litceysel.ru
добавить свой файл
1
9. Состояние здоровья школьников,


меры по охране и укреплению здоровья


Приоритетным направлением деятельности лицея является работа по сохранению и улучшению здоровья детей. Эта работа ведется педагогическим коллективом по программе «Лицей №9 – территория здоровья».


Задачи здоровьесберегающей деятельности:

- обеспечить безопасное образовательное пространство;

- создать условия для формирования эффективной стратегии лицея в вопросах обучения участников образовательного процесса сохранению здоровью;

- изменить отношение членов педагогического коллектива как к проблеме собственного здоровья, так и к проблеме здоровья детей и подростков;

- формировать у лицеистов знания, умения и поведенческие навыки здорового образа жизни;

- пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивных жизненных установок подрастающего поколения;

- повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы.

Огромные усилия прилагались медицинским персоналом и техническими работниками, чтобы подготовиться к эпидемии гриппа, предупредить распространение инфекции в лицее.

В район подавалась еженедельная, а затем ежедневная информация о количестве заболевших гриппом и наличии дезинфекционных средств, масок и т.д.

Результаты проверки Роспотребнадзора свидетельствуют об отсутствии замечаний по профилактике заболеваний гриппа и ОРВИ в учебном заведении.


Результаты диспансеризации учеников лицея 1-11 классов за 20010/11 учебный год в таблице №48:

Таблица №48


Классы

Всего

детей


ЖКТ

Мочеполовая ситема

Эндокр.

система

Органы дыхания

Костно-мышечная система

Органы зрения

ЦНС

Болезни кожи

Забол. органов кровообращения

Кол-во хр. бол.

чел / %

1-е

109

-

6

-

5

2

1

3

2

1

20 (18,3)

2-е

131

1

4

-

4

6

5

6

-

3

29 (22,1)

3-и

131

2

2

-

8

7

3

1

-

1

24 (18,3)

4-е

109

-

4


-

5

2

-

-

-

1

12 (11,0)

5-е

116

1

3

-

11

9

8

7

-

1

40 (34,4)

6-е

104

1

-

-

6

7

2

1

-

-

17 (16,3)

7-е

100

-

2

1

7

10

10

4

1

-

35 (35)

8-е

85

1

2

-

4

8

10

3

1

-


29 (34,1)

9-е

100

2

4

2

5

12

10

3

-

1

39 (39)

10-е

77

-

2

-

8

11

10

6

1

-

38 (49,3)

11-е

70

1

-

-

5

9

8

6

-

-

29 (41.4)

Итого

1132

9

29

3

68

83

67

40

5

8

312 (27,8



Получили травмы в 20010/11 учебном году (не в учебном заведении) - 70 человек:

1классы – 7 человек


2 классы – 6 человек

3 классы – 10 человек

4 классы – 12 человек

5 классы – 14 человек

6 классы – 8 человек

7 классы – 13 человек

8 классы – 5 человек

9 классы – 1 человек

10 классы – 2 человек

11 классы -2человека


На основании данных таблицы, можно сделать вывод о том, на первом месте, как и в прошлом году, продолжают оставаться заболевания костно-мышечной системы, органов зрения, органов дыхания, хотя имеется тенденция к снижению показателей. А также серьезной проблемой остается большое количество переломов, различных травм, связанных с хрупкостью костей и развитием остеопороза у детей уже в раннем возрасте. Показатели по хроническим заболеваниям за 2010/11 учебный год снизились по всем параллелям.


В прошедшем учебном году проведена подготовка (составление документации) и обследование обучающихся с использованием компьютерно-оптического топографа.

Положительные моменты проведения обследования:

- проведение обследования в короткие заранее запланированные сроки;

- высокий уровень точности диагностических заключений;

- наличие 2-х экземпляров заключений и рекомендаций (для школы и для родителей, а также обобщенные данные);

- родителям предоставлена возможность бесплатно провести диагностику своего ребенка и своевременно принять меры по коррекции выявленных нарушений;

- результаты обследования позволят использовать показатели с целью анализа динамики заболеваемости, понимания истинной картины состояния опорно-двигательного аппарата учеников, осуществлять личностно-ориентированный подход учителям физического воспитания к детям, имеющим проблемы с позвоночником.

Обследованием были охвачены учащиеся 1-х, 5-х, 7-х, 9-х, 10-х, 11-х классов по согласованию с родителями.

Результаты обследований переданы лицею на бумажных носителях информации. Особую сложность представляла работа по занесению результатов обследований в электронную базу данных.


Результаты КОМОТ – в таблице №49:

Таблица №49



п/п

класс

Всего в классе (чел.)

Выявлено уч-ся с патологией опорно-двигательного аппарата (чел.)

%

учащихся

1



28

12

42,9

2



28

15

53,6

3



27

13

48

4



26

7

26,9

5



23

20

87

6



24

13

54

7



22

11

50

8

24


13

54,2

9



20

9

45

10



22

11

50

11



26

16

61,5

12



27

7

25,9

13



24

10

41,7

14



26

14

53,8

15



25

13

52

16



23

5

21,7

17



26

4

15,4

18

10л

20


6

30

19

10г

28

2

7,1

20

10м

27

14

51,9

21

11л

26

20

76,9

22

11г

21

4

19

23

11м

21

10

47,6

Итого

23 класса

564 чел.

249 чел.

44 %

Таким образом, можно сделать вывод, что самые проблемные классы – это, 1б, 5а, 5б, 5в, 5г, 7а, 7б, 9а, 9б, 10м, 11л.


Количество приемов врачом Шевель Л.В. всего составило за 2010/11 учебный год: детей - 1710 человек; учителей – 230 человек.


Всего поставлено прививок учащимся в соответствии с календарем прививок:

Таблица №50



п/п

Название

Кол-во привитых в

I полугодии


Кол-во привитых во II полугодии

Всего

1.

АДСМ (дифтерит, столбняк, полиомелит) в 14 лет

54

52

106

2.

АДСМ (дифтерит, столбняк, полиомелит) в 7 лет

8

14

22

3.

Краснуха

56

19

75

4.

БУЖ (туберкулез)

6

7

13

5.

Гепатит

18

8

10

6.

Клещевой энцефалит

248

260

508

7.

Реакция Манту (проба на туберкулез)

624

484

1108

Самым значимым событием в реализации программы можно назвать работу творческой группы педагогов Астаниной Н.Б., Семеновой Н.Ю., Тестоедовой С.В., Богдановой Л.И.по разработке новой системы классных часов по здоровьесбережению для 1-11 классов ( в создании прежних трех пособий принимали участие педагоги всего района на протяжении целого года).



В сентябре-октябре 2010 года состоялась проверка посещаемости уроков физической культуры учащимися 1-4 классов с целью выяснения организации занятий детей, имеющих проблемы с осанкой, патологией позвоночника. Наблюдения проводились на 18 уроках физической культуры. На основании наблюдений за деятельностью учащихся и педагогов на уроках, опроса учащихся был сделан вывод о том, что большинство учащихся осведомлены о своем диагнозе, занимаются лечебной гимнастикой, посещают бассейн, пользуютя ортопедическими стельками, а учителя физической культуры этих детей знают. Вместе с тем, в некоторых семьях занятия по коррегирующей гимнастике проводятся нерегулярно. Имеются и ученики, которые не были на контрольном осмотре хирурга или ортопеда.

Таким образом, на общешкольных родительских собраниях, совещаниях педагогического коллектива в 20011/12 учебном году необходимо рассмотреть результаты диагностик и практические рекомендации докторов. С целью сохранения здоровья детей педагогическому составу лицея необходимо неукоснительно соблюдать гигиенические требования к уроку,


В 2009/10 учебном году проводилась детальная проверка деятельности стоматологического кабинета. Тогда выяснилось, что, на самом деле, детей проходило через осмотр специалиста крайне мало, отсутствовало доверие родителей и детей к качеству лечения. Поэтому усилия этого года были направлены на качественную замену специалиста, проведение капитального ремонта стоматологического кабинета в соответствии с требованиями СаН-ПиНа, оснащение его всеми требуемыми коммуникациями.

В результате принятых мер лицей получил добросовестного врача, а ученики - квалифицированную медицинскую помощь.


Согласно комплексно-целевой программе организации и развития питания в 20010- 2011 учебном году были решены следующие задачи:

- обеспечение бесплатным питанием категорий учащихся, установленных администрацией района;

- создание благоприятных условий для организации рационального питания обучающихся с привлечением средств родителей (законных представителей);


- укрепление и модернизация материальной базы помещений пищеблока лицея;

- повышение культуры питания;

- обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;

- проведение систематической разъяснительной работы среди родителей (законных представителей) и обучающихся о необходимости горячего питания.

Члены совета содействия здоровью регулярно проводят опросы обучающихся с целью выяснения отношения к качеству приготовленных блюд, разнообразию ассортимента и т.д.

Организованно питались в столовой лицея на конец 2008/09 учебного года 23 класса, 384 ученика, что составляло 37,7% от общего числа обучающихся в лицее.

Число учеников, получающих комплексные обеды, на конец 2009/10 учебного года – 461 ученик; 43,7% от общего числа обучающихся в лицее; 26 классов.

На конец 2010/11 учебного года всего организованно питались в столовой лицея 28 классов, 458 человек, 40,6%.

57 обучающихся из многодетных и малоимущих семей получали льготное питание в течение года.

С целью оздоровления обучающихся и педагогов лицея в столовой использовались продукты здоровья: бифиллин –М, натуральные соки, компоты из свежезамороженных ягод, салаты из овощей, хлеб с добавлением льняной муки.

По итогам фестиваля - конкурса детских тематических проектов «Питание и здоровье» лицей занял I место и получил Благодарственное письмо Городского центра развития образования за осуществление конструктивного сотрудничества, объединение детей и взрослых на основе ценностей здоровья, здорового образа жизни и развитие инновационной деятельности.


Декада естественных наук традиционно включала в план своей деятельности мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни.

Таблица №51



Мероприятие

Классы

Число

Время

Место

Ответственный

1

Открытие Декады


5-11

20.04

12.30

Актовый зал

ГабоянА.М.

10г

2

Географическая викторина

7

19.04

14.30

Гимназия № 10

Передерий

О.А.

3

Всероссийский конкурс по естествознанию «Человек и природа»

1-7

21.04

12.25




Безручко В.В.

Фатеева М.И.

4

Свет твоей звезды

(ролевая викторина)

5-6

22.04

12.30

Каб 217

Безручко В.В.

5

Законы Бари Коммонера

(презентации и дискуссии по экологии)

9

22.04, 23.04

Понед.

Пятн.

Субб.

Каб 121

Серова Т.А.


6

Игра по станциям «Космические путешествия»

4-5 классы

23.04

12.30

Лицей, улица

Евсеева Е.П.

Киселёва И.В.

7

Открытие периодического закона

(сценка-реклама)

7

25.04

13.45

Актовый зал

Тестоедова С.В.

8

Здоровое питание

(Презентация-викторина)

5-9

25.04

12.25

Актовый зал

Габоян А.М.

9

Эрудит

(химическая игра)

9

26. 04

13.45

Каб 315

Тестоедова С.В.

10

Войди в лес другом

(ролевая игра)

6

26.04

12.30

Каб 214

Ильиных О.Л.

11

Программа, посвящённая событиям в Чернобыле

9-11

26.04

13.20

Актовый зал


Киселёва И.В.

Тихов О.Г.

12

Юные астрономы

5

28.04

13.45

Каб 315

Тестоедова С.В.

13

Городской конкурс социальной экологической рекламы «Мы за чистый город»

5-11

апрель







Безручко В.В.

14

Закрытие декады

5-11

30.04

12.25

Актовый зал

Евсеева Е.П.

Безручко В.В.


В соответствии с письмом Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ от 26.02.2003 № 27/2632-6 «О проведении 7 апреля в образовательных учреждениях ежегодного «Всероссийского урока здоровья», с целью обеспечения обучающихся, воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирования гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, содействия воспитанию у них ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, 7 апреля в лицее проводился «День здоровья» и «Урок здоровья» по следующему плану:

Таблица №52

I смена

Время

Название мероприятия

Ответственные


8.05-8.10

Утренняя зарядка в большом спортивном зале для 1-х, 4-х классов.

Романуха Е.Г.,

Фатеева М.И.

8.05- 8.10

Утренняя зарядка для 5-х, 8 м, 9-х, 10-х, 11-х классов. Проводят учителя-предметники.

Тестоедова С.В.

8.55

Беседы о здоровом образе жизни в 1-х, 4-х, 5-х классах (10-15 мин).

Асадулаев М.А.

и уч-ся 8-х классов

9.35-9.55


10.35-10.55

Организация перемен (рекреации 1-го, 2-го, 3-го эт.)

Конкурсы, спортивные игры, соревнования по армреслингу.

Презентация кислородного коктейля (столовая лицея)

Фиточай для учащихся и педагогов лицея (столовая лицея)

Евсеева Е.П.,

Романуха Е.Г.,

Шатровая А.А.

Асадулаев М.А.

Богданова Л.И.

Шевель Л.В.

11.45-12.25

5 урок

13.15

Урок здоровья (по отдельному плану)

1-е, 4-е, 5-е, 10-е классы

Научно-практическая конференция в актовом зале

8м класс, 9-е классы

Богданова Л.И.

Романуха Е.Г.

Романуха Е.Г.

II смена

13.45

Беседы о здоровом образе жизни в 2-х, 3-х классах ( 10-15 мин).

Асадулаев М.А. и уч-ся 8-х классов


13.45

Беседы о здоровом образе жизни в 6-х, 7-х, 8г, 8л классах ( 10-15 мин).

Учителя-предметники

15.15-15.35


Организация перемен (рекреации 2-го, 3-го эт.)

Конкурсы, спортивные игры.

Презентация кислородного коктейля (столовая лицея)

Фиточай для учащихся и педагогов лицея (столовая лицея)

Евсеева Е.П.,

Романуха Е.Г.,

Шатровая А.А.

Богданова Л.И.

Шевель Л.В.

16.35-17.15

Урок здоровья (по отдельному плану)

2-е, 3-и, 6-е, 7-е классы

Богданова Л.И.

Романуха Е.Г.

Урок здоровья. Игра «Абвгдей-ка».

I cмена 1-е, 4-е, 5-е, 10-е классы.

11 смена 2-е, 3-и, 6-е, 7-е классы.

1. «Веселые старты». Большой спортивный зал.

2. «В здоровом теле – здоровый дух!» Соревнования по ОФП . Малый спортивный зал

3. «Спортивные викторины».

4. Конкурс плакатов «Правила здорового образа жизни».

5. Марафонский бег (192м 27см).

Всего в Дне здоровья приняли участие 652 ученика и 23 педагога.


В течение года педагоги и технические работники лицея бесплатно могли проходить медицинский осмотр в 20 поликлинике на основании заключенного договора. 45 педагогам лицея поставлены по две прививки от клещевого энцефалита в октябре 2010 года и апреле 2011 года.

Проведено анкетирование педагогических работников на предмет отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Анализ данных анкет позволяет сделать вывод о том, что еще не все педагоги лицея соблюдают здоровый образ жизни, регулярно посещают докторов, заботятся о своем здоровье. Результаты анкетирования обобщены в справке и были представлены в «Уголке здоровья», в котором в течение года размещались популярные заметки о простейших способах лечения распространенных заболеваний.


С целью просветительской деятельности в учительскую лицея регулярно доставлялись свежие номера газеты «Мысли и здоровье».

Два раза за год педагогам предлагалось по льготной цене пройти компьютерное экспресс-тестирование организма на наличие вирусов и паразитов. Центр дополнительного образования организовал занятия фитнессом по льготной цене для педагогов лицея. А также педагоги имели возможность в течение года посещать бассейн «Бригантина».

12% педагогов приобретают в столовой лицея кисломолочное бифидосодержащее питание «Бифилин –М» из цельного стерилизованного молока с целью укрепления иммунитета.

07.09.2010 врачом радиоцентра «Гигиена и эпидемиология НСО» Крупенко Михаилом Ивановичем была проведена проверка содержания родона в воздухе лицея. Результаты проверки свидетельствуют о том, что показатели родона в помещениях лицея не превышают ПДК.

В течение учебного года социальный педагог Богданова Л.И. работала в тесном взаимодействии со специалистами органов опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, городскими центрами «Коралл», «Магистр».

С администрацией этих центров были заключены договоры «О совместной работе по оказанию психолого-педагогических и медицинских услуг».


В 2010 – 2011 учебном году в лицее был проведён ряд мероприятий по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также по формированию здорового образа жизни:

1. Лекции старших инспекторов ПДН Ламановой С.В., Жапаровой Б.К. в 5 – 8 классах по профилактике правонарушений, наркозависимости; в 8-10 классах по профилактике правонарушений и ответственности несовершеннолетних за употребление спиртных напитков, ПАВ и наркотических веществ.

2. Лекция лейтенанта полиции Управления наркоконтроля Каленых А.О. в 10 -11 классах, районного нарколога в 9-х классах по профилактике наркозависимости.

3. Тематические классные часы в 5-10 классах по предупреждению употребления спиртных напитков (совместная деятельность школьного врача, инспектора ПДН, социального педагога и классных руководителей).

Для девочек 7-9 классов социальным педагогом и школьным врачом проведены беседы по санитарно-гигиеническому просвещению.

Задачи по предупреждению среди обучающихся такого вида нарушений, как пропуски уроков по неуважительной причине, неуспеваемости, нарушение Устава лицея решали малые педагогические советы и психолого-педагогические консилиумы, Совет по профилактике.

В течение года с обучающимися проводилась работа, направленная на их исправление и недопущение повторных нарушений. В мае составлены беседы с родителями и детьми по организации летней занятости, предложен отдых в пришкольном летнем школьном оздоровительном лагере.

В летний период организован контроль за общественно – полезной занятостью детей и их оздоровлением.

Семьи, находящиеся в социально-опасном положении, состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних Железнодорожного ОВД, внутришкольном учете лицея. С представителями инспекции семьи посещены по месту жительства с целью обследования условий воспитания и проживания детей.

Детям из многодетных семей и семей, состоящих на учете в органах соцзащиты, выделялись талоны на бесплатное питание. С детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, еженедельно проводились встречи с социального педагога по вопросам успеваемости, дисциплины, коррекции межличностных отношений, здоровья; их деятельность была под постоянным контролем классного руководителя. В процессе работы с детьми данной категории осуществлялась психолого-педагогическая помощь, организация досуга во внеурочной деятельности. В течение учебного года обучающиеся имеют право выбора творческого объединения или секции в зависимости от своих интересов. Лицей тесно сотрудничает с ЦВР «Алые паруса», СП «Романтик», «Лира», ДЮСШ «Резерв», шахматной школой. Педагоги данных учреждений дополнительного образования работают на базе лицея.


Социальным педагогом ведется контроль взаимодействия родителей проблемных детей с классными руководителями, психологической службой, медицинскими работниками лицея.


Работа психологической службы по здоровьсберегающей программе осуществляется по следующим направлениям:

- Психологическая диагностика;

- Психологическая коррекция;

- Психологическая профилактика;

- Развивающая работа с учащимися;

- Психологическое просвещение.

В рамках направления «психологическая диагностика» деятельность прежде всего направлена на диагностику адаптационного периода учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов. На основании результатов диагностики были выявлены учащиеся «группы риска», имеющие низкую самооценку, высокий уровень тревожности и низкий социометрический статус.

По направлению «психологическая коррекция» для ребят «группы риска» и их родителей проведены индивидуальные консультации; для учащихся 5-х классов на протяжении 3-х лет работает «школа юного психолога», занятия в которой направлены на снижение уровня тревожности и формирования адекватной самооценки. Для учащихся 10-х классов с целью оптимизации процесса адаптации проведены тренинги сплочения коллективов. Повторная диагностика адаптационного периода показала снижение процента детей в «группах риска».

В рамках направления «психологическая профилактика» для учащихся 5-х классов проведены классные часы по теме «На пути в пятый класс», способствующие адаптации к новым условиям обучения. Для учащихся 2-х классов – занятия по обучению приемам снижения психоэмоционального напряжения. В 3 «А» в течение года проводились классные часы - тренинги направленные сплочение коллектива конструктивное межличностное взаимодействие. В 8 «М» классе по заявке классного руководителя проведены тренинги конструктивного межличностного взаимодействия с целью создания команды. В 8-х классах были проведены классные часы «Психологическая готовность к сдаче экзаменов», в 9-х – «Как подготовиться к экзаменам», в 11-х классах – «Психологическая готовность к сдаче ЕГЭ».


По направлению «развивающая работа с обучающимися» для учащихся 1-х классов в течение года проводятся занятия, способствующие адаптации ребят к условиям обучения, снижению уровня тревожности и психоэмоционального напряжения. Для учащихся 4-х классов - занятия, направленные на развитие психических процессов (памяти, внимания и мышления).

По направлению «психологическое просвещение» проходили выступления на родительских собраниях с целью информирования родителей о возрастных особенностях, кризисах развития и стратегиях конструктивного общения с детьми.

По статистике классные руководители чаще всего обращаются по проблемам межличностных конфликтов в классе, неумению учащихся устанавливать отношения сотрудничества в процессе решения групповых задач.

В 2010-2011 учебном году психологической службой проведено 170 консультаций, из них, 63 консультации - учащимся; 70 – родителям и 37 – педагогам.