litceysel.ru
добавить свой файл
1
План курса


«Теория и практика международной деловой коммуникации»

к.э.н. Андронова И.В.


ТЕМА 1. Деловые культуры в международном бизнесе

Культурные различия в международном бизнесе, особенности и критерии культурного деления Особенности и критерии культурного деления (национальные, региональные, религиозные, корпоративные, профессиональные, гендерные).

Классификация культур моноактивные, полиактивные и реактивные (слушающие); культуры ориентированные на безличную информацию, ориентированные на диалог и слушающие культуры. Характерные черты народов разных культур.

Национальные особенности в использовании и понимании времени. Национальные особенности представления о статусе, лидерстве и организации.


ТЕМА 2. Речевая культура деловой международной коммуникации

Речевой этикет и национальные особенности речевой культуры. Национальные особенности этикета представлений и приветствий.

Основные этикетные требования к деловому разговору: правильность речи; точность, ясность и доступность речи, краткость речи. Правила делового разговора. Риторический инструмент деловой речи, принципы речевого воздействия (принцип ассоциативности, экспрессивности, интенсивности). Коммуникационные эффекты: эффект визуального имиджа, эффект первых фраз, аргументации, пропорционального выброса информации и т.д.

Национальные языковые особенности и трудности перевода. Юмор в бизнесе, особенности национального юмора.


ТЕМА 3. Психологическая культура деловой международной коммуникации


Техника создания благоприятного психологического климата. Психологические типы собеседников. Виды и правила использования комплементов. Национальные особенности комплементов.

Искусство слушать в деловой коммуникации. Пассивное и активное слушание, приемы установки обратной связи: расспрашивание, перефразирование, отражение чувств, перефразирование.


Постановка вопросов и техника ответов. Значение вопросов, классификация вопросов (закрытые и открытые, риторические, переломные, информационные, контрольные, вопросы для ориентации, подтверждающие вопросы, ознакомительные, однополюсные, встречные и т.д.)

Критика в деловом общении. Виды критики, результаты критики. Позитивная критика и необходимые условия для ее осуществления. Модели критических высказываний. Восприятие критики и позитивные установки для восприятия критики.


ТЕМА 4. Невербальная культура деловой международной коммуникации


Язык телодвижений в бизнесе. Сигналы, посылаемые рукопожатием. Мимика, мимические коды эмоциональных состояний. Основные физиологические типы лица. Взгляд: деловой взгляд, свецкий, социальный, интимный. Сигналы, посылаемые взглядом.

Жесты в деловой коммуникации. Жесты уверенности, жесты сомнения и неуверенности, жесты открытости, жесты подозрительности и скрытости, жесты несогласия и стремления завершить беседу, жесты, свидетельствующие о лжи и намерении потянуть время. Жесты, связанные с манерой курить. «Кофейные» привычки людей.

Позы собеседников и их психологическая роль. Зоны и дистанции в деловой коммуникации, межнациональные различия в восприятии дистанции и пространтва. Национальные особенности невербального общения.


ТЕМА 5. Формы деловой международной коммуникации


Деловая беседа: цель беседы, структура беседы, подготовительные мероприятия, начало беседы, основная часть, передача информации, аргументирование, ответ на возражения, принятие решения и завершение беседы. Факторы успеха деловой беседы. Анализ результатов.

Деловая беседа по телефону. Культура ведения делового разговора, когда звоните вы: целесообразность звонка, время звонка, правила представления, план беседы. Культура ведения делового разговора, когда звонят вам. Национальные особенности деловой беседы по телефону. Недопустимые выражения.


Пресс-конференция: цели и задачи. Подготовка пресс-конференции, подготовка к возможным вопросам. Место и время проведения пресс-конференции, структура и проведение пресс-конференции.

Презентация. Понятие презентации и ее разновидности. Задачи и предмет презентации, выбор времени и места для презентации, извещение о презентации. Типовая структура презентации.

Публичная речь. Психологическая подготовка к публичному выступлению. Этапы подготовки к публичной речи. Композиция публичной речи. Методы изложения материала. Контакт с аудиторией.


ТЕМА 6. Деловые переговоры – как особый вид деловой международной коммуникации


Понятие переговорного процесса. Виды и функции переговорного процесса. Субъекты и предмет переговоров. Позиции и пропозиции переговоров. Понятие «результат» переговоров».

Организация переговорного процесса: планирование переговоров, постановка целей, информационная подготовка, методы подготовки к переговорам, особенности подготовки к международным переговорам.

Начало переговоров: размещение участников, обсуждение регламента и процедуры, согласование повестки дня. Стадии переговоров.

Стратегия и тактика переговорного процесса. Приемы конструктивной тактики на переговорах в рамках сотрудничества. Стратегия и тактика ведения конфронтационных переговоров. Психология обмана и манипулирования на переговорах.

Национальные особенности и стили ведения переговоров.


ТЕМА 7. Деловой протокол.


Понятие делового протокола. Основные правила поведения за столом и в общественных местах. Виды официальных приемов и поведение на них. Сервировка стола, рассадка гостей. Рассадка по автома Личное пространство. Оплата счета. Выбор и подношение подарков. Рассадка по автомашинам.

Основные требования делового протокола к одежде и аксессуарам.


Литература

  1. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол. М.: Издательство «Ось-89», 2003.


  2. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: Дело, 2001.

  3. Кузин Ф. Культура делового общения. М.: Издательство «Ось-89», 2000.

  4. Опалев А. Умение обращаться с людьми… Этикет делового человека. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996.

  5. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.

  6. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: Инфра-М, 1995.

  7. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. Нижний Новгород: Изд-во «Ай-Кью», 1992.

  8. Сопер П. Основы искусства речи. М.: Прогресс; Прогресс-Академия,1992.

  9. Джим Кэмп. Сначала скажите «нет»: секреты профессиональных переговорщиков. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2003

  10. Деркаченко В.Г. Деловое общение руководителя: (пособие для менеджеров, бизнесменов и политиков). – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004.