litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4





Организация Объединенных Наций

E/ESCAP/APDDP(3)/1



Экономический и Социальный Совет

Distr.: General

1 August 2012

Russian

Original: English
Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана


Межправительственное совещание высокого уровня
по заключительному обзору хода осуществления
Азиатско-тихоокеанского десятилетия инвалидов, 2003-2012 годы



29 октября – 2 ноября 2012 года

Инчхон, Республика Корея

Пункт 2 предварительной повестки дня*

Обзор осуществления Бивакоской основы для действий
на пороге тысячелетия и
Бивако+5 в интересах
построения
открытого, доступного и равноправного общества
для людей с
инвалидностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе


Обзор регионального осуществления Бивакоской основы для действий на пороге тысячелетия и Бивако+5
в интересах построения открытого, доступного и равноправного общества для людей с инвалидностью
в Азиатско-Тихоокеанском регионе



Записка секретариата


Резюме

В настоящем документе содержится проведенный на основе результатов обследования среди правительств и организаций гражданского общества ЭСКАТО обзор. Это обследование было поручено на основании резолюции 64/8 Комиссии от 30 апреля 2008 года, в которой Комиссия просила Исполнительного секретаря, в частности, созвать Межправительственное совещание высокого уровня по оценке прогресса, достигнутого в ходе второго Азиатско-тихоокеанского десятилетия инвалидов, 2003-2012 годы, в осуществлении Бивакоской основы для действий и Бивако+5 в 2012 году, который являвляется заключительным годом Десятилетия. Вкладом в этот обзор послужили материалы, предоставленные 51 правительством и 95 организациями гражданского общества, что составило соответственно 82 и 74 процента ответивших на вопросы относительно достижений и задач в рамках второго Десятилетия.



В ходе обзора выяснилось, что в рамках Десятилетия были достигнуты успехи в правовой, политической и практической областях, которые содействовали приобщению к социальной жизни, участию и расширению экономических прав людей с ограниченными возможностями, в том числе благодаря предоставлению более широкого доступа к физической и информационной среде. Многосекторальные и всеобщие коллективные усилия по осуществлению Бивакоской основы для действий на пороге тысячелетия и Бивако+5 помогли принять правовой подход, который является главной основой для работы, связанной с решением проблем инвалидности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов.


Вместе с тем трудности сохраняются; наиболее труднорешаемой проблемой является выведение критериев оценки результатов политики и недостатков, которые послужили бы доказательной базой в интересах содействия предоставляющему равные возможности для инвалидов развитию. К тому же, интенсивность и направленность программных инициатив является неравномерной, а поэтому женщинам и детям, а также малоимущим людям уделяется недостаточно внимания. Провозглашая новое Десятилетие на период 2013-2022 годов, Комиссия в своей резолюции 68/7 от 23 мая 2012 года открыла перед Азиатско-Тихоокеанским регионом благоприятную возможность опереться на значительные успехи, достигнутые в ходе истекших десятилетий, и решить сохраняющиеся и новые проблемы.

Принимая во внимание результаты этого обзора, Совещание, возможно, рассмотрит возможность принятия последующих мер в целях дальнейшего содействия применению правового подхода и предоставляющему равные возможности для инвалидов развитию в новом Десятилетии. Как ожидается, итоги работы по этому пункту повестки дня внесут вклад в окончательную доработку проекта инчхонской стратегии «Обеспечение реальных прав для людей с ограниченными возможностями в Азиатско-Тихоокеанском регионе», который будет рассматриваться в рамках пункта 3 повестки дня.




Содержание

Стр.

I. Введение 3

II. Обследование ЭСКАТО, касающееся инвалидности, 2011 года 3

III. Программные меры в ответ на тенденцию 5

А. Пределы качества и сопоставимости статистических
данных 5

В. Программная и правовая среда, содействующая
применению правового подхода 5

С. Заметный прогресс в предоставляющем инвалидам равные
возможности развитии, несмотря на проблемы 7

IV. Резюме достижений и трудностей 18

V. Региональное сотрудничество 20

VI. Выводы 22


I. Введение


1. Принятие в 2002 году Бивакоской основы для действий на пороге тысячелетия1 стало свидетельством приверженности региона делу продолжения достижения немалого прогресса в решении вопросов инвалидности после успешного осуществления Плана действий для Азиатско-тихоокеанского десятилетия инвалидов, 1993-2002 годы2. Эта приверженность была в дальнейшем подкреплена принятием Бивако+53 в 2007 году в момент среднесрочного обзора Бивакоской основы для действий на пороге тысячелетия, проведение которого было поручено Комиссией на основании ее
резолюции 61/8.


2. Эти региональные основы способствуют и содействуют осуществлению Конвенции о правах инвалидов4 путем содействия применению правового подхода к работе в области инвалидности и предоставляющему инвалидам равные возможности развитию. В этих основах заложен ряд требований:

а) приобщение людей с различными ограниченными возможностями к жизни в обществе за счет предоставления им возможности в полной мере и без дискриминации пользоваться правом участвовать в экономической, социальной и политической жизни; b) предоставление людям с ограниченными возможностями более широких прав и возможностей с экономической точки зрения путем стимулирования их трудоустройства и предоставления им таких возможностей, а также защиты от нищеты; с) обеспечение отвечающего необходимым требованиям доступа к физической и информационной среде с тем, чтобы люди с ограниченными возможностями могли эффективно участвовать в качестве проводников и бенефициариев развития.



3. В этом обзоре эти аспекты рассматриваются в контексте осуществления Бивакоской основы для действий на пороге тысячелетия и Бивако+5. Итоги этой работы можно учесть в окончательном варианте проекта инчхонской стратегии обеспечения реальных прав инвалидов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.


II. Обследование ЭСКАТО, касающееся инвалидности,
2011 года



4. Региональное обследование проводилось во исполнение резолюции 64/8 Комиссии от 30 апреля 2008 года, в которой Комиссия призвала Исполнительного секретаря, в частности, созвать межправительственное совещание высокого уровня по обзору осуществления Бивакоской основы для действий на пороге тысячелетия и Бивако+5 в 2012 году, заключительном году второго Десятилетия.


5. В середине 2011 года среди 62 членов и ассоциированных членов ЭСКАТО и 129 организаций гражданского общества (ОГО) был распространен опросник обследования5. Эти ОГО являлись участниками мероприятий ЭСКАТО, касающихся вопросов инвалидности, и в их число вошли организации и люди с ограниченными возможностями (с одним и несколькими нарушениями функций здоровья), действующие на национальном, субрегиональном и региональном уровнях в Азиатско-Тихоокеанском регионе.


6. В общей сложности 51 правительство (82 процента ответивших) из всех пяти субрегионов ЭСКАТО и 95 ОГО (74 процента ответивших) представили информацию о прогрессе, достигнутом в осуществлении Бивакоской основы для действий на пороге тысячелетия и Бивако+5 в ходе второго Десятилетия6. Такой процент ответивших беспрецедентен. В ходе среднесрочного обзора ответы прислали 36 правительств и 9 ОГО7. Увеличение числа респондентов среди ОГО свидетельствует о расширении возможностей ОГО участвовать в региональных межправительственных процессах.

7. В центре внимания обследования среди правительств была программная и правовая среда, Конвенция о правах инвалидов, усилия по сбору статистических данных и прогресс в осуществлении первоочередных направлений Бивакоской основы для действий на пороге тысячелетия. Внимание в вопроснике среди ОГО было уделено не только решению вопросов, связанных с осуществлением Конвенции, но и участию ОГО в разработке и осуществлении политики и инициатив, которые были предприняты в интересах предоставления людям с ограниченными возможностями более широких прав и возможностей.



8. В следующем разделе освещаются основные результаты обследования ЭСКАТО, касающегося инвалидности, 2011 года. В числе показателей прогресса и/или трудностей можно отметить следующие:


a) поддающиеся оценке результаты, включая статистическую информацию, в поддержку разработки и осуществления политики;


b) программные правовые меры, предусматривающие конкретные усилия по решению вопросов инвалидности или являющиеся частью более широкого процесса актуализации этой проблематики;


c) потенциал (финансовый, технический и людской) в поддержку осуществления;


d) размах поддержки, включая партнерства.


9. В необходимых случая проводится сравнение с предыдущими обследованиями, а именно, с обследованиями, проведенными в конце первого Десятилетия (E/ESCAP/APDDP/1) и на середину второго Десятилетия (E/ESCAP/APDDP(2)/1), и упоминаются хорошо зарекомендовавшие себя методы.


III. Усилия на национальном уровне: основные результаты


А. Пределы качества и сопоставимости статистических данных


10. С учетом того, что ориентировочный мировой коэффициент распространенности инвалидности составляет 15 процентов, в Азиатско-Тихоокеанском регионе проживает приблизительно 650 млн. людей с ограниченными возможностями8.


11. Согласно оценкам правительств, национальный коэффициент распространенности инвалидности, исходя из соответствующих определений инвалидности, колеблется в регионе ЭСКАТО в пределах от 1 до 18,5 процента. В большинстве развивающихся стран/территорий ЭСКАТО, согласно данным, коэффициент распространенности составляет ниже 6 процентов, тогда как в двух развитых странах – Австралии и Новой Зеландии, согласно данным, коэффициент распространенности инвалидности выше аналогичного показателя по миру, который составляет 15 процентов.

12. Неодинаковые показатели распространенности, возможно, означают не фактические различия в числе инвалидов, а скорее различные аспекты инвалидности в зависимости от концептуальной основы и определения инвалидности. Анализ результатов переписи и ответов на обследования лишний раз подкрепляет точку зрения о том, что межстрановые сопоставления данных о распространенности инвалидности делать весьма нелегко вследствие различных национальных определений инвалидности, подходов, циклов и возможностей в деле сбора данных. В общей сложности 30 правительств собирают данные об инвалидности в ходе переписи населения. В числе других методов сбора данных можно отметить регистрацию (24), выборочные обследования (18), обследования доходов/расходов домашних хозяйств (8) и обследования рабочей силы (7)9.



13. Некоторые правительства предпринимают усилия по использованию стандартов Международной классификации функционирования инвалидности и здоровья (МКФ) Всемирной организации здравоохранения. Хотя использование МКФ облегчает межстрановые сопоставления, необходимо решать технические и финансовые вопросы, связанные с переходом к новой системе сбора данных.


14. Несмотря на эти трудности, в сборе данных отметился заметный прогресс. К 2002 году девять правительств создали национальные базы данных об инвалидности, а пять следуют в том же направлении. Для сравнения:
к 2012 году 50 правительств сообщили о том, что у них есть данные о распространенности инвалидности. К тому же 30 правительств собрали данные о распространенности на основе результатов переписи населения; это свидетельствует об определенной степени учета аспектов инвалидности в национальных системах сбора данных.


В. Программная и правовая среда, содействующая применению правового подхода


15. Краеугольным камнем Бивакоской основы для действий на пороге тысячелетия является правовой подход. Одним из показателей деятельности в этом направлении является подписание, ратификация и/или осуществление Конвенции о правах инвалидов, являющейся инструментом, который применяет действующие права к инвалидам и разъясняет обязательства договаривающихся государств поощрять и защищать эти права.


16. Из числа региональных членов ЭСКАТО 35 правительств (70 процентов) подписали эту Конвенцию, а 24 правительства (приблизительно 34 процента) ратифицировали ее10. В общей сложности 34 правительства сообщили о том, что Конвенцию уже перевели на их соответствующие национальные языки, что способствует повышению информированности об этой Конвенции, тогда
как 27 – сообщили о том, что эта Конвенция доступна в различных форматах – брайлевском (13), аудио (11) и/или электронном (23).

17. В числе предпринятых ЭСКАТО инициатив по повышению информированности о Конвенции можно отметить кампанию «Сделаем право реальным», которая была развернута на национальном уровне в Бангладеш, Индии, Казахстане, Мьянме, Пакистане, Папуа – Новой Гвинеи, на Филиппинах и в Республике Корея и которую в настоящее время планируется развернуть и в других странах.



18. О приверженности правовому подходу также свидетельствуют предпринимаемые в настоящее время 36 правительствами усилия по приведению Конвенции в соответствие с внутренними законодательными, административными и прочими актами. В числе таких усилий можно отметить составление проектов, пересмотр и/или принятие антидискриминационных и прочих соответствующих законов, проведение научных исследований о хорошо зарекомендовавших себя методах и увеличения объема финансовых средств для соответствующего осуществления.


19. Тридцатью шестью правительствами были приняты один или несколько касающихся инвалидности законов, тогда как 32 правительства приняли касающиеся инвалидности постановления в рамках не касающегося инвалидности законодательства, охватывающего широкий круг областей.


20. Усилия по контролю за обеспечением соблюдения законности предпринимаются 34 правительствами, включая Австралию, Индию, Китай, Новую Зеландию, Республику Корея, Российскую Федерацию, Шри-Ланку и Японию, а усилия, касающиеся обеспечения соблюдения, предпринимаются
28 правительствами. В целом в качестве основных трудностей на пути ратификации и осуществления Конвенции правительства отметили следующие: контроль и обеспечение соблюдения законодательства; финансовые и технические препятствия на пути пересмотра законодательства; различные определения понятия инвалидности; и отсутствие знания о Конвенции в целом.

21. Правительства отметили аналогичные трудности, связанные с разработкой и осуществлением учитывающих интересы инвалидов стратегиями. И, тем не менее, прогресс налицо: 41 правительство осуществляет касающиеся инвалидности стратегии, многие из которых поддерживаются планами действий по сравнению с 16 в 2002 году. Австралия, Индия, Китай, Республика Корея и Япония стали использовать более комплексные стратегии, осуществление которых началось еще в первом Десятилетии, тогда как другие правительства осуществляют в последние годы посекторальные стратегии.


22. В общей сложности 29 правительств сообщили о том, что на инициативы, связанные с проблемами инвалидности, выделены финансовые средства. Об уровне приверженности свидетельствует следующее: есть случаи, когда произошло существенное увеличение расходов после окончания первого Десятилетия, а есть случаи, когда в последнее время неуклонно стали направляться ассигнования по линии национальных бюджетов.


23. О дополнительной поддержке инициатив, касающихся инвалидности, свидетельствует то, что 35 правительств учредили национальные координационные механизмы применительно к стратегиям в отношении инвалидности, многие из которых носят многоминистерский характер и коренным образом отличаются от координационных центров по вопросам инвалидности. Такие координационные платформы играют самую разнообразную роль, включая разработку политики, осуществление, мониторинг и оценку, повышение информированности и пропаганду.


24. В состав некоторых национальных координационных механизмов входят руководители самого высокого уровня. В случае Грузии, Республики Корея и Таиланда – это канцелярия премьер-министра. В Китае вице-премьер является Председателем Рабочего комитета Государственного совета по вопросам инвалидности, который представляет собой многоминистерский орган. Размах участия является еще одной отличительной чертой, которая, в частности, заключается в том, что налицо участие самых разнообразных сторон в работе координационных механизмов Гонконга (Китай) и Макао (Китай). В числе этих сторон можно отметить ОГО, правительственные учреждения, лидеров общин, коммерческие образования и другие соответствующие стороны. Одной из отличительных особенностей своего координационного механизма Фиджи отметила эффективные каналы связи между центральным правительством и широкими слоями населения.



следующая страница >>