litceysel.ru
добавить свой файл
1
КУЛИБИН

ИВАН ПЕТРОВИЧ






ИЗОБРЕТАТЕЛЬ


(1735-1818)


РОССИЯ

21 АПРЕЛЯ

В порт на судне прибыл слон.

Как грузить его в вагон?

Если груз не по плечу –

Я машины научу.

Много ль сделаешь рукой,

Чтобы вырос мост стальной,

Чтоб, два берега достав,

На себе он нес состав?

Дело мне не по плечу –

Я машины научу.

Не сравниться великанам

С экскаватором и краном.

Вот уж это силачи!

Ты, малыш, их не учи:

Все машины знают дело,

Все послушны, все умелы…

Но нужна им… голова.

Не учи – учись сперва!

Пораскинешь головой –

И машинною рукой

Ты осилишь труд любой!

Сегодня машин и механизмов различных на свете столько, что и не сосчитать. Они умеют делать любую работу. Некоторые даже читают, пишут, а уж как считают! Все, что есть в каждой комнате, квартире, в доме, да и сам дом; все что есть на улице и сама улица - все-все сделано машинами, которыми управляли умелые руки рабочих. А откуда же взялись такие умные и сильные помощники у человека? Их изобрели, начертили, собрали сами люди.

Тех, то придумывает новые машины и механизмы называют изобретателями.

Движущиеся механизмы люди пытались создавать еще в древние времена. Для того чтобы заставить механизмы двигаться, использовали силу падающего тела, силу движущейся воды.

Сегодня я расскажу тебе про российского механика-изобретателя Ивана Петровича Кулибина. Кулибин любил праздники и званые вечера. Любил шутить, писал стихи. Никогда не курил табак , не играл в карты и не пил вино.

Родился он в городе Нижний Новгород, в семье торговца мукой.

В школе он не учился: читать и писать его учил дьячок, а отец приучал его работать в магазине. Но Ване не нравилось заниматься торговлей. В свободное время он любил конструировать различные флюгера, мельницы, интересовался устройством часов.

      Но чтобы понять как работают часы ему не хватало знаний. Чтобы научиться, он читал много разных книг про устройство разных машин, учил математику. (За то что он учился сам, без учителей, его прозвали самоучкой).

     Чтобы самому собрать часы, нужны были специальные инструменты. Однажды случилось Кулибину поехать в Москву. Там он познакомился с часовщиком (мастер, который делает и чинит часы) Лобковым. Наконец-то он мог расспросить настоящего мастера! Часовщик не только научил юношу своему мастерству, но и подарил ему набор инструментов. Когда Кулибин вернулся домой, он стал ремонтировать и конструировать часы.

А у тебя есть конструктор? Конструировать – это значит собирать из деталей различные вещи – машины, мебель, часы… так же как и ты собираешь из деталей своего игрушечного конструктора тележку, подъемный кран или экскаватор.

Самое известное изобретение Кулибина – часы в форме яйца. В середине часов был сделан установлен крошечный театр. Когда проходил час, в часах играла музыка, открывалась дверка и из нее выходили крошечные куколки, сделанные из золота и серебра. Под музыку они показывали целое представление.

Эти часы он подарил императрице, и ей так понравилось, что она пригласила талантливого мастера возглавить механические мастерские Академии наук.

Много удивительных вещей изобрел Кулибин за свою жизнь. Он устраивал различные феерверки, для детей придумывал всякие механические игрушки (солдатики, самокатки, заводные зверюшки).

Для солдат, которые на войне потеряли ногу он придумал ножной протез (т.е. сделал искусственную ногу, которую можно одевать и снимать).

Для императорского дворца он придумал специальное кресло, которое могло само поднимать человека с первого этажа (похоже на то, как сейчас это делает лифт).

Для освещения он придумал и сделал светильник, каких в те времена не бывало. Состоял он из большого количества зеркал. Они отражали и усиливали свет от свечки, которую ставили в середину светильника. Получался очень яркий прожектор.

Ты видишь, на столбах ночною

как порою
И светлой полосою
В каретах, в улицах и в шлюпках
на реке
Блистаю вдалеке.
Я весь дворец собою освещаю,
Как полная небес луна.

На родине Ивана Кулибина, в городе Нижний Новгород установили памятник в честь мастера.

Как закрепить:

1. Поиграйте в конструкторов-изобретателей. Вам надо сконструировать и построить башню.

Для этой игры больше всего подходят кубики разных размеров. Пусть ребенок убедится на собственном опыте, что, для того чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше — меньше, а еще выше — совсем маленькие.
Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из картонных фигур, из книжек, из других подручных материалов, выкладывая их так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куклу и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.

2. Поиграйте с конструктором.
Сделайте вместе с ребёнком несколько чертежей. Конечно, нужно использовать те элементы конструктора, что есть у вас (можно просто обводить детали конструктора на бумаге). Когда чертежи будущих «изобретений» будут готовы, предложите ребёнку сделать изделие по чертежу.

Варианты:

1. Вы конструируете - ребёнок затем делает чертёж готовой конструкции.
2. Ребёнок делает чертёж - вы конструируете.
3. Один делает несколько конструкций и делает чертёж одной из них. Задача - найти конструкцию по чертежу.

4. Сделать чертёж и постройку по нему с ошибками. Предложить ребёнку найти ошибки.

Детям 3-4 лет на чертежах делаем "вид спереди" или "вид сверху".
Детям постарше можно давать чертежи в разных проекциях. Конечно, сначала нужно объяснить и показать, что это такое.

Где узнать больше:

http://www.peoples.ru/technics/designer/kulibin/

http://www.free-time.ru/razdels/!anzikl/k_14.html

история технической игрушки http://igrushka.kz/vip28/isteig.shtml

Для деток постарше,

Занимательная механика:

1. Катапульта из кастрюльки и ложки:

Простейшую модель катапульты ты можешь соорудить на кухне. Одна из главных частей - ложка. Лучше всего, если есть деревянная. Она, кстати, и видом больше похожа на ложку настоящей катапульты. Ложка из нержавеющей стали тоже годится. А вот алюминиевая не подойдет: она согнется. И поварешку брать не стоит! ее тоже можно согнуть. Станину катапульты заменит небольшая кастрюля.

Вместо жгута из бычьих сухожилий, который использовался в настоящих катапультах, придется приспособить резиновое кольцо. Очень подходящие кольца прилагаются к стеклянным крышкам для домашнего консервирования. Такое кольцо можно взять на время, от нашего опыта оно не испортится. Покупные консервы в стеклянных банках тоже имеют резиновую прокладку в виде кольца. Это кольцо можно аккуратно вынуть из металлической крышки, когда банка открыта. Правда, с ним катапульта получится слабенькая. Если есть старая велосипедная, мотоциклетная или автомобильная камера, можно отрезать колечко от нее. Наконец, годится и круглая резиновая подвязка. Кольцо пропусти под одной из ручек кастрюльки и сложи пополам. Получатся две петли. Продень в них ручку ложки и упри ее концом в угол между дном и стенкой кастрюли. На рисунке видно, как это сделать. Положи кастрюлю на стол так, чтобы она опиралась свободной ручкой и краем дна. В ложку заложи снаряд: мячик от настольного тенниса, небольшую картофелину, спичечный коробок. Теперь можно стрелять. Оттяни ложку вниз и отпусти ее. Трах! Ложка, притягиваемая резинкой, подскочит вверх и ударится о край кастрюли. Снаряд вылетит и опишет в воздухе красивую дугу. Может быть, вылетит и ложка. Но она не улетит так далеко. Почему же полетел наш снаряд? Как и в настоящей катапульте, он сначала двигался вместе с ложкой. Но ложка ударилась о преграду и остановилась. А на пути снаряда преграды нет. И он продолжает двигаться по инерции, он летит, покинув катапульту! Кстати сказать, в последние годы катапульта снова нашла применение в военном деле. С ее помощью запускают самолеты с палуб авианосцев и других кораблей, где не хватает места для обычного разбега. И на реактивных самолетах пользуются катапультой, чтобы в случае аварии выбросить в воздух летчика с парашютом. Сам он при такой скорости выскочить не может: слишком велико сопротивление воздуха. Конечно, устройство современных катапульт совсем другое. Но принцип тот же: инерция движения.

2. Спичечный телефон

Понадобится два спичечных коробка, спички и нитки. Вденьте в иголку нитку, потом высыпьте спички из коробки и проткните ее донышко иголкой. После этого выдерните нитку из иголки. А чтобы кончик нитки не выскочил из коробки, привяжите к нему спичку. Ко второму концу нитки точно так же прикрепите вторую коробку из-под спичек. Одну коробку оставьте у себя, другую дайте ребенку и выйдите в другую комнату (длина нитки должна быть такой, чтобы она между коробками натянулась, как струна).

При изготовлении игрушечного телефона нужно иметь в виду, что нитка, натянутая между двумя коробочками, не должна касаться никаких предметов, в том числе пальцев, которыми держат коробочку.

Пусть ребенок закроет одно ухо, а к другому приложит коробку, а вы свою приложите к губам. То что вы будете говорить, ребенку будет слышно в «телефоне».

Обратите внимание ребенка, что когда он будет говорит в телефон, дрожит донышко коробки и заставляет дрожать нитку. Бежит дрожь по ниточке к другой коробке и заставляет ее донышко дрожать, и от этого снова получается звук.

Потом попробуйте прикоснуться пальцем к нитке. Услышат ли с другой стороны? Обсудите с ребенком, почему, если к нитке прикоснуться пальцем, звук до второй коробочки не добегает? (если нитка прикасается к какому-нибудь предмету, то дрожение нитки передается этому предмету и дальше не распространяется. Поэтому во второй коробочке звука не слышно.)

Вместо спичечных коробок можно взять любые другие коробочки подходящих размеров: из-под пудры, зубного порошка, скрепок. Вместо ниточки можно использовать тонкую проволочку без мягкой изоляции.

Развивая тему, можно показать детям, что звук распространяется не только по ниточке, но и по другим предметам. Если, купаясь в реке, опустить голову в воду так, чтобы погрузились и уши, то можно услышать звук плещущихся рядом людей, далеко работающего мотора катера и т. п. Такой опыт можно провести в ванной. Попробуйте бросать в наполненную водой ванну гальку или мелкие игрушки, а ребенок, приложив ухо к стенке ванны, пускай послушает, как распространяющиеся кругами волны начинали плескаться о стенку ванны.

Надо иметь в виду, что в этом опыте ребенок услышит звук упавшего камня дважды. Сначала он услышит звук, который был передан с помощью звуковых волн, которые в воде, так же как и в воздухе, невидимы и распространяются с большой скоростью. Потом ребенок увидит обычные волны на поверхности воды, которые кругами распространяются во все стороны от места падения, и, наконец, когда эти волны добегут до стенки ванны, он их услышит. Нужно объяснить ребенку, что настоящие звуковые волны в воде, как и в воздухе, не видны, а опыт с волнами на поверхности воды вы сделали для того, чтобы лучше понять, как звук распространяется во все стороны в воздухе, в воде и других веществах.

3. Бумажная рыбка.

Вырежь из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие А, которое соединено с хвостом узким каналом АБ. Налей в таз воды и положи рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой.

Это удобно сделать с помощью вилки. Положив рыбку на вилку, осторожно опусти ее на воду. Рыбка поплывет, а вилку утопи поглубже и вытащи. Теперь нужно капнуть в отверстие большую каплю масла. Лучше всего воспользоваться для этого масленкой от велосипеда или швейной машины.

Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу АБ. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка. Как ты думаешь, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад? Конечно, она поплывет вперед!

4. Катушка-ползушка

Возьми обыкновенную катушку от ниток и перочинным ножом зазубри края обеих ее щечек. Полоску резины длиной 70-80 мм сложи пополам и протолкни в отверстие катушки. В петлю резинки, которая выглядывает с одного конца, заложи обломок спички длиной 15 мм.

К другой щечке катушки приложи шайбу из мыла. Вырежь кружок из твердого, сухого обмылка толщиной около 3 мм. Диаметр кружка нужен около 15 мм, диаметр отверстия в нем - 3 мм. На мыльную шайбу положи новенький, блестящий стальной гвоздь длиной 50-60 мм и поверх этого гвоздя свяжи концы резинки надежным узлом. Поворачивая гвоздь, заводи катушку-ползушку до тех пор, пока не начнет прокручиваться обломок спички с другой стороны.

Поставь катушку на пол. Резинка, раскручиваясь, повезет катушку, а конец гвоздя будет скользить по полу!

Можно смастерить сразу несколько таких "ползушек" и устраивать целые "танковые бои".

На примере такой игрушки можно познакомиться с трением. Начнем с обломка спички. Когда мы заводим резинку, она натягивается и все крепче прижимает обломок к щечке катушки. Между обломком и щечкой имеется трение. Если бы этого трения не было, обломок спички вертелся бы совершенно свободно и катушку-ползушку вообще не удалось бы завести даже на один оборот! Здесь трение помогает работе сделанного нами механизма.

А с другой щечкой катушки дело обстоит совершенно наоборот. Здесь гвоздь должен вращаться как можно легче, как можно свободнее. Чем легче он скользит по щечке, тем дальше уедет катушка-ползушка. Значит, здесь трение вредно. Оно мешает работе механизма. Его нужно уменьшить. Поэтому-то и подложена между щечкой и гвоздем мыльная шайба. Она уменьшает трение, служит как бы смазкой.

Теперь рассмотрим края щечек. Это "колеса" нашей игрушки. Мы их зазубрили ножом. Для чего? А для того, чтобы они лучше сцеплялись с полом, чтобы не "буксовали", как говорят машинисты и шоферы.

Есть у нашей катушки трение еще в одном месте. Это трение конца гвоздя об пол, по которому он ползет вслед за катушкой. Вот это трение - вредное. Оно мешает, оно задерживает движение катушки. Но тут трудно что-либо сделать. Разве что отшлифовать конец гвоздя мелкой шкуркой.

Все опыты взяты из книги "Здравствуй, физика!", автор Л. Гальперштейн

Опыты по механике http://igrushka.kz/vip57/opmech.php