litceysel.ru
добавить свой файл
1
22 апреля – День Земли.



ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Чего только люди не выдумывали, чтобы облегчить себе жизнь: удобрения для сбора богатых урожаев и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых- вредителей; автомобили, заполнившие наши города и села. Научились в огромных количествах добывать полезные ископаемые, чтобы получать тепло и энергию. Перегородили реки плотинами, и там, где были луга, появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили города и заводы.

Люди так увлеклись благоустройством своей жизни, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах – птиц и зверей. Рыба погибала, отравленная стекающими с полей удобрениями, грязными стоками городов и заводов. Яды убивали насекомых на полях, но заодно губили животных и птиц. Леса безжалостно вырубались, поэтому животным и птицам труднее было найти еду и убежище. Они погибали просто оттого, что им негде было жить. Воздух в городах стал грязным из-за выхлопных газов автомобилей и дыма заводов и котельных, где сжигались уголь и нефть. Не только на улицах, но и вдоль дорог и даже в лесах и на берегах рек и озер появились кучи мусора. Многие люди забыли о том, что они частица природы, которую во имя жизни обязаны беречь. И как-то незаметно жизнь на Земле стала не лучше, а хуже. Многие понимали это, но не знали, что делать. В 1969 году случилось совсем ужасное. Из скважины возле города Санта-Барбара разлилась нефть. На громадных пространствах пляжи покрылись грязным слоем слизи. Пеликаны, цапли, утки, морские животные погибали от пленки гниющей нефти. Жители города собрались все вместе и очистили пляжи, решив этот день назвать Днем Земли и ежегодно отмечать его работой по благоустройству городов. Эта замечательная инициатива была одобрена многими странами. И теперь во многих странах 22 апреля отмечается этот праздник. В этот день люди в городах и селах очищают территорию от мусора, сажают деревья, кусты, цветы.


ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

  1. СЦЕНКА « ПЛАЧ ВОЛГИ И ЕЕ ДЕТЕЙ ОКИ И КАМЫ»


  2. Сценка « Плач Волги и ее детей Оки и Камы»

На сцену выходят девочки в костюмах и коронах на головах с надписями Волга, Ока, Кама. Звучит музыка.


ВОЛГА. В древности называли меня Ра,- значит радость, река бога Солнца. Еще вчера я радовалась жизни, гордилась знаменитыми волжскими просторами, своими детьми – малыми притоками, своей чистой водицей, которая давала богатырскую силу всем русичам, дарила людям вдохновение для песен и стихов да вкусную рыбу. Испокон веков я была колыбелью, носительницей жизни. А сегодня медленно умираю, потому что люди перестали меня беречь.


ОКА. Копают наши берега, срывают перекаты, понастроили плотин, храмы затопили: говорят, что ток России нужен! Но нам с матерью Волгой в бетонных тисках совсем туго!


КАМА. А мою водицу разбирают хозяйства-ведомства, заводы уральские. Раньше она была чиста, как слеза, а сейчас может стать сырьем для любого химкомбината.


ВОЛГА. А что казанцы думают? Их заводы всю нечисть в меня сливают, в водах моих гибнет рыба, деревца вдоль реки летом стоят с желтыми листьями. Люди, опомнитесь! Поберегите Волгу-матушку!


2 ВОПРОСЫ ЗРИТЕЛЯМ:

1. Сколько ног у паука-крестовика?

2. Паук принадлежит к типу Членистоногие. Почему?

3. На каком отделе тела находятся органы дыхания у паука?

4. Какое вещество выбрасывается в паутинных железах?


3ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА « КОМАРИНЫЙ ПИСК».

-Ой! Ой! Ой, страшно!

-Ты что пищишь, комар?

-Боюсь!

-Кого?

-Человека!

-Почему?

-Он меня убить хочет!

-За что?

-За то, что я его кусаю.

-Так ты его не кусай!

-Не могу!

-Почему?

-Мне его кровь нужна.

-Зачем она тебе, комар?

-Я не комар, а комариха. Если я напьюсь крови, то смогу отложить 200 яиц, а если не напьюсь, то отложу только 10-15 яиц.


-А зачем тебе откладывать так много яиц? Мы, воробьи, откладываем 5-6 яиц и считаем, что нам больше и не нужно.

- Вам, воробьям, хорошо! Вы большие! А мы совсем маленькие, нас все едят. И ласточки, и мухоловки, и козодои, и лягушки, и стрекозы. А у наших деток еще больше врагов. Они живут в воде, и за ними охотятся личинки стрекоз, всевозможные плавунцы, хищные водные клопы, мелкие рыбки, а особенно тритоны. Если я отложу мало яиц, то всех деток съедят. Поэтому я должна напиться крови! Я должна рискнуть!

- Но здесь нигде и людей-то нет!

- Они там за лесом.

-Ты что, видишь через лес?

- Не вижу, а чувствую!

- Как же это?

- Чувствую запах человека, его тепло. Я чую человека даже за три километра.

- За три километра и я не летаю. Как же ты полетишь? Ты же маленькая!

-Маленькая, а летаю быстро!

- Ну что ж! Лети! Желаю удачи!

-До свидания, воробышек!


  1. ЗАГАДКИ-ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ:

Кто над нами – вверх ногами? (муха)

По чему ходят звери? (по земле)

От чего утка плавает? (от берега)

Кто на себе свой дом возит? (улитка)

Кто спит 9 месяцев в году? (зверьки сони)

Какие звери улетают осенью? (летучие мыши)

Какая птица дубы сеет? (сойка)

Кто собирает яблоки спиной? (еж)

У какой матери 26 детей? ( у серой куропатки)

У какой птицы снежное имя? (снегирь)

Кто зимой гнездо вьет? (клест)

Кто бросается в постель вниз головой? (рябчик)


5 ИНСЦЕНИРОВКА «РАЗГОВОР НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ»

Два ученика в роли вороны и синицы.

На поляне сидит ворона.

ВОРОНА. Ох, и тяжко нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно мальчишек. Как увидят меня, так и норовят стукнуть палкой.

СИНИЦА. Здравствуйте, тетя Ворона! Что случилось?


ВОРОНА. Сидела на заборе, думала, чем бы поживиться. А тут мальчишки в меня снежками, снежками. Чуть до смерти не забили, едва улететь успела.

СИНИЦА. Да, и нам, синицам, зимой нелегко. Иной раз за целый день крошки не найдешь, голодной засыпаешь. А знаете, тетушка Ворона, что из 10 синиц за зиму выживает только 9.

ВОРОНА. Что тут говорить, зимой всем птицам и зверям худо. Вчера воробья встретила, тоже жаловался на тяжелую жизнь.

СИНИЦА. А я недавно слышала новость. Сорока трещала о том, что зимой нам легче будет. Говорят, есть в Подберезинской школе ребята, которые кормушки развешивают, а в них угощенье для нас .

ВОРОНА. Что еще за кормушки?

СИНИЦА. Давай слетаем, узнаем.

ВОРОНА. Хорошо бы это было. Глядишь, и покормились бы, не умерли бы с голоду.


  1. Работа с залом.

Дети читают стихи о Родине.