litceysel.ru
добавить свой файл
1
МОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 2»



Рабочий дневник участника

психолого-педагогического семинара


«Технология развития

критического мышления»


20.02.2009.

С. Донское



Технология развития критического мышления предложена американскими учеными Ч.Темплом, К.Мередитом и Д.Стиллом. Само понятие критического мышления определяется как разумное рефлексивное мышление, способное помочь осознать собственное «Я», свою деятельность и ее результаты. Первыми в России работать по этой технологии стали педагоги Санкт-Петербурга. Учиться – интересно! В этом помогает технология развития критического мышления.


Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Это система стратегий, которая позволяет формировать мыслительные умения, такие как эффективная работа с информацией, принятие осмысленных решений, взаимодействие с окружающим миром. При развитом критическом мышлении человек овладевает разнообразными способами интерпретации и оценки информации, видит противоречия в тексте, умеет аргументировать свою точку зрения и сопоставлять ее с точки зрения своего собеседника.


Главная цель технологии критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.

Основной путь к самообразованию – развитие критического рефлексивного мышления, обучения рефлексии, развитие когнитивных и метакогнитивных умений высокого уровня. Процесс рефлексии заключается в осознании собственных мыслей и действий, в осознании мыслей и действий других. В процессе работы формируется метакогнитивный опыт и формируется способность планировать, способность предвосхищать, способность оценивать, способность «притормаживать» собственную интеллектуальную деятельность, способность выбирать стратегию обучения. Цепочка формирования подобных умений на первый взгляд проста: от репродуктивных умений – к продуктивным, и далее – к метакогнитивным.


Благодаря рефлексии учитель способен выйти за пределы полной поглощенности непосредственной деятельностью, осознать возникающие перед проблемы в широком контексте современного изменяющегося мира, вызвать способности у своих учеников. Важнейшими функциями фазы вызова являются :


  • Информационная

  • Мотивационная

  • Систематизационная

  • Целеполагания


На стадии вызова рождается «первоначальное» знание:

актуализируется опыт, формулируются вопросы, на которые

хочется получить ответ, т.е. информация, которую необходимо

проверить, дополнить, изучить.

Вторая стадия урока – смысловая, где даются новые знания для создания функций мотивации и целеполагания.


На стадии рефлексии учителю важно организовать обсуждение пройденного, с тем, чтобы у учащегося смогли развиваться рефлексивные метакогнитивные умения.


Как лучше организовать урок?


Методика критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление - Рефлексия».


Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • Актуализировать и обобщать имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

  • Вывать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

  • Побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия

Позволяет ученику:

  • Получить новую информацию;

  • Осмыслить ее;

  • Соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным являются:
  • Целостное осмысление, обощение полученной информации;


  • Присвоение нового знания, новой информации учеником;

  • Формирование у каждого из учащихсясобственног отношения к изучаемому материалу.


Что принципиально нового несет технология развития критического мышления?


Элементы новизны, в методических приемах, котрые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы:

  • Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

  • Прием «Составление кластера»

  • Прием «Пометки на полях»

  • Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»

  • Прием «Написание синквейна»

  • Прием «Учебный мозговой штурм»

  • Прием «Написание Эссе»

  • Прием «Лекция со стопами»


Начиная работать по данной технологии, учитель должен четко представлять себе и соблюдать следующие правила:

  • Положительное внимание к ученикам (уточнять, а не критиковать, выслушивать до конца, не прерывать)

  • Понимание того, что существует определенный риск, т.к. используются другие формы работы

  • Быть терпимым к неопределенности


Технология развития критического мышления делает учение интересным и увлекательным, приносит осязаемую радость от познания нового, от ощущения собственной причастности к открываемому в книге и на уроке миру знаний!

Благодаря этой технологии можно в каждом ученике открыть исследователя !


II. Информационно-справочные материалы.


Глоссарий


1 Критическое мышление- это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать информационной реальностью.

2 Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека , это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией



3 Образовательная технология развития критического мышления - система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов-реализация смысла (осмысление) – рефлексия.

Технология РКМЧП подразумевает аутентичную цели диагностику и следование определенным коммуникативным и поведенческим условиям: уважение к личности ребенка, принятие разных точек зрения, учет индивидуального стиля учебной деятельности, готовность идти на оправданный риск.


4 Инсерт- методический приём позволяющий отслеживать своё понимание прочитанного текста.


5 Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок , созвездие.

6 Синквейн – в переводе с французского означает стихотворение , состоящее из пяти строк , которое пишется по определённому правилу и требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал.


7 Рефлексия – размышление о своём внутреннем состоянии , самоанализ. Процесс рефлексии заключается в осознании собственных мыслей и действий , в осознании мыслей и действий других.


8. Репродуктивный уровень знаний - уровень «знание – понимание - применение».


9. Продуктивный уровень – «применение, анализ, синтез, оценка».


8 Эссе – (лат. «опыт») – размышление в письменной форме , отражающие мнение автора , его точку зрения , согласующиеся сего опытом. Мини – эссе – соответственно , небольшое эссе на половину – полторы страницы , в котором учащийся выражает в свободной форме свои мысли по данной теме.

9 Читательский семинар – специально организованная форма работы с учащимися с целью обсуждения текстов посредством использования стратегий развития критического мышления.



10 Учебный мозговой штурм – развитие творческого мышления, обсуждение возможных вариантов решения проблем.


Книги, учебные пособия, сборники, статьи


Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. пособие. Новосибирск: изд-во Новосиб. ин-та пов. квалификации и переподгот. работников образования, 2003.

Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования. 2005. Вып.2. 94 c.

Богатенкова Н. В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2001. 79 с.

Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы//Директор школы. 1995. N 1. C.67-73.

Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация//Критическое мышление, логика, аргументация/Под ред. В.Н.Брюшинкина, В.И.Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С.29-34.

Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000.

Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.

Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.

Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. 2004. // http://evolkov.iatp.ru/critical_think/ Volkov_E_Critical_think_principles_introduction.html

Долговых О.Г. Формирование критического мышления в профессиональном самоопределении студентов аграрного вуза. Ижевск: Изд-во Ижевской гос. с.-х. академии, 2004.

Загашев И.О. Как решить любую проблему. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.


Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003 / http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4. C.66-72.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 2004. 173 c.

Иванова Е. Формируя критическое мышление//Школьная библиотека. 2000. N 3. C.21-23.


Ильясов И. Критическое мышление: организация процесса обучения//Директор школы. 1995. N 2. C.50-55.

Калинников Л.А. «Критицизм» Канта и становление критического мышления//Критическое мышление, логика, аргументация/Под ред. В.Н.Брюшинкина, В.И.Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С.35-50.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига-Москва: Эксперимент, 1998.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.

Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления//Школьные технологии. 2004. №2. C.3-10.

Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999.

Клустер Д. Что такое критическое мышление?//Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С.5-13.

Конева В.С. Формирование критичности как условие овладения младшими школьниками творческой деятельностью//Младший школьник: формирование и развитие его личности. СПб., 2002. C.59-68.

Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Как формировать критическое мышление?//Высшее образование в России. 2001. N 5. C.55-58.

Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003. 284 с.

Котенко В.В., Шаров Д.А. Методика развития критического мышления школьников в процессе обучения базовому курсу информатики//Математика и информатика. Наука и образование. Омск, 2001. Вып.1. C.235-241.


Критическое мышление и новые виды грамотности/Сост. О.Варшавер. М.: ЦГЛ, 2005. 77 с.

Критическое мышление, логика, аргументация/Ред. В.Н.Брюшинкин, В.И.Маркин. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. 173 с.

Линдсей, Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление//Хрестоматия по общей психологии. Вып.III. Субъект познания/Отв.ред.В.В.Петухов// http://www.tsure.ru/University/Faculties/Fib/PiBG/creative.html

Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации//Специалист. 1993 (a). № 4. С.22-23. 1993 (b). № 5. С.31-32.

Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации: теория и практика//Перспективы. Вопросы образования. 1984. № 2. С.37-48.

Матвеева Т.М. Формирование критического мышления у современного школьника//Ученик в обновляющейся школе. М., 2002. C.83-89.

Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Самара: Профи, 2002. Самара: Профи, 2003.

Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление//Методист. 2002. N 2. C.30-35.

Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Критическое мышление на уроках естествознания//Естествознание в школе. М., 2004. №3. C.34-39.

Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Уроки естествознания: опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления» в курсе естествознания 5 кл. Метод. пособие. СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2003. 66 c.

Ноэль-Цигульская Т.Ф.О критическом мышлении. 2000 / http://zhurnal.lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/criticalthink.shtml

Основы критического мышления: междисциплинарная программа/Сост. Дж.Стил, К.Меридит, Ч.Темпл и С.Уолтер. Пос. 1-8. М., 1997-1999.

Петров Ю.Н. О технологии развития критического мышления учащихся (на уроках химии)//Химия в школе. 2002. N 10. C.31-34.

Попков В.А., Коржуев А.В., Рязанова Е.Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. М.: Изд-во МГУ, 2001. 166 с.


Прямикова Е.В. Формирование критического мышления учащихся в процессе преподавания общественных наук//Проблемы междисциплинарных исследований в гуманитарных науках/Отв. ред. В.П.Зиновьев. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2004. C.122-134.

Русских Г.А. Технология развития критического мышления//Биология в школе. 2004. №2. C.28-33.

Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара/Ред. А.В.Великанова. Самара: Профи, 2001.

Современный студент в поле информации и коммуникации. Учеб.-мет. пос. для слушателей семинара «Новые педагогические технологии в высшей школе». СПб.: PETROC, 2000.

Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С. 97-110.

Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды (как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама). 2002./http://www.psyfactor.org/propaganda1.htm

Стил, Дж.Л., Мередит К.С., Темпл, Ч., Уолтер С. Основы критического мышления. Пос.1. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1997.

Столбникова Е.А. Медиаобразование: проблема воспитания критического мышления//Проблемы научной и учебно-методической работы в вузе/Ред.Р.М.Чумичева. Волгодонск: Волгодонск. Полиграфобъединение, 2001. С.150-155.

Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Таганрог: Изд-во Кучма,2006. 160 с.

Столбунова С.В. Развитие критического мышления.

Апробация технологии. 2003 / http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302802

Суворова Н.Г. Использование приемов критического мышления на уроках по курсу «Основы правовых знаний»//Теоретические и методические основы преподавания права в школе. М., 2002. C.467-476.

Сухова Л.В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка//Иностранные языки в школе. 2006. N 1. C.30-33.


Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Как учатся дети: свод основ. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1997.

Темпл, Ч. Критическое мышление и критическая грамотность//Перемена. 2005. № 2. С.15-20.

Темпл, Ч., Стил Дж.Л., Мередит К.С. Критическое мышление - углубленная методика. Пос. 4. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1998.

Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования XXI века. ( Материалы конференции). Н.Новгород: Арабеск, 2001.

Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Институт социологии РАН, 2001. 202 с.

Федотовская Е.И. Развитие критического мышления как задача высшей школы//Актуальные вопросы практики преподавания иностранных языков. М.,2003. С.282-291.

Фелтон М.К. Подходы к аргументации при обучении критическому мышлению//Перемена. 2005. № 4. С.6-13.

Фостер К.К. Вводные вопросы для активизации критического мышления//Перемена. 2004. № 4. С.38-43.

Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 503 с.

Халперн Д. Психология критического мышления. Мышление: введение. 2000 / http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/education/supporting/2.1.html

Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов. Самара: Профи, 2002.

Щербо И.Н. Развитие критического мышления и формирование ответственности учащихся за свой уровень образования на уроках истории//Образование в современной школе. 2000. N 11-12. C. 36-39.

Диссертации

Литвинова И.С. Деятельность учителя гуманитарных дисциплин по развитию критического мышления старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2005.

Любимова Т.Д. Формирование критического стиля познавательной деятельности студентов в условиях технического вуза: Дис. … канд. пед. наук. М.,2003..


Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования (на материале обществоведческих дисциплин): Дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2000.

Мороченкова И.А. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2004 .

Николаева А.Е. Формирование диалектического мышления будущих педагогов: Дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2001.

Попков В.А. Критический стиль мышления в профессиональном самостановлении преподавателя высшей школы: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002.

Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Дис. … канд. пед. наук. Ростов, 2005.

Тарасова М.А. Педагогические условия формирования критического стиля деятельности учащихся многопрофильной гимназии: Дис. ... канд. пед. наук. Москов. медицинская Академия. М., 2000.

Федотовская Е.И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах. Дис. … канд. пед. наук. М., 2005.

Шамис В.А. Развитие критического мышления младших школьников (на материале сравнения традиционной и развивающей технологий обучения): Дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2005.

Шаров Д.А. Развитие критического мышления учащихся при обучении программированию в курсе «Информатика и ИКТ» на профильном уровне старшей школы: Дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2006.

Интернет-сайты, связанные с тематикой критического мышления

Critical Thinking

http://www.criticalthinking.org/

Библиотека PsyFactor

http://www.psyfactor.org/lybr7.htm

Перемена: Программа развития критического мышления через чтение и письмо

http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru