litceysel.ru
добавить свой файл
1
ФИЗИКА


1. Характеристика контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике в 2010 г.


Экзаменационная работа по физике для ЕГЭ-2010 содержала 36 заданий: 25 заданий с выбором ответа (часть 1), 5 заданий с кратким ответом (часть 2), 6 заданий с развернутым ответом (часть 3). Общее время выполнения работы составляло 210 минут.

Содержание экзаменационной работы по физике в 2010 г. определялось следующими нормативными документами:

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 г. № 17 - ФЗ)

«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (Приказ № 1089 МО РФ от 05.03.2004 г.).

«Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по физике», «Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физике» (профильный уровень).

На основе указанных выше нормативных документов Федеральной предметной комиссией по физике были подготовлены:

Кодификатор элементов содержания по физике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г.

Спецификация экзаменационной работы по физике для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений.

Экзаменационная работа по физике учитывала необходимость контроля не только усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе, но и проверку овладения учащимися основными умениями:

понимать физический смысл моделей, понятий, величин, законов;

объяснять физические явления (процессы), различать влияние различных факторов на протекание явлений (процессов), проявление явлений в природе или их использование в технических устройствах и в повседневной жизни;

применять законы физики для анализа процессов (явлений) на качественном уровне;

применять законы физики для анализа процессов (явлений) на расчетном уровне;

анализировать результаты экспериментальных исследований;

решать задачи различного уровня сложности.

Как и в прошлые годы, в экзаменационной работе были представлены задания разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого.

Задания базового уровня контролировали, в основном, знание основных физических явлений, величин или законов на репродуктивном уровне или применения знаний в знакомых ситуациях, овладение умением проводить несложные преобразования с физическими величинами. Повышенному уровню сложности соответствовали задания, которые проверяли умение применять физические законы или определения, относящиеся к одной и той же теме, умений решать типовые расчетные задачи на применение одной-двух формул. Задания высокого уровня сложности проверяли умение использовать законы и теории физики в измененной или новой ситуации при решении расчетных задач, в том числе и задачах, сочетающих материал из разных разделов курса физики (комплексные задачи).

В части 1 (задания А1 – А25) к каждому заданию приводилось четыре варианта ответа, из которых правильным был только один. Распределение заданий в первой части работы было следующим: А1-А7 ¾ механика; А8-А12 ¾ молекулярная физика, термодинамика; А13-А19 ¾ электродинамика; А20-А23 ¾ СТО, квантовая и атомная физика; А24, А25 ¾ проверка сформированности методологических умений. В заданиях части 1 значительное место уделено диагностике уровня сформированности частных умений: умения работать с графиками, рисунками, таблицами и фотографиями, а также умения анализировать функциональные зависимости между физическими величинами. Распределение таких заданий в КИМах 2010 г. по всем разделам курса физики представлено в таблице 1 (дается сравнение с распределением таких заданий в 2009 г.) .

Таблица 1




Умения

Количество заданий

(в среднем на вариант)




2009 г.

2010 г.

1. Анализ графиков

4

3

2. Анализ функциональных зависимостей между физическими величинами

3

5

3. Работа с рисунками

5

11

4. Практико-ориентированные задания

1

1

5. Таблицы

1

2


Как видно из анализа таблицы 1, существенно увеличилось число заданий, проверяющих умение работать с рисунками.

Часть 2 включала 1 задание на установление характера изменения физических величин (В1), 1 задание на установление соответствия (базового уровня) (В2) и 3 расчетные задачи (повышенного уровня) (В3 – В5), после решения которых требовалось дать краткий ответ в виде числа.


Часть 3 - это задачи, к которым необходимо было привести полное развернутое решение. Задание С1 – качественный вопрос, задания С2 – С6 – расчетные задачи. Распределение расчетных задач было следующим: С2 ¾ механика; С3 ¾ молекулярная физика, термодинамика; С4 и С5 ¾ электродинамика; С6 ¾ квантовая и атомная физика.

Цель введения качественного задания (С1): проверка умений анализировать физические явления (процессы), строить логически обоснованные рассуждения, применять имеющиеся теоретические знания для объяснения явлений из окружающей жизни. В 2010 г. были предложены качественные задачи, требующие объяснения опыта, иллюстрирующего протекание тех или иных физических явлений (процессов), понимая физических законов и закономерностей. Решение качественного задания должно было включать следующие элементы:

верное указание на наблюдаемое физическое явление (процесс) и правильное использование его в объяснении (если это необходимо) физических величин и законов, характеризующих протекание явления (процесса);

логическую цепочку рассуждений, приводящую к правильному ответу.

В КИМах 2010 г. были включены задания по всем основным разделам курса физики:

«Механика» (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны).

«Молекулярная физика. Термодинамика» (кинетическая теория газов, газовые законы, первый закон термодинамики, формулы расчета внутренней энергии идеального газа и работы газа).

«Электродинамика» и «Основы специальной теории относительности», (электростатика, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, элементы СТО).

«Квантовая физика» (корпускулярно-волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра).

Общее количество заданий в варианте по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе физики. Уровень сложности заданий также равномерно распределялся по всем разделам в соответствии с их содержательным объемом.


В экзаменационной работе проверялся уровень овладения выпускниками средней (полной) школы основными умениями, отраженными в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы по физике (на профильном уровне).

В экзаменационных вариантах по физике использовались различные способы представления информации: графики, таблицы, схемы, схематичные рисунки, фотографии реальных экспериментов.

Все задания первой (А1 - А25) и второй (В3- В5) частей экзаменационной работы оценивались в 1 балл. Задания В1 и В2 оценивались в 2 балла, задания С1 - С6 – в 3 балла.

Как и в прошлые годы, решения задач третьей части (С1 - С6) оценивались двумя экспертами в соответствии с обобщенными критериями оценивания, с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный балл за все задания с развернутым ответом составлял 3 балла. Задача считалась решенной, если учащийся набрал за нее не менее 2-х баллов. В третьей части экзаменационной работы содержались задачи высокого уровня сложности по всем разделам школьного курса физики. По принятым критериям оценивания заданий с развернутым ответом полное правильное решение задачи должно было содержать следующие элементы:


  1. правильно записаны формулы, выражающие физические законы (закономерности), применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом;

  2. проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускалось решение с промежуточными вычислениями.

Проверка выполнения заданий с развернутым ответом проводилась экспертами региональной предметной комиссией по обобщенным критериям оценки, разработанной Федеральной предметной комиссией по физике. В системе оценивания были учтены наиболее типичные ошибки или недочеты, допускаемые учащимися, и определено их влияние на оценивание. Для каждого задания, в качестве справки и для контроля правильности требуемого ответа, приводился авторский способ решения. Однако предлагаемый разработчиками КИМов способ (метод) решения не являлся определяющим для построения шкалы оценивания работ учащихся. Поэтому перед проверкой работы учащегося эксперт обязан был решить каждое задание варианта и предусмотреть возможные другие способы решения.


В некоторых случаях в обобщенную систему оценивания включались дополнительные требования. Так в КИМах встречался ряд задач, при решении которых обязательно наличие рисунка. В этом случае отсутствие рисунка в работе учащегося приводит к снижению оценки на один балл. Оценивание задач, в условиях которых приводились фотографии реальных экспериментов, учитывало необходимость правильной записи показаний приборов. Если показания приборов в работе экзаменующегося были записаны не правильно, и отклонение в записи превышало цену деления прибора, то эксперт имел право снизить оценку на один балл.


2. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по физике выпускниками образовательных учреждений


В 2010 г. общее число участников ЕГЭ по физике в Московской области составило 7251.

Каждую экзаменационную работу части 3 проверяли два независимых эксперта. В 2010 г. в проверке работ приняло участие 204 эксперта (учителя общеобразовательных учреждений, преподаватели СПО и вузов). Процент экзаменационных работ, потребовавших проверки работы третьим экспертом в 2010 году на 2,3 % ниже, чем в 2009 году.

В 2010 г. в Московской области выполнялись 39 вариантов экзаменационной работы, включающих все разделы курса физики. В таблице 5 представлены обобщенные результаты выполнения заданий с выбором ответа по основным темам (разделам) в зависимости от их уровня предъявления. Уровни сложности заданий определяются следующим образом: Б – базовый (примерный интервал выполнения задания – 60% – 90%) П – повышенный (30% – 60%). Дается в сравнении с результатами выполнения экзаменационных работ в 2009 г.


Таблица 2

Результаты выполнения заданий с выбором ответа

(задания части 1: А1 – А25)

Задание

Проверяемый элемент знаний


Уровень усвоения

Средний процент выполнения

2009 г

2010 г.

А1

Кинематика

Б

70,0

62,1

А2

Кинематика

Б

67,6

74,4




Динамика

Б

73,2

53,0

А3

Динамика

Б

75,0

49,4

А4

Закон сохранения импульса

Б

85,0

61,0

А5

Динамика

Б

65,0

56,6




Закон сохранения механической энергии

Б


78,0

58,0

А6

Механические колебания

Б

64,0

74,9




Механические волны

Б

83,0

66,0

А7

Динамика

П

47,0

73,0




Закон сохранения механической энергии

П

31,0

35,0




Закон сохранения импульса

П

48,6



А8

Строение вещества

Б

56,0






Кинетическая теория газов

Б

62,3

62,2

А9


Термодинамика

Б

82,1

71,9




Газовые законы

Б

39,8

59,0

А10

Термодинамика

Б

49,0






Влажность воздуха

Б



37,0

А11

Термодинамика

Б

76,0

57,4

А12

Газовые законы

П

52,0






Термодинамика

П



45,2

А13

Электростатика

Б

58,5

65,9


А14

Постоянный электрический ток

Б

73,0

57,5

А15

Магнитное поле

Б

63,5

64,7

А16

Электромагнитные колебания

Б

52,3

46,3

А17

Геометрическая оптика

Б

48,0

66,8

А18

СТО

Б

38,0

68,0




Волновая оптика

Б



63,0

А19

Закон Ома для полной цепи

П

70,0

38,0




Электромагнитные колебания

П


53,3

45,3

А20

Энергия фотона

Б

56,8

66,8




Состав атомного ядра

Б

49,5

64,0

А21

Состав атомного ядра

Б

62,1

48,0




Альфа-, бета-, гамма излучения

Б

91,0






Закон радиоактивного распада

Б



54,7

А22

Ядерные реакции

Б

91,0

56,0




Альфа-, бета-, гамма излучения

Б



71,6

А23


Электромагнитные волны

Б

56,8






Фотоэффект

Б

69,0

23,2




Закон радиоактивного распада

Б

30,0



А24

Методологические умения

Б

51,5

72,5

А25

Методологические умения

Б

29,0

31,6

На базовом уровне выпускниками усвоен основной понятийный аппарат кинематики, динамики, молекулярной физики и термодинамики, электродинамики, физики атома и атомного ядра. Пробелы в усвоении на базовом уровне отдельных контролируемых элементов обнаружены по вопросам: влажность воздуха (37 %), электромагнитные колебания (46,3%), состав атомного ядра (48 %). Вызвали затруднения задания повышенного уровня сложности, в которых необходимо было рассчитать величины, используя закон сохранения импульса (35 %), закон Ома для полной цепи (38 %), уравнение Эйнштейна для фотоэффекта (23,2%) Низкий процент выполнения задания А25 (29 %) объясняется не только его новизной, но проблемами в методике преподавания физики: вопросам методологии и выполнению экспериментальной части учебных программ уделяется мало внимания.


Анализ сформированности графических умений по всем разделам курса физики (по части 1) приведен в таблице 3. Дается в сравнении с результатами выполнения экзаменационных работ в 2009 г.

Таблица 3

Уровень сформированности графических умений

Умения

Средний процент выполнения

2009 г.

2010 г.

Нахождение физической величины

50

49

Двухпараметрическая зависимость (при одном неизменном параметре)

40

30

Соответствие между графиком и процессом

55

60

Нахождение физической величины из одного графика и графическая интерпретация в дистракторах

65

70

Таблица 6 показывает, что на базовом уровне усваивается нахождение физической величины из одного графика и графическая интерпретация в дистракторах. Нижняя граница диапазона (30 %) определяется уровнем двух параметрических функций: графическая интерпретация изопроцессов как следствие уравнения состояния – связь между двумя параметрами при неизменном третьем. Скорее всего, это снижение объясняется тем, что в большинстве школ соответствующие демонстрационные исследования не проводятся, а при фронтальных работах не используют приборы для прямого измерения давления.


Анализ функциональных зависимостей – один из важнейших естественнонаучных методов. Без умений работать с функциями невозможно усвоение физики. В таблице 4 приведен уровень сформированности умений анализировать функциональные зависимости между величинами. Дается в сравнении с результатами выполнения экзаменационных работ в 2009 г.

Таблица 4

Уровень сформированности умений

анализировать функциональные зависимости

Анализ функциональных зависимостей

Средний процент выполнения




2009 г.

2010 г.

Связь между физическими величинами

50

54

Двухпараметрическая зависимость (при одном неизменном параметре)

40

40

Закономерность

71

55

Фундаментальные законы

58

49


Умения работать с таблицами сформированы на уровне чуть выше 50%.

Представление информации в виде рисунков широко используется в физической науке и во всех предметах естественнонаучного цикла. Поэтому проверка умений «работать» с рисунками может служить важнейшей из диагностической функцией.


В отличие от ранее проанализированных умений, уровень освоения которых характеризуются определенной однородностью, умений «работать» с рисунками характеризуются большим разнообразием (см. табл. 5). Дается в сравнении с результатами выполнения экзаменационных работ в 2009 г.

Таблица 5

Уровень сформированности умений

работать с рисунками

Работа с рисунками

Средний процент выполнения




2009 г.

2010 г.

Мнемонические операции с рисунками

58



«Измерения» по рисункам

32

49

Рисунок – источник информации

45

30

Нахождение величины, параметра

42

50

Нахождение правильного элемента в рисунке

38

60

Рисунок, выражающий сущность закона


46

50


В части 2 содержались три расчетные задачи с кратким ответом по механике, МКТ и термодинамике, электродинамике (В3 – В5), а также 1 задание на установление характера изменения физических величин (В1), 1 задание на установление соответствия (базового уровня) (В2). В задании В1 необходимо было определить: увеличилась, уменьшилась или не изменилась величина (на примере какого-либо раздела физики). В задании В2 требовалось ответить на вопрос о «поведении» при заданных условиях нескольких величин, относящихся к одному и тому же объекту или явлению, установить связь явления и принципа действия прибора, формулами и величинами, входящими в них.

В таблице 6 представлены обобщенные результаты выполнения заданий с кратким ответом по основным темам (разделам) курса физики.

Таблица 6

Результаты выполнения заданий с кратким ответом

(задания части 2: В1 – В5)

Задание

Проверяемый элемент знаний

% учащихся, получивших данное число баллов

0

1

2

В1

Определить характер изменения величин

34,8

35,4

29,8

В2

Установить соответствие


31,8

21,7

46,5

В3

Механика

75,0

25,0



В4

Электродинамика

53,0

47,0






Молекулярная физика

63,0

37,0



В5

Оптика (геометрическая)

32

68,0






Электродинамика

79,0

21,0




Следует обратить внимание на то, что с заданием на определение характера изменения величин (В1) справились только 1/3 выпускников, с заданием на установление соответствия (В2) справились менее 50% выпускников. Низкий результат и по расчетным задачам. Правильный ответ по механике дали только 25 % выпускников (в 2009 г. - 28% выпускников), по молекулярной физике и термодинамике – 37 % ( в 2009 г - 29%), по электродинамике (задание В5) – 21% (умение применить закон Ома для полной цепи).

К выполнению заданий с развернутым ответом (задания части 3 – С1 – С6) приступило 6705 выпускника Московской области (т.е. ≈ 92,5 %). В таблице 7 представлены обобщенные результаты выполнения заданий с развернутым ответом по основным темам (разделам) курса физики.



Таблица 7

Результаты выполнения заданий с развернутым ответом

(задания части 3: С1 – С6).

Задание

Проверяемый элемент знаний и умений

% учащихся, получивших данное число баллов

0

1

2

3

С1

Вращение рамки в магнитном поле под действием сил Ампера.

76,8

16,7

4,5

2

Закон электромагнитной индукции. Закон Ома для полной цепи.

61,8

27,5

8,2

2,5

Уравнение Клапейрона–Менделеева.

85,9

8,3

3,4

2,4

С2

Закон сохранения механической энергии. Умение применить уравнения кинематики при описании движения тела.

69,5

14,5

6,1


9,9

Второй закон Ньютона. Умение описать движение тела по окружности в горизонтальной плоскости.

88,6

5,4

3

3

С3

Первый закон термодинамики. Формула расчета внутренней энергии одноатомного идеального газа. Уравнение Клапейрона–Менделеева. Формула расчета работы газа.

78,5

17,9

2,2

0,8

Второй закон Ньютона, закон Архимеда. Формула связи массы тела и плотности вещества. Уравнение Клапейрона-Менделеева.

70,7

17,9

6,4

5

Газовые законы. Первый закон термодинамики. Формула расчета внутренней энергии одноатомного идеального газа.

89,8

5,4

2,4

2,4

С4

Закон Кулона. Второй закон Ньютона. Взаимосвязь циклической частоты и периода колебаний. Связь ускорения со смещением в гармонических колебаниях.

90,1

5,1

1,9


2,9

Второй закон Ньютона. Формула расчета силы, действующей на заряд в электростатическом поле.

78,6

10,4

3,3

7,7

С5

Описание движения проводника под действием сил (второй закон Ньютона). Формула расчета силы Ампера.

72,4

18,6

4,5


4,5


Закон сохранения механической энергии. Формулы увеличения, даваемого тонкой линзой, формула тонкой линзы.

80,9

10,2

4,0


4,9


Закон сохранения энергии при колебаниях в колебательном контуре.

94,0

1,8

1,2

3

С6

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Формулы для расчета изменения кинетической энергии и для работы силы электрического поля.

79,0

5,4

4,6

11

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Условие связи красной границы фотоэффекта и работы выхода. Теорема о кинетической энергии.


66,7

6,9

7,4

19




Законы сохранения энергии и импульса. Формулы расчета энергии и импульса фотона.

92,8

3,6

1,2

2,4


Анализ результатов выполнения заданий с развернутым ответом показывает низкий уровень подготовки выпускников Московской области по всем разделам курса физики. Приведем примеры.

Около 2 % выпускников справились с заданием С1 (качественный вопрос): 2 % могут объяснить вращение рамки в магнитном поле (т.е. всего 66 выпускников из 3300, приступивших к выполнению задания); 2,5 % (т.е. 82 выпускника из 3210, приступивших к выполнению задания) могут применить закон электромагнитной индукции и закон Ома для полной цепи при объяснении изменений в показаниях приборов в процессе перемещения ползунка реостата.

Только 9,9 % выпускников (642 из 6510, приступивших к выполнению задания) могут применить закон сохранения механической энергии и описать движение тела с использованием уравнений кинематики.

Всего 0,8 % (25 выпускника из 3300, приступивших к выполнению задания) – могут решить систему уравнений, используя первый закон термодинамики, формулу расчета внутренней энергии одноатомного идеального газа, уравнение Клапейрона–Менделеева, формула расчета работы газа.

Только 2,9 % выпускников (102 из 3468, приступивших к выполнению задания) могут решить систему уравнений, используя закон Кулона, второй закон Ньютона, формулу взаимосвязи циклической частоты и периода колебаний, связь ускорения со смещением в гармонических колебаниях бусинки.


Всего 2,4 % выпускников могут решить систему уравнений, используя формулы расчета энергия и импульса фотона, применить законы сохранения энергии и импульса.


ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Выводы

Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по физике в 2010 г. показал, что 50 – 70 % выпускников средней (полной) школы справились с заданиями базового уровня. Гораздо ниже успешность выполнения заданий повышенного уровня (процент выполнения заданий составил 23 - 45 %). Низкие результаты получены по заданиям по проверке сформированности методологических умений (32 % выпускников выполнили задание А25), на установление соответствия - 30 % (В2), а также по заданиям, которые требовали развернутого ответа (высокого уровня подготовки, задания С1 – С6).

Поскольку выборка сдававших экзамен по физике была представительной (сдавало экзамен 7251 выпускника), то можно констатировать общие типичные недостатки в знаниях и умениях выпускников средней (полной) школы:

недостаточные умения применять имеющиеся знания при выполнении заданий в измененной и в новой ситуации;

слабые ответы на качественные задания, требующие понимания сути физических явлений и процессов, умений объяснять их на основе законов и теорий физики;

недостаточная сформированность таких общеучебных умений, как умений анализировать графики, табличные данные, фотографии физических явлений, процессов, экспериментальных установок;

слабая математическая подготовка: ошибки при решении системы уравнений, неумение выполнять действия с числами, записанными в стандартном виде. Это часто приводит к тому, что, правильно записав основные физические законы, выпускники не могли получить ответ в общем виде. Или при правильном ответе в общем виде численный ответ часто оказывается неверным. Многие выпускники не владеют важным приемом нахождения пути и перемещения по площади фигуры под графиком (t), работы силы по площади под графиком F(s), работы газа по площади под графиком р(V) и др.;


неумение оценить реальность полученных результатов. Получив несуразный ответ, выпускники не задумываются над его реальностью. Абсурдные ответы не смущают, не заставляют пересчитать свои результаты;

выпускники при решении задач с развернутым ответом часто используют не физические законы, а готовые формулы. Цель экзамена по физике – выявить освоение школьниками основных физических законов и умение их применять при решении задач, а не подстановку чисел в формулы, полученные без вывода;

слабое понимание границ (условий, области) применимости физических законов и теорий, не достаточно сформированные умения анализировать результаты экспериментальных исследований, выраженных в виде таблицы, схемы или графика.


Общие недочеты в усвоении отдельных элементов содержания

при выполнении заданий ЕГЭ


Анализ результатов сдачи ЕГЭ по физике выпускниками Московской области за период 2007, 2009 и 2010 гг. позволяют выделить недочеты в усвоении отдельных элементов содержания различных тем (разделов) школьного курса физики, а также перечислить элементы, вызывающие трудности у большинства выпускников.

Механика:

построение графика зависимости проекции ускорения от времени по графику зависимости проекции скорости от времени для случая торможения;

расчет времени, максимальной высоты подъема или начальной скорости для тел, брошенных вертикально вверх;

решение задач на движение тела, брошенного под углом к горизонту;

сонаправленность векторов ускорения и равнодействующей силы, действующей на тело (второй закон Ньютона);

равенство нулю равнодействующей силы при равномерном прямолинейном движении тела (первый закон Ньютона);

независимость силы трения скольжения от площади опоры;

определение веса тела в движущемся с ускорением лифте (опоре);

применение условия равновесия рычага;

определение моменты силы;


равновесие разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;

определение КПД простых механизмов;

построение графика зависимости силы, действующей на тело, от времени по графику зависимости импульса тела от времени;

применение законов сохранения импульса и механической энергии к неупругому столкновению (удару).

Молекулярная физика. Термодинамика:

особенности протекания диффузии и броуновского движения; их теоретическое объяснение;

определение вида теплового процесса по его описанию;

изменение параметров газа при изменении температуры в различных процессах;

основные свойства насыщенного и ненасыщенного паров;

определение направления теплообмена;

решение задач на расчет относительной влажности воздуха;

решение задач на применение первого закона термодинамики к тепловым процессам.

Электродинамика:

проводники в электростатическом поле (напряженность и потенциал);

определение направления силы Лоренца, силы Ампера;

описание движения заряженных частиц в электрическом и магнитном полях;

знание основных свойств электромагнитных волн и условий их излучения;

решение задач на применение закона электромагнитной индукции;

узнавание оптических явлений (интерференция, дифракция); знание условий их наблюдения;

решение задач на закон преломления света и формулу линзы.

Квантовая физика:

определение энергии покоя;

закон радиоактивного распада (чтение графика, определение по графику периода полураспада, решение простейших задач);

определение энергетического выхода ядерной реакции.


Рекомендации органам управления образованием

  1. Необходимо пересмотреть учебный план школ. «Физика» в большинстве школ Московской области изучается в объеме 2 часа в неделю (а то 1 ч/нед.). С 2009 г. ЕГЭ вошел в штатный режим и полностью ориентирован на государственный стандарт профильного обучения. По ФБУП профильному уровню изучения физики соответствует учебная нагрузка 5 ч/нед. в течение двух лет обучения (10 кл. – 5 ч/нед., 11 кл. – 5 ч/нед.).


  2. Улучшить информационное обеспечение школ в процессе подготовки к ЕГЭ; оснастить кабинеты физики сборниками тестовых заданий и материалами для подготовки к ЕГЭ на бумажных и электронных носителях, более широко использовать дистанционные формы поддержки как учителей, так и учащихся всех типов школ.

  3. Рекомендовать методическим Центрам, методическим кабинетам (методическим объединениям) ознакомиться с результатами ЕГЭ в текущем году, провести анализ результатов выполнения экзаменационных работ в предыдущие годы (см. Анализ результатов ЕГЭ в Московской области в 2007, 2009 гг. Сборники методических материалов).



Рекомендации учителю физики


Анализ результатов ЕГЭ по физике позволяет предложить некоторые меры по совершенствованию процесса преподавания физики и подготовке к проведению итоговой аттестации выпускников:

· в процессе преподавания курса физики в основной и средней (полной) школе, при проведении тематического контроля знаний и умений рекомендуется шире использовать тестовые задания, направленные на проверку понимания смысла понятий, физических величин и законов, причинно-следственных связей между физическими величинами, графических интерпретаций этих зависимостей, условий протекания различных явлений и процессов, а также их проявления в природе, применения в технических устройствах.

· усилить внимание на подготовку по физике в основной школе (как на теоретическую, так и на экспериментальную); обратить внимание на выполнение экспериментальных заданий, лабораторных работ, демонстрационный эксперимент.

· многие ученики, решая задачу, испытывают затруднения при анализе её условия, выборе необходимых закономерностей, составлении системы уравнений и др. Для усиления практической направленности обучения физике главное внимание необходимо обратить на содержание, организацию и методику решения задач.

По способу подачи информации они могут быть различных видов: текстовые, экспериментальные, графические и задачи-рисунки. Подбирать их следует с нарастающей степенью сложности, способствующей не только закреплению знаний, умений и навыков учащихся, но и их развитию. Начинаться решение задач по любой теме должно, как правило, с простых качественных (логических) задач-вопросов, помогающих глубже осознать сущность изучаемых явлений или законов. Переходить к решению количественных задач целесообразно лишь после того, как у учащихся будет сформировано начальное представление о данном физическом понятии или закономерности. Причем сначала рассматриваются количественные задачи, для решения которых применяется лишь одна формула. При этом необходимо добиваться понимания учениками всех возможных зависимостей величин в данной формуле, умения выражать искомую величину через другие, производить действия с единицами измерений, кратными и дольными приставками и вычислять результат. Лишь после этого целесообразно переходить к более сложным задачам.


Следует обращать внимание школьников на последовательность выполнения действий. Обычно решение количественных задач складывается из следующих действий: чтение условия, краткая запись его с помощью буквенных обозначений, выполнение рисунка, схемы или чертежа, анализ физического содержания задачи, выбор способа ее решения, составление плана решения, реализация этого плана в общем виде, вычисление искомой величины, анализ результата и проверка решения. Особо важно следить за анализом физического содержания задачи и полученного результата, ибо такой анализ способствует развитию логического мышления учащихся (анализируя результат, необходимо оценивать его достоверность и соответствие условию задачи). При вычислениях нужно приучать школьников пользоваться справочными таблицами, калькулятором и требовать соблюдения правил действия с приближенными числами.

Образец решения первой задачи по теме даёт обычно учитель, а последующие задачи учащиеся решают самостоятельно (в хода работы учитель оказывает им помощь). Отработку умения решать задачи по алгоритму лучше основывать не на заучивании алгоритма, а на разъяснении алгоритмических предписаний.

Следует обратить на подбор задач, включаемых в домашние задания. Цель их решения - закрепить знания и умения, полученные учащимися на уроке. Поэтому сложность таких задач не должна превосходить сложности задач, решаемых в классе, а способы их решения должны соответствовать задачам, рассмотренным на уроке.

Особое внимание необходимо обратить на решение заданий, предлагавшихся на ЕГЭ предыдущих лет (2001 – 2010 гг.). Сейчас имеется много пособий для подготовки к ЕГЭ: «раскрытые» варианты, сборник заданий, тренировочные задания, тематические тренировочные задания, пособия для учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ.


Рекомендуемая литература


  1. Сборник нормативных документов. Физика /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Единый государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы: Физика /Авт.-сост В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов, А.А. Фадеева; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2003. - 159 с.


  3. Единый государственный экзамен 2003: Контрольные измерительные материалы: Физика /Авт.-сост В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов, А.А. Фадеева; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2004. - 159 с.

  4. Единый государственный экзамен 2004: Контрольные измерительные материалы: Физика /Авт.-сост В.А. Орлов, Н.К. Г.Г. Никифоров; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2005. - 159 с.

  5. Единый государственный экзамен: физика: контрол. измерит. материалы: 2005 - 2006 /под общ. ред И.И. Нурминского. – М.: Просвещение, 2006. - 95 с.

  6. Единый государственных экзамен: физика: методика подготовки [В.А.Орлов, Г.Г.Никифоров]. – М.: Просвещение, 2006. - 128 с.

  7. ЕГЭ – 2007. Физика: реальные варианты /Авт-сост. А.В.Берков, В.А.Грибов. – М.: Астрель, 2007. – 110 с. (Федеральный институт педагогических измерений).

  8. Орлов В.А., Никифоров Г.Г., Ханнанов Н.К., Демидова М.Ю. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену: Физика. – М.: Интеллект-Центр, 2008 – 2010. - 208 с.

  9. Фадеева А.А. Единый государственный экзамен: Физика: Тренировочные задания. – М.: Просвещение, Эксмо, 2005  2010. - 144 с.

  10. Фадеева А.А. Единый государственный экзамен: Физика: Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009 - 2010. – 95 с.