litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Научно-методический центр


Лаборатория телевидеообеспечения образовательных учреждений

Восточного окружного управления Департамента Образования г. Москвы


АННОТИРОВАННЫЙ

КАТАЛОГ УЧЕБНЫХ ВИДЕОФИЛЬМОВ

по экологии

(по состоянию на 1 сентября 2008 года)


Москва 2008 год.



10-11 класс

составлен на основе

учебника Е.А. Криксунова, В.В.Пасечника «Экология»




Инв. №№

Название видеофильмов

Время

(мин.)


Аннотация к фильму

Введение.

645-647 (б)

Жизнь – явление космическое. (В.И.Вернадский)

43

Фильм рассказывает об академике В.И.Вернадском (1863-1945), человеке глубоких и разносторонних знаний, искавшем ответы на вечные вопросы бытия. Уделено внимание центральному звену в концепции Вернадского о биосфере – представлению о живом веществе.

Организмы и среды их обитания

520-522 (б)

Биосфера

18

Фильм состоит из четырех фрагментов.

Фрагмент первый “Эволюция биосферы” кратко показывает основные этапы развития жизни на Земле – от простейших до млекопитающих.


Фрагмент второй “Границы биосферы” знакомит с жизнью в атмосфере, на поверхности Земли, в поверхностном слое литосферы и в гидросфере.

Во фрагменте третьем “Плотность и жизнь на Земле” показан растительный и животный мир различных географических зон: Арктики, тундры, лесной зоны, степи, пустыни, тропиков.

Фрагмент четвертый “Круговорот веществ в природе” на конкретных примерах (биоценоз морской бухты и биоценоз леса) дает представление о круговороте агрохимических веществ.


531,

532

(Шк.)

Абиотические факторы. Фотопериодизм

45

Урок-лекция начинается с повторения пройденного по теме: «Экология и ее классификация».

Новый материал знакомит с классификацией растений по отношению к свету, по степени адаптации к дефициту тепла и устойчивости к высоким температурам.

275

276 (Шк.)

Экология – экологические факторы

45

Урок-лекция рассказывает об экологии – науке, изучающей взаимоотношения организмов и надорганизменных систем между собой и окружающей средой. Рассматривает: структура экологии, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные).

107-108

Экология - жизнь

26

Фильм рассказывает о влиянии человека на биосферу, отвечает на вопрос: Почему человек не может жить в гармонии с природой?

Рассмотрены понятия:

- морские ресурсы;

- лесные ресурсы;

- ископаемые ресурсы;

- кислотные дожди;

- озоновый слой.


78-81 (б)

Живая пустыня

15

В фильме рассказывается о пустыне Кара-Кум. Даётся характеристика растительного и животного мира, их приспособленность к климату данной среды обитания.

442-445 (б)

Природные сообщества

18

Что такое природные сообщества? Что влияет на них в целом и на каждую их часть?

На примере природных сообществ леса, водоема и пустыни рассматривается влияние абиотических факторов среды: света, воды, температуры воздуха. Далее идет речь о влиянии биотических факторов на природные сообщества леса и луга: взаимосвязи живых организмов, взаимоприспособленность их к жизни в одном сообществе. Рассматриваются пищевые связи, цепи питания.

523-525 (б)

Растительные сообщества

18

Фильм дает определение растительного сообщества и рассматривает растительные сообщества озера и лиственного леса. Показана смена растительных сообществ и тесная взаимосвязь всех компонентов сообщества. Рассматриваются растительные сообщества тундры.

Экология популяций

63-64

Госпожа Тундра

18

Фильм рассказывает о значении оленя в жизни народов тундры. Волк характеризуется как враг оленьего стада. Показан отстрел волков с вертолета. Далее показаны сезонные миграции оленей, гибель молодняка во время миграции, а также сокращение популяций дикого оленя из-за изменения условий обитания, вследствие деятельности человека.


Биотические взаимоотношения организмов

471, 472

(Шк.)

Формы биотических связей. Влияние обитателей среды на здоровье человека.

45

Урок-лекция начинается с повторения пройденного по теме: «Классификация организмов по отношению к факторам света и температур» и разбора тестов домашнего задания. С использованием схем и рисунков рассматриваются вопросы:

- типы биотических отношений: гомотопические и гетеротипические реакции;

- межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, мутуализм, внутривидовая конкуренция.

258-262(б)

Эффект равновесия

4

В фильме на примере гусениц и наездников рассказывает о биологическом равновесии в экосистеме.

Организация и функционирование сообществ

69-70

Экологические системы

17

Фильм дает представление об основных компонентах экосистемы – консументах и редуцентах, ее образовании (автотрофные организмы), об антропогенном влиянии на экосистемы и его последствиях. Рассматривается рациональное природопользование, создание агроценозов, как альтернативы варварскому отношению к природе.

438-441 (б)

Биогеоценоз

24

Что такое биогеоценоз и биосфера? Биотические и абиотические факторы, влияющие на состояние биогеоценоза. Роль растений. Ярусность в биоценозе. Цепи питания. Борьба за выживание, естественный отбор. Динамическое равновесие в биогеоценозах. Негативное влияние хозяйственной деятельности человека на биогеоценозы. Экологические катастрофы как один из результатов деятельности человека.


460,

461

(Шк.)

Понятие о пищевых цепях. Экологические пирамиды. Влияние пестицидов.

45

Урок-лекция начинается с повторения пройденного материала по теме: «Биогеоценоз. Экосистема» и разбором домашнего задания. Далее с использованием схем, рисунков, фотографий рассматривает вопросы:

- классификация организмов по их роли в экосистеме (продуценты, консументы, редуценты);

- цепи питания;

- экологические пирамиды;

- пестициды.

102-104

Пирамида жизни

16

Фильм рассказывает об изучении взаимосвязей, объединяющих животных и растения в пищевые цепи. Показана связь растений и животных процессами передачи пищи, энергии, отходов.

1074

(Шк.)

Экосистема и биогеоценоз. Понятие об экосистеме и биогеоценозе

45

Урок-лекция начинается с повторения пройденного по теме: «Биотические отношения» и разбора тестов домашнего задания. Далее с использование схем и рисунков рассматриваются вопросы:

- сходство и различие сложных биологических макросистем;

- круговорот веществ и энергии в природе;

- биологический круговорот.

109-111

Экология

4

Фильм рассказывает о связи живых организмов друг с другом и окружающей средой. Рассказано о работе экологов, изучающих влияние физических и биологических факторов на экосистемы.

142,

504,

505

(Шк.)


Саморазвитие экосистем. Агроценозы. Поведение людей во время пожаров.

45

Урок-лекция начинается с повторения пройденного по теме: «Роль продуцентов, консументов, редуцентов в экосистеме» и разбора тестов домашнего задания.

Новый материал посвящен смене природных сообществ, так называемым – «сукцессиям», рассмотрен вопрос саморазвития экосистем, необходимости защиты зеленых зон вокруг крупных городов от пагубного влияния деятельности человека.

520-522 (б)

Биосфера

18

Фильм состоит из четырех фрагментов.

Фрагмент первый “Эволюция биосферы” кратко показывает основные этапы развития жизни на Земле – от простейших до млекопитающих.

Фрагмент второй “Границы биосферы” знакомит с жизнью в атмосфере, на поверхности Земли, в поверхностном слое литосферы и в гидросфере.

Во фрагменте третьем “Плотность и жизнь на Земле” показан растительный и животный мир различных географических зон: Арктики, тундры, лесной зоны, степи, пустыни, тропиков.

Фрагмент четвертый “Круговорот веществ в природе” на конкретных примерах (биоценоз морской бухты и биоценоз леса) дает представление о круговороте агрохимических веществ.

674,

675

(Шк.)

Глобальные проблемы биосферы. Сохранение равновесия.

45

Урок-лекция начинается с повторения пройденного по теме: «Основные типы загрязнения окружающей среды». С использованием рисунков, фотографий рассматриваются основные глобальные проблемы биосферы: климатические, озоновые, загрязнение космоса, суши, атмосферы, океана.


Антропогенное воздействие на биосферу

52-55

Человек и стихия. Проблемы экологии.

20

Фильм рассказывает о стихийных бедствиях, уносящих ежегодно тысячи человеческих жизней: землетрясения (1988г. – Армения – землетрясение в 8 баллов унесло 25 тыс. человек, полностью разрушив город Спитак), ураганы, тайфуны, смерчи, наводнения, засухи. Приводятся примеры деятельности человека, которая вызывает нежелательные изменения в природе. Обращается внимание на необходимость разумного использования природных богатств, подчёркивается опасность экологических катастроф для будущего планеты.

27-30

Мы все в ответе

15

Фильм рассказывает об экологической обстановке в России, о состоянии атмосферы и гидросферы, о бытовых и промышленных отходах, об одной из общих глобальных проблем – загрязнение окружающей среды и ее последствиях, призывает к защите природы и заботе о будущем.

50

Только одна атмосфера

60

Фильм призывает спасти атмосферу — защитить то, чего мы не можем сделать сами.

I рассказ посвящён озоновому слою, дырам в озоновом слое.

Почему происходят эти процессы?

Ответ кроется в выбросе фрионов в атмосферу, но отказаться от этого могут только богатые государства.

II рассказ посвящён парниковому эффекту.

Из-за выброса газов в атмосферу происходят на планете пожары, ураганы, наводнения, повышается средняя годовая температура воздуха, поднимается уровень моря.


III рассказ о предсказании прошлого.

(На примере Восточной Сахары показано постепенное изменение климата на планете).

IV рассказ последствия.

2050 год — по прогнозам учёных климат потеплеет на планете на 5 градусов.

К каким проблемам это приведёт?

Сможет ли человечество их решить?

V рассказ усложняющий фактор.

Дополнительная облачность может усилить потепление на планете.

Как уменьшить риск?

Для решения этого вопроса необходимо усилие крупных держав и каждого отдельного человека.


87-89

Климат – проблема будущего

42

Фильм рассказывает об изменении климата Земли, главной причиной которого является углекислый газ, выбрасываемый в атмосферу в результате хозяйственной деятельности человека, а также другие парниковые газы. Рассматриваются вопросы:

Как уменьшить содержание углекислого газа в атмосфере?

Возможно ли сократить парниковый эффект?

90-92

Наш будущий мир

17

Фильм рассказывает о Земле – единственной планете, на которой есть жизнь и о проблемах, возникающих в связи с увеличением населения, нерациональным использованием природных ресурсов Земли, увеличением загрязнения окружающей среды, уже сейчас ощущаемой нехваткой воды, пищи.

93-95

Спасение озонового слоя

17

Фильм рассказывает о разрушении озонового слоя атмосферы вследствие хозяйственной деятельности человека, которое приводит к воздействию повышенного ультрафиолетового излучения на природный баланс экологической системы планеты.


99-101

Что такое парниковый эффект

11

Фильм рассказывает о роли теплового баланса для жизни на Земле, механизме естественного теплообмена на поверхности Земли, о выбросах газов в атмосферу, что приводит к разрушению озонового слоя и нарушению энергетического баланса природной среды.

109-111

Парниковый эффект

4

Фильм раскрывает причины возникновения «парникового эффекта» и содержит предупреждение ученых о необходимости снижения потребления нефти, газа и угля на планете.

109-111

Загрязнение среды

5

Фильм рассказывает о загрязнении человеком окружающего мира, наносящего ущерб своей среде обитания. Показаны последствия от «кислотных» дождей, термической загрязненности и от радиоактивных отходов.

51

Хотим ли мы так жить

53

Первая часть фильма рассказывает о фотохимическом смоге, характерном для Лос-Анджелеса; борьбе за освоение новых технологий, с целью очищения воздуха; применении контролирующих устройств за выхлопными газами.

Вторая часть фильма рассказывает о проблемах крупнейшей реки Европы — реки Рейн (токсичные продукты, попадающие в Рейн, огромное количество бактерий в воде, и малое содержание кислорода — доказательства высокой степени загрязнения реки), о результатах плана усиленного очищения Рейна, начатого ещё в 60-ые годы.

57

106

105


Экологическая революция

55

Фильма рассказывает об эволюции человечества (приводятся примеры разных народов и разных образов жизни: бушмены — жители пустыни Калахари, натуфинцы — жители Среднего Востока), о промышленной революции, начавшейся 200 лет назад в Англии и истории развития промышленности (нет уголка природы, который бы не был затронут промышленной революцией).

Что может спасти Землю? Выживет ли наша планета, цивилизация? Эти проблемные вопросы может решить только экологическая революция!

592,

593

(Шк.)

Хозяйственная деятельность человека в биосфере.

45

Урок-лекция начинается с повторения пройденного по теме: «Распределение жизни в биосфере и основные этапы эволюции».

Новый материал затрагивает проблему современного экологического кризиса, знакомит с классификацией основных типов загрязнения среды, системой безопасности «человек – природа – общество», раскрывает понятие – «здоровый образ жизни».

737

(Шк.)

Природоохранная деятельность человека

45

Урок-лекция начинается с повторения пройденного по теме: «Экологии города» и разбора тестов домашнего задания.

Новый материал рассматривает влияние антропогенного фактора на биоту, значение леса, функционирование биосферы в целом, истребление человеком отдельных видов животных, сокращении численности видов животного и растительного мира.

756

(Шк.)

Экологические связи в системе человек – живая природа

45


Урок-лекция начинается с разбора домашнего задания и повторения пройденного по теме: «Природоохранная деятельность человека».

Далее рассматриваются следующие вопросы:

- техносфера;

- культурный ландшафт;

- сопровождение землеобрабатывающей техники;

- сопровождение водного транспорта;

- птицы и наземный транспорт;

- концепция ноосферы.

794

(Шк.)

Оружие массового поражения. Научно-технический прогресс

45

Урок-лекция начинается с повторения пройденного по теме: «Экологические проблемы. Парниковый эффект. Озоновый экран» и разбора тестов домашнего задания. Далее рассматриваются экологические последствия войн:

- полследствия военных действий на природные экосистемы;

- основные типы отравляющих веществ;

- экологическое, ядерное, бактериологическое оружие.

461 (б)

67, 73-74

Природная среда: Состояние и контроль

28

Фильм рассказывает о воздействии человека на природу: использование и загрязнение природных вод, обилие мусорных свалок вблизи больших городов, выбросы в атмосферу промышленных предприятий, автотранспорта. На основе этих материалов делается вывод об изменении окружающей среды. В частности, изменяется климат, образуется фотохимический смог, разрушается озоновый экран, выпадают кислотные дожди. Рассматривается влияние этих изменений на биосферу, на человека. Небольшой фрагмент посвящен биосферным заповедникам, которые создаются в местах экологического благополучия. В них проводится экологический мониторинг, а полученные данные обрабатываются в центральных лабораториях.


65-66

Мещерская сторона

20

Фильм демонстрирует природу Мещеры. Показана ее флора и фауна и их оскудение из-за безграмотной мелиорации, хищнического использования. Однако вопрос об охране Мещеры уже поставлен и начинает решаться: образован Окский заповедник, в котором ведутся научно - исследовательские работы по сохранению растений и животных и их среды обитания.

40



следующая страница >>