litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема урока: «Искусство в системе культуры»


Штерц Н.Т. учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории


Цель урока:


  1. Дать понятие искусству как многомерному, полифункциональному явлению.

  2. Рассмотреть искусство, как эстетическую деятельность.

  3. Изучить его структурные элементы и функции, а также его основные виды. Воспитательные функции искусства. Формирование эстетического вкуса и умения преподнести ярко и эмоционально отдельные примеры по некоторым видам искусствам.


«Искусство есть посредник того, чего нельзя высказать»

Гете

«Связь между искусством и реальностью та же, что между вином и виноградом».

В.Э. Мейерхольд

Ход урока

Тип урока
– усвоение нового материала.

Искусство – одна из форм общественного сознания, составная часть

духовной культуры человечества, отражение окружающей

действительности в художественных образах.


II. Специфика искусства как творческой деятельности

  • искусство является образным и наглядным.

  • предмет искусства – жизнь людей, их отношение с окружающим миром в определенных исторических условиях.

  • форма бытия искусства – художественное произведение законченное авторское произведение.

  • художественный образ – это чувственное воспроизведение жизни, созданное с позиции автора.

Для художественного познания характерны специальные способы и средства, так в литературе – это слово, в живописи – цвет, в музыке – звук и т.д.

Виды искусства – это исторически сложившиеся устойчивые формы

творческой деятельности, которые различаются по

способам его материального воплощения.





Пространственные или пластические

  • Живопись

  • Архитектура

  • зодчество

  • Скульптура

  • Графика

  • Декоративно-прикладное искусство




Временные (словесные и музыкальные)

  • Литература

  • Музыка




Пространственно-временные

  • Театр

  • Цирк

  • Балет (танцы)

  • Кино

  • Фотоискусство

  • Эстрада

Сейчас мы заслушаем, ребята, ваше выступление, где вы постараетесь в общих чертах затронуть некоторые виды искусства.

1.Архитектура Елабуги: купеческая и современная

Компьютерные презентации: 1) Даниловой Юлии и Ямалеевой Диляры; 2) Силкиной Екатерины и Аглямовой Гульназ

2.Живопись: рубрика «Хотите верьте, хотите нет!»

«Женские портреты»

Компьютерная презентация Миндубаевой Гузалии

3.Архитектура Санкт-Петербурга

Компьютерная презентация Гимадиевой Назифы, Набиуллиной Гузели.


4.Стихи М.И. Цветаевой – читает Ямалеева Диляра.

5.Собственные стихи нам прочтет Рожина Лилиана

6.Живопись: И.И. Шишкин – Кадырова Альбина

Компьютерная презентация Кадыровой Альбины


III.Особенности искусства

Искусство как особую область человеческой деятельности в первую очередь изучает наука эстетика (от греческого чувствующий, чувственный). Она исследует сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, а также общие законы искусства, проявляющихся в его различных разновидностях (поэзии, литературе, музыке, живописи и т.д.)


а) искусство в первую очередь связано с чувствами и эмоциями, для него характерно чувственное восприятие окружающего мира; для искусства необходимы: искренность, эмоциональность, глубина переживаний.

б) искусство субъективно. Задачи искусства – пробуждать в людях чувство прекрасного.

в) образность, создание художественного образа – индивидуальное восприятие действительности.

г) в отличие от науки, религии, морали искусство проявляет себя в законченных авторских произведениях.

д) восприятие искусства, тоже является индивидуальным.

Художественные шедевры остаются не подвластны времени, они сохраняют свою ценность и продолжают воздействовать на все новые и новые поколения (Египетские древнегреческие скульптуры).

е) культура в последнее время переживает процесс интернационализации.

Художественные образы, рожденные искусством, способны обогатить духовный мир человека, так как оно оказывает эстетическое воздействие, формируя не только эстетические чувства, но и мировоззрение человека.

IV.Функции искусства.


  • Общественно-преобразующая – оказывает идейное, эстетическое воздействие на людей, включая их направленную деятельность по преобразованию общества.

  • Художественно-концептуальная – способность анализировать состояние окружающего мира.

  • Воспитательная – формирование личности, чувств и мыслей людей

  • Эстетическая – способность формировать эстетические вкусы и потребности человека

  • Утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Восстановление психического равновесия личности.

  • Предвосхищение – способность предвосхищать будущее.

  • Внушающая – воздействие на подсознание людей, на человеческую психику.
  • Гедонистическая – особый, духовный характер искусства, призвана доставлять людям удовольствие.

  • Познавательно-эвристическая – отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Домашнее задание

Выучить записи, составить сообщения, подготовиться к тестированию.