litceysel.ru
добавить свой файл
1
Работа психолога


с учащимися надомного обучения

Купинской специальной ( коррекционной ) школы – интерната

VIII вида

2008-2009 уч. год.


Гусев Александр Дмитриевич


Характеристика:

Саша живёт в очень плохих условиях, в доме грязно настолько, что даже находится неприятно в этом помещении. Во время нашего визита, Саша чистил картошку, поэтому сразу говорить с нами отказался, так как мы ему «мешаем», проявлял негативизм до тех пор, пока его не «одёрнули». Потом на вопросы отвечал и можно даже сказать с интересом. Судя по результатам теста на агрессивность, уровень агрессии низкий, больше всего на свете он боится ударить человека. Друзей у мальчика нет, самооценка средняя. Учиться ему нравится, но конкретный предмет выделять не стал. Сказал, что любит рисовать, спортом не занимается. Единственный человек, которому он может доверить свои тайны – это его бабушка.

Рекомендации:

1. Если Саша отказывается выполнять задание, не нужно на него кричать, необходимо мягко «давить на совесть», что-то типа «Саша, я хочу тебе помочь, чтобы ты больше знал, я готовилась к этому занятию, затратила много сил чтобы мы с тобой узнали что-то новое, чему-нибудь научились, я сделала свой вклад, почему же ты так неуважительно относишься ко мне и совсем не хочешь работать вместе со мной?»;

2. При проведении занятий с ним, иногда разговаривать с ним на отвлечённые темы, например, чем он занимался вчера вечером или попросить рассказать о своих каких-либо достижениях, увлечениях для установления атмосферы доброжелательности;

3. Рассказывать ему что-то интересное про животных или растения, о том, что ему будет интересно;

4. Нужно его хвалить, но не впустую, а за какое-нибудь дело; за просто так хвалить нельзя, так как он расслабится и не станет стараться «итак хвалят»;

5. Побуждать его на занятия творчеством, дать ему краски, кисть и попросить нарисовать что-нибудь, давать ему возможность самовыражаться посредством творчества;


6. Рассказывать ему о хороших людях, чтобы мальчик знал что есть люди плохие, но есть и хорошие и их много;

7. Доброжелательно к нему относиться, часто называть по имени, демонстрировать его значимость.


Ринева Кристина Игоревна

Характеристика:

Кристина живёт в бараке, в маленькой комнатке вместе с бабушкой и братом. Судя по результатам теста, у неё высокий уровень вербальной и физической агрессии, это неудивительно, так как живя в таких условиях, непросто остаться спокойным и уравновешенным. Друзей у девочки нет. Самооценка заниженная. Учиться любит, любимый предмет – природоведение. Любит творчество, но что конкретно неизвестно, спортом не занимается. Тайны свои никому не доверяет, даже при повторном вопросе – подтвердила свой ответ.

В психологе не нуждается.


Уваров Евгений Викторович

Характеристика:

Женя живёт в небольшом доме вместе со своим отцом и сестрой, мать их бросила. В доме относительно чисто, уютно, топится печь. Судя по результатам теста, у Жени высокий уровень агрессии, физической и вербальной, хотя после первого общения с ним создаётся другое впечатление. На вопросы он отвечал охотно, не отказывался даже от дополнительных вопросов, внимательно смотрел на нас, негативизм не прослеживался. Скорее всего, мальчик склонен к депрессиям, самооценка у него заниженная. Учиться ему нравится, особенно нравится математика и рисование, спортом не занимается. У него есть человек, которому он доверяет свои тайны, но кто это, говорить он отказался.

По словам классного руководителя, в помощи психолога не нуждается. Необходим жёсткий контроль со стороны классного руководителя и сестры.


Лаптев Михаил Иванович

Характеристика:

Миша живёт в неплохих условиях, во время нашего визита у них в доме проходил ремонт. У мальчика высокий уровень вербальной и физической агрессии. Настроение у него всегда хорошее, ничего не боится, судя по его словам. Друзей у него много, лучших нет. Самооценка несколько завышена. Учиться не любит, спортом не занимается. Свои тайны никому не доверяет. У Миши негативное отношение к школе. При ответах на вопросы – улыбается, отвечает неохотно.


Судя по словам самого Михаила, в помощи психолога он не нуждается, так как работает.


Кукушкина Ирина Николаевна

Характеристика:

Ира очень добрая, послушная девочка. Судя по результатам психодиагностических тестов, самооценка у неё средняя, агрессивность на низком уровне. Девочка идёт на контакт, но если ей что-то непонятно, например вопрос в тесте, она вместо того, чтобы сказать об этом или переспросить, оглядывается на свою мать в ожидании поддержки или подсказки, то есть тут можно сказать, что ребёнок очень привязан к матери и находится под сильнейшим её влиянием. Скорее всего, Ира привыкла, что мать за неё всё решает и не может принять решение самостоятельно. В процессе работы с девочкой, выяснилось, что у неё очень плохо развита мелкая моторика рук.

Рекомендации:

1. Необходимо постоянно поддерживать Иру психологически, хвалить её, говорить, что у неё всё хорошо получается;

2. Чаще давать ей творческие задания: рисование, изготовление каких-либо поделок;

3. Развивать мелкую моторику рук лепкой из пластилина и пальчиковой гимнастикой;

4. Рассказывать ей об окружающем мире: о животных, растениях; показывать картинки, на которых изображена живая природа;

5. Давать ей возможность общаться со сверстниками, желательно со спокойными и добрыми.


Шаргунов Дмитрий Владимирович

Характеристика:

Дима вместе со своей бабушкой встретили нас на улице, как раз в это время они решили погулять. Общался с нами мальчик охотно, отвечал на вопросы. Агрессивность у него на низком уровне. Иногда бывает плохое настроение. Страхи по жизни есть, но какие именно не сказал. Когда он лежал в больнице, там у него были друзья, а на улице ни с кем не общается. Учиться любит, особенно нравятся устные предметы, чтение. Творчеством не занимается, спортом, по состоянию здоровья, тоже. Бабушке может доверить свои тайны, она у него очень строгая и требовательная к внуку.


Рекомендации:

1. Не давать ему задания, которые ему не под силу;

2. Много разговаривать с ним об окружающем мире, о живой природе;

3. Хвалить его за проделанную работу;

4. Очень доброжелательно к нему относиться, называть по имени;

5. Не перегружать его ни умственно, ни физически.


Бибик Александр Сергеевич

Характеристика:

Саша производит впечатление доброго, неконфликтного мальчика, на вопросы он отвечал охотно. Судя по ответам Саши, оскорбить человека он не может, ударить может только в случае самозащиты, первым он никогда не ударит. Плохое настроение у него бывает, но не чаще, чем хорошее. Боится он неожиданности. Друзья у него есть. На вопрос хуже ты всех или лучше всех, он ответил: «хуже всех», следовательно, у него заниженная самооценка. Учиться ему нравится, больше всего нравится математика. Спортом он не занимается. Доверять свои тайны может только маме.

В помощи психолога не нуждается.


Синяков Евгений Юрьевич

Характеристика:

В доме, где живет Женя – чисто и уютно, бабушка сделала много заготовок на зиму. Судя по ответам, у Жени высокий уровень вербальной и физической агрессии. У него часто бывает плохое настроение. Друзья у Жени имеются. Самооценка адекватная. Учиться нравится, но только когда получается, любимый предмет – математика, любит рисовать, занимается спортом (футбол, лёгкая атлетика). Тайны свои доверяет друзьям.

По просьбе учителя надомного обучения, нуждается в помощи психолога, так как часто проявляются вспышки агрессии.

Рекомендации:

1. Не перегружать его умственно, так как это может вызвать его агрессию;

2. Разговаривать с ним на посторонние, не относящиеся к занятию темы, но интересующие его для установления доверительной атмосферы;

3. Проводить с ним беседы о том, что он должен учиться, все учатся и он должен закончить школу;


4. Использовать некоторые приёмы «выплёскивания» агрессии (рвать бумагу на мелкие кусочки, «беспредметная живопись», прокричать какую-нибудь фразу и т.п.);

5. Напоминать ему, что он ученик и должен подчинятся определённым правилам.

Индивидуальная логопедическая работа

с Шаргуновым Димой

2008 – 2009 учебный год

Логопедическое заключение:

СНР, обусловленное умственной отсталостью, 3-й уровень речевого развития, дизартрия.

Составила: логопед Купинской специальной (коррекционной) школы-интернат 8-го вида

Артибякина Т. А.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразователь­ной школы вследствие недостаточной сформированности ре­чевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента ре­чевой системы.


  1. Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяю­щееся на одну - две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недо­статочно внятным («смазанным»).

  2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спон­танному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие спе­цифических дисграфических ошибок на фоне большого
количества разнообразных других).

И. Нарушения лексико-грамматического компонента рече­вой системы.

1. Лексический запас без грубых нарушений. У некото­рых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыс­лу и т.п.


2. Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтакси­ческих конструкций. :

Ш. Психологические особенности.


  1. Неустойчивое внимание.

  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к язы­ковым явлениям.

  3. Недостаточное развитие способности к переключению.

  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

  5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.

  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических пред­ посылок к овладению полноценными навыками учеб­ной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирова­ние предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельно­сти; умение работать в определенном темпе).

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонемати­ческого восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный зрительный и другие анали­заторы. Развитие фонематического, слогового анализа и син­теза.

а) Уточнение произносительного и слухового образа каж­дого из смешиваемых звуков:

  • уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на
    зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

  • выделение его на фоне слога;

определение наличия и места в слове (начало, середи­на, конец);


  • определение места звука по отношению к другим (ка­кой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);


  • выделение его из предложения, текста.

б) Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществля­ется в той же последовательности, что и работа по уточ­нению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель — их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешива­емыми звуками.

В процессе работы каждый из звуков соотносится с опреде­ленной буквой. Большое место занимают письменные упраж­нения, закрепляющие дифференциацию звуков.

Примечание. В том случае, если у ребенка присутствуют нарушения фонетической стороны речи, устранению акусти­ческой (артикуляторно- акустической) дисграфии предшествует работа по коррекции звукопроизношения. На начальных эта­пах работы рекомендуется исключить проговаривание, так как оно может вызвать ошибки на письме.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

  • развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в пред­ложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; приду­мывание предложений с определенным количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с оп­ределенным количеством слов и т.д.;

  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем
    накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения ак­тивно пользоваться различными способами словообра­зования;

уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения

детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических кон­струкций.


3. Формирование связной речи:


  • развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры выс­казывания;

  • установление логики (связности, последовательности), точ­ное и четкое формулирование мысли в процессе подго­товки связного высказывания; отбор языковых средств,
    адекватных смысловой концепции, для построения выс­казывания в тех или иных целях общения (доказатель­ство, рассуждение, передача содержания текста, сюжет­
    ной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических пред­посылок к обучению:

  • устойчивости внимания;

  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

  • способности к запоминанию;

  • способности к переключению;

  • навыков и приемов самоконтроля;

  • познавательной активности;

  • произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности (принятие учеб­ной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определе­ние путей и средств достижения учебной цели);

  • контроль за ходом своей деятельности (от умения рабо­тать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

  • работа в определенном темпе (умение быстро и качествен­но писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопос­тавление и т.д.);

  • применение знаний в новых ситуациях;

  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готов­ности к обучению:

—умения внимательно слушать и слышать учителя-логопе­да, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять пози­цию ученика);


  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

  • умения свободно владеть вербальными средствами об­щения в целях четкого восприятия, удержания и сосредо­точенного выполнения учебной задачи в соответствии с
    полученной инструкцией;

  • умения целенаправленно и последовательно (в соответ­ствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные дей­ствия и адекватно реагировать на контроль и оценки учи­
    теля-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адек­ватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

  • ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы {начало формирования связного высказывания);

  • применение инструкции (схемы) при подготовке развер­нутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

  • употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

  • обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

  • пояснение инструкции, учебной задачи с использовани­ем новой терминологии;

  • развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

  • формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

  • проведение дифференцированного опроса и оценка от­ветов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

  • соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

  • составление устных связных высказываний с элемента­

    ми творчества (фантазии).




Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

При детском церебральном параличе имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга.

У ребёнка задержано и нарушено формирование всех двигательных функций.


1этап. Подготовительный.

Задачи:

- тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе;

- вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

-развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

-в процессе систематических тренировок овладеть комплексом пальчиковой гимнастики;

- укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж);

2этап. Формирование произносительных умений и навыков.

Задачи:

- устранение дефектного звукопроизношения;

- развитие умений и навыков дифференцировать звуки. Сходные артикуляционно и акустически;

- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.


Виды коррекционной работы на данном этапе:

1. Постановка звуков:

С, Ч, К, Л, Ш, Х, З Щ, Р, Ж, Г, Ц,

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения ( кроме артикуляционной гимнастики):

«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щёточка», «Футбол», «Фокус», «Трубочка», «Чашечка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Маляр», «Улыбка», «Иголочка», «Индюк».


2.Автоматизация звука в слогах:

-в прямых;

-в обратных;

-в слогах со стечением согласных.

3. Автоматизация звука в словах:

- в прямых слогах;

- в обратных слогах;

- в словах со стечением согласных;

4. Автоматизация звука в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

5. Дифференциация звуков:

С-З, К – Г, Ч – Т, Л – В, Р – В, Т – Д.

6. Автоматизация звука в спонтанной речи.


Не­дели

Заня­тия

Темы и содержание коррекционной

работы

Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых про­цессов*


Сентябрь





I

Фронтальное обследование





II




III

1

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных за­болеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование нерече­вых психических функций. Состояние звукопроизношения








2




I этап (диагностический)




IV

3

Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Рече­вая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительиой дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Иссле­дование понимания речи (импрессивной). Исследование лек­сики и грамматического строя экспрессивной речи. Состоя­ние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследо­вание процесса письма. Логопедическое заключение









4




II этан (подготовительный)

Октябрь




I


5

Развитие и уточ­нение пространст­венных представ­лений.

Постановка звука С.

Правописание суще­ствительных множе­ственного числа, родительского

падежа («сапоги», «чулки», «нос­ки»). Правописа­ние наречий и предлогов («спра­ва», «слева», «на­зад», «вперед», «около», «напро­тив» и т.п.). «Отважные путе­шественники». Занимательные приключения в космосе

Формирование тонкой моторики и графомоторных навыков




6

Развитие и уточ­нение пространст­венных представ­лений.

Постановка звука С.

Безударная глас­ная в корне слова. Словарные слова. Детективно-зага­дочная история. Мурзилка против Ябеды -Коря беды. По мотивам рас­сказов А. Семе­нова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»


Развитие внимания




II

7

Развитие и уточ­нение временных представлений. Сутки. Дни недели.

Постановка звука С.

Правописание наречий (когда-нибудь, иногда, изредка, реже, чаще и т.п.) Ю. Мориц «Куда делся понедель­ник?»

Развитие памяти







8

Развитие и уточ­нение временных представлений. Времена года.

Постановка звука С.

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и па­деже. В мире животных

Развитие образно­го мышления




III

9

Развитие и уточнение временных

представлений.


Месяцы.

Постановка звука С.


Употребление

глаголов в на-

стоящем, прошедшем и будущем

времени.

По страницам

произведений

Ж. Верна

Развитие словесно-

логического мышления




10

Развитие и уточнение временных

представлений.

Год.

Постановка звука С.

Употребление

глаголов в на-

стоящем, прошедшем и будущем

времени.

Е. Шварц «Сказка

о потерянном времени»

Развитие произвольного внимания и всех видов

памяти




IV

11

Развитие и уточнение временных

представлений.

Календарь. Праздники.

Постановка и автоматизация звука Ч.

Употребление


глаголов в на-

стоящем, прошедшем и будущем

времени.

Путешествие в

будущее на маши-

не времени. К. Булычев «Сто лет

тому вперед»


Развитие словесно-

логического мышления




12

Развитие и уточнение временных

представлений.

Семья.

Постановка и автоматизация звука Ч.

Согласование существительных и

прилагательных в

роде, числе и падеже. Тайна древнего замка с при-

видениями.

О. Уайльд «Кентервильское привидение»

Развитие абстрактного и образного мышления










III этап (коррекционный)











Ноябрь







I

Каникулы




II

13

Алфавит. Понятия

«азбука» и «алфа-

вит»

Постановка и автоматизация звука Ч.

Гласные и соглас-

ные буквы и звуки.

Б. Заходер «Пе-

сенка-азбука»

Развитие слухово-

го внимания и

фонематического

восприятия

(дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуко­вому составу)







14

Алфавит. Понятия «азбука» и «алфа­вит».

Постановка и автоматизация звука Ч.

Гласные и соглас­ные буквы и звуки. Я. Бжехва «Вол­шебник Коваль­ский»


Развитие слухово­го внимания и фонематического восприятия(диф­ференциация не­речевых звуков, слогов и слов, близких по звуко­вому составу)




III

15

Звуки и буквы. Дифференциация гласных и соглас­ных букв и звуков.

Постановка и автоматизация звука Ч.




Развитие слухово­го внимания и фонематического восприятия(диф­ференциация не­речевых звуков, слогов и слов, близких по звуко­вому составу)







16

Звуки и буквы. Гласные I ряда.

Постановка и автоматизация звука Ч.

Гласные звуки и буквы

Развитие внима­ния. Упражнения, на­правленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица»




IV

17

Звуки и буквы. Гласные II ряда


Буквы «е», «е», «ю», «я»










18

Звуки и буквы. Дифференциация гласных I и II ряда.

Постановка и автоматизация звука Ч.




Развитие воспри­ятия и ориенти­ровки в простран­стве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»




Декабрь




I

19

Звуки и буквы.

Дифференциация

согласных по

твердости — мягкости.

Постановка и автоматизация звука Ч.

Мягкие и твердые

согласные





20


Звуки и буквы.

Дифференциация

согласных по глухости — звонкости.

Постановка и автоматизация звука Л. Логопедический массаж.

Глухие и звонкие

согласные

Отработка понятий «правый» и

«левый».

Упражнение «Разноцветные точки»




II

21

Заглавная буква в

начале предложения. Правила на-

писания предложения.

Постановка и автоматизация звука Л. Логопедический массаж.

Предложение







22

Заглавная буква в

начале предложения. Правила написания предложения.

Постановка и автоматизация звука Л. Логопедический массаж.

Строчные и прописные буквы

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений предлоги


(«на», «над»,

«под», «за» и т.д.).

Упражнение «Копирование точек»





III

23

Заглавная буква в

именах собственных.

Постановка и автоматизация звука Л. Логопедический массаж.










24

Заглавная буква в

именах собственных.

Постановка и автоматизация звука Л. Логопедический массаж.




Узнавание пред-

мета по контурно-

му изображению и

деталям рисунка.

Игра «Что это?»




IV

25

Заглавная буква в

именах собственных.

Постановка и автоматизация звука Л. Логопедический массаж.


Развитие связной

речи. Письмо Деду

Морозу







26

Проверочная контрольная работа по

итогам темы.

Постановка и автоматизация звука Л. Логопедический массаж.



















Январь







I

Каникулы





II




III

27


Однокоренные

Слова.

Постановка и автоматизация звука Л. Логопедический массаж.

Части слова. Корень

Узнавание пред-

мета по контурному изображению и

деталям рисунка.

Упражнение «Составление фигуры

из разрозненных

деталей»




28

Однокоренные

Слова.

Постановка и автоматизация звука Л. Логопедический массаж.

Части слова. При-

ставка







IV

29

Однокоренные

Слова.

Постановка и автоматизация звука Л. Логопедический массаж.

Части слова. Суффикс

Узнавание пред-

мета по контурному изображению и

деталям рисунка.

Упражнение «Использование игр с

постройками из

кубиков»





30

Однокоренные

Слова.

Постановка и автоматизация звука Л. Логопедический массаж.

Части слова.

Окончание







Февраль




I

31

Ударение.

Постановка и автоматизация звука Л. Логопедический массаж.




Узнавание предмета по контурному

изображению и

деталям рисунка.

Упражнение «Составление узоров

из геометрических

фигур»




32

Ударение. Смысло-различительная и

формообразующая

роль ударения.

Постановка и автоматизация звука Л. Логопедический массаж.


Слова-омографы







II

33

Ударение.

Постановка и автоматизация звука Ш. Логопедический массаж.




Узнавание предмета по контурному

изображению и

деталям рисунка.

Упражнение «Лабиринты»




34

Ударение Постановка и автоматизация звука Ш. Логопедический массаж.










III

35

Безударные гласные в корне слова.


Постановка и автоматизация звука Ш. Логопедический массаж.


Части слова. Корень

Упражнения, направленные на

увеличение уровня

распределения

внимания




36

Безударные гласные в корне слова.

Постановка и автоматизация звука Ш. Логопедический массаж.

Части слова. Приставка







IV

37

Безударные гласные в корне слова.

Постановка и автоматизация звука Ш. Логопедический массаж.

Части слова. Суффикс. Окончание

Упражнения, направленные на

усиление концентрации и устойчивости зрительного

внимания




38

Звонкие и глухие

согласные в корне

слова и в словах со

стечением согласных.

Постановка и автоматизация звука Ш. Логопедический массаж.


Оглушение звонких согласных в

середине слова













Март




I

39

Звонкие и глухие

согласные в корне

слова и в словах со

стечением согласных.

Постановка и автоматизация звука Ш. Логопедический массаж.

Озвончение глухих

согласных в сере-

дине слова

Усиление концентрации слухового

внимания

40

Звонкие и глухие

согласные в корне


слова и в словах со

стечением согласных.

Постановка и автоматизация звука Ш. Логопедический массаж.








II

41

Непроизносимые

Согласные.

Постановка и автоматизация звука Ш. Логопедический массаж.




Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

Упражнение

«Красно-черные

пары»




42

Непроизносимые

Согласные.

Постановка и автоматизация звука Ж. Логопедический массаж.







III

43

Непроизносимые


Согласные.

Постановка и автоматизация звука Ж. Логопедический массаж.





Упражнения, направленные на

тренировку распределения и избирательности внимания




44

Непроизносимые согласные.

Постановка и автоматизация звука Ж. Логопедический массаж.







IV

Каникулы

Апрель

1

45

Правило переноса.

Постановка и автоматизация звука Ж. Логопедический массаж.



Развитие памяти. Упражнения для развития способно­сти к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные обра­зы, отвечающие понятиям прямо или косвенно»





46

Правило переноса.

Постановка и автоматизация звука Ж. Логопедический массаж.







II

47

Правило переноса.

Постановка и автоматизация звука Ж. Логопедический массаж.




Упражнения для развития способно­сти к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные обра­зы и эмоции»




48

Словарные слова.

Постановка и автоматизация звука Ж. Логопедический массаж.







III

49


Словарные слова.

Постановка и автоматизация звука Ж. Логопедический массаж.




Упражнения для развития способ­ности к воссозда­нию мысленных образов. Упражнение «Мысленные обра­зы и их эмоцио­нальная, окраска»




50

Двойные соглас­ные в корне слова.

Постановка и автоматизация звука Ж. Логопедический массаж.







IV

51

Двойные соглас­ные в корне слова Постановка и автоматизация звука Щ. Логопедический массаж.




Упражнения на осознанное вос­приятие. Упражнение «Осоз­нание визуального материала»


52


Двойные соглас­ные в корне слова.

Постановка и автоматизация звука Щ. Логопедический массаж.










Май




I

53

Двойные соглас­ные на стыке мор­фем.

Постановка и автоматизация звука Щ. Логопедический массаж.




Упражнения на осознанное вос­приятие. Упражнение «Осознание сло­весного материа­ла»







54

Двойные согласные на стыке морфем.

Постановка и автоматизация звука Щ. Логопедический массаж.








IV этап (оценочный)





II

55

Оценка результативности коррекционной работы. Проведе­ние итоговых срезовых проверочных работ. Оценка дина­мики работы с учащимися. Количественный и качествен­ный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. На­граждение детей








56




III

Фронтальное обследование





IV





3 этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.


4 этап. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.


5 этап. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

- лексические и грамматические упражнения;

- нормализация просодической стороны речи;

- обучение рассказыванию.


Литература

1. Задания по кн.: Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5—6-х классов. М, 2003;

2. Ануфриев А.Ф., Костромича С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998;

3. Лайло В.В. Изучение алфа­вита и развитие восприятия. М., 2000;

4. Лайло В.В. Развитие памяти и повыше­ние грамотности. М., 2001;

5. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. М.,2001.

6. Логопедия. Москва. Просвещение 2001г.