litceysel.ru
добавить свой файл
1

Подробный конспект урока.





Организационная информация

Тема урока

«Класс Паукообразные. Многообразие, особенности строения, значение в природе и жизни человека»

Предмет

биология

Класс

7

Автор урока (ФИО, должность)

Фатьянова Евгения Александровна

Образовательное учреждение

МОУ СОШ № 48 г. Белгорода

Республика/край, город/поселение

г. Белгород

Методическая информация

Тип урока


изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий

Цели урока


Познакомить учащихся с представителями класса Паукообразные

Задачи урока


1. Образовательная: изучить представителей класса Паукообразные, их строение, среды обитания, образ жизни, роль в природе и жизни человека.

2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций): а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку; б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос; в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки организмов разных групп, извлекать необходимую информацию из предложенного материала; оформлять и представлять результаты своей работы.


3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

4. Здоровьесберегающие: режим работы на уроке, роль живых организмов, организмы - паразиты.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Знать: а) внешнее и внутренне строение представителей класса Паукообразные, Уметь (владеть способами познавательной деятельности): а) различать представителей класса Паукообразные; б) разъяснять усложнения в строении систем органов Паукообразных в связи с образом жизни;

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование и реактивы:

  1. Презентация, проектор.

  2. Таблицы для проверки знаний учащихся «Развитие пищеварительной системы», «Развитие кровеносной системы», «Развитие нервной системы», «Развитие дыхательной системы».

  3. Схемы внутренне строение Паукообразных.

На столах учащихся:

  1. Инструктивные карты.

  2. Рекомендации по выполнению работы в группе.

  3. Таблицы для актуализации знаний учащихся.

  4. Сообщения учащихся.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Уверена, что сегодня мы будем работать как одна большая дружная команда. В процессе урока вы будите работать в группах, парами, индивидуально. На ваших столах лежат инструктивные карты, к которым мы будем обращаться в течение урока.

Ребята, взгляните на слайд.


Назовите организмы, представленные на фотографиях.

(Пауки, клещи, скорпионы)

(Слайд 2) Всё верно, а знаете ли вы, что все эти организмы относятся к одному типу Членистоногие и подтипу Хелицеровые, Классу Паукообразные о представителях которого мы говорили на прошлом уроке. Мы познакомимся с организмами 4 отрядов этого класса (Скорпионы, Сенокосцы, Клещи и Пауки).

Учащиеся записывают систематику в инструктивные карты.

(Слайд 3) Формулировка темы урока.


Ход и содержание урока


I Актуализация знаний учащихся.

Биологическая разминка

а) Игра «Цепочка» - актуализация знаний учащихся о представителях ранее изученных Типов животных, усложнениях их внутреннего строения, основных системах органов животных, б) Работа в группе, заполнение таблиц «Развитие систем органов живых организмов», в) синтез знаний

а) Ребята, вспомните типы организмов уже изученные нами (Губки, Кишечнополостные, Плоские, Круглые, Кольчатые черви, Моллюски), системы органов этих организмов, перечисляют по цепочке, б) Проследим эволюцию систем органов у ранее изученных организмов. Каждый из вас должен внести свой вклад в работу группы, по итогам вы поставите себе оценку, и вашу работу оценит капитан команды. Проверим правильность выполнения у доски.

(Слайд 4)

  1. группа - «Развитие пищеварительной системы»

  2. группа - «Развитие нервной системы»

  3. группа – «Развитие кровеносной системы»

  4. группа – «Развитие дыхательной системы»


Инструктивная карта

Группа № ____

Тема: ______________________________________________

Цель: воспроизвести строение ______________________________

Губки


Кишечнопо

лостные

Плоские

Кольчат

ые

Моллюс

ки

Ракооб

разные




















II. Целеполагание

Молодцы, все справились с заданием и можем смело перейти к изучению новой группы живых организмов. Вернёмся к теме урока и сформулируем цели.

(Слайд 5) Цель урока: Сформулировать цели урока, я надеюсь, поможете мне вы, используя подсказку на слайде и инструктивные карты по теме. Прошу вас выделить в каждом разделе пункты, которые, на ваш взгляд, соответствуют теме нашего урока. (Инструктивные карты ученики получают перед началом урока, это помогает сделать процесс обучения целенаправленным, учит учащихся выделять главное при изучении темы, осуществлять целеполагание в системе). Прочтём ещё раз тему урока и воспроизведём цели.

Итак, этот этап урока пройден.- Понятны ли вам тема, цель и задачи урока?

III. Подготовка к восприятию нового материала

Как вы думаете давно ли появились Паукообразные? Действительно – это древняя группа организмов, с которой связана очень грустная, но поучительная легенда.

Рассказ об Арахне

(Слайд 6) Жила в Колофоне Арахна,
Мастерица ткацких дел.
Среди смертных  не было ей равных,
Ткать ни кто так не умел!

И среди Богов, живших на Олимпе,
Такая же искусстница была,
Афина – дочка Зевса-Громовержца,
И так же превосходно всё ткала.

(Слайд 7) Своим умением Арахна возгордилась.

Тщеславие – присуще грешным всем.
С Афиной состязаться, вдруг, решилась,
Но, о последствиях, не думала совсем!

Этот поступок вызвал гнев Афины и она произневла:

(Слайд 8)«…Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда. И во веки

Будут страшиться тебя и давить, и рвать паутину.

А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,

Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою:

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.»

(Слайд 9) Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по латыни называют Арахнидами, а науку о пауках – Арахнология.

IV. Изучение нового материала


  1. Общая характеристика Паукообразных

Рекомендации по выполнению заданий в группе.

  1. Работайте в группе сообща.

  2. Если затрудняетесь дать ответ, обратитесь за помощью к руководителю группы или учителю.

  3. Приготовьтесь к выступлению, для этого оформите презентацию.

  4. Аккуратно обращайтесь с раздаточным материалом.

  5. Работайте быстро, будьте смелее, у вас всё получится!

  6. Внимательно выслушайте коллег из других групп.



(Слайд 10) Работа в парах с последующей работой у доски – систематика, общая характеристика Паукообразных.

Приведите систематику класса Паукообразные, заполните таблицу, поработав с материалом учебника страница 59. Поставьте себе оценку

Характеристики

Данные

Строение тела


Размеры





Образ жизни




Количество конечностей




Классификация





(Слайд 11)

    1. Особенности внешнего строения Паукообразных

(Слайд 12) Рассказ учителя, самостоятельная работа, запись в инструктивные карты названий органов внешнего строения.

У паукообразных верхний слой хитинизированной кутикулы содержит воскоподобные и жироподобкые вещества, резко уменьшающие потери влаги организмом. Тело паукообразных чаще всего расчленено на головогрудь, несущую конечности, и безногое брюшко. Усики отсутствуют. На головогруди расположено шесть пар конечностей, из них две пары —ротовые конечности, чаще всего участвующие в захвате пищи. Первая пара — хелицеры — имеют вид клешней (у скорпионов, сенокосцев), крючков (у пауков) или режущих стилетов (у клещей). У многих паукообразных на вершине хелицер открывается проток ядовитой железы. Вторая пара — членистые ногощупики. Остальные четыре пары — типичные ходильные конечности с коготками на конце. На брюшке конечности отсутствуют. У некоторых паукообразных гомологами брюшных конечностей являются паутинные бородавки. У пауков они располагаются по бокам от анального отверстия в виде трех пар бугорков, пронизанных многочисленными трубчатыми протоками, которые отходят от разнотипных паутинных желез брюшка. Выделяемая ими паутина — белковая жидкость, застывающая на воздухе в виде тонких нитей.

(Слайд 13) Откройте схему «Внешнее строение Паукообразных» и, опираясь на записи в инструктивных картах, вспомните изученные органы. Поставьте себе оценку.


  1. Физкультминутка

Спал паук и вдруг проснулся
(туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел
(туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся
(руки вверх, потянуться)
По паутине вверх полез
(руки вверх, влево, вправо)

  1. Внутренне строение Паукообразных

(Слайд 14) Внутренне строение паукообразных - работа в группе. Рассмотрите строение систем органов паукообразных, заполните свою колонку. Выслушав одноклассников, заполните таблицу. Поставьте оценку.

(Слайд 15)

Инструктивная карта

Группа № ____

Тема: ______________________________________________

Цель: изучить строение ________________________ системы органов паукообразных

Внимательно изучите схемы, текст учебника стр. 61 (3 абзац), запишите название органов в таблицу.



Системы органов

Органы систем

Кровеносная




Дыхательная




Выделительная




Половая




Нервная




Пищеварительная





(Слайд 16) Внутренне строение Паукообразных связано с их образом жизни.


5.Отряды Паукообразных


(Слайд 17) Работа в группах. Метод опережающего обучения. Учащиеся заранее получили задание составить творческий отчёт об отрядах Паукообразных. Выступления учащихся, заполнение таблицы.


  1. Среда обитания.




  1. Образ жизни и способ питания.




  1. Размножение.




  1. Роль в жизни человека





(Слайд 18, 19) Общий вывод:

Все паукообразные хищники, ведущие свободный образ жизни, размножаются, откладывая яйца, хотя есть и живородящие, у многих развита забота о потомстве. Встречаются опасные для человека, но являются незаменимой частью дикой природы.

Оцените себя, насколько велик ваш вклад в работу всей команды, руководитель группы выставляет свою оценку каждому.


Проверка и оценивание ЗУНКов


V. Закрепление

(Слайд 20) индивидуальная работа. Поработайте с изображениями Ракообразных и Паукообразных и выполните задания. Учащиеся выписывают цифры.

  1. Разделите животных на классы Ракообразные и Паукообразные. Учащиеся выписывают цифры.

(Слайд 21)

  1. Разделите животных на группы скорпионы, сенокосцы, клещи, пауки

Оцените себя, насколько внимательны вы были на уроке.

Рефлексия деятельности на уроке



VII. Подведение итогов урока

(Слайд 22) В начале урока мы ставили перед собой цели. Проговорим их ещё раз. Как вы думаете, удалось ли нам достигнуть их. Воспроизведите с представителями какого класса мы сегодня познакомились, что мы узнали о строении, умеете ли вы различать представителей данного класса? Назовите их.


Домашнее задание


VI. Домашнее задание

(Слайд 23) Стр. 59 – 62, работа в тетради, творческие задания. подобрать пословицы, загадки, приметы, связанные с Паукообразными

Выставление оценок за работу на уроке. Вывод средней самооценки и оценки руководителя группы.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

В.В. Латюшин. В.А. Шапкин «Биология 7 класс», поурочное планирование, настольная книга учителя.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием работы в группе, мультимедиа, элементов исследовательской деятельности

Целесообразность предлагаемой разработки заключается в интенсификации изучения нового материала, более наглядной и целостной подачи учебного материала. Использование технологии критического мышления позволяет научить каждого ученика самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя, формирование коммуникативных свойств личности в результате работы в группе, индивидуальных способностей и интересов, умение анализировать свою деятельность, товарищей и давать им оценку, получать информацию с помощью мультимедиа компонентов, что обеспечивает интерактивность, индивидуализацию и дифференциацию обучения.




Инструктивная карта

Тема___________________________________________________________________

Цели:

Познакомиться с_________________________________________________________

Рассмотреть_____________________________________________________________

Научиться______________________________________________________________


№ п/п

Содержание

самооценка

оценка

1

Проверка домашнего задания








2

Изучение нового материала

  1. Наука о пауках.

Арахнология - ____________________________________________________

  1. Систематика паукообразных

Царство______________________

Тип__________________________

Класс ________________________

Отряд ________________________


  1. Общая характеристика паукообразных

Приведите систематику класса Паукообразные, заполните таблицу, поработав с материалом учебника страница 59. Изучите буклеты. Поставьте себе оценку

Строение тела




Размеры




Образ жизни




Количество конечностей




Классификация





  1. Внимательно слушайте учителя, запишите названия органов внешнего строения паукообразных:

1-_____________________________

2-_____________________________

3-_____________________________

4-_____________________________

5-_____________________________

6-_____________________________

7-_____________________________

Откройте схему «Внешнее строение Паукообразных» и, опираясь на записи в инструктивных картах, воспроизведите изученные органы. Поставьте себе оценку.


  1. Внутренне строение Паукообразных - работа в группе. Рассмотрите строение систем органов паукообразных, заполните свою колонку. Выслушав одноклассников, заполните таблицу. Поставьте оценку.

Группа № ____

Тема: ______________________________________________

Цель: изучить строение ________________________ системы органов паукообразных

Внимательно изучите схемы, текст учебника стр. 61 (3 абзац), запишите название органов в таблицу.


Системы органов

Органы систем

Кровеносная




Дыхательная




Выделительная




Половая




Нервная




Пищеварительная







  1. Отряды паукообразных

Внимательно слушая одноклассников, заполняйте таблицу.


Отряд_________________________

  1. Среда обитания.




  1. Образ жизни и способ питания.




  1. Размножение.




  1. Роль в жизни человека





Отряд_________________________

  1. Среда обитания.




  1. Образ жизни и способ питания.




  1. Размножение.




  1. Роль в жизни человека





Отряд_________________________

  1. Среда обитания.





  1. Образ жизни и способ питания.




  1. Размножение.




  1. Роль в жизни человека













3

Закрепление

Поработайте с изображениями Ракообразных и Паукообразных и выполните задания. Запишите цифры в две колонки.

  1. Разделите животных на классы Ракообразные и Паукообразные.

  2. Разделите животных на группы скорпионы, сенокосцы, клещи, пауки

Оцените себя, насколько внимательны вы были на уроке.







4

Домашнее задание:

Стр. 59 – 62, работа в тетради, творческие задания. подобрать пословицы, загадки, приметы, связанные с Паукообразными







5

Выставьте оценки за работу на уроке









Рекомендации по выполнению заданий:

  1. Работайте в группе сообща.

  2. Если затрудняетесь дать ответ, обратитесь за помощью к руководителю группы или учителю.
  3. Приготовьтесь к выступлению, для этого оформите презентацию.


  4. Аккуратно обращайтесь с раздаточным материалом.

  5. Работайте быстро, будьте смелее, у вас всё получится!

  6. Внимательно выслушайте коллег из других групп.



Таинственное кружево





Из паутины он делает убежище и ловчее устройство, плетет яйцевой кокон и зимовочный мешок, с ее помощью у пауков происходит сложная процедура спаривания, на ней молодь разносится ветром. Паутинный аппарат у них образовался в удобном месте - на брюшке. Несклеротизированное, способное растягиваться брюшко легко вмещает объемистые паутинные железы, обеспечивающие обилие паутины. Функцию выведения секрета желез выполняют брюшные конечности, превратившиеся в паутинные бородавки и, что очень важно, сохранившие подвижность. А главное, подвижным стало брюшко, поскольку соединяется с головогрудью тонким стебельком. Плюс ко всему семичлениковые конечности головогруди обеспечивают высокую подвижность всему телу. В итоге получается достаточно объемный и чрезвычайно подвижный агрегат по производству шелка и прядения разнообразных паутинных конструкций. Подвижные паутинные бородавки обеспечивают прицельное попадание шелковых выделений. Немаловажно наличие специальных чесальных и прядильных инструментов: гребенчатые коготки и ряды щетинок на ногах для расчесывания паутины.

При необходимости паук может выделять липкую или сухую нить определенной толщины и цвета. Сухая (не клейкая) нить используется для изготовления кокона, для постройки вертикальных колесовидных тенет у пауков-кругопрядов. Последние из таких нитей натягивают каркас сети и ее внутренние радиусы. Основу клейкой нити составляют двойные шелковые волокна, покрытые слоем липкого слизистого секрета. Вскоре после формирования этих нитей липкий слой фрагментируется вследствие поверхностного натяжения, образуя мельчайшие капельки (будто бусинки на ниточке).





Системы органов паукообразных




Внешнее строение Паукообразных