litceysel.ru
добавить свой файл
1

Вопрос 13 Сущность бизнес-планирования. На какие вопросы отвечает бизнес-план? Для кого и кем он разрабатывается?

Предмет: бизнес-планирование в СКС и Т

Сущность бизнес-планирования

Источник: лекции Штейнгольца


Делая первые шаги в бизнесе или реализуя новый бизнес-проект, предприниматели сталкиваются, во-первых, с нехваткой финансовых средств, во-вторых — с множеством обстоятельств, которые могут увести предприятие в сторону от выбранного долговре­менного курса. Поэтому необходимо предварительно изложить цели, оценки и прогнозы такого курса на бумаге. Это не значит, что все наме­ченное будет непременно выполнено: цели и прогнозы будут кор­ректироваться по мере поступления дополнительной информации и приобретения практического опыта.

Таким образом, существуют две важнейшие причины для подго­товки бизнес-плана:

1) убедить посторонних инвесторов в целесообраз­ности вкладывания денег в бизнес или предоставления кредита;

2) сохранять избранный курс и не позволить случайным обстоятельством отклонить фирму от него.

Источник: Раздел «3.2 Процесс бизнес-планирования» стр. 72-74 книги «Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт» под ред. В. М. Попова.


Ключевые моменты бизнес-планирования — оценка инициаторами проекта следующих аспектов:

♦ возможности, необходимости и объема выпуска продукции (оказания услуг);

♦ потенциальных потребителей;

♦ конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;

♦ своего сегмента рынка;

♦ показателей эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной);

♦ достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи и возможных источников финансирования.

Итак, бизнес-план — это:

♦ изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности бизнес-проекта;

♦ определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия;

♦ предвидение рисков предпринимательской деятельности;

♦ конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;


♦ развитие перспективного (стратегического) взгляда на предприятие и его рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.

Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками показан на рис. 8.



Наиболее распространенными областями бизнес-планирования в сегодняшней экономической ситуации в России являются:

♦ создание бизнес-линий (продуктовых линий, инвестиционных проектов) как совокупности прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, специального (по возможному применению) и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по закупке ресурсов, аренде имущества, найму работников и сбыту продукта), которые обеспечивают возможность получать определенные доходы (поток доходов или серию денежных потоков);

♦ разработка бизнес-планов специального назначения финансово-экономического характера:

♦ эмиссии новых акций открытыми акционерными обществами,

♦ подготовка к продаже приватизируемых предприятий,

♦ подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс,

♦ выкуп акций (паев) в закрытых компаниях типа ООО и ЗАО либо пая в товариществах при выходе из состава одного из акционеров (учредителей, пайщиков),

♦ обоснование вариантов санации предприятий-банкротов. Построение процесса разработки бизнес-плана и основные участники показаны на рис. 9 (см. ниже).

Как часто следует составлять бизнес-план? Бизнес-план предприятия составляется, как правило, на один год. Некоторые предприятия составляют бизнес-план на несколько лет и пересматривают его по мере необходимости, но не реже чем раз в год. Возможно, первоначальный бизнес-план придется пересматривать основательно. По мере накопления опыта облегчается не только процесс собственно планирования, но и обязательная корректировка плана.


Параллельно могут разрабатываться локальные бизнес-планы структурных подразделений родительской организации, а также продуктовые планы создания новых товаров и услуг.

В зависимости от конкретно поставленной цели (или ряда целей) необходимо тщательно продумать концепцию бизнес-плана, его логическое развитие, всю идеологию построения бизнес-предложения, проекта.


На какие вопросы отвечает бизнес план


Источник: лекции Штейнгольца

Основная цель бизнес-плана — достижение разумного и вы­полнимого компромисса между тем, что фирма хочет и что может делать.

В общем случае бизнес-план должен ответить на 3 ключевых вопроса:

– где сейчас находимся (текущее положение фирмы)? Этап «познай себя»;

– куда движемся (желаемое состояние)?

– как мы придем туда (наиболее эффективный путь)?



Эти вопросы определяют основные этапы бизнес-планирования:

– бизнес-анализ;

– оценка целей, предпосылок, ресурсов;

– разработка бизнес-плана.

Бизнес-план должен показать фирме, как эффективно перейти из нынешнего состояния в желаемое, отразить как текущие задачи, так и задачи на средне- и долгосрочный период.

Кто должен составлять бизнес-план?


Список источников:

  1. Маркова В. Д., Кравченко Н. А. Бизнес-планирование. Новосибирск, 1994.

  2. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Под ред. В. М. Попова. М., 2001.
  3. Справочная система Глоссарий.ru / Раздел «Консалтинг», «Экономические показатели работы предприятия» // http://www.glossary.ru/


  4. Сайт консалтинговой компании «АМИКО» / Разделы «Бизнес-планы и маркетинговые исследования», «Всё о бизнес-плане», «Готовые маркетинговые исследования» и др. // http://www.bsplan.ru

  5. Гамм Р. В., Паркшеян Х. Р. Методика финансового анализа. Опыт применения финансового анализа на ЗАО «Бизнес-сервис» / «Аудит и финансовый анализ», 2000, №2 // Интернет-версия статьи http://www.cfin.ru/press/afa/2000-2/03-2.shtml

  6. Савчук В. П. Оценка эффективности инвестиционных проектов // электронный вариант учебника http://www.management.com.ua/finance/fin011-2.html


Ответ на вопрос

Качество плана существенно зависит от того, кто его разрабатывает. Существуют разные мнения по поводу того, кто должен разрабатывать бизнес-план.

Варианты:


1) собственник (или руководитель);

2) топ-менеджеры предприятия или работники предприятия с использованием различных методов групповой работы;

3) консалтинговая компания;

4) смешанный (руководитель и специалисты, не участвующие в проекте, специалисты вместе с руководителем и т.д., группой предприятий)


Рассмотрим особенности, преимущества и недостатки каждого из вариантов.

Собственник (руководитель)составляет бизнес-план

Особенности

Собственники (инвесторы) заинтересованы в составлении бизнес-плана, который показывает перспективы развития фирмы.

Если собственник хорошо знает свое дело, свой проект, владеет информацией, то написать бизнес-план не сложно. Однако определить сравнительную ценность существующей информации представляет немалые трудности.

В бизнес-плане оценивается перспективная ситуация как на предприятии, так и вне его. Бизнес-план необходим руководству предприятия для ориентации в условиях акционерной собственности и в определенной мере при создании товарищества. Именно при помощи бизнес-плана руководство предприятия принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая распределяется в форме дивидендов между акционерами; а также при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры предприятия, в частности при обосновании уровня централизации и ответственности.

Преимущества

Важная информация, которую получит при составлении бизнес-плана собственник (руководитель):

- оценка возможностей фирмы или проекта. Будет ли проект работать, принесет ли коммерческий и финансовый успех? Все заинтересованы в том, чтобы гипотетически проверить возможности до начала реального дела.

- установление цели деятельности фирмы и бюджета. Каково общее направление развития фирмы и финансовые задачи? Существует ли ясное понимание бюджета?

- определение требуемого количества денег. Сколько и каких средств требуется для выполнения плана? Прогноз потока наличности — основа правильного определения заемного капитала.

Кроме того, при презентации и общении с кредиторами, собственник, составивший бизнес-план будет четко представлять и оперировать следующей информацией:

- оценка ликвидности и риска. Должны быть исследованы основные активы фирмы и дебиторская задолженность (причем для получения реальной оценки важна не только балансовая стоимость, которая, как показывает наш российский опыт приватизации, может быть существенно ниже реальной рыночной стоимости).

- оценки качества управления. Качество управления зачастую является более важным фактором гарантии кредитов, чем осязаемые активы фирмы.

Серьезные инвесторы хотят, чтобы бизнес-план представлял руководитель предприятия, что требует его активного участия в формировании бизнес-плана даже в случае привлечения внешних разработчиков.
Недостатки

Неопытность. В бизнес-плане излагаются результаты трех этапов: 1) предпроектное исследование (сбор исходных данных для реализации проекта, проводится маркетинговый анализ. Предварительно оценивается эффективность проекта, без учета схемы финансирования (процентных ставок по кредитам, порядка исчисления и сроков уплаты процентов и т.д.); 2) проектирование (показатели эффективности рассчитываются с учетом схемы финансирования ); 3) экспертиза проекта (проверяется устойчивость и чувствительность показателей проекта к изменению различных факторов).


При самостоятельной подготовке бизнес-плана помощь может потребоваться уже на этапе сбора исходных данных для реализации проекта и проведении маркетингового анализа.

При разработке бизнес-планов в первый раз, как правило, возникают различные трудности, связанные с методиками расчета. Они не всегда очевидны, однако их влияние на финансовые показатели проекта крайне велико. Инвестор или кредитор в первую очередь обращает внимание на учет следующих особенностей проекта:

– оценка рыночных рисков реализации проекта;

– выбор методики финансовых расчетов;

– проведение финансово-экономических расчетов.


Упомянем некоторые типичные ошибки, возникающие из-за недостаточного учета особенностей проекта:

1. Оценка рыночных рисков реализации проекта.

Сюда относится проработка маркетинговой стратегии предприятия. Недостаточно полное исследование рынка и конкуренции приводит к тому, что объемы реализации продукции во многих проектах существенно завышаются по сравнению с реально возможными. Часто для обеспечения плановых объемов реализации предприятие должно занять монопольное положение на рынке запланированного продукта (обеспечить рыночную долю в 50–80%). Однако в плане маркетинга не разрабатываются мероприятия по завоеванию и удержанию подобной рыночной позиции. Кроме того, риск двух-, трехкратного сокращения объемов реализации продукции не учитывается при проведении расчетов по проекту: он не закладывается в норму дисконтирования, не проводятся сценарные расчеты, не оценивается чувствительность проекта к изменению исходных данных его реализации и др.

2. Выбор методики финансовых расчетов.

Здесь надо обратить внимание на выделение отдельного продукта в многопродуктовых организациях. Часто происходит подмена результата реализации проекта планируемым совокупным результатом деятельности всего предприятия:

– планируемый экономический эффект приравнивается к планируемой выручке, т.е. не учитываются некоторые затраты;


– вместо дохода от нового продукта используется доход валовой выручки всего предприятия;

– учитываются только инвестиционные затраты на организацию нового производства, но при этом не учитываются постоянные расходы предприятия.

3. Проведение финансово-экономических расчетов по проекту.

Этот аспект разработки бизнес-плана содержит в себе наибольшее число трудностей. Например, к ним относятся следующие:

– некорректное определение состава инвестиционных (единовременных) затрат по проекту;

– несоответствие графика привлечения средств графику инвестиций;

– неучет процентов по кредитам;

– отсутствие дивидендной политики (политики распределения прибыли) в проекте;

– неправильный расчет амортизационных отчислений (ошибки в этих пунктах допускаются в 90% проектов);

– неучет существующего оборудования, зданий и сооружений, используемых в проекте;

– неверный расчет налоговой нагрузки (например, учет налога на имущество и НДС, принимаемого к зачету).

Каждая из таких ошибок существенно искажает результаты реализации проекта. А если они накладываются, то общие искажения могут быть очень большими. Так, например, убыточный изначально проект вдруг оказывается сверхприбыльным. Или действительно прибыльный, но неправильно подсчитанный проект, вдруг оказывается невыгодным.

Работники предприятия составляют бизнес-план

Особенности

Менеджеры являются исполнителями бизнес-плана. В малых фирмах менеджер может быть одновременно и собственником, то есть одновременно выступать в разных ролях: как создатель плана, его исполнитель и контролирующий орган.

Если у менеджера возникла идея освоить изготовление нового продукта, оказание новой услуги или применение нового метода организации и управления производством (любая инновация), он предлагает свою идею для бизнес-плана. Если он собирается реализовывать свою концепцию самостоятельно (как самостоятельный предприниматель или под собственную ответственность), он создает свой бизнес-план.

Преимущества

В этом случае генерируется больше идей, меньше вероятность принятия заведомо невыполнимых решений, легче будет реализовывать план по принципу: сами составляем — сами выполняем.

Менеджеры могут получить важные преимущества не только от плана, но и от самого процесса планирования:

– уяснение идей. Бизнес-план — итоговый документ, соединяя вместе итоги анализа и случайные мысли, идеи, он позволяет дать более ясное представление о желаемом положении дел и о том, как его достичь.

– создание команды. Разработка плана может усилить чувство сопричастности к общему делу, способствовать созданию команды.

– практика в проведении анализа и презентации. Исследования и анализ, присущие бизнес-планированию, также как количественный прогноз прибыли, убытков и наличности, широко используются как инструмент обучения менеджеров. Для некоторых будущих и настоящих менеджеров процесс составления бизнес-плана является их первым опытом рыночных исследований и бюджетного планирования. А презентация бизнес-плана для получения средств от банков или инвесторов рассматривается как хороший опыт продажи своих товаров или услуг.

– помощь в получении денег. Хорошо составленный бизнес-план помогает получить деньги от инвесторов.

Параллельно могут разрабатываться локальные бизнес-планы структурных подразделений родительской организации, а также продуктовые планы создания новых товаров и услуг.
Недостатки

Большинство менеджеров рассматривают бизнес-план как необходимый документ для получения денег в банке или у другого инвестора, кредитора.

Недостаток опыта, ошибки финансовых расчетов. Неслаженная работа в команде.

Консалтинговая компания составляет бизнес-план

Особенности

Консалтинг (consulting) — консультирование производителей, продавцов, покупателей в сфере технологической, технической, экспертной деятельности. Услуги по исследованию и прогнозированию рынка, разработке маркетинговых программ и т.п. предоставляют специализированными консалтинговыми компаниями.


Консалтинговая компания (или консалтинговая фирма, consulting company) — компания, выполняющая услуги:

– по исследованию и прогнозированию рынков;

– по разработке маркетинговых программ;

– по оценке эффективности проектов;

– по созданию и преобразованию организационных структур;

– по поиску путей выхода из кризисных ситуаций;

– по оценке стоимости объектов и др.

Преимущества

Разработка бизнес-плана — это отдельный кропотливый вид деятельности. Чтобы не совершать в нем ошибок, надо иметь большой опыт. Например, такой, каким обладают наши специалисты.

Консалтинговые организации специализируются в данной области, отслеживают изменения и ориентируются и на мировые стандарты, и на требования конкретных банков.

Огромный опыт создания бизнес-планов, подобранные подготовленные специалисты, специализирующиеся на разработке отдельных частей бизнес-плана.

Командный, отработанный подход к делу. Короткие сроки выполнения.

Часто не только содержание плана, но и то, как он оформлен и представлен может иметь значение при принятии решения о выделении денег. Опты консалтинговых фирм позволяет оформить его наилучшим образом.

Бизнес-консультирование (или организационное консультирование) — практическая область психологии, занимающаяся изучением психологических проблем управления организацией и созданием психологических методов принятия решения, разрешения конфликтов и повышения эффективности общения членов организации.

Кадровый консалтинг — консультационные услуги, оказываемые руководителям и специалистам организаций по вопросам работы с кадрами. Кадровым консалтингом занимаются специальные организации.

Инаудит (inaudit) — акционерное общество, задачей которого является консультирование партнеров, осуществление контроля за бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью совместных предприятий с участием отечественных предприятий и организаций.

Недостатки

Цена консалтинговых услуг — размер, нормативная и фактическая величина оплаты за консультационные условия. На сайте одной из консалтинговых компаний находим на 2004–2005 года примерно такую стоимость бизнес-плана: 12 тысяч рублей, маркетинговое исследование: 2–19 тысяч рублей, анализ рынка: 15–35 тысяч рублей, обзор рынка: 7–12 тысяч рублей.

Личная незаинтересованность в сути проекта.

Разработанные консалтинговой компанией бизнес-план лишит возможности руководителя или менеджеров получить определенную важную для них информацию, описанную в разделах «преимущества», которые, возможно, повлияли бы на подход к делу вообще, или к некоторым позициям в частности.

Смешанный вариант

Особенности

Объективный взгляд профессионала может многое улучшить в разработанном собственником или менеджерами бизнес-плане. Обычно профессионалы, не участвующие в данном проекте, помогают реально оценить положение дел, задавая вопросы, которые для предпринимателя кажутся очевидными, либо он о них просто не подумал, упустил из вида. Особенно важна роль консультантов при составлении финансового плана и оценки рынка сбыта продукции.

Бизнес-план активно помогает координировать деятельность партнерских предприятий, организовать совместное планирование развития групп фирм, связанных с кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов. Предприятия — участники одного процесса, как правило, осуществляют общее финансирование на основе составленного вместе бизнес-плана.
Преимущества

При совместном составлении бизнес-плана, партнеры по бизнесу могут получить:

– оценку надежности, привлекательности развития;

– оценку возможности сотрудничества.

Вывод

Конкретный путь составления плана зависит от поставленных целей, периода планирования, личности руководителя, компетенции работников предприятия, их опыта, знаний и многих других факторов.


Опыт работы авторов учебников и рекомендаций в бизнес-планировании показывает, что идеальным является вариант, когда бизнес-план составляет предприниматель или специалисты предприятия с привлечением консультантов. Консультанты помогают правильно расставить акценты и придать «товарный» вид бизнес-плану.



Цель составления бизнес-плана

Составитель бизнес-плана

1.

Фирме требуется капитал для дальнейшего развития. Формы привлечения капитала могут быть различными. Чаще всего это является главным доводом для составления бизнес-плана.

Менеджеры, работающие в проекте

2.

Создается новая фирма или меняется собственник, поэтому разрабатывается стратегия развития.

В первом случае — консалтинговая компания, во втором — собственник

3.

Бизнес-план разрабатывается во время значительных изменений: реконструкция, покупка оборудования, переход на выпуск новой продукции и т. д.

Собственник (руководитель) при содействии менеджеров

4.

Фирма работает в постоянно изменяющемся окружении, когда требуется оценить деятельность в условиях быстро меняющейся среды, и когда нужно принимать решения для адаптации бизнеса к этим условиям.


Собственник (руководитель) при участии финансовых консультантов

5.

Когда исследуется чувствительность основных факторов деятельности фирмы, чтобы понять и оценить уровень риска.

Консалтинговая компания

6.

Совместное развитие групп фирм, связанных с кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов.

Руководство групп фирм

Кроме того, рекомендательный характер носит участие в создании бизнес-плана корректора, лингвиста, дизайнера. Часто не только содержание плана, но и то, как он оформлен и представлен может иметь значение при принятии решения о выделении денег.