litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 8 9
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра английского языка


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «История языка»

Заочное отделение

для специальности – 050303 «иностранный язык»


Утвержден на заседании кафедры


английского языка

« 30 » августа 2006г.,

протоколом № 1.


Воронеж – 2006

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 033200 \ 050303 Иностранный язык

Квалификация учитель иностранного языка


«…ДПП.Ф.02 - История языка

Предмет истории языка. Основные законы исторического развития языка. Сравнительно-исторический метод изучения языков. Основные этапы исторического развития изучаемого языка. Становление национального литературного языка в связи со становлением нации. Формирование системы изучаемого языка в различные исторические периоды его развития (фонетика, грамматика, лексика, графика). Литературный язык и диалекты…».


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра английского языка


Программа учебной дисциплины

«История языка»


для специальности – 050303 «иностранный язык»


Всего: 144


из них: аудиторных - 20

лекционных – 10

пратических - 10

самостоятельной работы - 80

Форма отчетности: экзамен

Составитель:

Безрукова В. В.



Воронеж – 2006



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая программа рассчитана на студентов второго года обучения и опирается на министерскую программу по истории английского языка для педагогических институтов.

Задача курса заключается в том, чтобы представить факты истории английского языка, как проявление общих закономерностей языковой эволюции и специфических тенденций английской языковой системы в их неразрывной связи с условиями функционирования английского языка и дать историческое обоснование основных особенностей современного английского языка, сложившихся в результате многовекового развития. Студенты должны знать не только основные исторические процессы изменений в области фонетики, морфологии, в словарном составе, но и уметь объяснить специфические черты современного английского языка с точки зрения его истории. В качестве конечной задачи курса ставит цель развивать общепедагогические умения и навыки обобщать, сравнивать, делать умозаключения (при практической работе во время, например, толкования древнеанглийского текста).

Таким образом, в результате прохождения данного курса студенты должны:

  1. Овладеть теоретическими знаниями в плане исторического развития английского языка, начиная с V в. н. э. до наших дней;

  2. Продемонстрировать практические навыки анализа толкования древнеанглийского, средне и новоанглийского текстов.



Тематический план







Наименование

разделов и тем

Всего часов в трудоемкости

В том числе аудиторных

СРС


всего

лекционных

практических

1

Вводная лекция. Цели и задачи курса. Сравнительно-исторический метод. Исторические вехи периодов английского языка.

20

4

2

2

16

2

Словарный состав английского языка. Письменность и лексика английского языка.

28

4

2

2

16

3

Фонетика английского языка. Система гласных и согласных. Основные фонетические явления древнего, среднего и новоанглийского периода.

28

4

2

2

16

4.

Грамматический строй древнего, среднего и новоанглийского периода. Система имени существительного. Система глагола.

40

4

2

2

16

5.

Синтаксис английского языка. Члены предложения. Сложное и простое предложение. Типы синтаксических связей.

28

4

2

2

16





ИТОГО

144

20

10

10

80



Содержание дисциплины.

Тема 1. Вводная лекция.

Цели и задачи теоркурса по истории английского языка. Предмет истории языка. Проблемы внутренней и внешней истории языка. Диахрония и синхрония в языке. Основные характеристики германских языков. Древнегерманские племена и области их расселения на континенте. Периодизация истории английского языка. Исторические события среднеанглийского и новоанглийского периода. Завоевания трех периодов. Географическое распространение английского языка в 17-20 веке.

Тема 2. Лексические особенности английского языка.

Диалектная классификация письменных памятников. Лексика древнего, среднего и новоанглийского периода. Становление национального литературного языка в связи со становлением нации. Установление литературной нормы. Словарный состав.

Тема3. Фонетика английского языка.

Фонетические особенности древнего, среднего и новоанглийского периода. Система гласных и согласных. Позиционные варианты фонем. Закон Вернера. Закон Гримма. Закон ротацизма. Основные фонетические явления древнего, среднего и новоанглийского периода. Система орфографии. Влияние французской графики.

Тема 4. Грамматика английского языка.

Особенности грамматического строя древнего, среднего и новоанглийского периода. Система имени и глагола. Развитие омонимии падежных форм. Части речи. Спряжение глаголов. Претерито-презентные глаголы. Супплетивные глаголы. Категории существительного и глагола. Две системы глаголов: глаголы с чередованием (сильные) и глаголы с суффиксацией (слабые).

Тема 5. Синтаксис английского языка.


Простое и сложное предложение. Способы выражения синтаксических связей. Члены предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Безличные и личные обороты.

Список рекомендуемой литературы


Основная литература:

  1. Ильиш Б.А. История английского языка. Учебное пособие /Б. А. Ильиш.- М. : Высшая школа, 1968.- 405 с.

  2. Иванова И.П. История английского языка. чебное пособие / И. П. Иванова, Л. П. Сахоян.- М. : Высшая школа, 1976. – 319 с.

  3. Аракин В.Д. История английского языка. Учебное пособие / В. Д. Аракин, М. : Астрель, 2004.- 286 с.

Дополнительная литература:

  1. Расторгуева Т.А. История английского языка.

Учебное пособие / Т. А. Расторгуева,

М.: Астрель, 2002. – 352 с.

  1. Матвеева Е.А. История английского языка.

Хрестоматия / Е. А. Матвеева. –

М. : Тезаурус, 2006.- 102 с.

  1. Иванова И.П. Практикум по истории английского языка / И. П. Иванова, Л. П. Чахоян, Т. М. Беляева. – Санкт - Петербург: Авалон, 2005.-192 с.

  2. Арсеньева М.Г. Введение в германскую филологию. Учебное пособие/ М. Г. Арсеньева, С. П. Балашова, В. П. Берков, Л. Н. Соловьева. – М.: Флинта, 1990.

  3. Гарская Л.В. Методическая разработка по организации изучения развития английского языка в древний период(ⅴ-ⅹⅴвв) по курсу истории английского языка. – Воронеж: ВГПИ, 1990.-21 с.

  4. Baugh A. A History of the English Language/ A. Baugh, Th. Cable. – New York, 1978

  5. Williams J. M. Origins of the English Language,

  6. A Social and History. New York, 1975



Вопросы к экзамену


  1. Предмет истории английского языка и его место в общей системе подготовки будущего специалиста
  2. Задачи курса истории языка и понятие о законах развития языка.


  3. Сравнительно-исторический метод, как основной метод, используемый в курсе истории языка.

  4. Проблема периодизации истории английского языка.

  5. Письменность древнеанглийского периода.

  6. Фонетический строй древнеанглийского периода.

  7. Система имени существительного древнего периода. Типы склонения: сильное склонение, слабое склонение, корневые основы.

  8. Система имени прилагательного. Типы склонения имен прилагательных: сильное склонение, слабое склонение.

  9. Степени сравнения прилагательных.

  10. Система местоимений древнего периода: личные местоимения и возникновение притяжательных местоимений.

  11. Указательные местоимения и другие разряды местоимений в древний период.

  12. Система древнеанглийского глагола. Классы сильных глаголов.

  13. Классы глаголов с суффиксацией. Спряжение древнеанглийского глагола.

  14. Претерито – презентные и супплетивные глаголы в древнеанглийском языке.

  15. Характеристика древнеанглийской глагольной системы.

  16. Синтаксис древнеанглийского периода.

  17. Словарный состав древнеанглийского периода.

  18. Словообразование в древнеанглийском периоде.

  19. Заимствование слов в древнеанглийский период.

  20. Образование английского национального языка.

  21. Письменность среднеанглийского периода. Влияние французской графики на английскую орфографию.

  22. Фонетические явления в среднеанглийский период.

  23. Образование новых гласных, согласных и дифтонгов. Монофтонгизация древнеанглийских дифтонгов.

  24. Морфологические изменения в системе имени существительного и имени прилагательного.

  25. Морфологические изменения в системе местоимений в средний период. Появление новых разрядов местоимений.

  26. Начало разрушения системы слабых глаголов.

  27. Унификация системы слабых глаголов.


  28. Развитие личных окончаний глагола и развитие системы аналитических глагольных форм в средний период.

  29. Среднеанглийский синтаксис.

  30. Характерные черты словарного состава среднеанглийского периода. Лексическое влияние скандинавских диалектов.

  31. Заимствования из французского языка.

  32. Изменения в системе аффиксации. Словосложение.

  33. Образование английского языка в новоанглийский период.

  34. Фонетический строй новоанглийского периода

  35. Появление новых фонем в новоанглийский период

  36. Морфологические изменения в системе существительных.

  37. Глагол в новоанглийский период

  38. Новоанглийский синтаксис

  39. Пополнение словарного состава английского языка путем словообразования.

  40. Заимствования из различных языков.



Содержание работы на семинарских занятиях



Первая часть каждого семинарского занятия посвящена тестовому контролю за усвоением программного теоретического материала. Теоретический материал построен на основе исторической периодизации. В нем выделены древне- , средне- и новоанглийский периоды. Периодизация дает наибольшие возможности показать развитие языка во всех его многосторонних связях. Наряду с изложением основных вопросов исторического развития английской фонетики, морфологии и лексики даются краткие сведения о происхождении английского языка, а также описываются важнейшие события из истории английского народа в связи с теми иноязычными влияниями, которым подвергался английский язык в процессе своего исторического развития.


Вторая часть каждого семинарского занятия посвящена практической работе – анализу аутентичного текста соответствующего исторического периода с точки зрения его фонетических, грамматических и этимологических особенностей.

Семинары разбиты на блоки, соответствующие периодам истории английского языка. Заключительный семинар содержит тест (в виде контрольных вопросов), позволяющий провести оценку усвоения материала.



В результате изучения курса истории языка студенты должны:

- знать цели и задачи данной дисциплины, понять развитие языка, его законы;

- уметь анализировать практический материал (тексты прозаического и поэтического характера) с точки зрения закономерностей развития словарного состава, грамматического строя и фонетической системы на всем протяжении развития языка, начиная с древнего периода;

- уметь пользоваться словарем, содержащим необходимые сведения структурного и этимологического характера в отношении всех языковых единиц, содержащихся в текстах семинаров, и позволяющим проводить их анализ и выполнять другие практические задания семинаров;

- научиться понимать исторические процессы, происходившие в языке на всем протяжении его развития в связи с историей общества, отвечать на вопросы преподавателя и учащихся, возникающие в связи со спецификой изучения данного языка.

Темы для обсуждения

Семинар 1.


  • Предмет и задачи курса

  • Основные законы развития языка

  • Сравнительно-исторический метод изучения языков

  • Ранняя история Британских островов

  • Проблемы периодизации и классификация германских языков и племен

  • Римское завоевание

  • Англосаксонское завоевание

  • Скандинавское завоевание

  • Нормандское завоевание

  • Рост значения лондонского диалекта.

  • Географические открытия 15-20 веков



следующая страница >>