litceysel.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное образовательное учреждение


дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»


Принята на заседании МО Утверждаю:

протокол № Директор ДДТ

«___»____________2009г. __________ Башкирова Л.Г.











г. Шумерля

2009г.


Введение


От того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.


Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно поддержать ребенка в стремлении к активной познавательной деятельности, важно не дать этому жизненному стремлению бесплодно угаснуть. Чем полнее и разнообразнее деятельность, чем более она значима для ребенка, чем более соответствует его природе, тем успешнее идет его социальное и индивидуальное развитие, полнее реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Каждый родитель заинтересован в развитии своего ребенка. Но, к сожалению, родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми, чтобы обеспечить ребенку нормальное развитие, и испытывают трудности, обусловленные следующими причинами: незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать индивидуальные; неправильно выбранным стилем общения с ребенком; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности.

Актуальность программы

В последние годы наметились тенденции к раннему включению детей дошкольного возраста в систему дополнительного образования, ведь развитие ребенка в дошкольном возрасте – залог его успешного воспитания и обучения в последующие годы.


Осознавая значимость творческого развития ребенка в дошкольном возрасте для становления его индивидуальности, отвечая на проявление в обществе нового социального заказа, в Доме детского творчества разработана программа по работе с дошкольниками “Супердетки”, направленная на развитие детей по четырем основным направлениям: эстетическому, физическому, познавательному, социальному. Программа предусматривает вовлечение в воспитательно-образовательный процесс детей как посещающих дошкольные учреждения, так и неорганизованных, находящихся на «домашнем» воспитании. Данная программа имеет сквозной характер, обеспечивает преемственность развития детей и предоставляет им широкую возможность по окончании срока обучения в группе «Супердетки» продолжить своё образование в различных студиях и секциях МОУДОД «Дом детского творчества».

Введение в деятельность с дошкольниками программ по развитию логики, речи, изобразительной деятельности, лепке, хореографии, укреплению физического здоровья даст возможность выполнить социальный заказ, т.е. обеспечить всестороннее развитие ребенка, его психологическую подготовку для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Учебный материал и педагогические приёмы в равной степени способствуют развитию как рационального, так и художественно-образного мышления.

Важным фактором личностного развития – компонентом развивающей среды - является детский коллектив. Дети научатся жить в коллективе, осознают законы общественной жизни, смогут познать себя и свое предназначение в этом мире, научатся решать жизненные задачи.

Цель и задачи программы


Цель программы:


Предоставление детям дошкольного возраста возможности в процессе учебно-игровой деятельности реализовать свои познавательные, коммуникативные, эмоционально-игровые и двигательные потребности.

Учебные задачи программы «Супердетки» в равной степени решают задачи обучения, развития и воспитания детей, подготавливая их к дальнейшему успешному обучению и адаптации к жизни в современном обществе.



Обучающие задачи:


        умение следовать инструкции педагога и правильно её выполнять;

        умение наблюдать, анализировать, сопоставлять, сравнивать и выделять характерные и существенные признаки предметов;

        умение обобщать, рассуждать и делать выводы;

       умение самостоятельно планировать свои действия, выполняя поставленную задачу;

        расширение знаний об окружающем мире;

       формирование достаточного уровня познавательно-личностного развития.


Развивающие задачи:

        развитие сенсорики, всех рецепторов восприятия;

        развитие внимания, наблюдательности, памяти;

        формирование умения владеть произвольным вниманием;

        развитие крупной и мелкой моторики;

        психофизическое и музыкально-двигательное развитие;     

        развитие воображения и фантазии;

       развитие эмоциональной сферы ребёнка, способности к сопереживанию и сочувствию;

        развитие образного и логического мышления;

        развитие умственных и художественных способностей;

        развитие интересов детей и их художественного вкуса;

       психологическая готовность ребёнка к занятиям в МОУДОД ДДТ и школе.


Воспитательные задачи:

        формирование коммуникативных навыков;

        воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к взрослым и заботливого отношения к малышам;

        формирование умения заниматься в коллективе, оказывать друг другу помощь при выполнении заданий;

       формирование навыков организованного поведения на занятиях и в повседневной жизни;

       формирование определенных черт характера: дисциплинированности, организованности, собранности, аккуратности и работоспособности;


       формирование волевых качеств: выполнять установленные нормы поведения, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;

       воспитание активности и творческой изобретательности в процессе учебно-игровой деятельности;

        воспитание ранней самостоятельности и умения использовать полученные знания в самостоятельной деятельности;

        формирование адекватной самооценки.


Реализация цели и задач осуществляется через:


1. Занятия, направленные на развитие творческих, физических и личностных возможностей (обучение включает четыре вида деятельности);

2. Привлечение внимания родителей к проблемам воспитания и развития детей (занятия родительского клуба, посвященных этим вопросам),

3. Досуговую деятельность.

Отличительные особенности программы


Все дети имеют целый ряд общих характеристик и проходят одинаковые стадии развития. Но каждый ребёнок это – индивид, со своими, присущими только ему особенностями. Чтобы раскрыть заложенные в каждой личности возможности, обучение должно быть в меру свободным и занимательным, так, чтобы каждый ребёнок смог самопроявиться и самовыразиться.

А.В. Запорожец считал дошкольные годы возрастом огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если целью дошкольного образования станет не ускорение (акселерация), а обогащение (амплификация) детского развития. Поэтому программа «Супердетки» включает в себя большое разнообразие обучающих программ, выполняющих развивающие, ознакомительные и обучающие задачи. На занятиях в процессе смены учебно-игровой деятельности детям предоставляется широкая возможность проявить себя, найти своё «пространство успешности».

В учебном процессе многих дошкольных центров осуществляется либо только эстетическое развитие, либо подготовка детей к школе, либо случайный подбор предметов. Программа «Супердетки» комплексно решает проблему художественно-эстетического, интеллектуального и физического развития детей, их коммуникативно-личностного, нравственного воспитания и раннего образования на всем этапе дошкольного детства.



Работа с родителями


Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь образовательного учреждения.

В связи с этим наше учреждение ставит перед собой целью вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

                   Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность с МОУДОД будет вестись по четырем направлениям:


Информационно -аналитическое

Мы разработали для себя критерий, который назвали "включенностью" родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает как количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях

( посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, совместных занятиях, участие в выставках), так и качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволит вести работу с родителями индивидуально.


   Познавательное направление

- это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, оказание им помощи в разрешении проблемных вопросов.
С этой целью планируется дальнейшая работа родительских гостиных с приглашением таких специалистов, как психолог, логопед. Тематика встреч будет сформулирована по запросам родителей.

Также планируется проведение родительских собраний. Родительские собрания проводятся групповые и общие (для всех родителей дошкольников). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждаются задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, и др. Предусматриваются выступления родителей.


На групповых собраниях предполагается показ видеоматериалов с занятий, раздача текстовых материалов, рекомендаций, советов для родителей, которые носят характер краткой памятки;
Познавательный характер носят занятия с участием родителей и выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями. Повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей будет способствовать развитию их творческой инициативы.



Наглядно - информационное направление

дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности, и включает в себя:

- родительский уголок (в рубриках "Чем и как занять ребенка дома", "Спрашивали - отвечаем", "Говорят дети", "Это интересно", "Поиграем", "Обратите внимание», «Поздравляем» будет размещаться практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в ДДТ, конкретные игры, в которые можно поиграть дома, советы, задания).

- фотомонтаж "Из жизни группы", "Мы веселимся", "В кругу семьи".

Досуговое направление

предполагает проведение совместных мероприятий детей и родителей. Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. Кроме этого, совместная деятельность позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Планируется провести:
- праздники "День Матери", "Новый год к нам идет", День защитника Отечества ("Про то, как Баба Яга внука в армию провожала")
- развлечение "А ну-ка, бабушки".
- спортивный досуг "Семья - здоровый образ жизни"

- вернисаж "Наши дочки и сыночки", "Руки мамы, руки папы и мои ручонки"

-видео-презентация "Семья глазами ребенка", где дети поделятся своими мечтами.


Описание программы


Программа «Супердетки» является по своему характеру развивающе-обучающей и представляет собой комплекс программ по физкультурно-оздоровительному, умственному и художественно-эстетическому развитию дошкольников. Образовательные программы в целом позволяют динамично реагировать на запросы и потребности общества, способствуют развитию творческих способностей, реализуют актуальные потребности детей в общении и познании.

В основу содержания программ положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования:

1. Принцип развивающего обучения, ориентирующий педагога на развитие каждого ребенка.

2. Принцип гуманизации, предусматривающий реализацию программ в условиях личностно-ориентированной модели педагогического процесса МОУДОД.

3. Принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение задач развития и образования детей 4-7 лет.

Проект «Супердетки» предназначен для работы с детьми от 4 до 7 лет и рассчитан на 2 года. На первой ступени обучаются дети 4-5 лет, на второй - 6-7 лет. Набор детей – свободный, группы формируются в соответствии с возрастом и личными умениями и навыками детей, которые определяются на первых занятиях.

Наполняемость учебных групп устанавливается в количестве 10-12 обучающихся.

Занятия проводятся с сентября по май 2-3 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий – 30 минут по каждой из представленных далее программ:

1.«Арт-студия»


Программа развития художественно-творческих потребностей детей

с помощью ручного труда.


Цель: Активизация творческих навыков личности ребенка, развитие мелкой моторики рук.


В программе:

-рисование;

-работа с бумагой (аппликация, поделки);

-работа с пластилином;

-коллективные работы;

-пальчиковые игры;

-физкультурные минутки.

В результате происходит развитие:

-творческого воображения, эстетического вкуса;

-мелкой моторики рук, что подготовит дошкольника к овладению письмом;

-образного, пространственного, композиционного мышления

2. «Занимательная Логика»


Логика - одно из направлений, развивающих ребенка многогранно и разносторонне, так как охватывает широкий круг деятельности.


Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Цель: Развитие памяти, пространственного, образного и ассоциативного мышления.

Программа основана на эмоционально-образном восприятии различных понятий.

Занятие – это объединённое единым сюжетом повествование-сказка, большей частью в стихах.

Стихотворная форма изложения материала создаёт у детей радостное, праздничное, настроение (позитивный настрой).

Дети являются активными участниками действия. Все задания, которые предлагаются детям в ходе занятия, так или иначе, связаны с сюжетом и предполагают эмоциональное вовлечение ребёнка в действие.

Усвоению материала способствует позитивный настрой детей и их растущая самооценка. Дети участвуют в действии всегда в качестве положительных героев. Причём, если у конкретного ребёнка что-то даже не получилось, то результат работы всей группы всегда положительный, по ходу сюжета – кого-то спасли, кому-то помогли и т.п.

Новый материал отрабатывается через двигательную активность (мелкую моторику). Осуществляется речевая проработка материала. Математические понятия воспринимаются ребёнком через знакомые ему эмоции и чувства.


Задания, предлагаемые на уроках, очень разнообразны и задействуют различные способности детей, поэтому всегда найдётся что-то, в чём даже самый слабый ребёнок может себя успешно проявить.

Занятие включает в себя работу над несколькими разными темами. Переход от одной темы к другой осуществляется с помощью физкультминуток, упражнений по тренировке мелкой моторики рук, упражнений на внимание.

В программе предусмотрена не только работа в группе, но и выполнение индивидуальных заданий.

В программу входит:


- игры для развития мышления у дошкольников;

- логические загадки;

- развивающие упражнения;

- тренинги

3. «Веселая аэробика»


Цель: Формирование элементарных двигательных умений и навыков, общее оздоровление организма.

Программа содержит:

-креативную гимнастику;

-элементы спортивной аэробики;

-элементы спортивных танцев

На занятиях дети развивают координацию движений, крупную моторику, чувство ритма. Также формируется интерес к здоровому образу жизни.

4. Театр «Арлекино»


Театр – одно из творческих направлений, развивающих ребенка многогранно и разносторонне, так как охватывает широкий круг деятельности.

Во время подготовки детей к театральной деятельности идет активное развитие артикуляционного аппарата и постановка звуков, накопление активного и пассивного словаря. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем.


Цель: Раскрытие актерских качеств ребенка; развитие памяти, образного и

ассоциативного мышления.

В программу входит:


-разучивание стихов;

-работа над голосовым и артикуляционным аппаратом

(скороговорки, логопедические распевки);

-ролевые игры;

-элементы пантомимы.

5. Хореография.

Цель: Помочь детям снять скованность движений, стеснительность, научить красиво и гармонично двигаться.

В программе:

-элементы хореокоррекции;

-элементы народного танца;

-элементы классического танца;

-упражнения на развитии координации движений;

В процессе занятий у ребенка сформируется правильная осанка, разовьется свобода и плавность движений, чувство ритма и музыкальный слух.

Все представленные программы объединяет игровой метод проведения занятий. С помощью него учебно-воспитательный процесс приобретает привлекательную форму, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Систематически усложняя материал и учитывая возрастные особенности, педагог посредством игровых занятий сообщает доступные пониманию малышей знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы. Так как современные дети очень подвижные, активные, раскованные в поведении, импульсивные, встречаются гиперактивные, то во время занятий происходит частая смена деятельности, что исключает быструю утомляемость и истощаемость нервной системы, а также перегрузки. Дети постоянно вовлечены в процесс занятия и не успевают устать. На занятиях используется яркое игровое оборудование, красочный демонстрационный и раздаточный материал.

В процессе занятий повышается познавательная и творческая мотивация детей, поддерживается уверенность в себе, формируются личностные качества (активность, настойчивость, способность самостоятельно думать и принимать решения, творчески подходить к поставленным задачам), способствующие более полной реализации творческой личности. Организация занятий строится таким образом, чтобы ребенок был не наблюдателем и слушателем, а активным участником.


При проведения занятий соблюдаются условия принятия, безопасности, поддержки, безоценочности. Для этого позитивно подкрепляются все идеи ребёнка; ошибки используются как возможность для нового, неожиданного взгляда на что-то привычное; создаётся климат взаимного доверия с непременной возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.

У детей на столах всегда должны быть цветные карандаши или фломастеры, бумага для рисования, папки, куда складываются работы, пластилин, трафареты животных, растений, шаблоны геометрических фигур.

Расписание занятий составляется таким образом, чтобы происходило чередование различных видов деятельности с целью избегания перегрузки детей.


План – график работ


этапы

Содержание работы

сроки

исполнители

1.Организационный

1.Формирование информационного банка данных о детях 4-6 лет. 2.Разработка нормативно-правовой базы.

3. Обеспечение кадрами.

4.Создание материально-технических условий.

5.Разработка образовательных программ.

Август 2009г


Август 2009г


Август 2009г


Август 2009г

Август 2009г


Руководители проекта

Директор ДДТ

Руководители проекта

Педагоги МОУДОД ДДТ

2. Основной

1. Реализация образовательных программ:

«Арт-студия» - 36час.,

«Веселый фитнес» - 36час.,

«Занимательная логика» - 36час.,


«Хореография» - 36час.,

Театр «Арлекино» - 36час.

2. Мониторинг качества реализации образовательных программ.

3. Организация работы клуба для родителей.

4.Организация досуговой деятельности участников проекта


Сентябрь2009г- май 2010г.

Педагоги МОУДОД ДДТ

Руководители проекта, психолог

Руководители проекта, Педагоги МОУДОД ДДТ


3. Обобщающий

1. Изучение отношения участников проекта к его результатам.

2. Обобщение накопленного опыта через семинары, создание сборника образовательных программ, методических рекомендаций по организации занятий с дошкольниками.

3. Корректировка действий по организации дополнительного образования дошкольников.

Май 2010г.


Июнь -август 2010г.


август 2011г.

Руководители проекта

Руководители проекта, Педагоги МОУДОД ДДТ


Руководители проекта, Педагоги МОУДОД ДДТ




План проведения мероприятий на 2009-2010гг.


Название мероприятия

участники

Дата проведения

ответственные


1. Общее родительское собрание


2. Занятие по художественному творчеству «Здравствуйте, это я!»


3. Родительская гостиная


4. Открытое занятие в театральной студии «Арлекино»


5. "День Матери"

6. Общее родительское собрание (обсуждение результатов образовательной работы за полугодие)


7. "Новый год к нам идет"


8. Родительская гостиная


9. День защитника Отечества ("Про то, как Баба Яга внука в армию провожала")


10. Родительская гостиная


11. Развлечение "А ну-ка, бабушки"


12. Спортивный досуг "Семья - здоровый образ жизни"

13. Вернисаж "Руки мамы, руки папы и мои ручонки"

14. Итоговое родительское собрание


Родители учащихся 2г.о.


Родители учащихся 2г.о.


Учащиеся 2г.об. и их родители


Родители, психолог


Учащиеся групп «Капельки», «Радуга»


Учащиеся, родители


родители


учащиеся, родители


Родители, психолог


учащиеся, родители


родители учащихся


учащиеся, родители, бабушки


Учащиеся, родители

Родители, педагоги

14.09.2009г.


15.09.2009г.


28.09.2009г.


Октябрь 2009г.


Ноябрь 2009г.


Ноябрь 2009г.


Декабрь 2009г


Декабрь 2009г


Январь 2010г.


Февраль 2010г.


Март 2010г.


Март 2010г.


Апрель 2010г.


Май 2010г.


Май 2010г.

Директор Башкирова Л.Г.

Методист Хрыкина Т.Ю.


П.д.о. Хрыкина Т.Ю.


Методист Хрыкина Т.Ю.


П.д.о. Сайфуллина С.В.


Педагог-организатор Жданович Ю.Е.


Методист Хрыкина Т.Ю.


методисты


методист Григорьевская Н.С.


Методист Хрыкина Т.Ю.


методист Григорьевская Н.С.


П.д.о. Князева Т.В.

Педагог-организатор Жданович Ю.Е.



П.д.о. Комаров Д.Е.


П.д.о. Барышева М.А.

Мазюкова М.К.

Методист Хрыкина Т.Ю.


Ресурсное обеспечение программы

Кадровое:

- подбор специалистов (педагогов, дефектолога и логопеда) для работы по программе «Супердетки»;

- привлечение психолога и педиатра к работе клуба для родителей.

Методист (назначается приказом директора):

Руководит программой по работе с дошкольниками «Супердетки»;

Проводит рекламную деятельность;

Организует учебный процесс и контролирует качество обучения учащихся по утвержденным образовательным программам,

Контролирует выполнение учебного плана, проведение занятий в соответствии с утвержденным расписанием.

Организует и проводит работу с родителями, досуговые мероприятия.

Педагог:

Проводит набор детей в группы.

Работает по утвержденной образовательной программе и расписанию.

Качественно и в полном объеме выполняет учебный план.

Научно – методическое:

- организация семинаров для педагогов по использованию новых технологий личностно – развивающего, социально – адаптированного и оздоровительного характера в работе с дошкольниками;

- разработка рекомендаций по включению родителей в образовательное пространство МОУДОД;

Материально – техническое:

- приобретение мебели, соответствующей возрасту учащихся,

- создание предметно-пространственной среды с выделением определенных зон;

-приобретение оборудования, материалов и инвентаря согласно образовательным программам.

МОУДОД «Дом детского творчества» располагает следующими помещениями, необходимыми для реализации программы:

- танцевальный зал (оснащенный зеркалами);

- спортивный зал (оснащенный спортивным оборудованием);


- кабинеты для занятий художественным творчеством и познавательной деятельностью.

Ожидаемые результаты

Снижение уровня психологического дискомфорта у детей, поступающих в 1-й класс.

Положительная динамика в развитии интеллектуальных, познавательных и творческих способностей дошкольников.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Внедрение новых образовательных программ.

Положительный настрой детей к дальнейшему обучению в студиях и секциях МОУДОД ДДТ