litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»


«ТВОЙ ВЫБОР: ПРАВО ИЛИ БЕСПРАВИЕ»

(предпрофильный интерактивный элективный курс для учащихся 8-9 классов)

Образовательная область: Введение в обществознание

Учебная дисциплина: Обществознание


Масимзаде Наталия Владимировна

учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»


Пояснительная записка

Происходящие в российском обществе социально-экономические изменения предъявляют к образовательным учреждениям новые требования, которые выражаются в том, что выпускникам школ уже недостаточно обладать глубокими и разносторонними знаниями, умениями и навыками их самостоятельного применения и пополнения. Выпускники должны быть социально активными, ответственными людьми, обладающими определённым жизненным опытом, который поможет им адаптироваться к требованиям современной самостоятельной жизни.

Программа предпрофильного интерактивного элективного курса «Твой выбор: право или бесправие» построен с таким расчётом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться правом и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые не могут решить без элементарных правовых знаний. Материал курса обращен к подросткам, у которых нередки антиобщественные проявления. Поэтому большое внимание уделяется факторам риска подростковой жизни и способам их нейтрализации.

Задачи курса:


  • знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с ко­торыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;

  • развитие критического мышления применительно к реалиям нашей пра­вовой жизни;
  • воспитание ответственности за собственное благополучие; освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.


Назначение курса – помочь учащимся 8-9 классов узнать свои права и научится ими пользоваться, защищать их в случае нарушения; увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека; научиться разрешать споры и конфликты правовыми способами; осознать необходимость личного выбора в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор.

Цели курса: Изучение предпрофильного интерактивного элективного курса «Твой выбор: право или бесправие» учащимися 8-9 классов направлено на достижение следующих целей:

  • развитие правового образования, правового образа мышления; потребности в получении знаний по праву и интереса к изучению права; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за собственные решения; уважение к праву и законам;

  • освоение системы знаний о праве для последующего изучения правовых дисциплин в профильных средних учебных заведениях гуманитарного и социально-экономического направления (право, экономика, политология) или для самообразования; о целях и задачах права и особенностях его применения в различных жизненных ситуациях; изучение основ юриспруденции, криминологии, ювенального права и виктимологии.

  • овладение умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения и осознавать необходимость личного выбора; работать в коллективе; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения правовых проблем; работать с нормативными актами, квалифицировать деяние, анализировать казусы, вести дискуссию, прогнозирование практических криминогенных ситуаций.
  • формирование опыта правового поведения; применения полученных знаний и умений в повседневной жизни; освоение знаний по праву для будущей современной самостоятельной жизни.


Принципы курса «Твой выбор: право или бесправие»:

  • курс не преследует цель сформировать конкретные знания обучаемого об отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит школьников с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки;

  • важно показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни;

  • необходимо опираться на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности, осознания необходимости собственного выбора и принятия решений.

Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками и ресурсами сети Интернет, медиатекой, творческие проекты, «мозговые штурмы», социальные акции, выпуск правовой газеты и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Программа служит дополнением к правовому блоку образовательной обла­сти «Введение в обществознание», изучаемому в средней общеобразовательной школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки личности, связанный с механизмами защиты гражданином своих прав.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержа­ния данного элективного курса на житейских повседневных проблемах.

Программа рассчитана на 34 ч. учебного времени (по одному часу в неделю).

Методологической основой курса является деятельностный и практико-ориентированный подход (32 ч. практических занятий). Обязательным является широкое использование интерактивных методов обучения.


Программа предпрофильного интерактивного элективного курса «Твой выбор: право или бесправие» разработана в соответствие с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.», основными поло­жениями Концепцией профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню правовой подготовки учащихся школы, со­временных изменений в текущем законодательстве и специфики предпрофильной подготовки учащихся. Реализация программы обеспечивает обязательные требования государственных образовательных стандартов.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.


Тематическое планирование

Учебный план предпрофильного интерактивного элективного курса «Твой выбор: право или бесправие»



Название раздела, темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Информационный блок (вводный курс)


5


2


3





1

Права человека – это твои и мои права.







1


Экспресс-викторина

  • Составление проспекта «Право знать больше!»

2

История права.




1





Лекция,

блиц - опрос

  • Мини-исследования по отдельным темам «Обычаи», «Мифы», «Ритуалы», «Право в древности», «Средневековое право», «Эволюция права в России»

3

Что такое права человека?







1

Игра

«Воображаемая страна»

  • Составление «Лестницы ценностей и прав человека»

4

Моя страна и права человека.







1

Лабораторная работа

с интернет-сайтами

  • Творческие работы учащихся.

  • Выставка «Права человека в России»

5

Защита прав человека




1


Лекция


  • Сбор материалов из газет, журналов, Интернет о правозащитных организациях

Раздел 2. Тематический блок (основной курс)


24





24







6

Это – я!







1

Творческая мастерская

  • Оформление семейного проекта и стенда «Это – мы!».

7

«Детская Конституция».







1

Практикум с использованием электронного учебного пособия

  • Написание стихотворения;

  • Конкурс плакатов или картин, с объяснением «своего» права

8

Права и обязанности.







1

Групповой практикум с использованием электронного учебного пособия

  • Составление списка прав и обязанностей учащихся в классе.

9

Ценность жизни.





1


Ролевая игра

«Проблема смертной казни»

  • Группое экспертное заключение на тему "Ценят ли современные люди человеческую жизнь?"

10

Личная (нравственная) безопасность человека.







1

Лабораторная работа

с интернет-сайтами

  • Составление памятки-рекомендации «Нравственная безопасность человека»

11

Право ребёнка на частную жизнь.







1

Практическая работа

с использованием электронного учебного пособия

  • Исследование на тему «Интернет – польза или вред?»

12

Школа и права человека







1

Дискуссия

  • Подготовка проекта школьной хартии прав и обязанностей учащихся

13

Безнаказанность.







1

Игра

«Трудный выбор»
  • Мини-рассуждение на тему «С «малолетних» спрос мал»


14

Жесток ли мир?







1

Дискуссия

  • Анкетирование на тему «Как решить проблему без жестокости».

15

Правонарушение и преступление.







1

Практическая работа

с использованием электронного учебного пособия

  • Радиовикторина «От проступка до преступления»

16

Как попадают в преступную группу?







1

Игра

«Замкнутый круг»

  • Сбор материала из газет, журналов, Интернет о заключенных несовершеннолетних

17

Кража или..?







1

Ролевая игра

«Судебное разбирательство»

  • Оформление стенда «За решёткой – детские глаза» по письмам несовершеннолетних из тюрьмы

18

Телефонный террорист. Встреча с представителями милиции.







1

Тренинг

«Задержание»


  • Выработка правил поведения в ситуациях, связанных с терроризмом.

  • Опыт профессионального общения.

19

Как не стать жертвой преступления?







1

Практикум

с использованием электронного учебного пособия

  • Социальный проект «Программа семейной безопасности»;

  • Памятка подростку «Как не стать жертвой преступления?»

20

Административное право.







1

Ролевая игра

« Юридическая консультация»

  • Выставка фотографий и рисунков «Сохрани свой город»

21

Гражданское право.







1

Практикум

с использованием электронного учебного пособия

  • Викторина «Гражданские права несовершеннолетних»

22

Семья и ребёнок.







1

Моделирование ситуаций; работа с электронным учебным пособием
  • Сочинение: “Какие изменения (дополнения) я хотел бы внести в новый Семейный кодекс?”


23

Подросток и труд.







1

Ролевая игра

«Биржа труда»

  • Радиопрограмма «Молодёжное трудоустройство»

24

Ювенальное право и восстановительное правосудие. Встреча с представителями КДН г. Урай







1

Лабораторная работа

с интернет-сайтами;

Тренинг

«Примирение»

  • Проект «примирение жертвы и правонарушителя в школе»;

  • Опыт профессионального общения.




25

Специальные права ребёнка. Встреча с работниками отдела по охране прав детей.







1

Игра

«Цветик-семицветик»

  • Социальная акция «Помоги детям».

  • Опыт профессионального и социального общения.

26

Как и куда обратится за помощью?

Встреча с представителями ювенальной службы.







1

Лабораторная работа

  • Правовой буклет «Тебе нужна помощь?»;
  • Социальный и правовой опыт защиты своих прав.


27-28

Мир юридических профессий. Встреча с представителями юридической профессии.







2

«Круглый стол» или экскурсия

  • Опыт профессионального общения

Раздел 3. Итогово-обобщающий блок (повторительный курс)


4





4







29

Деловая игра «Мои права – твои права».







2

Деловая игра

  • Статья в газету

31-32

Деловая правовая игра «Твой выбор: право или бесправие».







2

Общешкольная

деловая игра

  • Социальная практика

Раздел 4. Диагностический блок (итоговый курс)


2





2





33


Контрольное тестирование знаний, умений, навыков обучения.







1

Компьютерное тестирование

  • Проверка уровня знаний учащихся по данному курсу

34

«Я и мои права»

(итоговый отчёт учащихся).







1

Презентация творческих работ учащихся (Web – страницы, Power Point)

  • Иллюстрированная брошюра лучших работ учащихся.





Итого:


34


2


32








следующая страница >>