litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Комментарий к ТКП 253-2010


«Автозаправочные станции.

Пожарная безопасность.

Нормы проектирования и правила устройства»


В.В. БИРЮК, начальник сектора сертификации СУОС и СУОТ исследовательского отдела методологии создания и сертификации систем управления РУП «Белорусский государственный институт метрологии» (БелГИМ)


C 1 января 2011 г. постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.08.2010 № 40 введен в действие ТКП 253-2010 «Автозаправочные станции. Пожарная безопасность. Нормы проектирования и правила устройства» взамен НПБ 38-2003.

В первую очередь, необходимо отметить, что в ТКП 253 по сравнению с
НПБ 38-2003 обновлен перечень ссылочных документов, например добавлены такие ТНПА, как: ТКП 45-2.02-22-2006 «Здания и сооружения. Эвакуационные пути и выходы. Правила проектирования», ТКП 45-4.04-149-2009 «Системы электрооборудования жилых и общественных зданий. Правила проектирования», ТКП 45-2.04-153-2009 «Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы проектирования», ТКП 45-3.01-155-2009 «Генеральные планы промышленных предприятий. Строительные нормы проектирования», ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования», ТКП 45-2.02-138-2009 «Противопожарное водоснабжение. Строительные нормы проектирования», ТКП 45-3.03-19-2006 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования»,

ТКП 45-4.01-52-2007 «Системы внутреннего водоснабжения зданий. Строительные нормы проектирования», НПБ 15-2007 «Нормы пожарной безопасности Республики Беларусь. Область применения автоматических систем пожарной сигнализации и установок пожаротушения», «Правила устройства и эксплуатации средств защиты от статического электричества» (утверждены постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 04.06.2007 № 50); СТБ 11.0.02-95 «Система стандартов пожарной безопасности. Пожарная безопасность. Общие термины и определения», СТБ 11.05.03-2010 «Система стандартов пожарной безопасности. Пожарная безопасность технологических процессов. Методы оценки и анализа пожарной опасности. Общие требования», ГОСТ 31077-2002 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия», СНБ 2.02.02-01 «Эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре», СНБ 4.02.01-03 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» и другие; а также исключены ссылки на отмененные (замененные) ТНПА:

ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные. Технические условия»,
СНБ 2.04.05-98 «Естественное и искусственное освещение», СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий», СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети»,
СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и другие.

Во-вторых, добавлены новые определения:

автоматизированная АЗС – стационарная АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и автоматизированным (без участия оператора) отпуском нефтепродуктов через ТРК;

блок хранения топлива – основная часть технологической системы блочной АЗС, предназначенная для приема и хранения топлива, смонтированная на единой раме (как единое изделие);

линия деаэрации – комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара;

линия обесшламливания – комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление подтоварной воды с включениями твердых частиц (шлама);

перекрытие утечки топлива безопасное – перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с их концентрацией выше 20% от НКПР;

передвижной автогазозаправщик – специальное транспортное средство, в состав которого входит блок сосудов, блок управления, газовая арматура, трубопроводы, заправочные посты и дополнительное оборудование, предназначенное для перевозки, хранения и выдачи КПГ (СУГ). Технологическая система ПАГЗ устанавливается на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполняется как единое заводское изделие;

пространство шахты резервуара или технологического колодца свободное – внутреннее пространство шахты резервуара или технологического колодца, заполненное воздухом;

пункт заправочный бескомпрессорный стационарный, БПЗ – топливозаправочный пункт, предназначенный для заправки компримированным природным газом газобаллонных автотранспортных средств любых категорий, использующих природный газ в качестве моторного топлива;


расход газа по трубопроводу аварийный – расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы;

свеча рассеивания – вертикальная труба для сброса природного газа или паров СУГ в атмосферу без сжигания;

служебное здание ААЗС — здание, предназначенное для размещения оборудования и приборов ААЗС без постоянного присутствия обслуживающего персонала;

способ перемещения горючего вещества внутри технологического оборудования закрытый – обращение горючего вещества внутри технологического оборудования, при котором допускается контакт этого вещества с атмосферой только через устройство, предотвращающее распространение пламени;

трубопровод сбросной – трубопровод для отвода аварийного сброса рабочей среды в аварийный резервуар, факел сжигания или свечу рассеивания.

Введено новое определение «станция автозаправочная – комплекс зданий и сооружений, технологических систем, предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств различными видами моторного топлива, СУГ, КПГ, маслами, а также отпуска сопутствующих товаров» вместо ранее данного в НПБ 38 определения «станция автозаправочная (АЗС) – комплекс зданий и сооружений, технологических систем, предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств различными видами моторного топлива и маслами».

Исключены два определения:

места массового пребывания людей – остановки общественного транспорта, выходы со станций метро, открытые рынки и ярмарки, стадионы и другие подобные места, на которых возможно одновременное пребывание более 100 человек. Места массового пребывания людей определяются администрацией административно-территориальных единиц;

свободное пространство шахты резервуара или технологического колодца – внутреннее пространство шахты резервуара или технологического колодца, заполненное воздухом.


Кроме того, заменено ключевое определение «СПГ – сжатый природный газ» на «КПГ компримированный природный газ».

В «Содержании» используется наименование «Специфические требования…», например в пп.4.2, 4.3, 5.2, а по тексту – «Специальные требования…».

Ниже приводится таблица сравнения ТКП 253 и НПБ 38. Отличия выделены курсивом, а также подчеркнуты в случае приведения в основном тексте.



п/п

Номер пункта ТКП 253-2010

Номер пункта НПБ 38-2003

  1. 1

4.1.1

5, 7, 8

  1. 2

4.1.2…

При размещении на торфяных почвах необходимо проведение выторфовки до минерального слоя площадки с учетом приложений Б, К (расстояния могут уменьшаться при подтверждении расчетом согласно СТБ 11.05.03

9, 10



4.1.3

11



4.1.4

11



4.1.5

Площадки размещения наземных резервуаров должны иметь обвалование…

11



4.1.6

Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями ААЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами следует принимать в соответствии с приложением А




не приведено



Приложение А






4.1.7, приложение Б

12, приложение 4



4.1.8, приложение В

13, приложение 5



4.1.9, приложение Г

13, приложение 6



4.1.10, приложение Д

13, приложение 7



4.1.11, приложения Е Ж

14, приложения 8, 9



4.1.12, приложение К

12, приложение 10



4.1.13

15, 15.1, 15.2



4.1.14

Минимальные расстояния до зданий и сооружений могут уменьшаться при обосновании расчетом согласно
СТБ 11.05.03







4.1.15

16



4.1.16

17



4.1.17

18, 18.1, 18.2



4.1.18

19



4.1.19

20



4.1.20

21



4.1.21

22



4.1.22

25



4.1.23 Наземная часть колодцев для инженерных сетей и оборудования должна быть на одном уровне с поверхностью проезжей части дорог с усовершенствованным покрытием и на 0,05–0,15м выше поверхности земли в зеленой зоне. Колодцы на территории АЗС должны быть изолированы от грунтовых вод

23. Надземная часть колодцев для инженерных сооружений должна быть на одном уровне с поверхностью проезжей части дорог с усовершенствованным покрытием и на 50 - 70 мм выше поверхности земли в зеленой зоне. Конструкция колодцев должна обеспечивать предотвращение попадания в них грунтовых вод



4.1.24

Площадка АЗС для АЦТ жидкого моторного топлива должна быть оборудована:




устройством для защиты от статического электричества АЦТ при сливоналивных операциях в соответствии с Правилами устройства и эксплуатации средств защиты от статического электричества


24, 24.1, 24.2



4.1.25

24.1



4.1.26

24.1



4.1.27

26



4.1.28

27



4.1.29

28



4.1.30 АЗС следует оборудовать молниезащитой согласно Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений

29. АЗС следует оборудовать молниезащитой согласно требованиям РД 34.21.122-87



4.1.31

30



4.1.32

31



4.1.33

32



4.1.34

33




4.1.35

Территория АЗС в темное время суток должна быть освещена в соответствии с требованиями ТКП 45-2.04-153

27

Территория АЗС в темное время суток должна быть освещена в соответствии с требованиями СНБ 2.04.05-98



Приложение Б

Примечание…

3. Здесь и далее категорирование автомобильных дорог принято в соответствии с требованиями ТКП 45-3.03-19.

4. Минимальное расстояние от зданий и сооружений АЗС, в которых не обращаются топливо и/или его пары, до объектов, к ней не относящихся, определяется с учетом СНБ 2.02.04

Приложение 4

Примечание…

4. Здесь и далее категорирование автомобильных дорог согласно СНиП 2.05.02-85



Приложение В

Примечание …

6. Минимальные расстояния от аварийного резервуара до объектов АЗС принимаются как для подземных резервуаров для хранения топлива

Приложение 5



Приложение Г

Приложение 6



Приложение Д

Примечание…

7. Минимальные расстояния от аварийного резервуара до объектов АЗС принимаются по приложению В как для «Подземных резервуаров для хранения топлива».

8. Расстояние от заправочных колонок до резервуаров СУГ не нормируется для:


ПАГЗ;

АГЗС с надземным расположением резервуаров общей вместимостью резервуаров не более 20 м3 при единичной вместимости резервуаров не более 10 м3;

АГЗС с подземным размещением резервуаров общей вместимостью не более 40 м3 при единичной вместимости резервуаров не более 20 м3.


Приложение 7



Приложение Е

Приложение 8



Приложение Ж

Приложение 9



Приложение К

Приложение 10



Таблица 1 (п. 8.1.3)

Приложение 11



Таблица 2 (п. 9.1.18)

Приложение 12



4.2

Глава 2.



4.2.1

34



4.2.2

35



4.3 Специальные требования к размещению ААЗС

4.3.1 Минимальные расстояния от ААЗС до объектов, к ней не относящихся определяются, на основании расчетов по оценке пожарной опасности технологических процессов согласно СТБ 11.05.03, но не менее указанных в приложении Б (как для АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами).


4.3.2 Резервуары для хранения топлива должны выполняться двустенными.

4.3.3 На ААЗС должен предусматриваться аварийным резервуар согласно главе 4.

4.3.4 Допускается размещать подземные двустенные резервуары жидкого моторного топлива с постоянным контролем герметичности межстенного пространства непосредственно у стен служебного здания ААЗС.

4.3.5 При расстоянии от очистных сооружений до здания ААЗС, менее указанных в приложении К, необходимо выполнение системы непрерывного автоматического контроля за концентрацией паров топлива в технологических колодцах очистных сооружений. Система должна обеспечивать подачу звукового и светового сигналов при достижении концентрации паров топлива величины 20% от значения НКПР и включение принудительной аварийной вентиляции. В качестве альтернативного варианта допускается свободное пространство обслуживаемой части колодцев заполнять негорючим материалом, имеющим свойство плотного примыкания (уплотнения) к поверхности, который при проведении ремонтных и профилактических работ может свободно удаляться.

4.3.6 При проектировании ААЗС, на которых предусматривается очистка емкостей очистных сооружений специальными передвижными установками без приостановки эксплуатации ААЗС, следует сооружать обособленные дороги въезда-выезда и независимые проезды шириной 3,5 м в подсобную зону и на площадку очистных сооружений зоны ААЗС. При проектировании ААЗС, на которых указанные работы предусматривается проводить только при приостановке эксплуатации ААЗС, обособленные дороги въезда-выезда и независимые проезды допускается не предусматривать.


Требования не приводились



5

Раздел IV

5.1


Глава 3



5.1.1

37



5.1.2 На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для:



– персонала АЗС – …гардероб, технические помещения (венткамера, электрощитовая, котельная);

– сервисного обслуживания водителей и пассажиров – … и пункты общественного питания со вспомогательными помещениями, санитарные помещения (душевые, туалеты и др.);


Рабочее место управлением выдачи топлива на АЗС допускается размещать в помещении магазина сопутствующих товаров, пункта общественного питания, а на топливозаправочном пункте – в зданиях другого назначения категорий В1–В4 или Д по пожарной опасности при обеспечении визуального контроля или видеоконтроля из этого помещения за процессами наполнения резервуаров из АЦТ и выдачи топлива потребителям.

36

36.1

36.2

36.3








5.1.3…

– котельных (топочных), работающих на газообразном и дизельном топливе. При этом помещение котельной (топочной) должно размещаться со стороны, противоположной резервуарам с топливом и ТРК, отделяться от смежных помещений противопожарной стеной 2-го типа и иметь выход непосредственно наружу. Вывод дымовых газов в атмосферу должен быть предусмотрен через дымовой канал, выполненный из негорючих материалов…


-

38

38.1

38.2 котельных (топочных), работающих на газообразном и дизельном топливе. При этом помещение котельной (топочной) должно размещаться со стороны, противоположной от резервуаров с топливом и ТРК, отделяться от смежных помещений противопожарными перегородками 1 типа и иметь выход непосредственно наружу. Вывод дымовых газов в атмосферу должен быть предусмотрен через дымовой канал, выполненный из негорючих материалов.

На узле ввода котельной (топочной) следует устанавливать запорную арматуру и обратный клапан, закрывающийся при отключении насоса указанной линии…



следующая страница >>