litceysel.ru
добавить свой файл
1
1. Раннее развитие и центры раннего развития детей. Что это такое?


 

 



 

 

Многие родители слышали об  идеях  раннего развития и согласны с тем, что развивать ребенка надо начинать как можно раньше. Распространению идей раненого развития способствуют телевизионные программы, публикации в журналах для родителей, личный опыт  многих родителей, добившихся от детей значительных результатов, а также появление в больших количествах так называемых центров раннего развития, приглашающих к обучению совсем маленьких детей. Чтобы правильно выбрать центр, педагога, время обучения и возраст с которого следует отдавать ребенка в такой центр, каждому родителю необходимо хоть немного ориентироваться в мире методик обучения, которые носят название «методики раннего развития детей». Этому может поспособствовать предлагаемая ниже информация.

Прежде всего, следует отметить, что не все занятия, предлагаемые нашим детям, соответствуют методикам раннего развития. Занятия в детском саду для детей от трёх лет, включающие в себя музыкальные занятия, занятия рисованием, лепкой, аппликацией, занятия,  направленные на   развитие речи (рассказ по картинке, отгадывание загадок, заучивание стихотворений) относятся к традиционной методике обучения дошкольников и не могут быть назваными методиками раннего развития.  Безусловно, эти занятия очень важны и вносят существенный вклад в развитие ребенка …если до поступления в детский сад (или центр, предлагающий такие занятия,)  он ничем подобным не занимался. Раннее развитие – это, прежде всего, интенсивное развитие способностей ребенка в раннем  возрасте (от 0 до 3 лет). Раннее развитие совершенно несовместимо с традиционно    садовско-школьными способами обучения.  

 



Основные принципы раннего развития следующие:


 

- ориентация на желание ребенка: занятие теми видами деятельности, которые приносят максимальное удовольствие ребенку в данный момент времени. Чтение той сказки, которую хочет ребенок, счет тех предметов, которые интересны ребенку, составление тех слов, которые близки к ребенку, рассматривание тех картинок, которые заинтересовали ребенка. Иными словами – никакого принуждения и тем более насилия. Если ребенок увлечен каким-то одним видом деятельности (рисованием, лепкой, конструированием)  и отказывается от другого, значит для его развития важен именно этот вид деятельности, он ему действительно необходим и переключение на что-то другое, запрет, подействуют негативно как на само развитие, так и психику ребенка. (Следует отметить, что просмотр телевизора к развивающему виду деятельности не относится, за исключением специальных обучающих программ). Такой подход основан та эмоционально положительном отношении к восприятию ребенком информации, что положительно влияет как на качество обучения, так и на установление хороших отношений между ребенком и матерью, ребенком и педагогом.

- неограниченная физическая активность, дающая ребенку возможность лучше и раньше овладеть своим телом, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя увереннее. Это чередование пассивного и активного освоения мира, смена которых происходит в зависимости от желания ребенка.  Само понятие развитие ребенка подразумевает не только  умственное, но и эмоциональное, и физическое развитие. Не стоит ограничивать физическую активность ребенка в пользу занятий, всесторонне развитый ребенок хорошо владеет не только навыками чтения и счета, но и своим телом.

-  раннее развитие – это активная позиция ребенка в освоении окружающего мира. Это не готовое преподнесение ему знаний, обучение навыкам на основе повторения за взрослым, это непрерывный, творческий  процесс, где ребенок является ведущим, а педагог выступает в роли неназойливого наставника, поощряющего активность ребенка.


- раннее развитие предусматривает множество  путей получения информации. Различная тема может быть освещена не только в книгах, карточках, а и в повседневном быту. Развитие интеллекта, которым так увлечены многие родители и педагоги – это не только огромное количество знаний, усвоенных ребенком, а и способность применить их на практике.

Очень часто интеллект путают с понятием эрудиции, накопленное ребенком огромное количество знаний об окружающем мире не делают его интеллектуально развитым, так как интеллект – это способность к целенаправленному адаптированному поведению, в том числе умение извлекать пользу из опыта, решать задачи и логически рассуждать. Если ребенок хорошо считает до ста, но не может назвать свой возраст, а показывает его пальцами, это именно несоответствие между знаниями и способностью применить их на практике. Ребенок, занимавшейся по методике раннего развития, а не только развития «интеллекта», не только правильно назовет свой возраст, но и покажет соответствующую цифру, а также количество предметов соответствующих прожитым годам, а также назовет, сколько лет ему будет через год.

- раннее развитие – это развитие тех знаний, умений и навыков, которые нужны ребенку не только при обучении (умение рисовать, читать и т.д.) но и таких, без которых не обойтись  в повседневной деятельности. Для развития мелкой моторики, о которой так много говорят в последнее время, необходимо не только играть в специальные игры и посещать развивающий центр, а и  учить ребенка самому застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, надевать колготы, складывать за собой вещи, аккуратно кушать ложкой. Эти навыки являются не менее, а может быть и более важными для ребенка. Ведь умение быстро переодеться в школе в спортивную форму и обратно, не растеряв вещи,  не опоздав на урок, очень важно как для процесса обучения, так и для оценки ребенка со стороны окружающих (учителей, одноклассников).

Наравне с поклонниками раннего развития, которые разделяют утверждение Масару Ибука «после трёх уже поздно» находятся, особенно среди представителей старшего поколения и учителей старой закалки много таких, которые считают, раннее развитие ненужным, а то и вредным для ребенка. Наиболее часто встречаются следующие аргументы: «не надо лишать ребенка детства», «пусть  нагуляется перед школой», «читать научится в школе», «главное здоровье», «в этом возрасте надо сосредоточить внимание на формировании навыков гигиены», «не надо перегружать мозг», «у детей, которые много занимаются в дошкольном возрасте, снижается иммунитет» и т.п. В ответ на эти аргументы можно, конечно,  привести высказывания педагогов раннего развития – Н. Зайцева, Б. Никитина и других, а также конкретные примеры.  Но обращение к проблемам  повседневной школьной жизни в нашей стране будет наиболее убедительным. Очень много детей, в последнее время страдают от перегрузок в школе, что отрицательно влияет на их здоровье. Сколиозы и близорукость – болезни, которыми страдает большинство детей, как в специализированных, так и в обычных школах. Приготовление уроков уже в начальной школе отнимает у детей около 3-х часов ежедневно. Многие дети из-за недостатка времени лишены обязательных (по медицинским нормам) двухчасовых прогулок на свежем воздухе после школы, у них не остается времени на увлечения, на посещение кружков, помощь родителям.  Ведь задание по математике нужно не только выполнить правильно, но и написать красиво. А текст не просто прочитать, а прочитать несколько раз, пересказать, ответить на вопросы, а потом еще и читать этот же текст в классе и слушать, как его читают другие (минимум 20 учеников), сидя тихо и следя по тексту. Чтение одного и того же текста по нескольку раз вряд ли покажется интересным занятием для взрослого, что уж говорить о ребенке. А если добавить к этому изучение иностранного языка, особенно углубленно, то к математике, письму и чтению, добавляется изучение иностранных слов, чтение на иностранном языке, письмо иностранных букв.  Все это ребенок делает ежедневно, и если до школы он не привык заниматься, не научился хорошо читать и эффективно запоминать, ему приходится очень нелегко. При этом, если у него ничего не получается, ему говорят, что он не старался,  поленился. Никто не считает, что ребенок просто не может осилить такую нагрузку, в ход идут дополнительные занятия, нанятые педагоги, запрет активного отдыха (пока не напишешь – гулять не пойдёшь). Отсюда – еще большая утомляемость, ненависть к учебе, появившиеся проблемы со здоровьем: плохое зрение, искривленная осанка, частые ОРВИ, всплывшее откуда-то из периода новорожденности внутричерепное давление. Зато в дошкольном возрасте такой ребенок вдоволь «нагулялся». А ведь занимаясь с самого рождения по чуть-чуть в игровой форме, многих проблем в школе можно избежать. Во-первых, ребенок привыкнет к занятиям, ему будет интересно учиться. Он будет просить позаниматься еще и еще, а это залог успешного обучения в школе (многие удивляются, где это вы видели ребенка, который хочет учиться, но такие дети действительно есть). Во-вторых, мозг ребенка будет готов принимать информацию, ведь этому он обучен еще с рождения. В-третьих, память ребенка, занимавшегося по методикам раннего развития, будет развита настолько, что на заучивание стихотворения, иностранных слов будет уходить минимум времени и минимум усилий, а сознательное обучение детей приёмам эффективного запоминания позволит сделать заучивание  еще более оптимальным. В-четвёртых, научившись читать в раннем дошкольном возрасте, к 6 годам ребенку достаточно один раз прочитать текст, чтобы понять его, пересказать, ответить на вопросы, озаглавить его и выразить свое отношение к героям. Такому ребенку нет необходимости в чтении одного и того же  теста по  нескольку раз. Он может потрать сэкономленное время на чтение любимых книг, прогулки и игры на воздухе, а это очень важно для сохранения здоровья. Грамотность такого ребенка к концу первого класса будет намного выше, чем тех детей, которые еле  читают. Потому, что читая, он запоминает,  как пишутся слова, и правильный вариант у него всегда перед глазами. Такой ребенок никогда не напишет «жина» и «инжинер», потому, что «жи» «ши» всегда пиши с буквой «И». Многие взрослые считают, что читать ребенка научат в школе.  Нет, не научат, учить будут родители, дома, получая задание от учителя. Ни один учитель, даже самый опытный не научит читать одновременно 25 детей, с разными уровнями подготовки. В конце первого класса родители не умеющего читать ребенка просто будут поставлены перед выбором или он зачитает, или …. (варианты: второй год в первом классе, отчисление из хорошей школы, перевод в школу для детей с задержкой развития, дополнительные занятия летом).


 Даже если такой ребенок и начнет читать в результате небескорыстных занятий учителя начальной школы, то он все равно уже будет отставать от других на протяжении всего школьного обучения. А если ребенок читает медленно, то сколько раз ему дома нужно прочесть текст, чтобы этот же текст в классе прочитать хотя бы на оценку «3»? Минимум 3 раза (рекомендуют учителя начальной школы). А сколько волнений, нервных срывов, вызывает в классе появление завуча с секундомером в руках, засекающего скорость чтения в конце учебного года. Даже хорошо читающие дети при проверке дают худший результат. А как обстоит дело с письмом у плохо читающего ребенка? Так же как и с чтением: плохо. Перевод звуков в буквы дается еще сложнее, чем букв в звуки. Отсюда и проблемы с математикой: решает быстро и правильно, а пока запишет, так уже конец урока, а если еще и с ошибками написал, то хорошей отметки не видать. В средней школе, где в основном информация усваивается из учебника (история, география, биология, частично химия и физика) также возникают проблемы.

Но зачем создавать ребенку такие трудности. Лучше просто всё делать вовремя. Тогда, не будет проблем ни с учебой, ни со здоровьем, как физическим (снижение иммунитета, сколиозы, близорукость, внутричерепное давление), так и с психическим (неврозы, стрессы, заикания). Легко обучаясь в школе, делая быстро домашнее задание, эффективно запоминая иностранные слова перед ребенком открытвается  неограниченный круг возможностей реализации себя во внешкольной деятельности. Это и музыка (ведь и ноты, и мелодия запомнятся легко), и изобразительное искусство (благодаря развитому воображению можно и самому придумывать образы, творить, а не действовать по шаблону учителя, как в дошкольном возрасте), и актерское мастерство (этому способствуют хорошая память, правильная речь, умение перевоплощаться в различные образы) благодаря, и спорт (для этого есть и хорошее здоровье, и с детства развитая ловкость, и свободное время, и что немаловажно – довольные учебой в школе родители). Такой ребенок может реализовать себя в нескольких видах деятельности,  ведь вовремя развитые способности – ключ к успеху. И при этом не страдают ни здоровье, ни учеба. Чем меньше нагрузок (домашних заданий), тем крепче здоровье, больше возможности активно отдыхать, а значит завтра в школе – лучше концентрация внимания, не болит голова из-за того, что до 12-ти ночи пятый раз переписывал упражнение.


Подойдя с активной позиции к раннему обучению своих детей, мы закладываем фундамент их будущего успеха в жизни. Уверенно чувствующий себя в школе ребенок, (не переживающий от того, что его спросят на уроке  или родители накажут за двойку и не пустят на спорт) вырастет уверенной в себе личностью, а уверенность и отсутствие нервозности -  основные характеристики успешного человека.

В помощь родителям, решившим не откладывать развитие детей к 6-ти летнему возрасту, предлагается множество методик.  Их создали педагоги, разочаровавшиеся в традиционной методике обучения и родители, нетрадиционно подошедшие к обучению своих детей. Сейчас наиболее известными методиками являются методики М. Монтессори, Н. Зайцева, Г. Домана и методика Никитиных. Есть и другие методики, созданные родителями на основе вышеперечисленных методик и переработанные, применительно к своим детям.

 

1. Методика М. Монтессори.

 

 

 



 

 

Имя Марии Монтессори, итальянского педагога и врача, уже не один год привлекает пристальное внимание родителей, занимающихся ранним развитием своих детей. В системе Монтессори   очень важно отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира, поэтому Монтессори - учитель, а именно так называют педагога, работающего в рамках этого метода, дает возможность малышу познавать мир в своем собственном темпе, самому выбирать те или иные материалы для работы. А учителю отводится довольно скромная роль -помочь ребенку освоить тот или иной материал, и наблюдать за тем, как происходит его развитие, заполняя индивидуальную "карту достижений". Вмешательство в деятельность ребенка возможно только в том случае, если он сам об этом попросит. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться вверх по лестнице саморазвития в своем собственном темпе. Ведь сейчас по-настоящему успешным в жизни может быть человек, обладающий многими качествами, а внутренняя свобода и самостоятельность в мышлении и поступках занимают не самое последнее место. Помоги мне сделать это самому - вот основной девиз педагогики Монтессори. Эта фраза выбрана не случайно - ведь детям очень важно быть самостоятельными! Конечно, не у каждой мамы хватит терпения пассивно наблюдать, как ее родное чадо размазывает грязь, вытирая пыль со стола, или неумелыми ручками моет чашку, расплескивая месячный запас воды по полу. Ведь гораздо легче помыть самой - и времени займет меньше и результат налицо. Но что мы получаем в итоге? Малыш понимает, что любое его начинание бессмысленно и абсолютно не находит никакой поддержки у любимого человека. А это значит, что быть самостоятельным не интересно и не нужно. Вообще наши малыши чувствуют себя в мире взрослых как лилипуты в стране великанов - большинство вещей, представляющих для ребенка интерес, являются недоступными. Малыш, попадая в наш мир, видит его совершенно неприспособленным для своей жизни: у него плохая координация движений, он неуверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. В центрах раннего развития, работающих по Монтессори, ребенок с первых минут попадает в так называемую "подготовленную среду", в которой все пособия абсолютно доступны и находятся на высоте ребячьего роста. Подготовленной эта среда является потому, что имеет четкую логику построения и до мелочей продуманное содержание, соответствующее естественным психологическим потребностям ребенка. Материалы, находящиеся в среде, выдержали испытание временем: все они возникли в результате многолетних наблюдений над детьми, те же из них, к которым малыши не проявляли интереса, были выбракованы за ненадобностью. Так из чего же состоит эта замечательная подготовленная среда?

Можно выделить пять зон развития, которые малыш последовательно осваивает за время пребывания в группе. В первую очередь, это конечно зона упражнений практической жизни, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, мыть руки, чистить и резать овощи и фрукты, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома в силу бешеного ритма жизни и вечной спешки. Согласитесь, что нашим детям часто приходится слышать от нас фразы типа "Ты еще маленький" или "Подрастешь, вот тогда и будешь делать все сам". Ведь нередки случаи, когда мама или папа раздевают и переодевают пятилетнего малыша, который при этом еще и упирается. Это значит, что  ростки самостоятельности были задушены на корню. А в группах Монтессори дети скорее услышат "Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам". Учитель должен просто показать, как правильно обращаться с тем или иным материалом, или дать, говоря научным "монтессорианским" языком, презентацию. Упражнения практической жизни включают себя также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов - все то, что развивает движения руки и является подготовительным этапом перед освоением письма, чтения и математических абстракций. Следует заметить, что все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными. Ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол стеклянный кувшин, разлетаясь на мелкие кусочки, и вода разливается по всему полу, ему очевидна совершенная ошибка. Ребенок сам искренно расстроен и учителю нет необходимости ругать или наказывать его - и в этом работает еще один замечательный принцип педагогики, который можно назвать автоматическим контролем ошибок. Вообще, Монтессори педагогика - это педагогика без наказаний, которые только озлобляют ребенка, рождают забитость, агрессивность и как результат - неуверенность в своих силах. В зоне сенсорного развития малыш может получить все ощущения, которых так не достает в жизни - с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно, развить мускульную память. Нахождение в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в математическую зону - поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет - все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

Но этим не исчерпывается все многообразие материалов, содержащихся в подготовленной среде. Малышу как носителю языка необходима и зона языкового развития, без которого не возможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Также совершенно очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира - и эту задачу решает зона космического воспитания, где малыш узнает основы ботаники, зоологии, анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин. В подготовленной среде ребенок знакомится с такими важными "взрослыми" понятиями как, например, категория пространства. И это происходит не только с помощью осознания того, что у каждого материала в группе есть свое место, но, и раскатывая коврик для работы и тем самым обретая свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя. Ведь в группах Монтессори дети не сидят за партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя - каждый занят своей работой сидя на коврике или за небольшим столиком, специально приспособленным для ребячьего удобства. И никто - ни товарищи по группе, ни сам учитель - не вправе нарушить концентрацию малыша. Если в материале, каждый из которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два маленьких претендента, то естественно возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умению договариваться и слушать друг друга. Целям получения навыков социального общения служит также и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогают младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. А что же происходит с ребенком при достижении возраста, когда уже пора переходить в школу? Этот вопрос волнует многих родителей, чьи дети посещают группы Монтессори. Сможет ли ребенок адаптироваться в традиционной начальной школе и какое будущее ждет его в ней. Дети из групп Монтессори, поступают и успешно учатся в самых разных школах - ведь у них есть огромная внутренняя мотивация к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения и внутренней дисциплиной. Всеми этими качествами ребенок уже с рождения щедро одарен природой, а метод Марии Монтессори призван только поддержать и закрепить их в процессе обучения. Ведь каждый малыш уникален и гениален по-своему, а нашей задачей как взрослых является не задавить эту искорку таланта.


Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность.

2. Методика Глена Домана

Пожалуй, ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Кажется, среди тех, кто хоть раз слышал об этом человеке и его школе, нет равнодушных: или – страстные и пылкие сторонники и верные последователи, или – решительные противники. Так кто же он, Глен Доман: величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев или просто автор сомнительной методик, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания?... Полезно или вредно заниматься с ребенком по системе Домана?

Все началось в сороковые годы, когда молодой врач-нейрохирург Доман начал разрабатывать систему реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы. C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки … Метод сработал. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили. Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения. Столь оглушительный успех завораживал, и методику начали использовать и при обучении здоровых детей.


Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Ну, а чем быстрее идет формирование высших отделов ( и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.

Институт, который возглавляет Глен Доман, разработал подробные методики обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию, другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного стандартного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки в количестве от одного до бесконечности, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня необходимо сериями показывать ребенку. К примеру, десять раз в день по десять секунд – десять карточек со словами, точками, изображениями птиц, архитектурными сооружениями и так далее. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт (где обитает птица, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.д.). По мнению Домана и его последователей, все это не просто способствует формированию высокого интеллекта. Следуя предложенным методикам, абсолютно из каждого ребенка можно воспитать гения. Выглядит это весьма заманчиво.


И все-таки, в опыте Домана многое настораживает. Во-первых, эта система требует от родителей, в первую очередь, от матери полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман.

Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, «отвлекаться на посторонние вопросы» – не положено. Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше.

В-третьих, если использовать при обучении только карточки, то есть, картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана не остается ни времени, ни места. 

Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки, компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации.


Прежде всего, малышу необходимо понять и усвоить нечто такое, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мироздании, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша будет ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях  ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками, проводить же подобные занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована  исключительно на обучение в семье.

С другой стороны, в свое время Глен Доман выдвинул лозунг: «Маленькие дети хотят не играть, а учиться. Игры и игрушки выдумали взрослые, чтобы отвязаться от любознательных чад».

Вдохновленные родители кинулись воплощать в жизнь Заветы Великого Домана. И что же? Их дети и вправду начинали гораздо раньше сверстников писать и читать, играли на скрипке и выполняли в уме сложнейшие математические операции. Но… спустя некоторое время выяснилось, что, несмотря на всю свою эрудицию, они лишь ловко манипулировали числами, нотами, разнообразными фактами, но не могли их творчески применить. Более того, эти дети оказались неспособными и к нормальному человеческому общению. Почему же?

Да как раз потому, что родители с самого раннего детства лишили их возможности самостоятельно играть в ролевые игры. Ведь для того, чтобы стать выдающимся математиком, музыкантом, ученым требуется не только получить некий объем информации. Чтобы ребенок превратился из пассивного потребителя информации в активную созидающую Личность необходимо еще нечто, для чего требуется как раз то загадочное и иррациональное, то непостижимое, что зовется интуицией, та искра вдохновения, разжечь которую в человеке может лишь спонтанная творческая игра. К счастью, у младенцев прекрасно развит инстинкт самосохранения, и они обычно столь активно протестуют против подобных занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сессиль Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. А из нее действительно можно многое позаимствовать. Нужно лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.


Физическое развитие. В принципе, широко популярная у нас динамическая гимнастика для младенцев вполне заменяет упражнения, которые предлагает выполнять Доман, и многие родители интуитивно делают со своими детьми именно то, о чем он пишет. Но есть одно существенное отличие. Доман предлагает закреплять у новорожденных ползательный рефлекс, что ведет к стремительному росту нижних отделов мозга. Сделать это совсем несложно. С самого рождения малыша нужно помещать в специальное приспособление, трек для ползания ( его подробное описание можно найти в книге Г. Домана "Как сделать ребенка физически совершенным"). Можно заменить трек двумя книжными полками, поставленными на полу так, чтобы малыш, лежа между ними на животе, касался их бедрами и предплечьями. Благодаря этому будет срабатывать тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш сможет проползать довольно значительные дистанции. Кладите малыша в трек на время дневного сна или, если вас шокирует, что кроха будет спать на полу, давайте ему поползать, пока он бодрствует. Если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам. Представляете, как много он узнает, пока его сверстники будут лежать в кроватках и манежах!

Чтение. Методика, по которой Доман предлагает учить ребенка читать, основывается на механическом запоминании слов, которые по много раз в день показывают малышу. Доман считает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы, по которым письмо передает устную речь. На практике дети редко улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать. Так что стоит с самого начала  опереться на методику, которая позволит ребенку структурировать речь. Идеально для обучения маленьких детей подходит методика Зайцева. А параллельно с изучением складовых кубиков можно вводить и слова, но только те, которые ребенку уже хорошо известны и которые он умеет говорить сам. Каждое новое слово, освоенное малышом, записывайте на карточку и вставляйте в особый альбом, который регулярно просматривайте вместе с крохой. Когда малыш начет говорить словосочетания и предложения, записывайте и их. Со временем можно будет начать писать крупными, четкими буквами (не меньше 2 см. в высоту) небольшие сказки или рассказики читать их вместе с крохой. Все это поможет ему освоить со временем письменную речь также легко и естественно, как и устную.


Математика. По мнению Домана, ребенок при устном счете должен оперировать количеством, а не знаками (когда нам говорят, к примеру, сто двадцать четыре, представляем себе число 124, записанное цифрами, а не реальное количество). Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной интенсивностью показывать детям карточки, на которых будут нарисованы точки от одной до бесконечности, они научатся с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами. Возможно, это было бы и неплохо, но методика столь трудоемка, что воплотить ее в жизнь вряд ли представляется возможным. Но в одном Доман прав. Малыш должен сначала очень хорошо понять, что такое количество, и лишь когда он реально будет представлять себе, что такое девять яблок или шесть собак, его можно знакомить с цифрами. Хорошим подспорьем при обучении счету может стать и пособие Зайцева Тысяча + , основанное примерно на том же принципе.

Энциклопедические знания. Пожалуй, это самый сложный и спорный аспект системы Домана. С одной стороны, очень соблазнительной кажется идея научить совсем маленького ребенка истории и географии, палеонтологии и искусствознанию. Не правда ли, умилительно выглядит маленький вундеркинд, непринужденно упоминающий мастодонта и гигантского палочника, помнящий год падения Римской империи и сходу находящий на географической карте гору Килиманджаро. И все же, мы можем сообщить малышу сколько угодно важных и интересных сведений, заполнить его головку сотнями и даже тысячами байтов информации, но это вряд ли сделает его умнее или образованнее. Ведь мало знать те или иные факты. Надо уметь их анализировать и правильно в нужный момент ими воспользоваться. А для этого уже требуется определенный опыт и интеллектуальная зрелость. Поэтому будет гораздо полезнее, если вы будете знакомить малыша с теми фактами, с которыми он так или иначе соприкасается в жизни или встречается с ними в сказках, песнях, играх. К примеру, можно показывать малышу карточки с предметами обихода, фруктами и овощами, растениями местности, в которой вы живете, домашними и дикими животными, которых он может увидеть или о которых рассказывается в его книжках. Очень полезны карточки, изображающие, что делают дети (идет, сидит, плавает, пьет из бутылочки, улыбается, спит). Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены представители различных профессий: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун и т.д. Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. Для удобства карточки вставьте в фотоальбомы или папки с прозрачными кармашками – файлами, а картинки подпишите крупными, четкими буквами. Тогда малыш будет не только запоминать картинки, но и постепенно учиться читать. Можно также воспользоваться пособиями Н. Зайцева Продуктовый магазин, Что вокруг меня растет, Кто вокруг меня живет, Детский мир.


Чтобы малопонятные абстрактные факты не «повисали в воздухе», такие занятия хорошо совмещать с чтением любимых книг. Например, читая русские народные сказки, подготовьте серии карточек с животными и растениями, которые в них упоминаются, изображения предметов старинного быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т.д.). Если малыш без конца требует перечитать «Айболита», самое время рассказать ему, что такое Африка и показать ее на географической карте, сделать и рассмотреть альбом «Звери жарких стран», в котором встретятся изображения животных, которых вылечил Айболит.

Доман рекомендует показывать карточки очень быстро, не больше чем на одну-две секунды каждую: мозг маленького ребенка работает не совсем так, как у взрослого, и малыш как будто бы «фотографирует» картинку, а затем в состоянии покоя обрабатывает полученную информацию. Очевидно, для детей первого – начала второго года жизни это действительно справедливо. Но полутора - двухгодовалый малыш сам обязательно даст вам понять, что эта методика его уже не устраивает: начнет отбирать у вас альбом, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы. Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, как именно нужно с ним заниматься. Положитесь на свою интуицию, ведь любая готовая методика – лишь схема, из которой нужно выбирать то, что кажется полезным и нужным именно для вашего малыша.

Методом проб и ошибок вы обязательно найдете свой путь в обучении вашего крохи. Нужно только, чтобы пробы были не слишком частыми и противоречивыми, а ошибки не травмировали ребенка  и вас.

 

3. Методики Н. Зайцева

Методики Н. Зайцева характеризуются сочетанием наглядности и системного подхода. Пособия представляют собой комплекты учебных материалов по различным предметам. Каждый из комплектов может обслуживать как одного, так и значительное число учащихся и обходиться в десятки раз дешевле традиционного обеспечения индивидуальными пособиями и учебниками, фрагментарно представляющими изучаемый материал.


Они нужны при организации обучающего и развивающего пространства для детей дошкольного и школьного возраста. Занятия проходят в игровой форме, без отстающих и неудачников, без потерь здоровья.

В основе методик Н. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов, которые все знают, но которые нигде не выполняются:

1.      От общего к частному и от частного к общему.

2.      От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

3.      Обеспечение наглядности (не только от слова «глядеть») с использованием различных каналов восприятия.

4.      Системная подача материала.

5.      Алгоритмизация учебных действий.

6.      Учет физиологии восприятия учебной информации.

7.      Охрана здоровья учащихся.

Методическая система Зайцева, будучи глубоко природосообразной, является основой формирования благоприятной среды развития и образования детей.

Она доступна и результативна; родители, воспитатели и учителя получают возможность раскрыть свой творческий потенциал и потенциал ребенка.

Задания, сложность которых находится в зоне ближайшего развития ребёнка, стимулируют желание учиться. Обучение чтению с кубиками Зайцева требует выполнения довольно сложных мыслительных операций, которым ребёнок учится под руководством взрослых. Таким образом, методика Зайцева позволяет организовать работу детей как преодоление системы «посильных трудностей», решение задач не слишком лёгких, но и не слишком трудных и утомительных. Это даёт возможность наиболее интенсивно задействовать в учебной деятельности познавательный интерес ребёнка.

Занятия проходят в игре, определение которой так даёт сам создатель методик: «Игра — это Твой поиск. Твой выбор. Твоя борьба. Нет игры и без правил, которые неукоснительно должны соблюдаться».

На всём протяжении обучения постоянно обеспечивается координация систем: УХО (слышим) — РЕЧЕВОЙ АППАРАТ (произносим) — ГЛАЗ (видим, переводим взгляд с объекта на объект, захватываем взглядом несколько объектов одновременно) — РУКА (слышимое, произносимое, видимое еще и показываем).


Таблицы-тренажёры, входящие в учебные комплекты, могут служить примером наглядности, моделирования и систематизации учебного материала. С их помощью у ребенка формируется точный образ-представление, раскрывающий сущность понятия или предмета. Таблицы выполняют роль многофункционального посредника между ребенком и взрослым: обучают, информируют, ориентируют в учебном материале, тренируют и формируют необходимые навыки.

Обязательным условием работы является размещение сразу всех таблиц комплекта на стенах учебного помещения. Каждая из них нужна при введении, осмыслении, закреплении и повторении материала, призвана напоминать о проделывавшейся ранее, с опорой на нее, работе. Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач и примеров.