litceysel.ru
добавить свой файл
1
МОУ ВЕТЛУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



Методическая тема:


«Групповая форма работы и использование элементов метода «Портфолио»


Тип урока: Закрепление изученного материала.

Класс: 8 ( восьмой )

Тема урока: «Важнейшие представители солей».


Учитель: КОШУРИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

ВАЖНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОЛЕЙ.


Цели урока:1)закрепить умения составлять формулы солей, давать им

Названия;

2) познакомить учащихся с важнейшими представителями

Солей: NaCI,CaCO3, Ca3(PO4)2, нитратами.

3) активизировать познавательную активность уч-ся.

Задачи урока: Обучающие:

- уметь на основании знаний степени окисления и зарядов ионов атомов металлов и кислотных остатков составлять формулы солей;

- давать названия изученным солям;

- познакомить с важнейшими представителями солей, их нахождением в природе и значении для жизни человека, роли солей в при-

родных процессах;

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления;

- сравнивать по составу соли, уметь их классифицировать, делать обобщения, выделять главное;

- давать аргументированный ответ;

- уметь работать с дополнительной литературой;

- использовать знания в жизни;

- осуществлять самооценку.

Воспитательные:

- продолжать поддерживать интерес к предмету;

- формировать культуру взаимоотношений при работе группами;

- поддерживать в течение урока атмосферу взаимного уважения и сотрудничества;

- учиться видеть прекрасное в обычном.

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ :

Образцы промышленных упаковок различных видов поваренной соли ( каменная, иодированная, «Экстра»), красивая солонка на круглом каравае на расшитом рушнике; все возможные разновидности кальцита: мел, мрамор, известняк, раковины моллюсков, скорлупки яиц, а также иллюстрации скульптур из мрамора; образцы фосфоритов и апатитов, муляжи костей; соли азотной кислоты, химические стаканы с водой, стеклянные палочки; спиртовка, спички, стеклянная пластинка , держатель для пробирок; резиновый мяч; подставка, фарфоровая чашка, лучинка, спирт, Бихромат аммония (NH4)2Cr2O7; листочки ЗУН, таблички с формулами солей, магниты.



ЭПИГРАФ

«О соль! Как много в этом звуке

Для сердца химика слилось,

Как много в нем отозвалось!»

Х О Д У Р О К А I. Оргмомент.

Рапорт дежурного, взаимные приветствия.

II. Постановка цели,

Учитель: На предыдущем уроке мы познакомились с составом и названиями солей. Сегодня наша задача – закрепить умения составлять формулы солей и давать им названия, а также познакомимся с важнейшими представителями солей, убедимся, насколько удивителен и прекрасен мир веществ вокруг нас.

Вы должны показать умения составлять формулы и давать названия солям, сравнивать их по составу и уметь их классифицировать, для этого давать аргументированный ответ, уметь работать в группах, давать оценку товарищам и осуществлять самооценку. Для этого у каждого из вас имеется лист самооценки, в котором вы будете выставлять себе баллы на каждом этапе урока.

III Повторение материала. Применение знаний в стандартных ситуациях.


  1. Для того чтобы вспомнить материал предыдущего урока, поиграем в «Химический волейбол».

    1. Что такое соли?

    2. Как называются соли соляной кислоты?

1.3 »-«-«-«-«- соли азотной кислоты?

1.4 »-«-«-«-«-«- соли азотистой кислоты?

1.5 »-«-«-«-«-«-соли угольной кислоты?

1.6 «-«-«-«-«-«-соли сероводородной кислоты?

1.7 -«-«-«-«-«-«- соли серной кислоты?..

1.8 «-«-«-«-«-«-«-«- соли сернистой кислоты?

1.9 «-«-«-«-«-«-«-«- соли фосфорной кислоты?

1.10 «-«-«-«-«-«-«- соли кремниевой кислоты?

1.11 Какие по сложности могут быть катионы металлов?2,

1.12 Как определить заряд кислотного остатка?

Поставьте себе баллы за правильные ответы в первой колонке.

2)Теперь посмотрим, как вы умеете читать формулы и давать названия солям. Игра «Химическая эстафета». Если член команды затрудняется дать название или дает неправильный ответ--- помогает капитан.


На экране компьютера --- формулы солей, которые по очереди читают все члены команды:

NaNO3,K2SO4, FeCO3, CuS, Zn(NO3)2, BaSO3, K3PO4, AgCI, Li2SO4, Hg(NO3)2, Na2SiO3,

Mg3(PO4)2,Cu(NO3)2, AlCl3, FeS, CaCO3,NaCl, K2SiO3, Ca3(PO4)2, NaNO3, ZnS, Li2CO3,

FeCl2, MgSiO3, CuSO4.

Проставьте баллы в листочке ЗУН

3)Сейчас каждой команде необходимо составить правильно формулы солей-- игра - тренинг «Химическое домино». Учащиеся работают в группах соответственно названиям. Далее зачитываются формулы солей, оценивается работа каждого и отмечается в листочках ЗУН.


IV.Погружение в тему. Применение знаний в изменённой ситуации.

Теперь посмотрим, как вы умеете классифицировать соли.

1)Игра под названием «Что лишнее?». На доске даны формулы различных веществ. По одному представителю от каждой команды нужно пройти к доске, проанализировать формулы и убрать лишнее. Ответ необходимо прокомментировать. Помним, что сегодня мы работаем с солями.

СuO K2SO4 ZnS H2SiO3

Mg(NO2)2 KOH Ca(OH)2 Na2SiO3

K3PO4 H2SO4 HgS P2O5

NaNO2 CuSO4 H2SO4 K2SiO3

Fe(NO2)2 Al2(SO4)3 MgS Li2SiO3

Проставьте баллы в листочках ЗУН и переходим к следующему заданию.

«Химический диктант» (зачитываются формулы под диктовку учителя):

Na2SO4,Ca3(PO4)2,K2SiO3,NaCl,Cu(NO3)2 AgCl, FeS, K3PO4,CaCO3,Li2SO3,NaNO3,MgSiO3,FeCO3,AlCl3,Li2CO3,Zn(NO3)2,Ba3(PO4)2,Ca(NO2) 2


2)Из предложенного химического текста каждой группе

Выписать соответственно:

1 группа- хлориды,

2 группа – карбонаты,

3 группа – фосфаты,

4 группа – нитраты.

Отметьте баллы в листочках ЗУН.


V. Изучение нового материала.

Сегодня мы увидели, какое огромное количество солей встречается в природе. А какое значение они имеют для человека? Какую роль играют соли в природе?


Переходим к изучению важнейших представителей солей. Записываем тему урока в тетрадях.

В качестве домашнего задания нужно было подготовить интересные сообщения о какой – то соли в произвольной форме. Послушаем представителей каждой группы, остальные должны коротко в тетрадях записывать нахождение в природе и значение солей.(Зачитывается эпиграф к уроку)

I группа «Хлориды» :

1 уч-ся держит поднос с различными упаковками пов. Соли :

Я – поваренная соль !

Очень красивая,

Всеми любимая !

В будни, праздники – всегда –

На столе без меня –

Просто беда !

2 уч-ся выносит « хлеб – соль» на расшитом рушнике :

У многих народов соль – символ гостеприимства, верности , радушия. Хлебом – солью встречают дорогих гостей. И, наоборот, просыпать соль означало, по древним поверьям, навлечь на себя гнев богов, т.е. к несчастью.

Хлорид натрия – единственный минерал, который человек употребляет в чистом виде. Человек в год съедает 7-8 кг, а за 70 лет жизни – 500 кг ! Это полтонны ! А за какое время можно съесть пуд соли?

3 уч-ся: Без соли нет жизни. Когда животные вышли на сушу, то они захватили с собой частичку океана, так как в крови человека и животных на 100 частей ионов натрия приходится 2 части ионов калия, такое же как в морской воде.

У древних народов нередко бывали войны из-за соляных источников. У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без соли. Ученые полагают, что гибель наполеоновских солдат при отступлении от Москвы была обусловлена нехваткой поваренной соли в пище.

4 уч-ся: В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам утолить свою потребность в поваренной соли. Маланезийцы- пили

Натощак морскую воду, в Новой Зеландии – запивали пищу морской водой, на островах Таити, Самоа расселение ело сырую рыбу, обмакивая ее в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов.


5 уч-ся: Во многих странах соль замеряла деньги. В Китае 18 века, как свидетельствует Марко Поло, из каменной соли изготовлялись и сами монеты. Римские легионеры времен Цезаря часть жалования получали солью. И даже в 1927 году в Эфиопии соль еще заменяла крупные деньги, а красный перец – мелкие.

II группа «Карбонаты»

1 уч-ся: Карбонат кальция – СаСО3 – кальцит входит в состав многих минералов, которые покрывают 40 млн км земной поверхности.

Самый важный из этих минералов – известняк (демонстрация известняков).

Ракушечники – известняки органического происхождения. Знаменитые Одесские катакомбы – это бывшие камнеломни, где добывали ракушечник.

Из известняка сложены западные склоны Урала. Известняк идет на производство цемента, соды, извести, используется в металлургии и строи-

Тельной индустрии.

2 уч-ся: Демонстрация мела.

Мел – это не только зубной порошок и школьные мелки. Это и ценные добавки при производстве бумаги ( мелованная бумага), резины. Мел –

Необходимое вещество в строительстве и при ремонте зданий – в4) качестве побелки.

3 уч-ся: Мрамор – плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его –

Белый, но встречается он крайне редко и идет на работу к скульпторам.

(Демонстрация иллюстраций статуй Микеланджело, Родена).

Различные примеси окрашивают мрамор в разнообразные цвета и используются как облицовочный материал при строительстве метро.(Демонстрация иллюстраций)

4 уч-ся: СаСО3 – это строительный материал наружнего скелета моллюсков, раков, простейших – разнообразные по форме и многоцветные по окраске.

(Демонстрация различных морских раковин).

Многие животные откладывают яйца, скорлупа яиц – тоже карбонат кальция. (Демонстрация скорлупы яиц).

III группа «Фосфаты»

1 уч-ся: Фосфат кальция – Са3(РО4)2 – основа минералов апатитов и фосфоритов. (Демонстрация апатитов и фосфоритов). Вот как описывает апатит академик А.Е. Ферсман: «Апатит – это фосфорнокислый кальций, но внешний вид его такой разнообразный и странный, что недаром старые минералоги назвали его апатитом. Что означает по-гречески «обманщик»: то это прозрачные кристаллики, до мелочей напоминающие берилл или даже кварц, то это плотные массы, неотличимые от простого известняка, то это радиально-лучистые шары, то порода зернистая и блестящая, как крупный зернистый мрамор».


2 уч-ся : Из фосфоритов и апатитов получают фосфорные удобрения, необходимые в сельском хозяйстве. Фосфор необходим растениям для созревания плодов и семян, без этих удобрений невозможно получать высокие урожаи.

3 уч-ся: Фосфат кальция – это основной материал внутреннего скелета позвоночных, наших костей и зубов.(Демонстрация скелета человека). Когда в организме не хватает кальция и фосфора, нужно употреблять в пищу творог, молоко, рыбу, ржаной хлеб.

IV группа «Нитраты»

1 уч-ся: Нам телеканалы показали визуально,

Наглядно и вполне реально,

Что нитраты- удобрения нужны,

Но в больших количествах вредны.

Давно доказан следующий факт:

Попав в желудочно-кишечный тракт,

Нитраты за короткое мгновение

Подвержены большому превращению.

В соли азотистой кислоты – нитриты-

Они превращаются,

В результате чего организм человека

Отравляется.

2 уч-ся: Я смотрела передачу по сети «НН»

Как один известнейший спортсмен

Нитратами отравился.

Долго он потом лечился.

Перечислю признаки отравления:

Головные боли, головокружение,

В глазах потемнение,

Боли в печени, сонливость,

Синюшность ногтей, потливость.

Что показали анализы несчастного господина?

В его крови увеличилось содержание холестерина,

Снизилось количество белков, блокировался гемоглобин.

3 уч-ся: Отсюда вывод следует один:

Продукты обрабатывать надо,

Чтобы снизить содержание нитратов.

Овощи перед варкой всегда почистить и промыть,

И в алюминиевой кастрюле их нельзя варить.

Квашение, соление и маринование –

Это уменьшение нитратного содержания.

А вот при сушке овощей нитрат становится все злей:


Телепередача дала мне мудрые советы,

И буду помнить я всегда об этом.

4 уч-ся: А я расскажу вам, ребята,

Как в организм попадают нитраты.

Во-первых, с растительными пищевыми продуктами-

Овощами и фруктами.

Есть растений целый ряд.

Где буквально царствует нитрат:

Капуста, укроп, петрушка крупнолистовая,

Кабачки, тыква, свекла столовая.

Нитратонакопители – так называют эти растения.

Досконально изучено это явление!

Для попадания нитратов в организм

Есть путь второй---

С недоброкачественной питьевой водой.

Третий путь известен всем вполне:

По вкусу колбаса и вам и мне.

Когда колбасы и консервы изготовляют,

То нитраты-консерванты часто добавляют.

V. Учитель: Ребята! Сегодня мы узнали много нового о солях: где и как человек использует соли, какую «работу» они совершают в природе. А могут ли соли вызвать извержение вулкана? Оказывается, могут. В нашем классе и специалист-пиротехник есть, который покажет, как соль может вызвать извержение вулкана. (Приглашается учащийся для демонстрации опыта «Вулкан на столе»).

Учитель: Формула этой соли сложная, но мы попробуем ее написать- учащийся под диктовку записывает формулу- (NH4)2Cr2O7. С этой солью мы познакомимся в 9 классе.

VI. Подведение итогов, рефлексия.

Учитель: Подведем итоги урока. Что вам понравилось на уроке? Что нового и интересного вы узнали? Как вы оцениваете работу своей группы и других групп?

Мне кажется, что все группы достаточно активно работали на уроке, чуть лучше и дружнее работала группа … Она получает дополнительные 0,5 балла.

Теперь вы обсудите, кто как работал в группе и проставьте итоговые баллы в листочках ЗУН. Листочки сдайте учителю. Оценки будут оглашены на следующем уроке.

Всем спасибо за работу, приглашаю всех дружно съесть «хлеб-соль» после звонка.

VII. Домашнее задание: &21 до конца, упражнение №3 (письменно). По желанию придумать сказку или стихи о какой либо соли.