litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра гражданского процесса и правоохранительной деятельности


УТВЕРЖДАЮ

Декан юридического факультета

__________ Л.В. Туманова

«___»____________ 2011 г.


Рабочая программа дисциплины


СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ


Для студентов 3 курса


Направление подготовки

030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ


Профиль подготовки - общий


Квалификация (степень выпускника)

Бакалавр


Форма обучения

очная



Обсуждено на заседании кафедры

«__»____________ 2011 г.

Протокол № __


Зав. кафедрой ГПиПД

______ Л.В. Туманова


Составитель:

ассистент кафедры ГПиПД О.Н. Замрий



Тверь 2011


II. Пояснительная записка

Роль судебной власти в современной Российской Федерации определена и регламентирована в Конституции Российской Федерации 1993 года, а также в соответствующих Федеральных конституционных законах, Федеральных законах и законах Российской Федерации, призванных обеспечить эффективное функционирование судебной системы в целом и отдельных судебных органов в нашей стране.

При изучении курса «Судебная власть» необходимо усвоить нормативные акты, регулирующие порядок организации и деятельности судебной системы РФ, структуру судов, цели, задачи, принципы и полномочия судебных органов в отдельных направлениях деятельности, уметь применять их. Для этого рекомендуется следить за текущим законодательством, судебной практикой и теоретическими исследованиями, регулярно изучать сборники нормативно-правовых актов.



1. Цели и задачи дисциплины

Основной целью изучения данного курса по выбору является дать студентам комплекс базовых знаний в области сложившейся в Российской Федерации судебной системы, ознакомить с нормативно-законодательной базой, регламентирующей судебную систему Российской Федерации.

Задачей курса по выбору «Судебная власть» является более углубленное изучение проблем судебной системы России и подготовка студентов, обучающихся по специальности 030900 «Юриспруденция» к будущей самостоятельной работе.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Судебная власть относится к дисциплинам вариативной (общепрофессиональной) части основной образовательной программы подготовки бакалавра по Юриспруденции.

На фоне нового уровня социальной, профессиональной и юридической ответственности сотрудников правоохранительной направленности, как государственных органов, так и негосударственных формирований и организаций, становится исключительно важной задача обладания ими знаниями о сущности, содержании, организации и специфике деятельности судебных органов Российской Федерации в современных условиях.

Исходя из значимости деятельности судебных органов и организаций в деле охраны конституционных прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, а также охраны общественного порядка, борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности, появилась и необходимость изучения закономерностей деятельности суда.

Структура и содержание курса по выбору «Судебная власть» обеспечивают последовательное рассмотрение правовых и организационных основ предметной деятельности каждого из элементов этого направления правоохранительной деятельности, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации, с учетом факторов, влияющих на эффективность их деятельности, а также тенденций ее совершенствования в современных условиях развития общества.

Теоретическая основа и профилизация учебного курса базируется на тесной связи с юридическими дисциплинами: теория государства и права, история отечественного государства и права, уголовное, гражданское, арбитражное и административное право, уголовный, гражданский, арбитражный процесс, а также практической деятельностью правоохранительных органов.



3.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.


4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)


  • способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

  • готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

  • способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

  • способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

  • способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать понятие, признаки и задачи судебной власти, действующую систему судебных органов в Российской Федерации, их структуру и компетенцию, основные направления (функции) и порядок организации деятельности, основы правового статуса судей;

- уметь работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность судебных органов, анализировать их и давать им правовое толкование.

- владеть способностью к систематизации и применения действующего законодательства с использованием справочно-правовых и иных информационных систем.


5. Образовательные технологии

Программа курса правоохранительные органы содержит 11 тем и сопровождается списком правовых актов и указателем рекомендованной основной и дополнительной литературы по изучаемым темам, которые помогут глубже разобраться в структуре изучаемого курса, сэкономить время при поиске необходимых справочных материалов. Процесс обучения включает аудиторные занятия путем проведения семинарских занятий, групповые и индивидуальные консультации, текущий контроль полученных знаний, проведение «круглых столов» и других форм научно-исследовательской деятельности студентов, самостоятельную работу, а так же проведение итогового контроля.


Целью проведения практических занятий является закрепление у студентов теоретических основ изучаемой темы, выработка навыков анализа и самостоятельного применения законодательства при решении учебных дел (задач), составлению юридических документов.

В рамках изучения дисциплины организуется научно-исследовательская деятельность студентов путем подготовки докладов на научные студенческие конференции, подготовки и проведения «круглых столов».

В данном комплексе в систематизированном виде предлагаются задачи и задания по курсу Судебная власть. Решение задач и выполнение заданий преследует цель закрепить теоретические знания, помочь успешно усвоить наиболее важные в практическом отношении вопросы курса, облегчить изучение действующего законодательства, выработать навыки правильного пользования нормативными актами.

Успешное изучение дисциплины возможно при самостоятельной систематической работе студентов над нормативной и учебной литературой.


6. Формы контроля: текущая работа, рейтинг-контроль, зачет.


III. Учебная программа


Тема 1. Основные этапы развития российской судебной системы.

Основные судебные системы периода образования Русского централизованного государства (XIV—XVI вв.).

Особенности построения судебных органов в пе­риод сословно-представительной монархии (середина XVI—XVII вв.).

Новеллы петровских судебных реформ (начало

XVIII в).

Система судебных учреждений по реформе при Екатерине II.

Основные социально-политические факторы, которые обусловили

необходимость судебной реформы 1864 г. в России.

Особенности формирования российской судебной системы по Учреждению судебных установлений от 20 ноября 1864 г.

Основные вехи реформирования су­дебной системы в период с 1917 по 1991 гг.

Социально-политические причины судебной реформы в современной России: основные итоги этой реформы и ее последующие направления.



Тема 2. Судебная система Российской Федерации.

Понятие и основы построения судебной системы Российской Федерации


Тема 3. Судебное звено и судебные инстанции.

Понятия «судебное звено» и «судебные инстанции».


Тема 4. Конституционный Суд Российской Федерации.

Понятие, истоки и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме.

Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Полномочия и основы организации Конституционного Суда Российской Федерации.

Принципы и общие правила конституционного судопроизводства.


Тема 5. Верховный Суд Российской Федерации.

Место Верховного Суда Российской Федерации в системе судов общей юрисдикции и его функции.

Порядок формирования, состав и структура Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные полномочия Верховного Суда Российской Федерации.

Организация работы в Верховном Суде Российской Федерации.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.


Тема 6. Основное звено федеральных судов общей юрисдикции.

Состав и структура районного суда.

Полномочия районного суда. Председатель (судья) суда.

Организация работы в районном суде.


Тема 7. Среднее звено федеральных судов общей юрисдикции.

Понятие, состав и структура судов среднего звена.


Тема 8. Военные суды и их место в системе судов общей юрисдикции.

Задачи военных судов и их место в системе судов общей юрисдикции.

Подведомственность военных судов.

Система и подсудность военных судов.


Тема 9. Арбитражные суды.

Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.


Федеральные арбитражные суды округов.

Арбитражные апелляционные суды.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Арбитражные суды и иные арбитражные органы.


Тема 10. Суды субъектов Российской Федерации

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи.


Тема 11. Правовой статус судей Российской Федерации.

Судейский корпус и единство статуса судей.

Дисциплинарное судебное присутствие.

Порядок назначения и требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи.

Правовой статус судей и его обеспечение.

Органы судейского сообщества и квалификационные коллегии судей.

Статус присяжных и арбитражных заседателей.



следующая страница >>