litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


Цикл бесед на тему:

«Работа над ошибками»,

система игровых упражнений по развитию

у дошкольников фонематического слуха.


Подготовила:

учитель-логопед МДОУ № 94

г. Краснодара

Куниченко Оксана Анатольевна


№1

Уверена, каждый помнит, как сильно переживал из-за грамматических ошибок, исправленных красной ручкой учительницы; как скучно было делать "Работу над ошибками". Причиной грамматических ошибок является снижение фонематического слуха, т.е. умения выделять и различать речевые звуки.

Существует игровая система развития фонематического слуха у дошкольников, что по сути своей является "работой над ошибками". Такую "Работу над ошибками" делать весело, а, придя в школу, малыш напишет диктант без ошибок.

Этой консультацией начинается цикл бесед под названием "Работа над ошибками" о том, как развить у ребенка умение воспринимать и различать звуки речи.

Ребенка окружает множество звуков: музыка, пение птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова - речевые звуки - с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Уже на 3-4 году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к 5 годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто проявляется в отказе от общения, от совместной деятельности. Кроме того, нарушения произношения обязательно сказывается на овладении чтением и письмом.


Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке звуков и введении их в речь и одновременном развитии фонематического слуха, т.е. умения выделять и различать звуки речи. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно и правильное произношение.

Но даже, если ребенок все звуки произносит верно, часто не различает на слух некоторые из них, а это сильно затрудняет, а порой и искажает понимание речи, проявляется в ошибках на письме.

Гораздо легче предупредить нарушение, нежели его исправлять. Так вот, работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок на письме.

Поэтому важно развить у ребенка фонематический слух.

Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки.

1.С этой целью предложите ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа.

- Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.

2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

А) Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук - сук; бом - сом; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа.

Б) Рассказать о значении слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?"

3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложите ребенку повторять сходные слова: Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; бек - лак - мак - так - рак; жук - лук - сук - тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:


1 - узнавание неречевых звуков;

2 - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3 - различение слов, близких по звуковому составу;

4 - различение слогов;

5 - различение звуков;

6 - анализ звукового состава слова.

В следующий раз мы рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы: это различение и узнавание неречевых звуков.


2

Мы начали разговор о развитии фонематического (т.е. речевого) слуха ребенка. Надеемся, что все, кого заинтересовала эта тема, уже выяснили, как Ваш малыш воспринимает и различает звуки речи. Предлагаем вам вторую беседу из цикла «Работа над ошибками»: различение и узнавание неречевых звуков.

Приступаем непосредственно к развитию фонематического слуха. Как уже говорили, работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов.

Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому важно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы: это различение и узнавание неречевых звуков.

1. Предложите малышу послушать звуки за окном: Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?

2. Используйте следующие игры:

1) Игра "Солнце или дождик?"

- Сегодня мы с вами пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать под зонтик. Слушайте внимательно!


Игра «Солнце и дождик» простая, но очень нравится деткам, проходит всегда весело! Она способствует развитию слухового внимания ребенка.

2) Игра "Большой или маленький" Посадите на стол двух игрушечных зайцев (кукол или мишек) - большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой зайчик, у которого много сил, - громко, сильно, и как маленький - тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

3) Игра "Поищи!" Малыш закрывает глаза или поворачивается спиной. Вы прячете игрушку и предлагается найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен (хлопки в ладоши, звон колокольчика): если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка - бубен бьет громко, если удаляется - тихо.

4) Игра "Где колокольчик?" Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка колокольчик.

5) Игра "Угадай, что делают" Расставьте на столе несколько предметов. Производя с ними действия (постучать карандашом о стакан, погреметь коробкой с кнопками, погремушкой), предложите ребенку внимательно слушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем прикройте предметы ширмой, а малыш пусть отгадает, что гремит или звенит.

Играя с ребенком, день ото дня усложняйте задачу, увеличивая количество предметов. В результате, последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставят несколько игрушек или предметов. Слева направо каждый последующий предмет должен все больше быть похож по звучанию на предыдущий. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок. Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от 2 до 5.

6) Игра "Угадай, что делают" (усложнение игры). Познакомьте ребенка со звуками, которые издают разные предметы: мяч, ударяясь о стол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если ее разрывать. Затем, эти же действия, но в другой последовательности производите за ширмой. Пусть ребенок как можно полнее и точнее расскажет, что он слышит.


7) Игра "Ритмическое эхо". Стоя друг против друга, или располагаясь в кругу, предложите детям сыграть в ритмическое эхо. Объясните, что эхо все повторяет. Предложите в точности повторять то, что вы будете прохлопывать, т.е. стать эхом. Начинайте с самых простых ритмических фигур. Если дети легко справляются с заданием, усложните ритм или ускорьте темп. Можно для удобства произносить какие-либо слова по слогам.

Предложите ребенку дать такое же задание вам, попробуйте умышленно ошибиться. Заметит ли он это?

Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Если малыш уже старше, но вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам так же следует начать работу с этих игр. Только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.


№3

Предлагаем Вам очередную беседу из цикла «Работа над ошибками», продолжая консультации по развитию фонематического (т.е. речевого) слуха ребенка.

Мы рассмотрели игры и упражнения на различение и узнавание неречевых звуков. Сегодня поговорим о том, как научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Прежде всего, скажу, что интонация включает ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика речи - это повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи - это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп - это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы - остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределять речевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр - эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т.д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигается путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.


Таким образом, для формирования у детей ритмико-интонационной стороны речи необходимо развить:

речевой слух - такие его компоненты, как восприятие соответствующей ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух - восприятие движения тона голоса (повышение и понижение);

основные качества голоса - силу и высоту;

речевое дыхание - его длительность и интенсивность.

Т.е., на втором этапе работы приступаем к обучению ребенка различать высоту, силу и тембр голоса. Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на этом этапе работы.

1. Игра "Угадай по голосу!" Дети встают в круг, держась за руки; водящий - в центре круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу, а потом останавливаются. Водящий идет в любом направлении. Пока не натолкнется на одного из детей. Тот должен назвать водящего по имени. Если водящий не угадал, кто говорил с ним, он продолжает угадывать следующего. Тот, чей голос он угадал, становится водящим.

Ты, Ванюша, не спеши!

Кто позвал тебя, скажи!

- Затем игра усложняется: все дети зовут водящего: " Ау! ", а тот отгадывает, кто его звал.

- Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит "АУ!" то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит "АУ!" то громко, то тихо ("Далеко ушел в лес", "Близко зовет, от самой опушки").

2. Игра "Далеко - близко" направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

- Затем дети мяукают по сигналу взрослого: "близко" - "далеко".


- Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Аналогично можно играть, различая, где гудит пароход ("у-у-у") - далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет - Большая ("у-у-у" произносит низким голосом) или маленькая ("у-у-у" произносит высоким голосом); кто плачет - мальчик ("а-а-а" низким голосом) или девочка ("а-а-а" высоким голосом).

3. Игра "Угадай, кто кричит" Ребенку дают картинки с изображениями домашних животных - взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражение то низким, то высоким голосом ("Му-му", "Бе-бе", "Хрю-хрю"). Ребенок, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должен поднимать соответствующую картинку.

4. Игра "К кому пришел?" Взрослый выставляет перед ребенком 4 картинки, на которых изображен волк, козлята, волчата, охотник. Произносит фразу: "Волк пришел", с разной интонацией: с испугом, и радостью, с удивлением. Дети должны определить: кто это сказал - козлята, волчата, или охотник.

Аналогично проводится игра "От кого ушел?" Фраза: "Волк ушел", говорится с радостью, с сожалением, с досадой. Если ребенок не правильно отвечает, активизируйте его внимание вопросом: "Почему ты думаешь, что это сказали козлята?"

5. Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогу в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.

- Игра "Угадай, как надо делать" Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: "Мелет мельница зерно". Дети, подражая работе мельницы, должны делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы ("Наши ноги ходили по дороге") или даже стишки:


Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва-

Кап, кап, кап, кап. (медленные хлопки)

Стали капли поспевать.

Капля каплю догонять-

Кап, кап, кап, кап. (хлопки чаще)

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем. (руки над головой)

6. Незаменимы в работе по развитию силы голоса, речевого слуха ребенка произведения устного народного творчества: стишки, потешки, сказки.

- Игра "Кот и мыши" Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

Тише, мыши. Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.

7. Взрослый рассказывает сказку "Три медведя", сопровождаю свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: "Кто это говорит?" Дети угадывают медведей.

Потом задает детям вопросы, например:

- Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?

Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, дети не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т.е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.

С детками постарше можно драматизировать эту сказку.

В игре с ребенком 2-4 лет взрослый руководит ходом игры, беря на себя роль ведущего. Дети 5-7 лет, выучив правили игры, могут играть в нее самостоятельно.


№ 4

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, придумывая целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь их звучанием. Тем самым, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.


Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов каждого ребенка. Сегодня я предложу вам ряд игр, которые научат ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.

1. Игра «Не ошибись» Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Усложнение этой игры состоит в том, что ребенок должен реагировать на неверно сказанное слово не хлопком, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала взрослый предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок; в дальнейшем - красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.

2. Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).

3. Игра «Подбери по звучанию» Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:

ком бак сук ветка каток горка

дом рак лук клетка платок корка


сом мак жук пятка листок норка

лом лак бук плетка моток марка

4. Игра «Горячий мяч» Дети становятся в круг. Взрослый – в центре круга с мячом, предлагает детям подобрать сходные по звучанию слова к какому-нибудь слову, например: «зайка». Возвращая мяч, каждый ребенок называет свой вариант. Когда новое слово не удается больше подобрать, взрослый предлагает вспомнить и посчитать все названные слова.

5. Игра «Что мог бы нарисовать художник?» Взрослый показывает детям картинку, на которой изображен рак. Дети громко произносят: «Рак». Затем взрослый показывает чистый лист бумаги такого же размера, как картинка, и просит сказать, что, похожее по звучанию, мог бы нарисовать художник. (Мак, лак) Аналогично проводится упражнение со словами кит – кот, мишка – мышка.

При повторном проведении упражнения взрослый, предоставляя детям возможность проявить активность и инициативу при поиске слов, предлагая им найти изображения на картинках, подбирая рифмующиеся слова.

6. Игра «Найди себе пару» Каждый ребенок должен найти себе пару. Для этого кто-нибудь один произносит любое слово, а другой должен отозваться похожим словом. Если скажут шутка, то парой будет тот, кто отзовется словом мишутка или утка. Те дети, кто составил пару, берутся за руки. Упражнение продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару.

7. Можно использовать стишки для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

Аист Алику принес апельсин и (абрикос).

В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).

Улитка замерла, дрожа, увидев на траве (ужа).

Улитка просит уточку: «Закинь-ка в воду (удочку)».

Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки)».


Ослик любит очень золотую (осень)».

Вы видите, как живо, весело и интересно проходят игры. Надеюсь, что их проведение создаст и в Вашем доме атмосферу заинтересованности, поднимет настроение.


№5

Умение различать и выделять отдельные звуки речи не разовьется, если не вызвать у ребенка интерес к звучащему слову. А как это сделать? Конечно, играя!

Мы уже многое умеем: различать неречевые звуки, силу и высоту голоса, учимся понимать интонацию и говорить выразительно, сравнивали и подбирали слова близкие по звучанию.

Какие игры помогут ознакомить детей с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом; дать первое представлении о предложении.

Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, используя следующие игры и упражнения:



следующая страница >>