litceysel.ru
добавить свой файл
1
Конспект урока с использованием ИКТ



Тема: «Анализаторы слуха и равновесия »


Цели урока:


  • Сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии; рассмотреть причины и профилактику нарушений слуха.

  • Развивать умения проводить наблюдения над своим организмом, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на примере особенностей строения слухового анализатора; развивать умение работать в группе, навыки поиска информации в сети Интернет.

  • Воспитывать бережное отношение к своему организму.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока - стандартный.

Оборудование: компьютеры, подключённые к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран, программное обеспечение «MS Power Point» на базе «MS Windows XP».

Дидактические материалы: мультимедийная презентация; кроссворды, созданные в программе Hot Potatoes; «Слайдшоу. Строение органа слуха» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000058b-1000-4ddd-2e66-3d0046bc501b/index.htm, интерактивный рисунок «Внешнее строение глаза», интерактивный рисунок «Внутреннее строение глаза», интерактивная иллюстрация «Изображение на сетчатке и зрительный образ», интерактивные тесты http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19075f7b-4778-4052-bd17-3ca1c72bee6f/%5BBIO8_11-52%5D_%5BIM_01%5D.swf,http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba03acb1-1e65-43d8-b34b-dd97e8a9f43a/%5BBIO8_11-52%5D_%5BIM_02%5D.swf,http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d1aab8db-5f92-45fd-bfb3-f1b9cb45ed1a/%5BBIO8_11-53%5D_%5BPD_02%5D.swf,http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1e7e12-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm;раздаточный дидактический материал (инструктивные карточки «Слуховой анализатор», «Экспериментальное задание», «Рабочий Лист»).



Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Путь к объекту

1.Организационный этап.

Цель: создание условий для развития активизации мыслительной деятельности.


Проводит рефлексию (психологический метод цветописи Лутошкиной по изучению эмоционального состояния учащихся до начала урока).

Предлагает пройтись по залам художественной галереи.

Оценивают эмоциональное состояние на начало урока.


Рассматривают репродукции картин известных художников (межпредметная связь).

Слайд 2 рабочей презентации.


Слайды 3 – 8 рабочей презентации.



2.Актуализация опорных

знаний.


Цель: проверка домашнего задания.


Объясняет групповые задания, оказывает консультативную помощь.

При отсутствии сети Интернет можно использовать слайды 10-16 рабочей презентации.



Работа в разноуровневых группах:

1-я группа. Понятийный опрос (используется кроссворд, созданный учеником).

2-я группа. Тренинг (работа с интерактивными рисунками, иллюстрациями).


3-я группа. Выполнение контрольного теста.

Кроссворд, созданный в программе Hot Potatoes. Слайд 9 рабочей презентации.


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19075f7b-4778-4052-bd17-3ca1c72bee6f/%5BBIO8_11-52%5D_%5BIM_01%5D.swf,

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba03acb1-1e65-43d8-b34b-dd97e8a9f43a/%5BBIO8_11-52%5D_%5BIM_02%5D.swf,

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d1aab8db-5f92-45fd-bfb3-f1b9cb45ed1a/%5BBIO8_11-53%5D_%5BPD_02%5D.swf


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1e7e12-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm


3.Минутка отдыха.

Цель: подготовить учащихся к дальнейшей работе.


Объясняет правильность выполнения упражнений.

Выполняют упражнения для глаз: «пиши носом», «смотри сквозь», «двигай бровями».

Слайд 17 рабочей презентации.

4.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.


Цель: актуализировать значимость изучаемой темы.


Предлагает учащимся сформулировать тему урока самостоятельно.

Сообщает задачи урока. Слайд 20.

Рассматривают слайд 18 , одновременно слушая звуки природы. Формулируют тему урока. Слайд 19.


Шум прибоя. Диск «Романтические звуки природы».

Слайды18-20 рабочей презентации.

5.Изучение нового материала.

Цель: сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии; рассмотреть причины и профилактику нарушений слуха.







С помощью слайд-шоу «Строение слухового анализатора» рассказывает о строении органа слуха.

При отсутствии сети Интернет можно использовать слайды 21- 27 рабочей презентации.


Организует прослушивание отрывка из произведения Шекспира “Гамлет” и просит ответить на вопрос: «Возможно ли такое на самом деле?»

Предлагает самостоятельно сформулировать проблемный вопрос и попытаться найти ответ, опираясь на полученные знания.

Работают с инструктивной карточкой «Слуховой анализатор» , выполняя задание в тетради на печатной основе.

Опережающее задание. Подготовленный учащийся рассказывает о передаче звуковых волн на слуховые рецепторы с использованием анимации «Работа слухового анализатора» и таблицы «Передача звуковой волны от барабанной перепонки до слуховых рецепторов».


Решают проблемный вопрос.


Формулируют проблемный вопрос (например, «Как Бетховен, будучи глухим, продолжал создавать великие произведения?») на основе сообщения учащегося о жизни и творчестве Л. Бетховена на фоне отрывка из «Лунной сонаты».


Слайдшоу. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000058b-1000-4ddd-2e66-3d0046bc501b/index.htm

Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000058d-1000-4ddd-4a71-220046bc501d/7_018.swf , таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9eaf1a9b-e426-4474-ba35-615db3486ed2/%5BBIO8_11-54%5D_%5BPT_01%5D.html

Слайд 27 рабочей презентации

Слайд 28 рабочей презентации.


Слайд 29 рабочей презентации.



6.Первичное закрепление изученного.


Цель: отработка минимальных навыков, базовых знаний.



Объясняет последовательность выполнения работы, следит за ходом выполнения.



Выполняют экспериментальное задание (работа в парах). В ходе экспериментальной работы учащиеся находят подтверждение известным им теоретическим положениям.



Слайд 30 рабочей презентации.


7.Первичный контроль и коррекция.


Цель: контроль за усвоением знаний, умений и навыков.




Следит за ходом тренинга.


При отсутствии сети Интернет можно использовать бумажный вариант теста:

базовый уровень;

продвинутый уровень.



Используя интерактивные задания, выполняют тренинг:

Базовый уровень - интерактивные тестовые задания, в которых необходимо выбрать единственно верный ответ.


Продвинутый уровень - интерактивное задание , в котором нужно выбрать несколько вариантов ответа из предложенных.





http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2c2bd19-6c55-4edd-acd6-528a028cfb35/%5BBIO8_11-54%5D_%5BQX_04%5D.html, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b38684eb-9fc7-4edd-bf18-dc375ec4ea2a/%5BBIO8_11-54%5D_%5BQS_05%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70c0d38c-3fe4-5633-c0db-02fceca967c2/00120082744482615.htm , http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cec945d1-6bea-df98-4a1e-75ea53a2c52d/00120082718546441.htm , http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/673f776f-2a8c-4e5d-6a8d-dd1c8ef3e145/00120082717077419.htm




8. Этап подведения итогов.



Поясняет критерии оценивания. Побуждает учащихся к осмыслению собственной деятельности.


Оценивают собственную деятельность и результативность усвоения знаний.



«Рабочий Лист».



9.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении.

Цель: нацеливание на закрепление изученного материала.



Сообщает о возможностях выбора домашнего задания.


Проводит рефлексию и анализирует эмоциональное состояние учащихся после окончания урока, т.е. анализ эффективности урока).

Слушают учителя и выбирают задание:

Фронтальное:

  • Изучить текст учебника с. 80- 82.

  • Выполнить задания в тетради на печатной основе №50-52.

Индивидуальное:

ЭОР «Анализаторы слуха и равновесия (И)», составление кроссвордов в программе Hot Potatoes.


Оценивают эмоциональное состояние на конец урока.

Слайд 31 рабочей презентации.


http://eor.edu.ru/wps/PA_1_0_1BP/dynamic/card.jsp?card_id=25571&category_id=10121&filter_10051=10059


Слайд 32 рабочей презентации.


Использованная литература и Интернет-ресурсы:

Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2003. – 256 с.: ил.

Козачек Т. В. Биология. Поурочные планы. По учебнику Сонина Н. И., Сапина М. Р. «Человек»; М.: Дрофа, 2004. – 328 с.

Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплексам «Биология. Человек», 8 (9) класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; А.С. Батуева и др.; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. – М.; ВАКО, 2005. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

Энциклопедия для детей: Т.2 (Биология). – 2-е изд., перераб. и доп./ Сост. С. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. – 686 с.: ил.

Отрывок из произведения Шекспира “Гамлет” http://frenchmedical.narod.ru/vocabulaire.html/.

Презентация «Слуховой анализатор».

Диск «Романтические звуки природы».


Федеральный центр информационных образовательных ресурсов http://eor.edu.ru/wps/portal/main.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/?interface=electronic.