litceysel.ru
добавить свой файл
1
8-9 класс


Основы алгоритмизации. Понятие об алгоритме. Применение алгоритмов. Свойства алгоритмов. Типы алгоритмов: линейные, циклические, с условием. Способы описания алгоритмов.

Тема урока: Алгоритмы

Цель урока: Повторить и закрепить в игровой форме материал изученной темы.

Задачи урока:

Учебные:


  • обобщение и систематизация знаний по теме “Алгоритмы”;

  • формирование навыков практического применения знаний.

Развивающие:

  • развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;

  • развитие навыков практического применения знаний;

Воспитательные:

  • повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету “Информатика”.

  • воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-сюрприз.

План урока

  1. Организационный момент. Мотивация знаний.

  2. Актуализация знаний учащихся.

  3. Работа в группах.

  4. Индивидуальная работа на компьютере.

  5. Итог.

  6. Рефлексия.

Оборудование:

  • презентация,

  • черный закрытый ящик или коробка,

  • небольшой плакат с написанными буквами, заклеенными бумагой,

  • 3 листа А3, фломастеры, готовые фигуры для блок-схемы,

  • файл с меню готовых форм на каждый компьютер – рабочее место,

  • бумага с клейкой основой для проведения рефлексии.


Ход урока

В ходе урока используется презентация.



1. Организационный момент. Мотивационное начало.

- Я бы хотела, чтобы вы встали. Расставьте ноги по ширине плеч. А теперь повернем туловище вправо насколько можем и запомним место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернемся в исходное положение.

И сейчас снова повернемся вправо, но постараемся посмотреть еще дальше. Итак, повернулись, повернулись, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь.

- У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросила вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение.

- Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего. Итак, наша цель на уроке – вспомнить основные понятия темы “Алгоритмы” и улучшить ваши достижения в применении знаний на практике.

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного французского ученого Гюстава Гийома “Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий” (слайд 1).

- Вы готовы проверить свои знания?

- Тогда внимание! (музыка)

- Ящик - сюрприз! (внести черный ящик)

- Вам интересно, что в этом ящике?

- Внимание! Вопрос: этот предмет является копией того, кто достоин награды за свои труды, ибо его имя увековечено во многих сферах человеческой деятельности. Что находится в черном ящике?

- Для открытия Черного ящика вам, юные информатики, нужен код, который вы сможете узнать, успешно пройдя три уровня (указать записи на доске)

- Ваш интерес не пропал?

- Тогда вперед к открытию!

2. Актуализация знаний. Уровень “Вопрос – ответ” (слайд 2)

- Уровень первый.

- Повторение – мать учения. Так говорили великие. Прежде, чем браться за дело, нужно посмотреть, какие у нас есть знания.


Вопросы (слайд 3):


  • В сказке герою даётся поручение: “Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что”. Можно ли этот набор действий считать алгоритмом?

  • Какие основные алгоритмические конструкции вы знаете?

  • Почему в числе алгоритмических конструкций вы не назвали вспомогательный алгоритм? Что такое вспомогательный алгоритм. Какая алгоритмическая конструкция описывает вспомогательный алгоритм?

  • Какие вы знаете способы записи алгоритмов? В чем особенность записи в виде блок-схемы?

  • Укажите номер блок-схемы, соответствующей разветвляющемуся алгоритму (3).

  • Под каким номером на рисунке представлен циклический алгоритм (2). Цикл какого вида, здесь представлен (цикл с постусловием)?


<Рисунок 1>

- Молодцы! Вы успешно прошли первый уровень. Вы можете открыть три буквы.

- А мы переходим на второй уровень, где вы должны показать умения составлять алгоритмы.

3. Работа в группах

Оборудование: лист А5, заготовки фигур блок – схем, фломастеры

- Вам предстоит провести исследование отрывка из литературного произведения, которое вы изучаете на уроках литературы. Исследовать вы будете по алгоритму, который лежит перед вами (время работы 5 минут, слайд 6).

Алгоритм исследования:

1. Прочитайте отрывок из литературного произведения.

2. Найдите в отрывке ситуацию, которую можно представить в виде алгоритмической конструкции.

3. Представьте развитие ситуации в виде блок-схемы и/или на алгоритмическом языке.

4. Результат оформите на альбомном листе.

Задания группам

Задание 1 (слайд 7).

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гнилушки. До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать – сорок. (Ежели возница не пьян и лошади не клячи, то и тридцати верст не будет, а коли возница с мухой да кони наморены, то целых пятьдесят наберется.) (А.П.Чехов. Пересолил.)


Задание 2 (слайд 8).

- Замечательная книга! – отвечает Эля и спрашивает маму, хватит ли ей ста рублей в месяц.

Мама смеется: она была рада ста рублям хотя бы в год, только бы деньги были бы верные. На это брат ей замечает, что у нее слишком скромные желания, и уходит на почту.

Он каждый день ходит на почту – справляться, не прибыла ли его книга. С тех пор как он отправил свой рубль, прошло больше недели, но книги нет. А жить то ведь надо!..

… Можете нас поздравить: книга пришла! ... (Шалом Алейхем. Мальчик Мотл.)

Задание 3 (слайд 9).

Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе. Сторож-старик, очумевший от молчания и одиночества, обрадовался ей, как вернувшейся дочке, и хлопотал, не жалея здоровья, над устройством ее жилья.

Оборудовав кое-как школу, выписав самое необходимое из округа, Мария Никифоровна через два месяца начала учение. (А.П. Платонов. Песчаная учительница.)

Этап проверки работы: представитель каждой группы вывешивает плакат на доске, объясняет, какой это вид алгоритма. Другие группы проверяют правильность работы.

- Вы успешно справились со своей работой, а это значит, что второй уровень позади и вы можете открыть еще три буквы.

- А мы переходим на третий уровень “Финальный”.

4. Индивидуальная работа.

- У вас у каждого на столе лежит квадратик зеленого или оранжевого цвета. Те, у кого квадратик зеленого цвета – будут выполнять работу за компьютером. Алгоритм вашей работы вы найдете на рабочем столе справа.

- А обладатели оранжевого квадратика остаются за партами и выполняют задание, которое лежит на столе рядом с вами. Время работы – 7 минут.

Работа за компьютером.

Задание: из представленных команд составить алгоритм.

Оборудование: Графический редактор, файл с меню готовых форм “Элементы блок - схемы алгоритма” (слайд 11).



Рисунок 2

Алгоритм выполнения работы “Мозаика”

Откройте графический файл “Мозаика” на Рабочем столе компьютера.

Вспомните правило написания букв “з” и “с” в приставках.

Используя операции перемещения, составьте “Алгоритм написания “з” или “с” в приставках”

- Сравните свой алгоритм с тем, который представлен на доске. У кого все верно? У кого есть ошибки? Вам нужно вспомнить правило точнее. Обратитесь к учебнику русского языка. Спасибо. Присаживайтесь за парты. Те, у кого все верно открывают оставшиеся две буквы.

- Те, кто работал за партами, сдайте свои работы на проверку.

5. Итог урока (слайд 12, 13, 14).

- Итак, нам известны все буквы кода. Осталось узнать, что это за слово. Я даю вам подсказку – алгоритм составления слова, записанный языком графики. Что же это за слово?

- Правильно! Алгоритм.

- Я вас поздравляю, код найден, Черный ящик открыт. Напомню вопрос: …

(учитель достает из ящика портрет Аль Хорезми, слайд 15)

- Вот тот, чье имя увековечено во многих науках и сферах деятельности людей. Кто же он?

- Аль Хорезми – великий математик древности.

- Я поздравляю вас, вы прекрасно справились с поставленной задачей. Ответ найден.

6. Рефлексия.

- Спасибо за работу. Наша цель выполнена – мы повторили основные моменты темы “Алгоритмы” и успешно применили свои знания в практических ситуациях.

- А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики. Нарисуйте такое настроение, которое сейчас у вас и приклейте их на экран монитора

(слайд 16).

Ребята, мне приятно было работать с Вами на уроке, надеюсь, что это взаимно. И в заключении я хочу поделиться с Вами своим настроением и подарить Вам мой смайлик.

До свидания. Желаю Вам успехов.

Литература:


Бутакова О.Ю. Урок на тему «Черные ящики»//Информатика в школе.- 2006.- №8.- С.94

Авербух и др. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2002

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: Базовый курс: Учебник: 7-9 класс.- М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.- С.195-218