litceysel.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №38»



Раздел «Строительные материалы»


Тема урока

«Интерьер своими руками»


Подготовили учителя технологии:

Русинова Татьяна Николаевна,

Болдырева Маргарита Викторовна


г. Белгород

2009 год


Тема урока «Интерьер своими руками»

1(«Обработка бумаги и картона» - 5 класс,

«Виды декорирования деревянных поверхностей» - 8 класс).


Цели урока: способствовать закреплению знаний по видам и свойствам материалов для отделки деревянных поверхностей, видам бумаги, картона и способов их обработки, практической деятельности в изготовлении предметов интерьера;

создать условия для доброжелательного общения учащихся в группах, для формирования творческой активности, познавательного интереса детей, воспитания аккуратности в выполнении практической работы, эстетического вкуса в оформлении интерьера комнаты.


Наглядное оформление: образцы цветочных композиций в технике квиллинг, предметы интерьера, выполненные с использованием элементов бумагопластики, образцы материалов для квиллинга, презентация урока «Интерьер своими руками», презентация «Практическая работа «Изготовление предметов интерьера»», видеосюжет «Правила техники безопасности».


Оборудование: мультимедийная установка;

приспособление для нарезания лент из цветной бумаги;

пинцет, ножницы, зубочистки, линейка, кисть для клея.


Раздаточный материал: технологические карты по теме урока, кроссворды,

образцы бумажной филиграни, образцы изделий в техниках декупаж и квиллинг,

предметы интерьера, выполненные своими руками.


Литература: 1. Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. 2007 год.

2. Журнал «Школа и производство» №3, 2008 г.


3.Патриция Навече Рутти «Декупаж»

4.Журналы «Лиза»,2007,2008 год

Ход урока.


  1. Организационное начало урока.

Проверка готовности к уроку и наличия необходимых инструментов и материалов.


  1. Повторение ранее полученных знаний.

Учитель:

На предыдущем уроке мы изучили технологию выполнения квиллинга.

Сейчас ученица 8 класса расскажет вам об истории возникновения этого искусства.

Учащаяся 8 кл.:

Бумагокручение – искусство украшения витиеватыми бумажными кружками и завитками предметов интерьера и одежды известно приблизительно пятьсот лет. В английском языке этот вид рукоделия называется квиллинг (quilling). Первоначально бумажная филигрань украшала предметы религиозного характера. Повсеместное распространение бумаги и ее удешевление в конце XVIII- начало XIX вв. сделало квиллинг популярным видом рукоделия среди женщин, особенно в Англии. Бумажными завитками украшали шкатулки, сумочки для рукоделия и даже мебель (показ иллюстраций).

В XIX в. Бумажная филигрань буквально завоевала весь мир, и сейчас она находит все больше последователей в разных странах.

.

Учитель:

Давайте вспомним технологию изготовления элементов квиллинга.

Учащаяся 5-го класса:

Узкие полоски бумаги сначала закручивают вокруг тонкого стержня (шила, спицы, иглы) в плотную катушку. Затем слегка раскручивают катушку в ажурную спираль нужного диаметра, заклеивают конец. Надавливая пальцами, придают спиральному кружку нужную форму. Подготовленные детали монтируют в композицию.

(Рассказ сопровождается демонстрацией образцов основных форм на экране и готовых изделий).

Учитеь 8-го класса:

Квиллинг можно использовать и при отделке деревянных поверхностей.

Давайте вспомним этапы подготовки древесины к отделке.


Ответ:


  1. ошкуривание;

  2. выравнивание поверхности шпатлёвкой для древесины;

3) шлифовка.


Повторение проводится в форме заполнения кроссворда.

(Уч-ся работают в группах, отвечая на вопросы кроссворда).

Правильность заполнения кроссвордов проверяют учащихся 8 класса.


  1. Сообщение новых знаний и способов действий.


Рассказ учителя о предметах интерьера

Дом – это место где человек отдыхает, живёт. здесь он может предаться размышлениям, зная, что ему никто не помешает заняться любым делом, развлекаться в кругу близких друзей. Для всего этого должен быть соответствующий интерьер квартиры.

Интерьер, в переводе с французского, - «внутренний». Иными словами, это внутренний мир дома, складывающийся из отдельных вещей. Большое значение при этом имеет расположение предметов, а также их взаимосвязь.

Ничто в обстановке не должно мешать, быть неудобным или раздражать, т.е. квартира должна быть комфортной, удобной для проживания, позволяющей экономить человеку силы и время. К этому люди стремились и будут стремиться всегда.

В связи с этим к интерьеру предъявляется ряд требований:

1. Единство стиля жилья при разнообразии составляющих его компонентов (мебель и украшения должны представлять собой единое целое, нечто особенное, оригинальное).

2. Сочетание пропорций и размеров предметов (мебель не должна занимать много места).

3. многофункциональность (пригодность вещи в различных ситуациях: кресло-тумбочка, диван-кровать).

Оформление квартиры – дело не простое. Необходимо заранее продумать всё до мелочей. Следует помнить, что пространство квартиры должно подходить для множества занятий.

Показ изделий, выполненных в технике декупаж и бумажная филигрань: рамки для фотографий, панно, шкатулка, поздравительная открытка.


Показ презентации «Интерьер своими руками».


IV. Практическая деятельность учащихся.

1. Учитель:

Сегодня мы с вами попробуем изготовить панно и рамки для фотографий в технике бумажная филигрань и декупаж на деревянной поверхности, которые могут украсить ваше жилище. Согласитесь, что наше настроение зависит от обстановки, в которой мы находимся, от того, насколько уютно и красиво в нашем доме. Иногда небольшой предмет интерьера как раз и создает этот уют.


2. Повторение правил техники безопасности:

1) ТБ при работе с ножницами;

2) ТБ при работе с острыми, колящими предметами;

3) ТБ при работе с клеем.

Показ видеосюжета на экране «Правила ТБ при работе с бумагой и клеем».

После просмотра видеосюжета учащимся 5-го класса предлагается указать на ошибки, допущенные на экране (уч-ся 8-го кл. дополняют).


3. Практическая работа по группам.

1я группа: учащиеся 5-го класса украшают картонную рамку для фотографии бумажной филигранью.

2я группа: учащиеся 5-го класса украшают поздравительную открытку из

цветного картона элементами квиллинга.

3я группа: учащиеся 8-го класса изготавливают панно в технике квиллинг на деревянной поверхности.

4я группа: учащиеся 8-го класса изготавливают панно в технике декупаж на деревянной поверхности.

5ягруппа: группа контроля, которую составляют 2 учащихся, опережающие в работе других.

Они осуществляют вместе с учителем контроль за качеством выполнения практической работы и соблюдением правил ТБ,

Показ презентации «Изготовление предметов интерьера».


  1. Подведение итогов.

Подведение итогов проводится в форме выставки работ учащихся (допускается незаконченная работа).


Выделить лучшие работы, предоставить слово группе контроля, высказать пожелания и советы по завершению творческих работ.

Учащиеся комментируют, как можно применить свои работы в оформлении интерьера.



  1. Информация о домашнем задании.




  1. Принести на следующий урок необходимые инструменты и материалы (их перечень раздать на листках каждой группе).

  2. Закончить творческие работы.




  1. Рефлексия.

На заранее заготовленном стенде с основными этапами урока учащиеся оставляют свою «отметку» (в форме кружка или цветка из бумаги) на том этапе, который больше всего запомнился или понравился.


Приложение 1.


5 класс

Кроссворд

По горизонтали:

    1. Инструмент для нарезки бумаги, ткани (ножницы)

    2. Вязкая жидкость для соединения различных поверхностей (клей).

    3. Плотная бумага, используемая для изготовления коробок (картон)

По вертикали:

2. Инструмент для нанесения клея, краски (кисть)















2

К

Л

Е

Й

1

Н

О


Ж

Н

И

Ц

Ы



















С













3

К

А

Р

Т

О

Н



















Ь












8 класс

Кроссворд

  1. Квиллинг – искусство украшения различных поверхностей кружками

и завитками, изготовленных из бумажных полос.

  1. Филигрань – отделка изделий различными материалами в форме завитков

  2. Декупаж – декоративная отделка различных поверхностей элементами,

вырезанными из различных видов бумаги (салфетки,

упаковочная бумага, фотографии, газеты, географические

карты).
  1. Столяр – профессия, связанная с изготовлением изделий из дерева.


  2. Дизайнер – специалист, занимающийся разработкой проектов отделки

внутренних и внешних поверхностей зданий.























1




























3.

Д

Е

К

У

П

А

Ж

























В























2

Ф

И

Л

И

Г

Р

А

Н

Ь










4

С

Т

О

Л

Я

Р































Л

И



















5

Д

И

З

А

Й

Н

Е

Р





























Г

















Приложение 3.


Технологическая карта

«Изготовление открытки в технике квиллинг»


№ п/п

Последовательность выполнения операций

Иллюстрация

Инструменты и материалы

1.

Сложить вдвое лист двустороннего цветного картона.




Карты, линейка, ножницы.

2.

Наметить контуры рисунка на титульном листе открытки.



Карандаш, карты

3.

Выполнить элементы квиллинга.




Зубочитска, цветная бумага, клей, ножницы

4.


Наклеить бумажные завитки по контуру рисунка на титульный лист открытки.

См. п.2

Клей, заготовка открытки, кисть для клея, пинцет


Приложение 4.

Технологическая карта « Отделка деревянной шкатулки

в технике декупаж».


№ п/п

Последовательность выполнения операций

Иллюстрация

Инструменты, приспособления и материалы

1.

Поверхность шкатулки покрыть лаком по дереву или окрасить акриловыми красками.




Деревянная шкатулка, лак или акриловые краски, кисть

2.

Вырежьте элементы на бумаге для декупажа или бумажной салфетки или используйте засушенные листья и цветы растений.




Бумага для декупажа, бумажные салфетки, ножницы

3.

Нанесите клей для декупаже на место расположения деталей.




Шкатулка, клей, кисть

4.

Элемент декупажа расположить на шкатулке. Зафиксировать вырезанный элемент, разглаживая радиальными движениями кисти от центра к периферии. После фиксации рисунка нанести клей на всю поверхность элемента.





Шкатулка, кисть, клей

5.

По высыхании нанести еще один слой лака. Помните, что клей для декупажа заменяют отделочные лаки.















Приложение 6.


Правила работы с клеевыми материалами


Операция склеивания требует соблюдения следующих правил.

  1. Клеем следует намазывать более тонкий материал.

  2. Намазывание клеем и приглаживание материала следует начинать с середины.

  3. Направление волокон бумаги при склеивании должно быть параллельно длинной стороне детали.

  1. Склеиваемые детали при необходимости помещают под пресс.


Инструктаж по правилам безопасной работы с клеями.

1 .Избегать попадания клея на кожу.

2.Нельзя работать с клеями типа БФ, «Момент» вблизи источников тепла.

3.При склеивании необходимо накрыть рабочую поверхность клеенкой.

4.Нельзя подносить банки с клеем близко к лицу. Нельзя вдыхать пары клея. Это может отразиться на состоянии здоровья.

5.После выполнения по склеиванию тщательно вымыть руки с мылом, а также промыть инструменты, которыми пользовались для нанесения клея.

Приложение 7.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.


Изготовление рамки для фотографий в технике квиллинг.

№ п\п

Последовательность выполнения работ

Эскиз

Инструменты, оборудование

1

Подготовить рамку -опору из картона



Картон,

ножницы

2

Склеить верхнюю и нижнюю детали рамки по внешнему контуру



Детали рамки, клей, кисть для клея

3

Приклеить опору рамки к нижней части рамки




Рамка опора, клей, кисть для клея

4

Выполнить элементы бумажной филиграни




Зубочистка, цветная бумага, клей ПВА, кисть, ножницы

5

На верхней детали рамки выложить рисунок из элементов бумажной филиграни




Рамка,

элементы бумажной филиграни

6

В соответствии с рисунком мозаики наклеить элементы квиллинга, аккуратно смазав клеем нижнюю сторону деталей



Рамка, элементы квиллинга, клей, кисть для клея



Рассказ об интерьере


Дом – это место где человек отдыхает, живёт. здесь он может предаться размышлениям, зная, что ему никто не помешает заняться любым делом, развлекаться в кругу близких друзей. Для всего этого должен быть соответствующий интерьер квартиры.

Интерьер, в переводе с французского, - «внутренний». Иными словами, это внутренний мир дома, складывающийся из отдельных вещей. Большое значение при этом имеет расположение предметов, а также их взаимосвязь.

Ничто в обстановке не должно мешать, быть неудобным или раздражать, т.е. квартира должна быть комфортной: удобной для проживания, экономить человеку илы и время. К этому люди стремились и будут стремиться всегда.

В связи с этим к интерьеру предъявляется ряд требований:

1. Единство стиля жилья при разнообразии составляющих его компонентов (мебель и украшения должны представлять собой единое целое, нечто особенное, оригинальное).

2. Сочетание пропорций и размеров предметов (мебель не должна занимать много места).

3. многофункциональность (пригодность вещи в различных ситуациях: кресло-тумбочка, диван-кровать).


Оформление квартиры – дело не простое. Необходимо заранее продумать всё до мелочей. Следует помнить, что пространство квартиры должно подходить для множества занятий.


1 Практическое заключительное занятие по теме «Обработка деревянных поверхностей» (8 кл.) и «Обработка бумаги и картона» (5 кл.), проводится с объединением двух классов на одном уроке.