? Поэтому она могла быть и горячей и холодной. У нас все почувствовали теплую, кроме Тани и Лены. Чтобы теплая была у всех, нам надо было создать посредине костер, и от него качать энергию огня. А мы этого не сделали, поэтому у двоих возникли ощущения холодной энергии. Мне понравилось, как несколько человек из активных партнеров дышали. Медленно, профессионально - настоящая Уджай. Короткий вдох и медленный выдох с характерным шипением. Важно качество выдоха, потому что вся подлинная работа идет именно на выдохе.


Меняемся местами.


ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ


Сейчас мы немного изменили технику. Создали в центре общий купол, накачали бхастрикой, попытались поднять из центра Земли и создать здесь некий фонтан горячей энергии. Насколько это удалось, подключиться….. сейчас ваше мнение.

Юлия: лежала, отслеживала такие волнообразные движения, толчкообразные по спине. Потом почувствовала некое энергетическое извивание внутри, и вдруг я почувствовала внутри себя полую трубку и по ней по правилу буравчика извивается трубочка поменьше. Тело моментально потяжелело очень сильно, меня просто пришпилило к полу, голова сразу впечаталась в пол, и тело разогрелось. Мне пришлось открыть ментально на макушке пробочку, и оттуда вырвался огненный столб, и он прямо вот такими толчками фонтанировал. Эта энергия вырывалась примерно на полметра вверх, потом языки пламени закруглялись и падали.

Ирина: Когда мы создавали общий костер, мне почему-то стало очень холодно, стало очень холодно рукам. Когда я легла, раскалилась сразу муладхара, пошла пульсация и пошла выше, я отследила несколько циклов, т.е. тело вначале распласталось, и придавило чем-то тяжелым, и одновременно пошло расширение. Причем это было и ноги и руки и голова. Но голова поначалу в меньшей степени и все это дошло до корки головы, я ее очень хорошо чувствовала, но особых границ не было. А вот эта корочка головы чувствовалась. А потом пошел второй цикл, и я очень хорошо отследила, как энергия из муладхары перешла в свадхистану и пошла выше. В районе сердца было легкое сердцебиение, как трепет, что-то заколыхалось такое. И постепенно комочек такой, который пульсировал и колыхался, он постепенно через шею прошел в голову. И тоже дошел до этой корочки, но она уже стала более податливая и как бы она дышала и более легкая стала. И вот потом, когда третий цикл, все усилилось, и наполнялось тяжестью, осталась пульсация в муладхаре, в районе сердца, и корочки, которая тоже очень сильно пульсировала. Потом все растворилась, и осталось как бы тяжесть и пульсация в сердце. Больше ничего.


Володя: в районе муладхары почувствовал темное ядро, теплое, которое потом стало растекаться по всему телу. Сначала в области предплечий и груди, потом головы… тяжесть залила все тело, придавило к земле, и потом четко прослеживалось в районе седьмого позвонка яркое пятно, светло-желтого цвета, из которого пошел вверх луч и он тоже пригвоздил область вишудхи к земле. В районе кистей и предплечья начались сокращения мышц, как будто руки сами собой стали подниматься. Не левитация, но похожее ощущение, внутреннее, и начальный процесс как бы начался, но я контролировал, и от земли они все-таки не оторвались. И потом, когда Вера закончила уже, то голова стала очень ясная легкая, и я быстро отошел от этого состояния, руки тоже стали такие легкие, и во всем теле легкость появилась, и ясность в голове.

Анна: я четко делю свои ощущения на три стадии. Первая стадия – это ощущения на грани дискомфорта, это ощущение сквозняка по позвоночнику, как будто меня поместили в трубу холодного воздуха, и вслед за этим сильный дискомфорт в области грудной клетки, как будто сердцу стало тесно. Такое ощущение, что, как будто, утопающему делают искусственное дыхание и давят на грудную клетку, такие толчки и у меня сердце от этого молотилось. Затем это стало стихать, я особого тепла не почувствовала, только на последней, третьей стадии. Вторая стадия – у меня все внимание было направлено на ноги, буквально, ягодицы и ноги. Они как будто существовали отдельно от моего позвоночника, от торса, но там было абсолютное спокойствие, нега, отдохновение. А здесь какое-то напряжение чувствовалось, в туловище. Потом это стало проходить, холод ушел, и как-то тело слилось в единое целое. И такое наступило умиротворение. Приятные ощущения на третьей стадии, они пошли от крестца. Приятное тепло стало разливаться по всему телу.

Наталья: у меня изначально очень сильное сердцебиение в области анахаты, и такое ощущение, что отдавало и в манипуру и в вишудху, и так все молотило, в районе копчика было сначала сдавливание, которое было вовнутрь. И это сдавливание пошло вверх до середины спины. Потом в груди, когда все стало немного успокаиваться, стало тепло, ближе к горячему, и в конце пошла мелкая вибрация.


Люба: было три стадии. Тепло пошло по ногам от пяток до середины груди, я увидела красный цвет. И от грудной клетки от позвоночника в сторону … оказалось внизу как цветок такой. А сверху по траектории пошли синие и голубые линии. От середины туловища, которое было красного цвета, как юбочка, а по кругу шли синие линии. Потом все это поднялось и пошло до головы тепло, потом все остановилось на уровне макушки.

И.Н. Меня Лена хорошо накачала энергией, тоже было несколько стадий, но в конечном итоге пробило так, что я чувствовал пламя во рту, грело небо. А по ногам чувствовал такое наполнение энергией, потяжеление. По спине мурашки бегали туда – сюда.


Техника.

Хорошо. Мы подготовились немножко к завершающей технике. Будет она выполняться руками. То, что мы с вами делали в самом начале, работа руками. Ладонь ближняя идет вверх вдоль корпуса, а в это время задняя идет вниз. Идут по одной орбите, как два электрона друг за другом. И такое вот идет вращение перед собой. Техника такого порядка. На одном длинном выдохе один проход, от промежности до макушки. И за это время около десяти вращений. А мы лежим на спине, ногами к центру круга. Ногами мы соединяемся. Наша правая нога лежит на щиколотке партнера, все понятно? В центре огненное озеро, и оттуда мы на вдохе черпаем энергию и начинаем на длинном выдохе вращать руками. И проходим от промежности до лица. Вдох и опять. Стараемся замедлить выдох. Потренировались. Во время выдоха следите за контактом. Руки должны ощущать энергоконтакт и, хорошо бы, перемешивать. Астральными пальцами вы проникаете внутрь тела и перемешиваете некую субстанцию. Некий энергетический супчик. Мешаете. Вот задача.

……………………………..

Таня Р: когда я руками мешала, то из живота прямо четко вымешивалось, аж до боли. А на груди наоборот, все разглаживалось, при вдохе черпала такую горячую энергию, и даже хотелось прерваться, погладить животик, чтобы эта боль ушла. В конце было расслабление, легко, хорошо.


Таня В: когда перемешивала чакры, то четко ощущала, как будто астральными руками их перемешиваю. А когда расслабление, провалилась в свет. Кругом было светло, как днем. Лежала, а кругом свет был.

И.Н. ты его как ощущала?

Таня В: как в невесомости.

Люба: конечно, было холодно мне. Я мешала, мешала, тепла не было. А потом я почувствовала, что я не дышу. И я себя заставила подышать, и опять начала мешать. Но я очень замерзла.

Елена: я в конце ощутила общую чакру, нижнюю, которая вращалась по часовой стрелке, ощущала между партнерами слева и справа в ладонях общие чакры, которые тоже вращались. И по горизонтали и по вертикали видела их в виде шаров, и мне очень хотелось, чтобы объединились все чакры, и мне даже вначале показалось, что аджна стала общая. Но общей не появилось, а мне этого очень хотелось, и я видела чакры не только как диски, но и как шары. И на какой обратишь внимание, тот становился очень ярким, и очень яркий был ромб в голове. Т.е. виски, вишудха и макушка. Но когда началось расслабление, тогда я ощутила общую для всей группы нижнюю чакру, и надеялась, что все остальные чакры тоже будут общими.

Наталья: когда стала размешивать, появилась легкость во всем теле, и чем больше размешивала, тем легче мне становилось внутри, в голове. Потом было ощущение, как при смешивании красок. Все цвета смешались. А в конце каждый цвет в очень быстром темпе сменял друг друга.

И.Н
. Цвета радуги?

Наталья
: наверное, потому что очень быстро. Я так заметила, что это было под стать моим движениям. И в конце была легкая вибрация.

Лариса: при перемешивании было состояние сильного расслабления. Нижняя часть была как лодка пустая, и я в ней как бы перемешиваю. И из головы как бы все время что-то выбрасываю. Мне все время не хотелось дышать. А когда расслаблялись все, то у меня было такое ощущение, что у нас как бы единение какое-то. Поток какой-то.


Анна: вначале был длинный выдох, мне казалось, что руки уставали. Потом я отметила, что дыхание становится более редким, и мне уже надо усилие делать, чтобы сделать выдох. Потом все уравновесилось. Когда перемешивала, было ощущение, что я вскрыта. Руки были прямо в животе. А потом я стала ощущать ответные толчки, и я хотела ощутить там тепло. И тут я почувствовала, как будто поршень ходит навстречу рукам. Руками я посылала одну энергию, а мне навстречу толчки. Но это только в одной области – ниже пупка. А когда расслаблялись, то у меня был как контрастный душ. Соседка слева такая теплая, я от нее получала мощный перелив энергии, а Света была как ледышка. У нее была такая ледяная рука, что никак не согрелась.

Света: у меня были очень интересные ощущения. Я лежала с закрытыми глазами и когда совершала эти перемешивающие движения. И в один момент я увидела тут вот в кругу такой вот фон, серо- оранжевый бледный. И через некоторое время я с закрытыми глазами увидела свои руки. На следующем цикле я увидела руки Анны и Володи. Потом я попыталась этими руками проникнуть внутрь себя, и вот это проникновение при последующем цикле началось с головы. Следующий цикл – с грудного отдела, и следующий – с области ниже пупка и до головы. И вот пошло такое тепло и радостное возбуждение. Потом когда мы закончили упражнение, я почувствовала, что я действительно ледяная. Такой резкий переход от жара до холода, и вот я долго была ледяная и вот только когда стала Ане говорить, какая я была ледяная, я почувствовала приливы тепла.

Володя: у меня были интересные ощущения, муладхара была в образе колеса водяной мельницы, которая прокручивала такие нити желто-сине-красного цвета, такие энергетические нити. Сначала колесо очень медленно крутилось. А потом оно увеличивалось в размерах, и поток увеличивался. Потом он превратился в ручей, потом в реку, потом я ощущал, что подо мной море. У меня руки опустились, я ощущал тепло по всему телу, и что я под потоком. Тепло все поднималось, у меня уже поднялись руки вверх, потом началось беспричинное ощущение счастья, началась какая-то эйфория, я ощутил, что у меня в блаженной улыбке расплывается лицо. И когда Ваша команда, я вышел из этого состояния. Оно вообще было у меня три раза в жизни: я ощущал такое во сне, второй раз в Добром, на семинаре, и вот сейчас. Когда руки упали, очень холодная рука была у Светы, и теплая у Веры.


Вера: очень глубокий вдох. Медленный, ровный выдох. Дышалось очень хорошо, что-то перемешивалось, даже удиянки как-то на протяжении даже всего, и в груди как-то что-то…. Но это буквально несколько вдохов и выдохов. Потом все это куда-то ушло. Руки словно летают по пустоте. А вместо тела… нет ни ног, а что-то полое лежит, такое, и даже контакта ни с каким телом не ощущаешь. Такая прохлада шла, такая легкость. Потом раз! Зависание такое. В темноте. Ничего, кроме осознавания, что я где-то вишу, надутая какая-то, даже не я, а что-то висит где-то. Потом прохлада. Сейчас у меня очень сильный разогрев. У меня реально манипура пылает. Не манипура. Не могу сказать. Что там ниже, что-то пылает.

Ирина: я почувствовала движение энергии, когда мы их делали. И у меня были такие цвета. Золото раскаленное, как показывают лаву, но она припорошена серым или коричневым таким цветом. Она перемешивалась, как бы синим цветом, проскальзывал сиреневый, и только в конце чуть-чуть зеленого. Ощущение очень теплое. Приятное. Потом я оказалась в таком золотистом цвете, пространстве, где просто блаженство было и никаких чувств. Когда мы соединились руками, Верина горячая была рука, у Тани тоже - единая общность, и все было залито золотом. Почему-то все золотое. С первых минут лава пошла, и к этому все вернулось. Очень сильная вибрация в груди. Т.е. контакт через руки пошел, цвет, и сильная вибрация в груди.

Таня Р: вначале почувствовала какое-то шевеление в нижних чакрах. Потом движение руками и перемешивание пошло красного цвета. В общем, как идут чакры…. Мне захотелось с ними пообщаться, поговорить. И я это сделала буквально. Я с ними общалась. Т.е. пошла муладхара, свадхистана, … т.е. каждый цикл, я общалась с каждой чакрой. Прошла все их. До сахасрары. И вот такое состояние блаженства наступило, что все это вот я прошла, что я с ними пообщалась, поговорила, и когда расслаблялись, белый свет залил меня и туннель такой образовался и я полетела. Причем с хорошей скоростью. И в конце ощущение полета и образ птицы. Я не знаю, я это была птицей или мы все. Но птицу я видела белую.


Юлия: у меня такие ощущения были. Когда перемешивали над собой, то было хорошее ощущение движения во мне. Как будто я мешаю все органы у себя. Такое было чувство, как при массаже перебирают кожу, поднимая ее вверх, так и я перемешивала. Поднимала все вверх. Все это я чувствовала как бы над собой. Не внутри тела, а над телом. Сделала несколько таких движений, у меня пошли змейки в районе манипуры. Мне стало жарко. Я открыла рот, потому что мне хотелось дышать огнем. И сразу же потяжелела аджна. Такое было чувство, что на нее положили тяжелый пятак. Он стал жечь буквально. Когда легли расслабляться, то абсолютно пропало дыхание, поставились сами бандхи. И тут я почувствовала, что над всей группой стоит вибрация, такая мелкая-мелкая, просто таки дрожь. Не воздуха, а не знаю чего. Вибрирует все пространство. Потом увидела как бы палец, который огнем чертил спираль над всей группой. И эта спираль уходила вверх. Против часовой стрелки. Она была такого цвета, как на лампе накаливания спираль.

И.Н. Ну, что ж. Очень интересные впечатления, ощущения. Некоторым из нас эти техники позволили выйти на свои предельные состояния, т.е. состояния блаженства, счастья, полета, растворения, птицы. Естественно, что у всех это по-разному. И эти техники, объединенные под общим названием – подъем кундалини, конечно, не предполагают, что мы тут же должны были ее поднять. Но, тем не менее…. Они дали нам новые ощущения. Дали новые знания себя. Совсем не обязательно четко интерпретировать в каких пространствах мы были, главное, что мы в них были, и что мы расширили свой тонкий эзотерический опыт. Что мы в этих пространствах оказались. И очень интересно, что у некоторых это был свет. А свет, белое прозрачное пространство – считается, что это очередной этап развития сознания, а до того должна быть чернота. Глубокая чернота при углублении внутрь себя. Еще многие увидели цвета чакр. И перемешивание их. Я думаю, что это тоже новый и интересный опыт. Думаю, что мы будем продолжать эти практики, и я бы порекомендовал дома несколько раз проделать последнюю технику перемешивания. Нужно описать свои опыты. Итак, задание: поработать дома, от свечи. До встречи.


***************************


Подробнее о научной трактовке Кундалини в следующей статье



Ли Санелла. КУНДАЛИНИ: КЛАССИЧЕСКИЙ И КЛИНИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ

[Кундалини] создает вселенную из Своего собственного бытия, и именно Она Сама становится этой вселенной. Она становится всеми элементами мироздания и входит во все разнообразные формы, которые мы видим вокруг. Она становится солнцем, луной, звездами и огнем, чтобы освещать космос, который Она создает. Она становится праной, жизненной силой, чтобы поддерживать жизнь во всех тварях, включая людей и птиц; именно Она становится водой, чтобы утолять нашу жажду. Чтобы насыщать наш голод, Она становится пищей. Все, что мы видим и чего не видим; все, что существует, от земли и до небес... это не что иное, как Кундалини. Это та высшая энергия, которая движет и оживляет всех тварей, от слона до крошечного муравья. Она входит в каждую и всякую тварь и вещь, которые Она создает, но никогда не теряет Своей самотождественности или Своей незапятнанной чистоты.

Свами Муктананда. Кундалини: тайна жизни

Пандит Гопи Кришна* из Кашмира сделал информацию о Кундалини доступной для широкой западной аудитории в общей и достаточно популярной форме. Ли Санелла, врач и исследователь из Калифорнии, первым сумел привлечь к процессу пробуждения Кундалини внимание медицинских кругов и продемонстрировать его значение для клинической практики. Он собрал значительное количество данных, свидетельствующих о том, что у многих американских пациентов проявляется синдром, который соответствует описаниям пробуждения Кундалини и знаменует собой совершенно определенный психологический процесс.

Не будучи научными и представляя, в сущности, точку зрения, принятую на Востоке, книги Гопи Кришны произвели впечатление только на некоторых наиболее широко мыслящих исследователей, которые решили подвергнуть эти идеи основательной научной проверке. Работа Санеллы сыграла очень важную роль в демонстрации как широкой публике, так и профессиональной аудитории на Западе, что феномен Кундалини действительно проник в нашу культуру и заслуживает серьезного внимания.


Санелла — психиатр и офтальмолог, являющийся, кроме того, знатоком холистической медицины. Он имеет также широкие теоретические и практические познания в различных духовных системах. У него диплом Йельского университета, где он в молодости, будучи студентом, участвовал в научных исследованиях, результаты которых были опубликованы в “Журнале биологии и медицины Йельского университета” (“Yale Journal of Biology and Medicine”). Он прошел ординатуру как в психиатрии, так и в офтальмологии и проводил научные исследования в этих областях. В течение двух лет он участвовал в качестве приглашенного экзаменатора в работе Американской офтальмологической комиссии, занимающейся сертификацией врачей-офтальмологов. В течение своей активной медицинской практики Санелла занимал многие преподавательские посты, а со времени выхода в отставку продолжает участвовать в клинической работе. В настоящее время он следует духовному пути, основанному на учениях мастера Да Фри Джона*.

На протяжении многих лет Санелла проводил клинические исследования в области целительства, различных аспектов необычных состояний сознания и телесных энергий. Его первая книга “Опыт пробуждения Кундалини: психоз или трансценденция”** показывает, что широкое разнообразие эмоциональных и физических расстройств, которые традиционная наука считает медицинскими проблемами и диагностирует как психические или даже соматические заболевания, в действительности представляют собой проявления психологической и духовной трансформации, имеющей все признаки пробуждения Кун­далини.

Санелла также продемонстрировал, что аналогичные феномены были известны и во многих других культурах, от высокоразвитых культур Востока до американских индейцев и бушменов племени кунг из пустыни Калахари. “Клиника Кундалини”, которую он основал, предназначена для предоставления консультаций и руководства клиентам, которые оказались вовлеченными в этот процесс. Поскольку пробуждение Кундалини становится одной из наиболее часто встречающихся форм духовного кризиса, работа Санеллы является важным вкладом в наше понимание кризисов трансформации.


Каждая духовная традиция, связанная с процессом возрождения, имеет свою собственную модель. Большинство из них являются описаниями, подчеркивающими субъективный аспект опыта, считая объективные признаки случайными либо вообще их игнорируя. Таким образом, эти объяснения, будучи сами по себе вполне обоснованными, не могут оказать никакой помощи при объективном сравнении различных традиций. Когда речь заходит о психологической интерпретации, большинство этих моделей оказываются практически не имеющими отношения к делу.

Исключением является модель Кундалини в йоге. В ней Кундалини понимается как “энергия”, которая обычно пребывает “спящей” в основании позвоночника. Когда эта энергия “пробуждается”, она медленно поднимается вверх по каналу в позвоночнике к макушке головы. Это может означать начало процесса просветления.

При своем подъеме Кундалини заставляет центральную нервную систему избавляться от стресса. Очаги стресса обычно вызывают боль во время медитации. Когда Кундалини сталкивается с этими очагами стресса, или “блоками”, она начинает действовать “по собственной воле”, включаясь в самоуправляемый и самоограничивающий процесс распространения по всей психофизиологической системе с целью устранения этих блоков.

Коль скоро блок устранен, Кундалини свободно протекает через это место и продолжает свое восхождение до тех пор, пока не столкнется с новой областью стресса. Кроме того, в этом путешествии энергия Кундалини рассеивается, так что она может действовать сразу на нескольких уровнях, устраняя несколько различных блоков. Когда ее движение завершено, энергия снова собирается воедино и сосредоточивается на макушке головы.

Различие между этим конечным и исходным состояниями не просто в том, что Кундалини сосредоточивается в другом месте, а в том, что за это время она прошла через каждую часть организма, устраняя блоки и пробуждая сознание. Таким образом, в целом действие Кундалини можно рассматривать как процесс очищения, или уравновешивания.


Электрический ток порождает свет, когда проходит через тонкую вольфрамовую нить в лампе, но не тогда, когда проходит по толстому медному проводу, потому что нить оказывает ему заметное сопротивление, а провод — нет. Точно так же и Кундалини вызывает наибольшие ощущения, когда входит в те области ума и тела, которые “засорены” или “заблокированы”. Но “теплота”, порождаемая “трением” Кундалини при прохождении через эти области “сопротивления”, вскоре “пережигает” блок, и тогда ощущение прекращается.

Аналогичным образом сильный поток воды, проходя через толстостенный резиновый шланг, заставит этот шланг извиваться, в то время как прохождение того же потока через пожарный рукав будет едва заметным. Так же и течение Кундалини через загрязненные “каналы” в теле или уме вызывает движение в этих областях до тех пор, пока загрязнения не будут “смыты”, и каналы не “расширятся”. (Термины “канал”, “расширение”, “блоки” и т.п. следует понимать метафорически. Они могут не относиться к действительным физическим структурам, аспектам и процессам, а быть всего лишь удобными аналогиями для понимания этой модели действия Кундалини. Реальный процесс, несомненно, является более тонким и сложным.)

Спонтанные телодвижения, перемещающиеся телесные ощущения и другие феномены, выявленные нами в ходе кросскультурного исследования и в собственной практике, можно легко интерпретировать как проявления действия Кундалини. К тому же Ицхак Бентов* недавно предложил физиологическую модель Кундалини, которая объясняет многие из наших наблюдений. Позже мы оценим его исследование с точки зрения наших собственных результатов. Ввиду объективной ориентации его модели Кундалини, ее универсальной применимости и возможности ее физиологической интерпретации мы будем принимать ее за основу в дальнейшем обсуждении.

Однако существуют различия между нашими наблюдениями и классической концепцией Кундалини. Самое заметное из них состоит в том, что, согласно нашим наблюдениям и сообщениям некоторых традиций, энергия или ощущение поднимается от ступней по ногам, спине и позвоночнику к голове, но затем спускается вниз по лицу и через горло, завершая свое движение в брюшном отделе. Это полностью согласуется с предсказаниями модели Бентова, но несколько расходится с сообщениями Муктананды, Гопи Кришны и классических текстов йоги.


Поэтому мы предлагаем термин физио-Кундалини для тех физиологических и психологических аспектов пробуждения Кундалини, которые могут быть объяснены чисто физиологическим механизмом. Мы будем говорить о процессе физио-Кундалини, о цикле физио-Кундалини, о механизме физио-Кундалини и о комплексе физио-Кундалини. Модель Бентова описывает подобные физиологические изменения, которые не требуют никаких сверхъестественных сил.

Медленное продвижение “ощущения-энергии”, поднимающейся вверх по телу, а затем спускающейся вниз через горло, сопровождается разнообразными телодвижениями, ощущениями и психическими возмущениями, которые прекращаются после того, как этот путешествующий раздражитель достигает своей кульминационной точки в животе. Эта последовательность событий настолько характерна, что мы будем называть ее циклом физио-Кундалини.

Когда энергия сталкивается с сопротивлением, затем преодолевает его и очищает систему от этого блока, мы будем говорить, что место, где находился этот блок, становится “открытым”. “Открытие горла” — один из типичных примеров. Это дает нам терминологию, связанную с концепцией Кундалини, подходящую для уровня наших наблюдений и допускающую физиологическую интерпретацию. В то же время это позволяет нам сохранить в полной неприкосновенности классический смысл Кундалини, не связывая себя верой в то, что эта мифическая концепция точно соответствует чему-то объективно реальному.

Теперь у нас есть две модели Кундалини: классическое описание йоги и физиологическая модель Бентова, а также наши собственные клинические наблюдения. Те аспекты этого процесса, которые могли бы иметь чисто физиологическую основу, ту, что предлагает Бентов, или какую-то другую, мы назвали физио-Кундалини. В эту категорию попадает большая часть наших клинических наблюдений, и мы недавно занимались проверкой того, в какой мере они могут быть объяснены моделью Бентова. Но процесс физио-Кундалини отличается от классического йогического описания в некоторых существенных моментах.


Наиболее важным из них является маршрут, по которому “энергия” Кундалини, или телесное ощущение, движется при своем прохождении через систему. С классической точки зрения энергия “пробуждается” в основании позвоночника, движется прямо вверх по каналу позвоночного столба и завершает свое путешествие, достигая макушки головы. Однако утверждают, что вдоль этого пути расположены несколько “чакр”, или центров психической энергии, через которые Кундалини должна пройти, чтобы достичь своей цели. Эти чакры содержат “загрязнения”, которые Кундалини должна устранить, прежде чем она сможет продолжить свой путь вверх.

С другой стороны, в обычной клинической картине ощущение энергии перемещается вверх по ногам и спине к макушке, а потом вниз по лицу через горло к конечной точке в области живота. Как соотносятся эти два описания?

Мы должны осознавать, что описания йоги являются не только догматическими, но также и очень тонкими. Западные ученые утверждают, что действительное местоположение чувственного восприятия — сенсорные области коры головного мозга, хотя само ощущение чувствуется как находящееся на периферии. Точно так же йоги могли иметь в виду, что ощущения, “блоки” и “раскрытия” (как, например, “раскрытие горла”), которые чувствуются в разных частях тела, некоторым тонким образом представлены в чакрах, расположенных вдоль позвоночника.

Есть и еще одна возможность, которую предполагает опыт одного из учеников Муктананды, который говорил (в личной беседе), что ощущал, как энергия распространяется по всему его телу, но особенно как она спускается у него со лба по лицу и к горлу, затем к грудной клетке и животу, затем к основанию позвоночника, и только потом начинает двигаться вверх по центральному каналу в позвоночнике. Он говорил, что ощущения в позвоночнике являются более тонкими и их труднее воспринимать, чем ощущения из периферических областей тела — возможно, потому, что большая часть энергии пока еще не вошла в его позвоночник.


Фактор времени также оказывается разным в классической и клинической картинах. Все характерные элементы комплекса физио-Кундалини входят в классическое описание. И в то же время мы обнаруживаем совершенно “обычных” людей, у которых цикл физио-Кундалини завершается за несколько месяцев, тогда как трактаты йоги отводят минимум три года на достижение полного пробуждения Кундалини в случае самых продвинутых посвящаемых. Поэтому мы предполагаем, что полное пробуждение Кундалини включает в себя более обширный комплекс, в котором процесс физио-Кундалини является лишь одной из частей.

Пока еще слишком рано пытаться точно определить их взаимосвязь, за исключением, быть может, того, что механизм физио-Кундалини представляет собой отдельный процесс, который может активизироваться в контексте полного пробуждения Кундалини. Большая часть проблемы связана с трудностью сравнения различных стадий, когда одновременно протекает много конкурирующих процессов. Еще более усложняют картину индивидуальные различия. Но, видимо, есть возможность прояснить все эти вещи, вспомнив теоретическое определение процесса действия Кундалини как очищающего и уравновешивающего процесса.

Если “загрязнения” или дисбалансы обладают какой бы то ни было объективной реальностью, должна быть возможность обнаруживать их с помощью физиологических или психологических тестов и коррелировать их удаление с клинически наблюдаемыми специфическими признаками и симптомами. Поскольку мы теперь знаем, что этот процесс может быть запущен в ход, и умеем распознавать его на начальных стадиях, следующим очевидным шагом в этих исследованиях должны быть долговременные наблюдения, охватывающие весь период протекания процесса. Они бы могли быть чрезвычайно ценными для установления того, какие объективные характеристики процесса Кундалини делают его благотворным.

Вопросы диагностики

Результаты наших наблюдений указывают на явное различие между психозом и комплексом физио-Кундалини и дают несколько критериев, которые позволяют отличать эти состояния друг от друга. В некоторых случаях мы видели, что состояния, похожие на шизофрению, могут быть результатом того, что переживание Кундалини встречает негативную реакцию, которая выражается или в социальном давлении, или в сопротивлении самого индивида, придерживающегося прежних убеждений.


О том, что эти состояния явно различаются и никак не связаны между собой, свидетельствуют два случая, когда наши пациенты стали “психотиками” после помещения их в психиатрические учреждения за неадекватное поведение. Каждый из них сообщил нам, что во время пребывания в соответствующей клинике он (и несколько других пациентов) мог бы с полной уверенностью сказать, кто из находившихся там был действительно “сумасшедшим”, а кто — просто “сдвинутым” и “не от мира сего”.

Возможно, это та ситуация, когда “рыбак рыбака видит издалека”, и тот, у кого Кундалини пробудилась, способен интуитивно чувствовать “Кундалини-состояние” у других людей. Это особенно интересно, поскольку указывает на возможность использования таких людей в качестве помощников при определении того, в каком соотношении находятся эти два процесса у каждого конкретного пациента.

У клиницистов обычно очень тонкий “нюх” на психотические проявления. По большей части именно эта способность ощущать “запах” психоза говорит нам, есть ли у пациента неуравновешенность такого рода, или же он находится под влиянием более позитивных психических сил. Есть также чувство, которое подсказывает, опасен ли такой пациент для самого себя и других. По нашему опыту люди на ранних стадиях пробуждения Кундалини, даже если они злы или враждебно настроены, редко склонны вымещать это на окружающих.

Можно также сказать, что те пациенты, у которых преобладают элементы переживания Кундалини, обычно гораздо более объективны по отношению к себе и охотно рассказывают, что с ними происходит. Те же, у кого более выражен психотический компонент, имеют тенденцию быть очень уклончивыми, скрытными и полностью поглощенными размышлениями о каком-то смутном, но “значительном” аспекте своего опыта, который они никогда не могут полностью передать другим.

С учетом наших собственных результатов и модели Бентова мы имеем еще несколько отличительных признаков. Так, ощущения теплоты являются типичными для этих “пиковых” состояний, но редки при психозе. Также очень характерны ощущения “вибрации” или трепета, покалывания и зуда, которые перемещаются по телу по определенной схеме — обычно в описанной выше последовательности. Но это движение может быть и беспорядочным в нетипичных случаях или у людей, имеющих предвзятое мнение о том, как “должны” циркулировать энергии в теле.


При всем этом может появляться внутреннее ощущение яркого света. Могут быть и боли, особенно в голове, которые внезапно возникают или прекращаются во время решающих стадий процесса. Часто встречается необычный ритм дыхания, равно как и другие спонтанные движения тела. Люди слышат шумы наподобие писка или свиста, но навязчивые неприятные голоса, как при психозе, бывают редко. Когда голоса все же слышны, они воспринимаются как приходящие изнутри, и их не путают с внешней ре­альностью.

Рекомендации и обсуждение

Наши результаты поддерживают ту точку зрения, что сила Кундалини является позитивной и созидательной. Все наблюдавшиеся нами пациенты, по их собственному представлению, достигли успеха. Они сообщают, что легче справляются со стрессом и получают большее удовлетворение от отношений с другими людьми, чем когда-либо раньше. Классические случаи указывают, что результатом завершения полного процесса пробуждения Кундалини могут быть особые способности и глубокое внутреннее умиротворение. Но на начальных стадиях стресс самого переживания в сочетании с негативным отношением к нему со стороны самого человека, вовлеченного в этот процесс, или окружающих его людей может быть подавляющим и стать причиной тяжелого расстройства.

Опыт подсказывает правильный подход к таким ситуациям, сочетающий в себе понимание, силу и мягкую поддержку. Спонтанные трансы, которые беспокоили одного из наших пациентов, прекращались, когда мы убеждали его входить в состояние транса по собственной воле. Признавая различие между “психотическим” и “психически активным”, мы передавали ему отношение к трансам как к чему-то ценному и значимому. Поскольку мы таким образом принимали это состояние, пациент также был способен его принять.

Сами трансовые состояния перестали им “управлять”, как только он прекратил сопротивляться им и стоящим за ними силам. Точно так же у еще одной пациентки были сильные головные боли, но они прекратились, как только она оставила попытки контролировать процесс и просто “отдалась ему”. Иными словами, болезненные ощущения были результатом не самого процесса, а ее сопротивления ему. Мы подозреваем, что это справедливо в отношении всех негативных эффектов процесса физио-Кундалини.


Симптомы, которые порождает этот процесс, со временем исчезают сами по себе. Так как это, в сущности, “очищающий” и уравновешивающий процесс — а каждый человек имеет конечное количество таких “загрязнений”, которые удаляет Кундалини, — процесс оказывается самоограничивающим. Поэтому наблюдаемые расстройства являются не патологическими, но скорее терапевтическими, обусловливая устранение потенциально патологических элементов. Сила Кундалини спонтанно возникает из глубины ума и явно направляет сама себя. Так что напряженность и неуравновешенность являются результатом не самого процесса, а сознательного или бессознательного вмешательства в него. Помочь человеку понять и принять то, что с ним происходит, — быть может, лучшее из того, что мы можем сделать.

Обычно процесс, будучи предоставлен сам себе, находит собственный, естественный темп и равновесие. Но если он уже стал слишком быстрым и острым, наш опыт подсказывает, что для его смягчения можно порекомендовать такие меры, как употребление более тяжелой пищи, временное прекращение занятий медитацией и энергичная физическая активность.

Люди, у которых процесс физио-Кундалини активизируется легче всего и у которых он чаще всего оказывается острым и беспокойным, — это те, кто обладает особенно восприимчивой нервной системой, природные экстрасенсы*. У многих из наших пациентов пробуждению предшествовал некоторый опыт экстрасенсорных феноменов. Природные экстрасенсы нередко находят переживание физио-Кундалини столь интенсивным, что избегают регулярных занятий классической медитацией, которая обычно способствует процессу Кундалини; они либо вовсе воздерживаются от медитации, либо практикуют какие-то ее формы своего собственного изобретения. Но многие из их тревог, по-видимому, вызваны непониманием и незнанием процесса физио-Кундалини. И нам, вместо того чтобы усиливать их страхи, следует дать им знание и уверенность, что позволит процессу развиваться в максимально комфортном и естественном для них темпе.


Многого можно было бы достичь, изменив отношение к процессу Кундалини сначала среди переживающих его людей, а в конечном счете и в обществе в целом. Это пошло бы на пользу не только этим людям, но и всем нам, кто нуждается в образцах для собственного духовного поиска. Некоторые другие культуры являются более продвинутыми, чем наша, в отношении понимания позитивной ценности духовно или психически развитых людей.

Так, на острове Бали состояние транса у детей выполняет важную приспособительную функцию. В некоторых частях Африки транс, который нужен для пробуждения Кундалини, является социально и религиозно необходимым явлением.

В Южной Африке у одного из племен, живущих в пустыне Калахари, состояние, которое западная психиатрия, вероятнее всего, назвала бы “острой шизофренией”, является необходимой предпосылкой для посвящения в колдуны.

Необходимо сказать здесь о многих творческих людях, которые в настоящее время страдают из-за тех ошибок, которые мы, как профессиональные психиатры, допустили в прошлом. И мы обязаны приложить все усилия, чтобы исправить эти ошибки. В настоящее время в нашем обществе такие харизматические и странно ведущие себя люди, как шаманы, впадающие в транс медиумы и “масты” (“опьяненные Богом”), вполне могут оказаться в ситуации принудительной госпитализации.

Возможно, сейчас есть много людей, находящихся в подобной ситуации, которых можно было бы отыскать и освободить, найдя им более позитивное применение в нашем обществе. Проблема состоит в том, чтобы распознать их среди других пациентов наших психиатрических учреждений. С этой точки зрения полезным образцом для изучения является работа Мехера Бабы с “мастами”. Если правда, что “рыбак рыбака видит издалека”, то люди, уже пережившие на собственном опыте процесс физио-Кундалини, могли бы найти себе особое и неоценимое применение в качестве помощников в такого рода проекте.

Многие из тех, кто подвергается этому процессу, временами чувствуют себя совершенно безумными. Если они ведут себя хорошо и сохраняют молчание, им удается избежать того, что их назовут шизофрениками, госпитализируют или будут лечить успокаивающими препаратами. Тем не менее их изолированность и чувство отделенности от других людей может причинять им много страданий. Мы должны донести до таких людей, до их семей и до всего общества информацию, чтобы помочь им осознать свою ситуацию как благословение, а не проклятие.


Конечно, мы не должны больше подвергать людей, которые, возможно, находятся в разгаре этого процесса возрождения, лекарственной или шоковой терапии — подходам, находящимся на противоположном полюсе по отношению к творческому саморазвитию.

Эти люди, хотя они и сбиты с толку, запуганы и дезориентированы, уже подвергаются изнутри терапии, которая далеко превосходит любое лечение из тех, которые мы пока что умеем применять извне.

Скачано с http://psichology.vuzlib.net/book_o676.html

Оглавление


     § АННОТАЦИЯ
     §  КРИЗИС — ЭТО НАШЕ ВСЁ
     § Введение
     § Часть I. СВЯЩЕННОЕ БЕЗУМИЕ: ПСИХОЛОГИЯ, ДУХОВНОСТЬ И ПСИХОЗ. Станислав Гроф, Кристина Гроф. ДУХОВНЫЙ КРИЗИС: ПОНИМАНИЕ ЭВОЛЮЦИОННОГО КРИЗИСА
     § Роберто Ассаджиоли. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ
     § Р.Д. Лэйнг. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ОПЫТ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ И ПСИХОЗАМ
     § Часть II. МНОГООБРАЗИЕ ДУХОВНОГО КРИЗИСА. Джон Уэйр Пери. ДУХОВНЫЙ КРИЗИС И ОБНОВЛЕНИЕ
     § Хольгер Кальвайт. КОГДА БЕЗУМИЕ БЛАГОСЛОВЕННО: ПОСЛАНИЕ ШАМАНИЗМА

     § Ли Санелла. КУНДАЛИНИ: КЛАССИЧЕСКИЙ И КЛИНИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ

     § Энн Армстронг. ВЫЗОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАСКРЫТИЯ: ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ
     § Кейс Томпсон. ОПЫТ ВСТРЕЧИ С НЛО КАК КРИЗИС ТРАНСФОРМАЦИИ
     § Часть III. БУРНЫЕ ПОИСКИ СЕБЯ: ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНЫХ ИСКАНИЙ. Джек Корнфилд. ПРЕПЯТСТВИЯ И ПРЕВРАТНОСТИ В ДУХОВНОЙ ПРАКТИКЕ
     § Рам Дасс. ОБЕЩАНИЯ И ЛОВУШКИ ДУХОВНОГО ПУТИ
     § Часть IV. ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ, ПЕРЕЖИВАЮЩИМ ДУХОВНЫЙ КРИЗИС. Кристина Гроф, Станислав Гроф. ПОДДЕРЖКА В ДУХОВНОМ КРИЗИСЕ
     § Брюс Грейсон, Барбара Харрис. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЛЮДЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ ОКОЛОСМЕРТНЫЙ ОПЫТ
     § Пол Ребилло. ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ: РИТУАЛИЗАЦИЯ МИСТЕРИИ
     § Жанин Прево, Расс Парк. СЕТЬ ПОДДЕРЖКИ В ДУХОВНОМ КРИЗИСЕ (SEN)
     § Станислав Гроф, Кристина Гроф. ЭПИЛОГ: ДУХОВНЫЕ КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ И ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС
     § Приложение
     § ПРИМЕЧАНИЯ


      1. Наткнулся на интересный сайт «ТВОЯ ЙОГА». Есть материалы и по кундалини. http://youryoga.org/wiki/mysticism/energii_transformacii_putevoditel_po_kundalini_emocionalnye_i_psihologicheskie_reakcii_na_probuzhdenie_kundalini.htm?b06a3cc0




http://vkontakte.ru/note584889_10214789

Мой опыт подъема кундалини

Айрат Гирфанов

По вопрос подъема кундалини информации много, но реально полезной очень мало. Т.к. сам с этим столкнулся и у меня по этому поводу тоже спрашивают, решил описать свой опыт в этой заметке. Думаю, этот текст читать будет полезнее, чем абстрактные рассуждения людей, которые с этой энергией знакомы только понаслышке.
На момент подъема кундалини я практиковал хатха-йогу, рейки и Чжун Юань цигун по 1 и 2 ступени. Цели поднять кундалини у меня не было, с энергией "ци" работал достаточно свободно, а про чакры и кундалини как-то не задумывался.
В общем, вступление закончилось, дальше рассказ.

В июле, сижу я в медитации, гоняю себе энергию по микроорбите, никого не трогаю, и тут у меня неожиданно поднимается кундалини. Это был для меня полный ШОК. И я инстинктивно горловой замок включил, энергия до горла поднялась, а дальше, через замок, не смогла пробиться. Было сильное сердцебиение, непонятки с дыханием, дыхание тоже колбасило. И ощущение, как энергия тело колбасит - то в одну сторону потечет, то в другую.
Я вышел из медитации, постепенно энергия успокоилась. Но ночью спать не мог, только ум успокаиваешь, сразу начинает энергия подниматься. С утра начал поиски информации, что с этим делать. Знакомые инструктора йоги, ничего по этому поводу сказать не смогли, т.к. сами только асанами занимаются, дыхание и медитации не практикуют. А одна из кундалинщиков посоветовала одеть на голову белую повязку, типа это меня защитит от всякой фигни. Я тут же спросил, а не нужно ли белые тапочки одеть, на всякий случай, если все-таки повязка не защитит :)))

В Интернете по этому поводу инфа была противоречивая, но в основном, стращали всякими ужасами.


А у меня через несколько дней должен быть долгожданный поход на Алтай и перед ним мне здоровье физическое и психологическое ломать не хотелось.
К вечеру следующего дня, весь в непонятках и смятении попробовал снова помедитировать. Снова энергия поднялась. Поэкспериментировал с горловым замком, ослабляя и усиливая его, начал впускать эту энергию потихоньку в голову. Крыша начала понемногу "ехать". После того как, на мой взгляд, голова поехала слишком сильно, снова перекрыл поток. И посидел спокойно, пока голова не прояснилась. Оставшаяся энергия тем временем по телу колбасилась, то вниз, то вверх, то в один бок, то в другой. Потом снова из медитации вышел, энергия и сердцебиение потихоньку успокоились. Ночью заснул нормально, без проблем.
На следующий день у коллеги на работе был день рождения и я решил воспользоваться и "затушить" энергию ударной дозой алкоголя. Что у меня успешно получилось. Кундалини и алкоголь оказались несовместимы  :)))))
И на Алтай я уехал спокойно, без "буянящей" энергиии.

На Алтае все было классно, энергии море, природа замечательная, горы величественные, люди просто супер. Но, видимо из-за серьезных физических нагрузок и из-за того что я достаточно много энергии тратил на лечение заболевших соратников по походу, излишков энергии не образвывалось и кундалини вела себя тихо и незаметно :)))

Вернувшись с Алтая я продолжил свою практику и, ближе к концу августа, кундалини снова проснулось. Тут уже я стал понемногу энергию в голову впускать, регулируя поток горловой чакрой. Про совет Лаппы, как "сжигать" излишки энергии я еще не знал и поэтому просто ждал, когда оно само успокоится. Всю энергию в голову, по-прежнему, не впускал и часть энергии носилась по телу, в т.ч. и по половым органам, вызывая соответствующие, довольно интересные, ощущения :))))

Потом подошло время семинара Андрея Лаппы в Санкт-Петербурге, на который я и поехал. Здраво рассудил, что если не сам Лаппа, то хоть кто-нибудь в 5-милионном городе найдется, кто бы меня просветил, что мне с этой "буйной" кундалиней делать :))))

Приехал я на семинар и начал слушать умного человека. Оказалось, вся его система построена на том, чтобы повысить уровень энергии в теле и вызвать подъемы кундалини, которая начнет преобразовывать тело и сознание йога. Его слова "без кундалини йога и не начинается". Пообщался с ним вне лекции на беспокоящую меня тему. Он меня успокоил, дал совет: Лучше всего дать энергии подняться до самого верха. Но если по каким-то причинам нужно остановить процесс, если течение этого процесса не нравится, нужно открыть глаза, переключить внимание на что-то внешнее и, чтобы "сжечь" излишки энергии, несколько раз изометрически (без движения) напрячь и расслабить мышцы тела.

Там Андрей Витальевич одно из занятий посвятил энергетическим практикам, призванным вызвать подъем энергии. У меня за время пребывания в Питере 2 раза энергия поднималась. Но, т.к. тут я уже не ограничивал поток энергии в голову и она проходила снизу-вверх через мое тело, выходя из головы. Сильно меня колбасило в первый раз, потом подъемы стали проходить гораздо спокойнее.

Теперь периодически они у меня проходят без колбасни, просто энергия затапливает тело и выходит через сарасхара-чакру. И бешеного сердцебиения уже нет.
Могут возникать тряски в теле, какие-то движения, повороты, наклоны, в этом случае нужно дать телу сделать эти движения, это энергия каналы прочищает. Мое тело, например, скручивалось в стороны.
И ни в коем случае, НЕ ПАНИКОВАТЬ. Просто спокойно наблюдать за процессом. Если не нравится как процесс пошел, то открыть глаза, перевести внимание на внешний объект и изометрическими напряжениями мышц тела "сжечь" блуждающую по телу энергию.

Для чего, вообще, нужно эту энергию поднимать.

По древним йоговским текстам, а также, по словам Лаппы, энергия, поднимаясь, преобразует наше тело на всех уровнях и на физическом и на энергетическом, при этом появляются сикхи (необычные способности). Я сильно необычных способностей не заметил. Разве что стал чуствовать энергетику других людей. Да и не стремлюсь я к необычным способностям, но раз уж оно поднимается, то пусть изменяет мои коши, посмотрим, что дальше будет. :)))


P.S. Большое спасибо Андрею Витальевичу Лаппе, за то что дал так много РЕАЛЬНО ПОЛЕЗНОЙ информации. И школе Yogaflow и Зульфие, которые организовали его семинар в Питере :)))

P.S.S. Передаю привет всем участникам этого семинара :)))

24 сентября 2010 в 13:47|В избранное| Мне нравится

5 комментариев



Вадим Соломатников

Значит кундалини нужна, что бы преобразовывать тела на всех уровнях? И особого применения ей нет? Тоже читал ерунды всякой...больше слов, чем дела. И спросить не у кого...

Помню в первый раз когда подниматься началась, остановившишь у горла прозвучал невидимый вопрос - дальше продолжить движение или остановиться? выбрал сразу же дальше...и как она через голову наружу полетела...это что-то было) А после того как попытался сам "насильно" энергию погнать (что и получилось), заболел на следующий день впервые года за 4... Это всё-таки кундалини была?

20 октября 2010 в 18:58 | ответить|это спам



Айрат Гирфанов

У меня не такой большой опыт работы с кундалини, чтобы сказать она это или нет. Мне она тоже фамилию свою не называет :))))

но у меня тоже несколько раз бывало так, что после подъема чуствовал себя нездоровым, но с помощью Рейки исправлял свое самочуствие.

а для чего она нужна. Опытные в этом люди говорит, что кундалини преобразовывает энергополе из кокона в тороидальную структуру. Что позволит перейти к восхождению по уровням просветления. Но для меня различные ступени просветления пока теория, а не практика :)))

20 октября 2010 в 19:09 | ответить



Вадим Соломатников

Странно просто, читал где-то что энергия немного грубовата эта, а воздействует аж на все тела... После того опыта произошли большие перемены. Надеюсь скоро практикой станет) Спасибо за описание своего опыта)

20 октября 2010 в 19:19 | ответить|это спам



Игорь Мусловец

Открыть глаза и переключить внимание, это тоже, что вывести поток во вне, так и из тела можно выскочить, если конечно это кундалини. Совет не из лучших. Но напрягая мышцы это уже другое.

Вадим Соломатников скажите точнее: через голову, снаружи или из нутри, и что было? У меня из головы, из нутри ничего не получилось, плавал в свете и блаженстве, а когда опустился назад, тело то на износе, чуть не окочурилось.

1 декабря 2010 в 19:32 | ответить|это спам


Вадим Соломатников ответил Игорю Мусловцу

Первый раз было так: просто лежа на кровати расслабляясь, потом энергии начал от ног, затем по позвоночнику подбираться к голове. Это текло достаточно медлено, чтобы прочувствовать, но весь процесс, был на короткое время. Затем пройдя по позвоночнику, поток остановился у горла и стал выбор - остановиться или дальше. После выбора идти дальше, поток моментально прошёл через голову наружу куда-то. Ощущения следующие - ледишь с огромной скоростью, аж ветер чувствуется от движения. Всё тело как бы покалывают невидимые иголки, но не больно, а даже как-то приятно. За счет этого скорость, возможно, и ощущалась. Затем, на второй раз, было всё тоже самое, только подходя к горлу, выбора не было, поток сразу прошёл через голову.
Как таковым телом, себя не ощущаешь. Глаз тоже не было. Ты - сам всё тело целиком и одновременно то пространство, где находишься в этот момент. После завершения этого процесса, тело в обычном состоянии.
Затем, пытался сэмулировать состояние подобное. Получилось, на буквально 1-2 секунды, но последствия были не хорошие. Заболел впервые с тех пор, как после первых спонтанных таких явлений, болеть вобще перестал, хотя раньше раз в месяц на пару недель на постельный режим...

Относительно недавно, за 1.5 часа было 6 таких состояний. Первое прошло как обычно. На втором уже было сильное давление в голове и в позвоночнике, буд-то изнутри распирало сильно. Пришлось остановиться. Причина, думаю, в кривом положении тела. 3й раз прошёл в обычном режиме. А вот последующие 3 уже были иначе. По сути это тоже самое, только идущая энергия, проходящая как обычно от ног и изголовы во воне, была мощнее предыдущих разов. Её было больше чтоли, плотнее как бы была...так и не разобран вопрос этот, но это была уже явно другая. Так что можно сказать, что их бывает несколько видов. После этого, подобных состояний не было.

Интересно вот, можно ли это состояние как-либо использовать... осознанность в нём есть, значит можно...

1 декабря 2010 в 20:36 | ответить|это спам




Игорь Полтавцев комментарий

Я бы советовал разделять понятия: "подъем кундалини" и "подъем энергии по траектории кундалини". Это разные вещи. Описанный Вами опыт, это, скорее, все же, подъем энергии.
Если говорить о кундалини, то ее подъем возможен как в эволюционном варианте, так и в революционном. В первом случае проявление стандартного набора изменений в психике и сознании отслеживается как результат мягких практик чистки каналов и повышения уровня энергетики. Открытие чакр растянуто во времени и отслеживается сознанием как нарастающий процесс психических измений с тенденцией дистанцирования от социума. Формируется осознание себя как части целого (человечество, мир, космос). Может произойти познание бога. В зависимости от достигнутого энергопотенциала (особое понятие - здесь не рассматриваю) начинают проявляться сидхи.

И другое дело - революционный подъем. Он может быть спровоцирован несбалансированной практикой энергозначимых технологий (дыхание, медитация, ребефинг и т.п.). Такой подьем опасен и может привести к нарушениям психики. Большинство йогов-клиентов психиатрических клиник, прошли именно такой опыт. Главная проблема здесь - это недостаточная чистота каналов (наличие блоков). Поэтому йога и предписывает предварительную серьезную чистку (шаткармы и хатха) включая изменение диетического режима. Тогда даже и революционный вариант может пройти безболезненно.