litceysel.ru
добавить свой файл
1
Весник адукацыи №9 2004, с. 55-63

Э.М. Кравченя, В.А. Листратенко


Разработка и применение средств обучения в педагогическом образовании

Ограниченная определёнными сроками обучения, школа не может беспредельно расширять рамки учебных программ, чтобы охватить все достижения науки и техники. Поэтому в целях максимальной активизации мыслительной деятельности учащихся, развития их познавательных интересов, творческих способностей, умения самостоятельно пополнять знания в процессе обучения применяются технические средства обучения (ТСО).*

Значение ТСО возрастает в связи с переходом общеобразовательной школы на новые стандарты, отвечающие современным требованиям науки, техники и культуры. Теперь успех работы учителя во многом зависит от его теоретической, практической и методической подготовки.

Научные исследования и опыт новаторски работающих учителей убедительно доказали, что применение средств обучения способствует совершенствованию образовательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений и навыков учащихся и поэтому становится объективной необходимостью, обусловленной особенностями общественного развития.

ТСО обладают большой информативностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений, обеспечивают большую наглядность обучения, содействуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия материала.

За последние годы технические средства обучения, применяемые в общеобразовательной школе, пополнились современной аппаратурой, компьютерной техникой. Получили развитие новые методические приёмы и организационно-педагогические формы использования ТСО в условиях кабинетной системы: компьютерные классы, комнаты психологической реабилитации, технические центры.

Эти изменения вызывают необходимость детального изучения вопросов подготовки педагогических кадров к работе со средствами обучения. В республике подобные исследования активно проводились в БГПУ им. Максима Танка. Анализ современного состояния теории и практики проектирования и использования ТСО показывает, что их планирование и производство, а также материально-техническая оснащённость учебных заведений высшего педагогического образования находятся в кризисном состоянии, что обусловлено множеством нерешённых или недостаточно исследованных проблем, касающихся как технических, так и теоретических сторон применения ТСО в процессе профессиональной подготовки учителей.


Как научная проблема обеспечение учебного процесса средствами обучения заключается не столько в их практическом использовании, сколько в глубоком теоретическом и методическом обосновании этого использования [1]. Ситуация, при которой теоретическое исследование и практическое внедрение его результатов осуществлялись в некоторой степени разобщённо, привела к тому, что учебно-методические комплексы стали создаваться бессистемно, без достаточных концептуальных обоснований, научного доказательства их возможностей в реализации целей и содержания обучения, учёта связи с внешними и внутренними факторами и компонентами образовательного процесса. Это в значительной мере снижало эффективность применения ТСО и вызывало их несоответствие сущности и уровням непрерывной профессиональной подготовки учителей, несовершенство учебной материальной базы (УМБ).

Развитие теории и практики проектирования УМБ, создание и применение средств обучения для повышения качества педагогического образования позволит добиться высокой квалификации специалистов. Учебная материальная база призвана обеспечить адекватную реализацию всех этапов непрерывной и многоуровневой профессиональной подготовки учителей с учётом складывающихся социально-экономических условий и потребностей общества, ориентацией на национальную и региональную специфику. Она должна соответствовать Республиканскому образовательному стандарту, способствовать реализации принципов гуманизации, демократизации, интеграции и дифференциации, индивидуализации, информатизации, компьютеризации, интенсификации и др.

Достижение этих целей требует осуществления


  • научно-педагогических, организационно-экономических, производственно-технических преобразований в области создания рациональной системы и механизма финансирования дидактического планирования и проектирования;

  • опытно-конструкторской разработки и производства средств обучения;
  • нормативного оснащения ими учебных заведений средней и высшей школы и эффективного применения в учебном процессе;


  • консолидации и координации усилий науки и производства, учебных заведений и органов управления образованием.

В педагогике известно несколько концептуальных подходов к решению проблемы дидактического обеспечения учебного процесса средствами обучения, а именно: эмпирико-прикладной, предметно-аналитический, психолого-педагогический и дидактико-методический.

Эмпирико-прикладной подход основан на творческой интуиции педагога. ТСО при этом выбираются бессистемно, методом «проб и ошибок», с учётом реального наличия их в учебном заведении или с ориентацией на новинки информационных технологий. Данный подход реализует фрагментарное применение средств обучения, не решая задач целенаправленного и комплексного обеспечения, и, следовательно, не гарантирует результативности учебного процесса. Поэтому его нельзя признать научным и действенным.

Предметно-аналитический подход (А.П.Беляева, С.Л.Батышев, Н.И.Думченко, Н.М.Шахмаев и др.), при котором элементы, факторы и условия целостного педагогического процесса, влияющие на выбор ТСО, исследуются изолированно, также не может считаться приемлемым. Он является односторонним, не даёт полного и правильного понимания существующих взаимосвязей средств обучения в учебном процессе и поэтому не способствует эффективной его реализации [2].

В качестве научной может рассматриваться психолого-педагогическая концепция (О.А.Айт, А.В.Батаршев, Л.В.Занков, Л.П.Казанцева, А.А.Кыверялг, А.Н.Леонтьев, Н.Н. Мархель, Ю.О.Овакимян, Б.В.Пальчевский, В.А.Решетова, Н.Ф.Талызина и др.). Она основана на том, что определение роли и места, выбор средств обучения рекомендуется проводить, исходя из психолого-педагогических теорий обучения: поэтапного формирования умственных действий, разработки формальных моделей организации и управления познавательной деятельностью учащихся, то есть с учётом психологических закономерностей учебного процесса. Разновидностью данной концепции является психофизиологический подход (А.И.Галактионов, А.И.Зимичев, В.П.Зинченко, Н.Леонтъев, Б.Ф.Ломов, В.В.Петрусинский, К.К.Платонов, В.Н.Пушкин и др.), принимающий во внимание индивидуальные психофизиологические особенности человека (восприятие и переработка информации, то есть его обучаемость).


Общий недостаток вышеназванных подходов заключается в их рекомендательном характере (не разработаны технологии дидактического проектирования, его инструментарий, методы и др.)- Поэтому нужна такая концепция, которая бы учитывала и комплексно объединяла различные аспекты исследования, обеспечивала возможность введения плановости, прогнозирования, обоснованности, технологичности, нормативности и стандартизации при проектировании, создании и применении комплексов средств обучения.

Эти условия могут быть удовлетворены в рамках дидактико-методической концепции (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, АЛ.Беляева, В.П.Беспалько, Ю.К.Кушелев, Б.В.Пальчевский, Е.С.Полат, Н.В.Шестак, И.И.Цыркун, В.Н.Наумчик и др.), принятой в данной работе в качестве приоритетной. В её основе лежит комплексный подход к проектированию и использованию средств обучения как целостной дидактической системы, отвечающей современным тенденциям, целям, принципам, содержанию, формам, методам и технологиям профессионального обучения и воспитания.

Важнейшими структурными компонентами системы проектирования и применения комплексов средств обучения являются


  • теоретические основы (внешние факторы, закономерности, принципы и требования, лежащие в основе проектирования и применения средств обучения);

  • дидактическое проектирование (инструментарий и технология научно обоснованного планирования, выбора и комплектования состава комплексов ТСО);

  • техническое проектирование (опытно-конструкторская разработка и производство средств обучения);

  • организационно-педагогические условия и методика эффективного применения комплексов ТСО.

Обеспечение профессиональной подготовки учителей средствами обучения – это прежде всего теоретико-прикладная проблема научного обоснования целесообразности, роли и возможности применения средств обучения в учебном процессе, то есть их дидактического проектирования, и только потом – проблема производственно-техническая и методическая. Однако, несмотря на равнозначность всех сторон, в педагогической теории и практике она чаще рассматривается в аспекте методики эффективного использования ТСО.


Ведущим направлением в организации процесса подготовки учителей является комплексное научно-методическое обеспечение предметов, активное применение как традиционных, так и современных ТСО, в частности средств информационных технологий.

Комплекс ТСО – это совокупность согласованных и взаимосвязанных средств, составляющих единое целое. Его использование предполагает эффективное решение целей и задач многоуровневой непрерывной профессиональной подготовки специалистов на определённом этапе формирования теоретических знаний, практических умений и навыков.

Выяснение оптимального состава комплексов средств обучения по своей сущности является проблемой дидактического проектирования, которое, как отмечалось выше, предшествует их техническому проектированию, производству и действенной реализации.

Научной базой дидактического проектирования и применения комплексов ТСО являются теоретические положения (закономерности, принципы и требования, факторы и условия, критерии и показатели), используемые при разработке и дальнейшем функционировании модели этой системы, направленной на достижение индивидуализации, дифференциации и интенсификации учебного процесса. Иными словами, данная модель строится как логическая совокупность взаимосвязанных компонентов, отражающих этапы дидактического проектирования, технического конструирования и применения комплексов средств обучения, реализуемых на основе разработанной теории.

Технология дидактического проектирования базируется на системном, личностно-деятельностном, кибернетическом и алгоритмическом подходах к анализу и моделированию системообразующих элементов учебного процесса и предполагает обязательное обоснование необходимости и целесообразности применения средств обучения, адекватных по своим функциональным возможностям поставленным целям, содержанию, используемым формам, методам и педагогическим технологиям совместной деятельности преподавателя и учащихся.


Действенность ТСО не отрицает ведущей роли учителя. Наоборот, они проектируются и создаются с целью рациональной методической поддержки избранных педагогом стратегии и тактики проведения учебных занятий.

Ведущей идеей выдвинутой нами концепции является исследовательская позиция. Она заключается в том, что теоретические основы дидактической системы проектирования и комплексного применения средств обучения необходимо разрабатывать, используя методолого-теоретические положения, законы и закономерности, принципы и требования общей и профессиональной педагогики, дидактики и методики профессионального обучения. При этом средства обучения следует рассматривать, с одной стороны, как самостоятельную категорию дидактики, выполняющую определённые функции и имеющую конкретное назначение, а с другой – как один из основных компонентов методической системы и педагогической технологии обучения, обладающий системообразующими связями и отношениями с не менее важными их элементами: целями, содержанием, организационными формами и методами совместной деятельности педагога и учащихся. Важно исходить из представления о том, что специфика любой системы обучения не исчерпывается только функциональными особенностями и возможностями, дидактической направленностью её структурных составляющих. Она характеризуется существующими между ними связями и отношениями, которые подчиняются закону единства взаимодействия главных компонентов. В его основе лежит правило структурной целостности и переменного равновесного соответствия, означающего, что изменение или нарушение одного из элементов влечёт за собой изменение других и системы обучения в целом.

Методологическим фундаментом для создания дидактической системы проектирования и комплексного применения ТСО могут служить идеи реформирования системы педагогического образования; государственные образовательные стандарты; законы и закономерности, принципы и требования многоуровневого и непрерывного профессионального образования и воспитания (А.П. Беляева); основные научные положения общей (М.А.Данилов, М.Н. Скаткин, Г.Д. Кириллова, И.Я. Лернер, Г.И.Щукина) и профессиональной (С.Л.Батышев, А.П.Беляева, Н.И.Думченко, К.Н. Катханов, С.А.Шапоринский, Н.М.Шахмаев) педагогики, дидактики и методики профессионального обучения (А.П.Беляева, В.А.Скакун, О.Ф.Фёдорова, В.В.Шапкин, А.Е.Шильникова и др.), теории познания и деятельности (П.Я.Гальперин, Т.В.Кудрявцев, Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, Е.А.Милерян, З.А.Ре-шетова, Н.Ф.Талызина), общей теории систем, моделирования, алгоритмизации и программирования (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Л.Н.Ланда, А.Г.Молибог, В.Ф.Скиннер, И.И.Тихонов); теоретические основы интеграции и дифференциации (А.П.Беляева, Н.И.Думченко, Л.Д.Федотова), информатизации и компьютеризации (Н.Е.Астафьева, Г.А.Бор-довский, Б.С.Гершунский, А.П.Ершов, В.М.Зеленин, В.А.Извозчиков, А.А.Кузнецов, Н.Е.Кузнецова, Н.В.Макарова, А.Е.Марон, И.В.Марусева, Е.И.Машбиц, И.А.Румянцев, И.В.Роберт, А.Я.Савельев, Б.Я.Советов, О.К.Тихомиров и др.), индивидуализации и интенсификации профессиональной подготовки в условиях личностно ориентированного обучения (Л.В.Занков, С.В.Ланюкова, И.С.Якиманская, А.И.Жук и др.), научной организации, управления и оптимизации учебного процесса (С.Я.Батышев, В.С.Леднёв, А.Г.Соколов, Н.Ф.Талызина); комплексный, системный и личностно-деятельно-стный (А.П.Беляева, Б.С.Гершунский, Н.В.Кузьмина, В.С.Леднёв, С.Б.Ланюко-ва, Е.С.Полат и др.), кибернетический (С.И.Архангельский, В.М.Глушков, А.М.Довгялло и др.), алгоритмический (В.П.Беспалько, Л.Н.Ланда и др. ) подходы к анализу объектов, систем и технологий обучения, а также достижения теории и практики создания учебной материальной базы, проектирования, разработки и применения дидактических средств, информационных и телекоммуникационных технологий.


Реализация концепции проектирования и обеспечения учебного процесса, многоуровневой непрерывной профессиональной подготовки комплексами средств обучения предусматривает решение ряда научно-исследовательских задач, связанных с изучением, систематизацией, уточнением и разработкой терминологии, классификацией средств, определением их роли, места и дидактической направленности. С этой целью следует установить взаимосвязи ТСО с компонентами процесса обучения и их оптимальные соотношения в опосредовании функций предъявления информации, мотивации и управления активной учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся. Необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия и усвоения материала, создавать комфортные педагогические и психофизиологические условия для интенсивного формирования профессиональных знаний, умений и навыков, их творческого развития.

В мировой практике наблюдается тенденция к смещению «центра тяжести» человеческой деятельности из области материального производства в сферу интеллектуального труда. Происходит информатизация общества – глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в общественном производстве являются сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение и передача информации, осуществляемые на основе современной микропроцессорной и вычислительной техники, средств информационного обмена. Информатизация обеспечивает:


  • активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, научной, производственной и других видах жизнедеятельности человека;

  • интеграцию информационных, научных и производственных технологий, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию труда;
  • высокий уровень информационного обслуживания, доступность источников достоверной информации для каждого члена общества, её визуализацию, существенность используемых данных.


Информатизация современного общества затрагивает и образование, обеспечивая его методологией и практикой разработки и оптимального использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Этот процесс инициирует:

  • развитие механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

  • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности в современных условиях;

  • создание методических систем обучения, ориентированных на обогащение интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность; разработку и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки знаний.

Новые информационные технологии в образовании требуют перехода от традиционного к индивидуально ориентированному обучению. Направленность на современные и перспективные виды деятельности обусловливает поиск новых образовательных форм, обеспечивает реальные возможности для свободного выбора содержания обучения. Сегодня основными задачами реформирования системы образования являются:

  • адаптация образовательных систем к запросам быстро развивающегося общества;

  • усиление индивидуализации обучения;

  • дифференциация обучения;

  • создание подвижной динамической системы образования, способной воплощать новейшие технологии и концепцию личностно-деятельного подхода в организации учебного процесса;
  • достижение повышенного уровня образования не только благодаря увеличению нагрузки, но и интенсификации обучения.


Оставаясь нерешённой, проблема обеспечения образовательного процесса средствами обучения по-прежнему сохраняет свою актуальность. Сегодня нарушены хозяйственные связи предприятий, выпускающих ТСО, практически парализована их производственная деятельность. Заводы-изготовители не обновляют номенклатуру своей продукции. Сложившаяся ситуация во многом объясняется отсутствием теории, системы и технологии проектирования, создания и применения средств обучения.

В научном плане существенной для настоящего момента остаётся проблема разработки теории дидактической системы оптимального проектирования и эффективного комплексного использования средств обучения на основе системно-комплексного, личностно-деятельностного и других подходов к планированию, выбору и комплектованию состава комплексов ТСО по различным предметам и интегрированным группам предметов в школах, колледжах и вузах.

Координации и практическому решению задач укрепления и развития дидактического оснащения учебного процесса ТСО будет способствовать разработка государственной программы материально-технического обеспечения учебных заведений «Средства обучения». Она должна определить основные цели, направления и этапы работ, организацию исполнения, состав возможных исполнителей, источники, объемы финансирования, сроки получения ожидаемых результатов.

Предполагается, что реализация данной программы обеспечит достижение наиболее важных для нынешнего состояния системы образования нашей республики целей, к которым относятся

  • решение проблем разработки и внедрения ТСО, рассматриваемых в контексте мировой педагогической практики как механизм совершенствования обучения и образования;
  • выход на современный уровень в проблематике средств обучения, представленный во взаимосвязи трёх функциональных систем: средства обучения как инструментарий учебной деятельности всех участников образовательного процесса (1-я функциональная система);


  • средства обучения как инструментарий диагностики и тестирования учебных достижений учащихся и эффективности обучения (2-я функциональная система);

  • средства обучения как инструментарий решения задач по созданию качественной и эффективной национальной системы образования (3-я функциональная система).

Понимание степени подчинённости во взаимодействии трёх функциональных систем (3-я содержит в качестве исходных элементов 1-ю и 2-ю) необходимо для определения очерёдности разрабатываемых и решаемых задач.

Выполнение этой программы планируется осуществлять на основе целевого финансирования исполнителей Министерством образования Республики Беларусь. Её первый этап направлен на

  • использование современных подходов мировой педагогической практики к проблематике средств обучения при создании качественной и эффективной национальной системы образования;

  • рассмотрение предложений по ТСО для дошкольного, общего среднего и специального образования;

  • подготовку проекта системы конструирования и производства средств обучения (на примере дошкольного, общего среднего и специального образования).

Второй этап предполагает

  • разработку методических рекомендаций по использованию ТСО и апробирование в педагогической практике;

  • принятие пакета нормативных документов, обеспечивающих организацию и функционирование системы разработки и производства ТСО;

  • внесение предложений (в форме бизнес-плана) по определению приоритетных средств обучения в проект государственной программы «Средства обучения».

Решение вышеперечисленных задач будет способствовать созданию современных средств и методик обучения, обладающих широкими коммуникационными и информационными возможностями.


Литература


  1. АрхангельскийС.М. Лекции по теории обучения в высшей школе. – М., 1984.

  2. БеляеваА. П. Интегративно-модульная система профессионального образования. - СПб., 1997.

* Объём содержания термина «технические средства обучения» в настоящее время расширяется, включая как традиционные ТСО, так и современную вычислительную технику, причём каждый из компонентов имеет своё дидактическое обеспечение. Это доказывает правомерность использования более широкого по своему значению термина «средства обучения». В данной статье они употребляются как равнозначные.