litceysel.ru
добавить свой файл
1
Анализ работы главного специалиста по библиотечным фондам за 2006-2007 гг.



В сеть школьных библиотек Мирнинского района входит 23 школьные библиотеки, в том числе: лицей – 1, гимназия –1, средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка – 1, средняя общеобразовательная школа – 17, вечерняя средняя школа –2 и Центр образования –1; в которых ведёт информационно- библиотечное обслуживание учащихся и педагогов 30 библиотекарей. В 5 школьных библиотеках установлены 2 ставки ( зав.библиотекой и библиотекарь), ещё в 12 библиотеках ОУ- от 1 до 1,5 ставки, в остальных 4 библиотеках работают библиотекари на 0,5 ставки , в 2-х школьных библиотеках отсутствует ставка библиотекаря.


Мониторинг кадрового потенциала по стажу и уровню квалификации таков:

Стаж работы менее 5 лет - 14 библиотекарей

Более 5 лет - 6 библиотекарей

Более 10 лет – 4 библиотекаря

Более 20 лет – 3 библиотекаря

Более 30 лет – 3 библиотекаря


В течение года в 6 школьных библиотеках ( что составило 26 %) уволились библиотекари, причём уходят, как правило, специалисты, а на смену им приходят люди без специального образования. И это в то время , когда возрастают требования к профессии библиотекаря, который сегодня, помимо традиционных знаний, должен владеть основами информатики, компьютерной грамотности, а для освоения возможностей, предоставляемых интернетом, - специальной терминологии на английском языке.


Образовательный ценз библиотечных работников : 4 имеют высшее библиотечное образование, 1 – среднее специальное библиотечное , 8 – высшее педагогическое, 2- высшее, 6 - среднее педагогическое.

В 2006 году библиотекари района прошли кратковременные курсы повышения квалификации «Тенденции инновационного развития школьных библиотек в условиях модернизации систем общего образования» ( Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобрнауки России)

Курсовую переподготовку прошли 25 человек, что составило 78 % всех школьных библиотекарей ( штат библиотечных работников района – 30 человек. Эти курсы стали буквально прорывом в профессиональном совершенствовании школьных библиотекарей. Т.к. такого уровня подготовка была организована впервые за много лет.


На курсах был дан большой блок теоретического материала, практической информации об инновационных процессах в школьных библиотеках, знания правовой базы работы с детьми, а также новые ГОСТы библиографического описания документов, психологические тренинги, деловые игры, освоение новых методик.

Библиотекари используют возможность обучения на заочных дистанционных курсах педагогического университета при газете «Первое сентября» по теме «Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов». В прошлом году такую форму курсовой подготовки прошли 2 библиотекаря.

Основная же работа по повышению уровня библиотечного мастерства осуществлялась в рамках методического объединения .( проведено 4 заседания методического объединения школьных библиотекарей ), семинаров, круглых столов.

Санитарные нормы, предъявляемые к помещениям ШБ : 0,6 кв. м. на 1 обучающегося, во многих школах не выдерживаются Необходимо отметить, что часть библиотек ОУ ( СОШ 14, СОШ №15, СОШ №10, СОШ №27) испытывают дефицит площадей, что затрудняет эффективное использование библиотечных ресурсов, не позволяет рационально разместить все рабочие зоны, создать комфортные условия для работы библиотекарей и читателей.

Школьные библиотеки мирнинского района имеют одинаковую структуру, т.е. абонемент с выделенной зоной «читального зала». Отсутствие полноценного читального зала – сдерживающий фактор в создании развивающей библиотечной среды. Эта проблема у нас остаётся нерешённой. Правильно понимая роль библиотеки в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, администрация некоторых ОУ создаёт необходимые условия для открытия читальных залов при школьных библиотеках, оснащая их техническими средствами для проведения библиотечных уроков и внеклассных мероприятий: СОШ №2, СОШ №12, лицей.

Фонд учебников размещён в отдельных помещениях.. Однако , территориальная разбросанность структурных подразделений библиотеки некоторых школ ( абонемент и читальный зал в двух классах на одном этаже, книгохранилище – на другом ) стала тормозом в оперативном обслуживании читателей.


Материально- техническая база школьных библиотек очень медленно меняется, большинство технических средств устарело и требует обновления. За истекший учебный год только в библиотеке лицея для пользователей был установлен ещё один компьютер и принтер HP Laser Jet1160, а так же в СОШ №7 рабочее место библиотекаря было оснащено современной моделью компьютера . В остальных школьных библиотеках района материально-техническое база осталась прежней: компьютерный парк , множительная и копировальная техника, аудио и видеоаппаратура.

Главное в реорганизации материально- технической базы:

1.Оборудование помещения

2. Приобретение техники

3.Создание фонда медиаресурсов

4. Подключение интернет

Одна из первоочередных задач библиотек – обновление фонда литературы с учётом требований вариативного обучения, достижение устойчивой тенденции к преобладанию объёма поступления изданий в фонд над объёмом выбытия.

Процент обеспеченности обучающихся учебниками по сравнению с прошлым годом в среднем увеличился на 1 %, что говорит о положительной динамике роста данного показателя. Фонд учебной литературы составил 165 951 , т.е. 14,6 экз. на 1 обучающегося. Учащиеся школ района обеспечены основной учебной и учебно-методической литературой. Вся имеющаяся учебная литература соответствует литературе, указанной в «Федеральном перечне …»

Художественный фонд значительно обновлён в соответствии со списком рекомендуемой для самостоятельного прочтения литературы. Было приобретено 5541экз на сумму 480 000 рубл.

Вырос объём книговыдачи художественной литературы, что свидетельствует о росте познавательных интересов учащихся.

Фонд пополняется за счёт учредителя, администрации школ, попечительских советов школ, индивидуалных дарителей

Улучшился количественный состав и качество фонда. Библиотека обеспечена необходимой справочной литературой, словарями. В истекшем учебном году библиотеки района получили 679 экз. справочной литературы.


В школьных библиотеках имеются картотеки учебников , таблицы, содержащие информацию о выдаче книг из фонда, среднюю обеспеченность по классам, по параллелям, по предметным областям, что способствует более рациональному ведению учёта.


Проблему обеспеченности учащихся учебниками помогает решать и большая

работа, которая проводится в школах по сохранности учебников ( беседы, рейды).

Как положительный момент в пополнении школьных библиотек методической литературой можно отметить увеличение финансовых средств на подписку периодических изданий. Так за два последних полугодия ОУ района подписались на сумму 464 703 рубля, т.е. 70 экз. газет и журналов. А это значит, что педагоги имеют доступ к самым актуальным и современным изданиям по интересующим проблемам

В настоящее время для библиотек ОУ приоритетным направлением является внедрение информационных технологий в работу ШБ., т.е. автоматизация библиотечных процессов, создание автоматизированного справочно-библиографического аппарата ( каталоги и картотеки), ведение отчётно-учётной документации в электронном варианте.

Изучение и освоение АИБС «MARK» и информационных технологий в работе школьных библиотекарей вносит существенные изменения в содержание работы, а главное, повышает статус школьной библиотеки как образовательного, информационного и культурного центра, повышает имидж библиотекаря

В ходе практического применения АИБС «MARK в работе школьного библиотекаря возникают проблемы, связанные с использованием того или иного автоматизированного рабочего модуля, поэтому, в январе 2007 г. на базе СОШ № 26 был проведён семинар- практикум по применению АИБС «MARK.

Овладение автоматизированной программой «MARK-SQL», её использование в практической деятельности школьного библиотекаря- создание электронного каталога художественной литературы – основная задача истекшего учебного года оказалась нерешённой

Тормозится этот процесс отсутствием необходимых финансовых средств и квалифицированных кадров. В некоторых случаях сдерживающими факторами являются консервативное, инерционное мышление, психологический барьер . Для вновь прибывших библиотекарей ( а это 6 школьных библиотек ) как первая ступень в работе с АИБС «MARK” необходимо повышение квалификации в области базовых умений работы на персональном компьютере.


Качественные изменения в работе ШБ могут быть достигнуты путём внедрения и реализации инновационных проектов. В марте 2007г. был проведён конкурс библиотечных проектов «Перспектива», в котором участвовало 14 библиотек ОУ: гимназии, лицея, СОШ № 5, СОШ №6, СОШ 7, СОШ № 8, СОШ12,СОШ №15,СОШ №19,СОШ №20,СОШ №23,СОШ №24, СОШ №26,СОШ №27.

Творческие работы конкурсантов: это новые проекты, которые планируется внедрить в библиотечную практику, связанные с информатизацией, обслуживанием читателей, модификацией облика библиотеки. Победителем районного конкурса библиотечных проектов «Перспектива» признана заведующая библиотекой лицея Трофимова Татьяна Шайкульевна. (Проект «Пути модернизации деятельности библиотеки в условиях сетевого взаимодействия школы»).

Диплом 1

СОШ № 8 Порошина Елена Владимировна Создание на базе школьной библиотеки библиотечно- информационного центра ( БИЦ) как центра ресурсного обеспечения школы.

Диплом 2 степени

СОШ №7 Бирюкова Татьяна Николаевна

Кравченко Елена Александровна Концепция развития библиотеки МОУ СОШ № 7 Преобразование школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр с элементами медиатеки.

Диплом 3 степени

СОШ №23 Гынгазова Татьяна Николаевна Информационная культура школьника

Номинация «Поиск»

Диплом 2 степени

СОШ № 26 Богуш Ольга Владимировна Информационно-интеллектуальный центр

Диплом 3 степени

СОШ №27 Бурундукова Людмила Сергеевна Основные направления гражданского образования и патриотического воспитания в школьной библиотеке

Обеспечение эффективной информационной поддержки учебно- воспитательного

процесса - внедрение ИКТ в работу ШБ. Первый этап в реализации этого- участие библиотекарей ( Порошина Е.А., СОШ № 8 и Крысюк Т.Н. , СОШ № 24) в конкурсе медиауроков в апреле 2007 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ:


1.Повысился процент обеспеченности учебниками ОУ

2.Качественно изменились заказы ОУ на Федеральный и региональный комплекты.

3. Значительно обновлён фонд художественной литературы.

4. Проведён конкурс библиотечных проектов «Перспектива».


ПРОБЛЕМЫ


  1. Модернизация материально – технической базы ШБ

  2. Автоматизация библиотечных процессов.

  3. Внедрение новых библиотечных технологий.

  4. Каждой ШБ в качестве ресурса для информационно-библиотечного обслуживания необходим компьютер с возможностью выхода в Интернет.

  5. Отсутствие в ИМО МРУО специалиста по информационным технологиям, ответственного за техническое сопровождение процесса информатизации школьных библиотек ( ликвидацию системных сбоев, настройку и адаптацию

программы).