litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8


министерство образования и науки рф

ГОУ впо «оренбургский государственный педагогический университет»


институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования


выпускная квалификационная работа

на высшую категорию

Тема:

«Индивидуальные профильные маршруты в условиях многопрофильной сельской школы как средство развития биологической компетентности старшеклассников»


Выполнил:

Подшивалова Н.П., учитель биологии МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №3»

Новосергиевского района.


Руководители:

Масловская С.В., к.п.н., доцент кафедры педагогического мастерства.

Воронина Ю.В., ст. преподаватель кафедры дидактики и частных методик.


Оренбург 2007

Содержание


1. Краткая аннотация проекта.


    1. 1.1. Цели, задачи и актуальность проекта …………………………………..с.3

    2. 1.2. Этапы проекта …………………………………………………………… с.5

    3. 1.3. Ожидаемые результаты …………………………………………………...с.6

    4. 1.4. Оценка эффективности проекта…………………………………………..с.7

    5. 1.5. Ресурсы ………………………………………………………………….... с.7

2. Реализация проекта.

2.1. Теоретическое обоснование проекта.

2.1.1. Теоретические основы биологической компетентности старшеклассников…………………………………………………с.8

2.1.2. Особенности развития биологической компетентности старшеклассника через индивидуальные профильные маршруты в условиях многопрофильной сельской школы………………….с.11.
    1. Методические рекомендации по развитию биологической компетентности старшеклассника через индивидуальные профильные маршруты в условиях многопрофильной сельской школы………………………………………………с.19


2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию биологической компетентности старшеклассников через индивидуальные профильные маршруты в условиях многопрофильной сельской школы…………………………………………………………………...с.79

Литература…………………………………………………………………….с.90

Приложения……………………………………………………………………с.92


1. Краткая аннотация проекта.

1.1. Актуальность проблемы, цели и задачи проекта.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Обществу нужны выпускники, готовые включиться в дальнейшую жизнь, способные практически решать жизненные и профессиональные проблемы. К сожалению, в реальной жизни мы видим, что молодые люди после окончания школы не умеют применять полученные знания и умения, решать проблемы, работать эффективно как индивидуально, так и в команде. Именно поэтому Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года провозгласила основной задачей российской общеобразовательной школы «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

В свете основных изменений в современном обществе получило дальнейшее развитие и биологическое образование. Развитие новых технологий, интеграция наук, достижения генетики, биотехнологии, бионики с одной стороны и ухудшение здоровья населения, экологические проблемы с другой поставили биологическую компетентность человека на одно из первых мест в системе личностных представлений и убеждений. Поэтому развитие биологической компетентности выпускника, а тем более выпускника, готового к продолжению биологического образования, способного решать проблемы как личностные, так и социальные, является одним из приоритетов современной школы.

Одним из условий решений данной задачи является введение профильного образования, разработка его модели с точки зрения компетентностного подхода. Возможность учета запросов и пожеланий подрост­ков и их родителей в планировании выбора профиля дальнейшего обучения поможет снять дополнительные перегрузки школьников и получить в то же время более глубокие знания по предметам, необхо­димые для последующей учебы и трудовой деятельности. С целью оптимизации процесса профильного обучения, усиления индивидуализации и дифференциации биологического образования разрабатываются различные варианты профильного обучения по биологии.


Несмотря на изменения в системе образования, в сельских школах до сих пор существуют противоречия:

- между социальным заказом общества и уровнем биологической компетентности старшеклассников сельской школы;

- между необходимостью введения профильного обучения и отсутствием опыта организации процесса профилизации;

- между запросами школьников на многопрофильное обучение и возможностями организации профильного обучения в сельской малокомплектной школе.

Возникает проблема: значительная часть сельских школьников не может реализовать свое право выбора содержания образования и профиля обучения в условиях малокомплектной школы. Соответственно, из нее вытекает следующая проблема: «Как развивать биологическую компетентность учащихся в условиях профильного обучения сельской малокомплектной школы?». На решение данной проблемы направлен проект «Индивидуальные профильные маршруты в условиях многопрофильной сельской школы как средство развития биологической компетентности старшеклассников».

Цель:

Разработать и апробировать методические рекомендации по профильному обучению биологии через индивидуальные образовательные маршруты в условиях многопрофильной сельской школы для развития биологической компетентности старшеклассников.

Задачи:


  1. Установить степень разработанности вопроса в педагогической и методической литературе.

  2. Разработать методическую модель использования индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников по биологии.

  3. Разработать систему оценивания биологической компетентности старшеклассников.

  4. Проверить эффективность разработанной модели с целью экспериментального подтверждения результативности ее применения в условиях многопрофильной школы.

    1. Этапы проекта.



Мероприятия,

направления деятельности

Сроки

1. Подготовительный этап

1.1.

Исследование проблемы развития биологической компетентности старшеклассников через профильное обучение.

Июнь 2005г.

1.2.

Изучение путей решения проблемы организации профильного обучения биологии по индивидуальным маршрутам.

Июнь-июль 2005г.

1.3.

Постановка методической проблемы по развитию биологической компетентности старшеклассника через индивидуальные профильные маршруты в рамках многопрофильной школы.

Август 2005г.

1.4.

Разработка системы работы учителя биологии по развитию биологической компетентности старшеклассников через индивидуальные профильные маршруты в рамках многопрофильной школы.

Август 2005г.

1.5.

Разработка инструментария диагностики сформированности биологической компетентности старшеклассников.

Август 2005г.




2. Организационно - деятельностный этап

2.1.

Констатирующий эксперимент по диагностике биологической компетентности старшеклассников.


Сентябрь 2005г.

2.2.

Создание системы работы учителя биологии по развитию биологической компетентности старшеклассников через индивидуальные профильные маршруты.

Сентябрь 2005г.

2.3.

Апробация индивидуальных профильных маршрутов.

Сентябрь 2005г. - февраль 2007г.

2.4.

Диагностика биологической компетентности учащихся 10-11 классов.

Февраль 2007г.

3. Аналитически-обобщающий этап

3.1.

Анализ результатов эксперимента.

Март 2007г.

3.2.

Корректировка методической модели по развитию биологической компетентности через индивидуальные профильные маршруты в условиях многопрофильной школы.

Март-апрель 2007г.

3.3.

Обобщение опыта работы над проблемой.

Май 2007г.




    1. Ожидаемые результаты

  1. Достаточная степень свободы выбора старшеклассником пути получения биологического образования, содержания образования и видов деятельности в условиях многопрофильной сельской школы.

  2. Реализация субъективной позиции учащегося в профильном обучении биологии.

  3. Повышение уровня биологической компетентности ученика на старшей ступени обучения.

    1. Оценка эффективности проекта.


Уровень реализации свободы выбора определяется:

  1. количеством индивидуальных профильных маршрутов по биологии;

  2. количеством обязательных и необязательных компонентов индивидуальных профильных маршрутов;

  3. степенью самостоятельности принятия решения о выборе компонентов маршрутов, видов деятельности.

Уровень сформированности биологической компетентности старшеклассника измеряются следующими критериями:

  1. уровнем мотивации к биологии;

  2. уровнем сформированности обязательных результатов по биологии;

  3. уровнем познавательной активности.




    1. Ресурсы.

  1. Кабинет биологии с интерактивной доской или компьютером и мультимедийным оборудованием.

  2. Книги, журналы, учебные и методические пособия.

  3. CD-диски.

  4. Интернет.

  5. Ксерокс.

  6. Канцтовары.

  7. Цифровой фотоаппарат.

  8. Цифровая видеокамера.



2. Реализация проекта.

2.1. Теоретическое обоснование проекта.

2.1.1. Теоретические основы биологической компетентности старшеклассников.

Сложные социально-политические и культурно-мировоззренческие сдвиги, которые произошли в мире в конце XX века, поставили новые проблемы перед системой образования. В современном мире усилились глобализационные процессы, которые затрагивают и функционирующие образовательные системы. Изменения, происходящие в нашем обществе, ведут к тому, что в современной социальной жизни и деятельности наиболее значимыми и востребованными становятся следующие качества: инициативность, креативность, коммуникативность, гибкость мышления, диалогичность, умение делать выбор, умение поиска информации и активной работы с нею, личная ответственность, способность к смене видов деятельности, адаптивность и т.п. Глобальный характер изменений в образовании заключается в серьезном обновлении целей образования; углублении индивидуализации образования; расширении инновационных методов образования и самообразо­вания, что отражено в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года.


Происходит переход от знаниевого подхода к образованию на компетентностный. Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. [16.с. 4] С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Компетентность – основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека. [10, с. 35] Компетентность – это способность действовать в ситуации неопределенности. С этой точки зрения Лебедев О.Е. видит цели школьного образования в следующем: научить учиться, научить решать познавательные проблемы, научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, научить решать проблемы профессионального выбора и т.д. Кроме ключевых компетентностей выделяют профессиональную компетентность, предметную компетентность, профильную компетентность.

В XX в. динамичное развитие биологического познания позволило открыть молекулярные основы живого и непосредственно приблизиться к решению величайшей проблемы науки — раскрытию сущности жизни. Радикально изменились и сама биология, и ее место, роль в системе наук, отношение биологической науки и практики. Биология постепенно становится лидером естествознания. Без широкого знания биологических закономерностей невозможно сегодня не только успешное развитие сельского хозяйства, здравоохранения, охраны природы, но и всего нашего общества. Социально - политические преобразования в стране в последние годы, создали условия для многостороннего процесса широких изменений в сфере образования.

Школьный курс биологии – важный компонент естественно-научного образования. Он вносит весомый вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся биологической картины мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни.


В литературе я не нашла четкого определения биологической компетентности, но если взять за основу понятие предметной компетентности, то биологическая будет включать в себя несколько компонентов. Компонентами биологической компетентности будут: готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности. Многие исследователи отмечают деятельную, активную сущность компетентности, подчеркивая, что в отличие от знаниевой характеристики, т.е. характеристики «что», здесь акцентируется способ и характер действия «как».

Существуют также и уровни компетентности: от «полной некомпетентности» до «высокой компетентности». Хотя как отмечает Селевко Г.К., психолого-педагогический инструментарий для определения этих уровней пока не разработан. [19,с.31] Биологическая компетентность школьника развивается в течение всего времени обучения в ОУ, проходя путь от некомпетентности до определенного уровня компетентности. С самых первых дней пребывания в школе под руководством учителя у ученика формируется биологическая компетентность. Уровень компетентности выпускника основной школы служит ступенькой для дальнейшего развития компетентности на старшей ступени обучения. Поэтому изучение биологии в старшей школе направлено на достижение более высокого уровня компетентности и преследует следующие цели:


  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за популяциями, экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информации о живых объектах;


  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека); в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

2.2.2. Особенности развития биологической компетентности старшеклассника через индивидуальные профильные маршруты в условиях многопрофильной сельской школы.

Одним из условий развития биологической компетентности старшеклассника является профильное обручение. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Фе­дерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработкой гибкой системы профилей и кооперацию старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.


10-11 класс – это старший школьный возраст. Согласно исследованиям ученых, это период окончательного формирования физических и психических качеств человека, период становления мировоззрения, творческого самоопределения и формирования жизненной позиции. Если воспользоваться классификацией потребностей по А.Маслоу [2, с.98], нетрудно заметить у старшеклассников изменение потребностей в сторону высшей – потребности в самореализации и индивидуальном развитии. Именно профильное обучение позволит сделать обучение более индивидуальным.

Переход к профильному обучению преследует следующие основ­ные цели:

обеспечить углубленное изучение отдельных предметов програм­мы полного общего образования;

создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможнос­тями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребнос­тями;

расширить возможности социализации учащихся, обеспечить пре­емственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Профильное обучение предполагает наличие курсов трех уровней: базовых, профильных и элективных.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности всех старшеклассников (и сделать как можно большее число различных профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования.


Данному вопросу посвящено много различных статей в журналах и газетах, в последнее время выпущено большое число книг, в Интернете размещено большое количество разнообразной информации. Информация касается моделей профильного обучения, уровня требований, образовательных технологий. Значительный вклад в теорию и практику профильного обучения внесли: Каспаржак А.Г., Немова Н.В., Щербо И.Н, Бурцева И., Ермаков Д., Петунин О.В, другие ученые и педагоги-практики. В работах этих авторов рассмотрены пути профилизации, модели профильного обучения, формы и методы работы в профильных классах и др.

Предполагается две модели реализации профильного обучения: модель внутришкольной профилизации и модель сетевой организации. [1,с. 9]

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофиль­ным (организовать несколько профилей обучения). Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориен­тировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличе­ния числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том чис­ле, в форме многообразных учебных межклассных групп) возмож­ность в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профиль­ные и элективные курсы.

Вполне реальны ситуации, когда отдельная школа, а также сеть школ и иных образовательных учреждений, будут реализовывать не только содержание выбранного профиля, но и предоставлять учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профильных курсов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса, так и за счет кооперации различных образовательных учреждений. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории..

Проблеме профильного обучения в сельских школах с малым количеством классов посвящено не так много статей. Чаще всего предлагается путь сетевой профилизации. Но ни сельские школьники, ни сельские учителя, морально, организационно, финансово не готовы к данной модели. Существует еще один вариант профилизации школы. Кандидат педагогических наук, профессор академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Немова Н.В., и Каспаржак А.Г., директор образовательных программ Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ предлагают модель реализации профильного обучения через индивидуальные учебные планы. ИУП – это совокупность учебных курсов, выбранных старшеклассником из учебного плана школы старшей ступени для того, чтобы освоить их. Механизм составления учебного плана зависит от модели профилизации и форм ее реализации. [18. с.53] Так как возможно большое многообразие индивидуальных учебных планов или индивидуальных учебных маршрутов в одной школе, такую школу называют мультипрофильной. Большое количество статей, размещенных в Интернете (найдено сайтов: 1066, документов: 6544), в той или иной мере касаются формирования индивидуальных образовательных, профильных маршрутов. В этом направлении ведутся эксперименты во многих школах разных областей России.


Вопросы, касающиеся профильного обучения биологии, стали появляться в методической литературе с самого начала эксперимента. Журналы «Биология в школе», «Народное образование», газета «Биология», сайты ИПКиППРО ОГПУ, РЦРО, ОГУ, газеты «Первое сентября», фестиваля «Открытый урок» и т.д. – вот неполный перечень источников информации о профильном обучении. Однако почти вся эта информация посвящена профильному обучению биологии вообще, без учета разнообразия моделей профилизации, специфики школ.



следующая страница >>