litceysel.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа №9»


«Органы пищеварения»


Учитель:И.А.Никитина


г. Славгород п.Бурсоль


"Органы пищеварения".


Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями строения пищеварительной системы разных групп животных; показать отличия связанные со способами питания;

  • продолжить развивать умения сравнивать различные биологические объекты и делать выводы об их эволюционном развитии;

  • продолжить формирование умений работать с учебником: находить материал и отвечать на вопросы; пользоваться планом, заполнять таблицы по теме; применять алгоритм действий; использовать опорные схемы и рисунки в качестве источника знаний.

Оборудование: демонстрационное – таблицы “Простейшие”, “Кишечнополостные”, “Внутреннее строение рыбы”, “Внутреннее строение лягушки”, “Внутреннее строение птицы”, “Внутреннее строение млекопитающих”.

Ход урока

I. Организационная часть урока

  1. знакомство учащихся с темой и целью урока.

  2. инструктаж по пользованию модульной карточкой (УЭ)

II. Работа с модульной карточкой



Действия учителя и вопросы, подлежащие рассмотрению

Действия учащихся и пошаговый контроль

1.

Проверка знаний УЭ 1

1. Записать в тетрадь тему урока.

2. Выполнить задания

2.1. Для первой группы (учащиеся с низким уровнем подготовленности) программированное задание. Ответы (раздаются учащимся на карточках после выполнения) -


1

2

3

1

4

3

2

5

1

3

3

2

4

1

2

5

2

2

10 прав. ответов – 3 балл.

9-8 прав. ответов – 2 балл.

7-6 прав. ответов – 1 балл.

2.2. Для второй группы (учащиеся со средним и высоким уровнем подготовленности) вставить пропущенные слова



Пропущенные слова

Баллы

1

всей поверхностью тела


1

2

перистые жабры

1

3

трахеи, жабры, листовидные легкие

3

4

жабры, жаберные дуги с жаберными лепестками

3

5

легкие

3

6

двойное дыхание, воздушными мешками

2

7

бронхам, альвеолы

2

8

диафрагма

1

Результаты суммируется и при сумме 14-12 (высший уровень) в тетрадь выставляется 4 балла, при сумме 11-10 (средний уровень) – 3 балла, 9 и менее – 1 балл. Возможна взаимопроверка.

2.

Изучение нового материала УЭ 2

Рассказ учителя по плану:

1) деление животных на группы по способу и характеру питания;

2) обработка пищи

3) пищеварение

4) способы пищеварения

5) эволюционное изменение пищеварительной системы

одноклеточные
кишечнополостные
круглые и кольчатые черви

6) органы пищеварительной системы позвоночных

7) отличия систем пищеварения разных групп животных (демонстрация таблиц)


1. Подготовка к восприятию нового материала – ответить на вопрос учителя:

Что на ваш взгляд служит источником энергии для отправления всех жизненных функций, а так же источником строительного материала для роста и развития.

2. Возможно выполнение учащимися записей в тетрадь по ходу рассказа учителя (составление плана содержания).

3.

Изучение нового материала УЭ 3.

Дается установка по выполнению данного учебного элемента

1. Прочитать только стр. 209

2. Работа учащихся в парах по вопросам (вопросы в модульной карточке)

4.

Дается установка по выполнению данного учебного элемента УЭ 4

1. Прочитать материал на стр. 210-212.

2. Выполнить задания по уровнями

Первая группа:

№ 1 – 1,2,3,5,6

№ 2 – 3


№ 3 – 1,2,3

№ 4 – 1,4,5

№ 5 – 1,4,3,4,5

№ 6 – 3,4,9,10

№ 7 – 1,3,6,9,10

№ 8 – 3,7,9,10,12

Вторая группа:



Класс животных

Отделы и органы пищеварительных систем

1

Кольчатые черви

Пищеварительная трубка – рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишка, анальное отверстие.

2

Членистоногие

Рот, роговые зубчики, глотка, пищевод, желудок, кишка, печень, анальное отверстие.

3

Рыбы

Рот с челюстями и зубчики, глотка, пищевод, желудок, кишка, печень, анальное отверстие.

4

Земноводные

Рот с зубами, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка, печень, клоака, анальное отверстие.

5


Пресмыкающиеся

Рот с зубами и ядовитыми, слюнными железами, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка, печень, анальное отверстие.

6

Птицы

Рот с клювом, зубов нет, глотка, пищевод, зоб в пищеводе, желудок состоящий из двух отделов – железистый и и мускулистый, тонкая и толстая кишка, печень, анальное отверстие.

7

Млекопитающие

Рот, зубы, глотка, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая и толстая кишка, слепая кишка, заднепроходное отверстие.



4.

Первичная проверка понимания и усвоения нового материала УЭ 5

1. Ответить на вопрос:

Какие особенности пищеварительной системы позволяют утверждать, что строение и функции органа взаимосвязаны (ответ 3 балла)

1. Решить биологическую задачу:

У хищных млекопитающих кишечник длиннее тела в 2,5 раза (ласка), 6,5 раза (собака). У грызунов – в 5 раза (песчанка), в 11 раз (морская свинка), у лошади – в 12 раз, у овцы в 29 раз. Как объяснить такие различия. (3 балла)

3. Делают вывод об эволюционном изменении системы.


5.

Диагностический контроль УЭ 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка под диктовку учителя.

 

Коррекция

Код теста:

  1. г

  2. 6

  3. в

  4. б

  5. б

  6. г

  7. г

  8. а

  9. в

  10. г

Тест оценивается

  • 10 – 9 – 5 баллов

  • 8 – 7 – 4 балла

  • 6 – 5 - 3 балла

  • 4 - 2 балла

  • 3 – 1 - 0 баллов

а. взаимопроверка

б. выставление баллов в тетрадь

Обсуждение вопросов с ошибками

6.

Дифференцированное домашнее задание УЭ 7

Выставление оценки за урок по таблице. Определение собственного домашнего задания.

7.

Рефлексия УЭ 8

Что я узнал на уроке?

Чем мне понравился урок? Чем не понравился урок?

Как я оцениваю свою работу на уроке?

Как я оцениваю работу своих товарищей?