litceysel.ru
добавить свой файл
1

П Р О Г Р А М М А

курса по выбору предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов (17 часов)

«РОЛЬ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ»

Автор-составитель


Панфилова Наталья Владимировна

ОУ № 410


Программа



Виды самостоятельной деятельности: самостоятельная работа с научно-популярной литературой; исследовательская работа в виде выполнения лабораторных работ; реферативное обсуждение проблем; создание проектов, творческих работ.
Формы аттестации учащихся: собеседование; анализ опытов; творческие работы; заключительное занятие-игра «Что? Где? Когда?».

Форма итоговой аттестации: защита творческой работы.

Цель элективного курса – формирование заинтересованного отношения к естественнонаучным дисциплинам, создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля.

Задачи:

  • показать единство и взаимосвязь курсов химии и биологии

  • расширить знания учащихся о практической химии

  • развивать самостоятельность в приобретении новых знаний, творческое мышление

  • развивать исследовательские экспериментальные умения учащихся

  • помочь учащимся в выборе профильной подготовки

Пояснительная записка

В основе курса 9 класс лежит изучение общих закономерностей химических процессов; общих свойств классов химических элементов металлов и неметаллов. В обобщенном виде разбираются свойства наиболее ярких представителей классов неорганических соединений. В плане ознакомления рассматриваются представители классов органических соединений.

Изучение химии невозможно без интеграции знаний по географии, физике, математике и особенно биологии.

Элективный курс «Роль химических элементов в биологических системах» поможет увидеть роль отдельных элементов в жизненных процессах.

Биогенных элементов, составляющих основу живой материи всего 30. По содержанию этих элементов в живых организмах выделяют микро- и макроэлементы. Курс рассчитан на 15 часов. Темы занятий расширяют содержание курса 9 класса и раскрывают значимость этих элементов в биологичских системах. При изучении курса учащиеся знакомятся со свойствами веществ, которые играют не только положительную роль в живых организмах, но и с веществами, которые являются токсичными для живого организма.


Кроме того, курс затрагивает такую актуальную на сегодняшний день проблему, как организация здорового питания. При выполнении экспериментальных заданий ребята, например, могут определить содержание ионов железа в яблоках, ионов йода – в киви, действие различной зубной пасты на скорлупу яйца…

Занятия не только развивают интерес к химии. Но и способствует формированию межпредметных связей и пониманию необходимости интеграции знаний по таким предметам, как география, физика, химия и особенно биология.

На занятиях учащиеся знакомятся с продуктами питания, которые содержат необходимые минеральные вещества. Ведь пища состоит из очень большого числа различных химических веществ. Эти вещества определяют энергетическую и биологическую ценность, участвуют в формировании структуры, вкуса, цвета и аромата пищевых продуктов. И не все вещества полезны в любых количествах.

Результатом реализации данной программы является осознанный выбор профиля, понимание единства знаний по биологии и химии, развитие экспериментальных умений учащихся.

Содержание программы



Введение. Актуализация знаний о взаимосвязи наук химии, биологии, географии, физики, математики. Что такое болезнь с точки зрения Парацельса. Важность знаний химизма биологических процессов. Химический состав организма. Биогенные элементы атмосферы, гидросферы, литосферы. Содержание элементов в живых организмах. Микро- и макроэлементы. Биогенные элементные их свойства.

Раздел I. Неметаллы в биологических системах

Жизнь на нашей планете имеет углеродную основу. Многообразие соединений углерода в природе. Кислород – самый распространенный элемент на Земле. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Значение процесса фотосинтеза. Круговорот углерода и кислорода в природе. Важнейшие соединения углерода и кислорода (СО, О3, Н2О, Н2О2)и их биологическое значение. Экологические проблемы.


Азот – «безжизненный» или «рождающий»? Биологический цикл азота. Последствия недостатка и избытка азота в питании растений. «Нитритная проблема» для человека.

Фосфор в природе и в составе энергетической валюты клетки. Роль фосфора в обмене углеводов, формировании костной ткани и буферной системы крови. Продукты питания, необходимые для здоровья человека. Белый фосфор – ферментативный яд. Симптомы при фосфорном отравлении.

Водород – самый распространенный элемент во вселенной. Роль водорода для жизни на Земле. Понятие о водородном показателе рН. Изучение кислотности различных продуктов с помощью универсального индикатора.

Галогены – «солеобразующие». Нахождение галогенов в природе. Физиологическая роль фтора, хлора и брома в организме. Продукты питания, содержащие галогенид-ионы. Определение галогенид-ионов в продуктах питания.


Раздел II. Металлы в живых организмах

Роль железа и меди для жизнедеятельности живых организмов. Гемоглобин – переносчик кислорода. Потребность человека в железе. Определение ионов железа в продуктах питания. Железо и медь в составе важнейших окислительно-восстановительных ферментов. Качественные реакции на катионы железа (II) и (III), меди(II).

Роль магния в поддержании жизни на Земле. Организмы, накапливающие магний. Потребность в магнии взрослого человека. Последствия недостатка и избытка магния в организме человека.

Кальций. Карбонат кальция, многообразие в природе. Роль кальция в биологических системах: от защитной оболочки у кораллов до компонента системы мышц человека. Витамины группы D. Потребность в кальции у взрослого человека. Продукты питания, содержащие кальций и магний. Изучение действия различной зубной пасты на скорлупу куриного яйца. Изучение действия кока-колы на скорлупу куриного яйца.

Калий и натрий. Нахождение в природе. Физиологическая роль кальция и натрия в живых организмах. Потребность в калии и натрии растений и человека. Качественные реакции на ионы натрия и калия.


Металлы полезные и опасные.

Ртуть, кадмий, свинец, цинк, марганец, хром, белиллий, таллий, стронций, серебро, платина. Использование металлов и их соединений в практической деятельности человека. Влияние соединений металлов на живые организмы. Предельно допустимые концентрации некоторых ионов металлов в питьевой воде. Выполнение качественных реакций на определение ионов металлов в растворах.

Раздел III. Выполнение творческих заданий. Защита рефератов.


Учебно-тематический план




Тема

Количество часов

Форма контроля

теория

практика


1

Введение

Неметаллы в биологических системах


1





Конспект, собеседование

2

Углерод и кислород

1

1

Собеседование

3

Азот и фосфор

1




Конспект

4

Водород, фтор, хлор и бром


1

1

Собеседование

Наблюдения


Анализ опытов



5

Металлы в живых организмах

Железо и медь


1


1


Собеседование

Наблюдения

Анализ опытов

6

Магний и кальций

1

1

Создание коллекции природных карбонатов кальция

7

Натрий и калий

1




Собеседование

Наблюдения

Анализ опытов

8

Металлы опасные и полезные
(Ртуть, кадмий, свинец, марганец, хром, цинк, серебро, платина). Качественные реакции на ионы металлов



2




Выступления учащихся

9

Защита рефератов, проектов по всей

теме

1




Доклады,

Рефераты

10

Игра: Что? Где? Когда?

1









Методические рекомендации


Реализация данного элективного курса предполагает сочетание разных методов и форм обучения, способствующие развитию самостоятельной деятельности учащихся. Это составление конспекта лекции-дискуссии (занятие 1,5, 7); работа в парах и группах сменного состава (занятия 2, 3); выполение ученического эксперимента и обсуждение результатов опытов; работа с дополнительной литературой, справочниками при подготовке к конференциям однородных групп (занятия 4,6); выполнение творческих заданий – подготовка сообщений, обобщающих схем, таблиц, создание коллекции минералов.

Рекомендуется проводить ученический эксперимент на обнаружение различных ионов в продуктах питания. Заключительное занятие проводится в форме игры «Что? Где? Когда?».

Литература


1. Я.С. Шапиро. Биологическая химия. Изд. СпбГУ «Элби-СПб», 2004

2. Л.А. Николаев. Металлы в живых организмах. М., «Просвещение», 1986

3. И.М. Скурихин, А.П. Нечаев. Все о пище с точки зрения химика. М., «Высшая школа» 1991

4. Ю.Н. Кукушкин. Химия вокруг нас. М., «Высшая школа», 1992

5. Ю.Н. Кукушкин. Рассказы о химии и веществах. СПб. Синтез. 1995

6. И.Н. Чертков, П.Н. Жуков. Химический эксперимент с малым количеством реактивов. М., Просвещение, 1980.