litceysel.ru 1

Я убеждена: все аспекты генетики по-своему


восхитительны, и многие из них подводят нас

прямо к основным проблемам жизни, связанные

с вопросами здоровья и счастья человека.

Шарлотта Ауэрбах


План урока


  1. Генетика, как наука

  2. Биография Менделя

  3. Основные понятия и термины (словарная работа)

  4. Гибридологический метод исследования

  5. Терминологический диктант


Урок по теме «Генетика, основные понятия генетики»


Цели и задачи урока:


  1. Обучающая:

    • познакомить учащихся с историей возникновения генетики, как науки, гибридологическим методам исследований наследственности, с основными генетическими понятиями и терминами;

    • научить школьников правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом.

  2. Развивающая:

    • сформировать у старшеклассников убежденность в том, что знание основных понятий генетики необходимо для понимания важной закономерности наследования признаков, практической направленности темы.

  3. Воспитательная:


Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные и наглядные.

План урока

  1. Организационный этап.

  2. Этап актуализации субъективного опыта учеников.

На доске:

  1. Наследственность

  2. Ген

  3. Локус

  4. Аллельные гены

  5. Генотип

  6. Изменчивость

  7. Фенотип
  8. Гибридизация


  9. Генетика

  10. ДНК


Наша задача: используя ранее полученные знания и свой небольшой опыт, выяснить, что нам известно из перечисленного.


  1. Этап изучения нового материала.

1. Выступление учителя.

Генетика – это наука, которая имеет самое непосредственное отношение к нашему здоровью, обеспечению нас пищей и одеждой. Генетика может считаться одной из самых важных областей биологии.

На протяжении тысячелетий человек пользовался генетическими методами для улучшения домашних животных и возделываемых растений, не имея представления о механизмах, лежащих в основе этих методов. Судя по разнообразным археологическим данным, уже шесть тысяч лет назад люди понимали, что некоторые физические признаки могут передаваться от одного поколения к другому.

Однако лишь в начале 20-го века ученые стали осознавать в полной мере важность законов наследственности и ее механизмов. Микроскопия позволила установить, что наследственные признаки передаются из поколения в поколение через сперматозоиды и яйцеклетки, остальное оставалось загадкой.

Что же такое генетика?

Это наука о наследственности и изменчивости.

Вопрос: наследственность?

Не все так просто. Польский юморист Ежи Ленц говорил: «Генетика – это наука, которая объясняет, почему ребенок похож на отца, если похож и почему не похож, если так получилось».

Первый действительно научный шаг вперед в изучении наследственности был сделан австрийским монахом Грегором Менделем, который в 1866 году опубликовал статью, заложившую основу современной генетики.


2. Биография Грегора Менделя (выступление учащегося)

Вопросы к выступлению:

  • какие организмы использовал для своих опытов Мендель?

  • почему его открытия оказались важными для науки?

3. Мендель показал, что наследственные задатки не смешиваются, а передаются от родителей к потомкам в виде обособленных единиц. Он определил в опытах на горохе, что признаки даже не проявляющиеся у родителей, могут проявляться у детей. Его законы справедливы не только для гороха, но и для человека, мыши и т.д. Мендель еще не знал о существовании генов.


В 1909 г. датский ботаник Иогансен назвал их генами, а в 1912 г. американский генетик Морган показал, что они находятся в хромосомах. С тех пор генетика достигла больших успехов в объяснении природы наследственности и на уровне организмов, и на уровне генов.


4. Словарная работа

Задание: используя учебник стр.172-173, дай определение терминам: 2, 3, 4, 5, 7.


5. Гибридологический метод изучения признаков Менделя.

В своих опытах Мендель использовал горох. Успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для эксперимента. Горох обладает следующими преимуществами:


  1. Имеется много сортов, различающихся по ряду признаков.

  2. Легко выращивать.

  3. Возможно искусственное скрещивание сортов.

Метод – гибридологический. Скрещивание двух организмов – гибридизация. Потомки, полученные от скрещивания – гибриды. Закономерности наследования Менделя носят название законов Менделя, хотя сам Мендель их не нумеровал.


  1. Этап обобщения и систематизации знаний. Стр. 174 вопросы.

  2. Этап контроля, самоконтроля.

Терминологический диктант

  1. Совокупность генов одного организма.

  2. Место расположения гена в хромосоме.

  3. Биополимер, хранитель информации в ядре.

  4. Способность организма приобретать новые признаки и свойства.

  5. Участок ДНК, отвечающий за развитие одного признака или синтез одного белка.

  6. Способность организма передавать свои признаки и свойства потомкам.

  7. Метод изучения наследственности, при котором скрещиваются организмы, отличающиеся друг от друга по одному признаку.

  8. Наука о наследственности и изменчивости живых организмов.
  9. Гены, расположенные в одних и тех же участках гомологичных хромосом, отвечающие за развитие одних и тех же признаков.

  10. Совокупность признаков организма, развивающихся на основе генотипа.




  1. Этап информации о домашнем задании.

§§ 35, 36: термины – наизусть.