litceysel.ru
добавить свой файл
1
Анализ состояния и эффективности методической работы


ГОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина

за 2010 – 2011 учебный год.

Руководитель методической службы

заместитель директора по УВР

Кадыкова Ольга Мамедовна.

Методическая работа в школе - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, и, в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие учительского потенциала. Как сказал в своем выступлении президент РФ Дмитрий Медведев: «Ключевая роль в школе принадлежит учителю». Поэтому вся работа методической службы школы сконцентрирована на качественную реализацию основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Роль методической работы в обеспечении возможностей для получения качественного образования в условиях модернизации образования приобретает все большее значение. Главная задача методической работы – создание таких условий, в которых бы учитель и педагогический коллектив в целом просто не мог бы работать некачественно. Качество же внутри учителя – это категория нравственная, требующая развития его самосознания  и постоянного профессионального роста.

В настоящее время в условиях постоянной модернизации системы образования, развития профилизации и вариативности возрастает роль методической деятельности, призванной обеспечить поддержку учителей в решении всех профессиональных вопросов.

Методическая работа является важнейшим средством повышения организации учебного процесса, развития форм совершенствования урока, повышения педагогического мастерства учителей.


Методическая деятельность - управляемый, ресурсообеспеченный, эффективный процесс совместной деятельности методиста, в лице заместителя директора и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг.

Главным условием реализации качественных образовательных услуг является высокий уровень профессиональной компетентности учителя. Таким образом, цель методической службы обеспечить развитие профессиональной компетентности учителя как средства качественной реализации образовательных услуг.

Основные направления развития школы:

Построение школы открытия уникальности каждого ребёнка на основе личностно- ориентированного образования, как средства развития ценностно-деятельностных, проектно- исследовательских компетенций учащихся.

Разработка механизма диссеминации результатов инновационной деятельности на основе существующей адаптивной модели.

Реализации макро-проектов, направленных на развитие компетенций учащихся:

- проектная, исследовательская деятельность учащихся;

- музейная педагогика;

- профильное обучение;

- система языкового образования учащихся.

Информатизация образовательной среды.

Информатизация обратной связи между субъектами образовательного процесса.

Задачи методической деятельности:

- осуществить анализ информации, характеризующий уровень профессиональной и предметной компетентности каждого педагога;

- способствовать развитию мотивации педагогов на личностно- профессиональное саморазвитие;

- определить конкретные проблемы и направления развития профессиональной компетентности каждого педагога;

- разработка и реализация системы вариативных организационных форм методической деятельности;

- обеспечить систему диагностики результатов профессиональной деятельности каждого педагога.

- совершенствование самоуправления, как системы организации единого образовательного пространства.

- реализация общешкольных проектов с учебной, воспитательной, развивающей задачей.

- систематизировать работу по обеспечению социально - психолого-педагогического сопровождения.
-совершенствовать организацию учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

- продолжить работу по сохранению контингента учащихся.
- продолжить выявление и оказание поддержки одаренным детям.

 - привлекать молодежь к участию в региональных, федеральных и международных творческих конкурсах, олимпиадах и научных конференциях.


Структура и организация методической службы.

Методическое обеспечение образовательного процесса осуществляется через систему методических объединений и кафедр по одному и более предмету. Во главе стоит Методический совет, в состав которого входят директор, администрация школы, председатели методических объединений и кафедр. Председатель Методического совета заместитель директора по УВР Кадыкова О.М.

В этом году работали:

Кафедра естественно - научных дисциплин: « Химия и биология», председатель Попова О.А.- учитель биологии и экологии, Заслуженный учитель РФ;

Кафедра: « Иностранные языки и зарубежная литература»,

председатель Карпова Н.Н.- заместитель директора по иностранному языку.

Методическое объединение учителей русского языка и литературы, председатель Анушкевич И.Г.- учитель русского языка и литературы, Почётный работник общего образования РФ.

Методическое объединение учителей естественно - математического цикла, председатель Горнобатова Н.Н.- учитель математики.

Методическое объединение учителей гуманитарного цикла,


председатель Белова Г.М..- учитель истории и обществознания.

Методическое объединение учителей начальной школы,

председатель Леницкая О.А.- учитель начальной школы.

Методическое объединение учителей информатики,

Председатель Пожидаева З.А. заместитель директора по ИКТ.

Кафедра учителей физической культуры,

Председатель Круглова В.В. учитель физической культуры, Заслуженный учитель РФ.

Методическое объединение учителей социо-гуманитарного цикла,

Председатель Зрнич С.В. педагогог дополнительного образования.


Методическое обеспечение также осуществляли творческие лаборатории по основным направлениям развития, временные творческие группы.

Ядром методической службы является Методический совет, как универсальный управленческий элемент.

Задачи, которые решает Методический совет:

диагностика состояния методического обеспечения УВП и методической работы школы;

разработка новых методических технологий организации УВП;

создание и организация работы творческих (постоянных и временных) групп и других объединений учителей.

Деятельность методического совета школы наполнена следующим содержанием:

формирование целей и задач методического обеспечения УВП и методическая учеба кадров.

определение содержания, формы, методов повышения квалификации педагогических кадров.

осуществление планирования, организации и регулирования методической учебы, педагогических кадров, анализ и оценка её результатов.

решение педагогических проблем, связанных с методическим обеспечением УВП и методической учебы.

разработка системы мер по изучению педагогической практики, обобщению и распространению педагогического опыта.


Методический совет реализует задачи методической работы, поставленные на текущий год, участвует в составлении и утверждении плана методической работы школы, в выпуске методических бюллетеней, информирует учителей о новинках педагогической литературы, о передовом опыте учителей.

Методический совет:

координирует и контролирует работу методических объединений, кафедр, объединяющих учителей различных специальностей;

рассматривает актуальные проблемы, от решения которых зависит эффективность и результативность обучения и воспитания учащихся образовательного учреждения;

рассматривает инновации, нововведения, новшества, представляемые руководителями методических объединений, анализируя их ход, результаты;

анализирует результаты работы методических объединений, кафедр;

оказывает помощь руководителям методических объединений в изучении результативности работы отдельных педагогических коллективов, методических объединений, кафедр;

способствует совершенствованию профессионального мастерства учителей, росту их творческого потенциала;

Положение о методическом совете утверждается решением педагогического совета и приказом директора школы.

Методическая работа осуществляется в различных формах:

- тематические педагогические советы;

- заседания методических объединений;

- теоретические семинары по инновационной деятельности;

- научно-практические конференции;

- круглые столы;

- открытые уроки и их экспертиза;

- проектные недели;

- предметные дни, недели;

- индивидуальные целевые консультации;

- накопление и систематизация материала для индивидуальной методической папки;

- работа над темой самообразования.

Методическая тема школы: « Использование развивающих образовательных технологий обеспечивающих становление личности ученика и раскрытие его индивидуальных способностей».


В текущем учебном году работа была конкретизирована по следующим направлениям:

- усиление работы по методическим темам;

- индивидуальное планирование деятельности учителя с учётом элементов социализации и рефлексии опыта работы;

-систематизация портфолио, начать переход на электронное портфолио;

- повышение педагогического мастерства;

- совершенствование профессиональных педагогических компетенций;

- участие в профессиональных конкурсах;

- инновационная деятельность на уроке;

- информатизация образовательного процесса;

- информатизация в управлении учебной деятельностью;

- исследовательские компетенции учащихся – как результат образовательного процесса;

- обеспечение разностороннего развития личности каждого ученика.

Цель управления образовательным процессом создать условия, обеспечивающие разностороннее развитие личности каждого школьника.

Результаты обучения:

- социализация личности

- качество компетенций

- степень успешности личности

- конкурентоспособность

- само – удовлетворённость

- повышение качества образовательного процесса;

- информатизация образовательной среды;

- расширение инновационных процессов;

- экспериментальная деятельность.

Эти вопросы вошли в повестку заседаний Методического Совета школы, которые стали формой управления, контроля, взаимодействия всех подразделений методической службы.

Повестка заседаний Методического Совета:

Мероприятия на текущий учебный год.


Система методической работы в 2010-2011 учебном году.

Экспериментальная деятельность и её задачи.

Подготовка к окружному семинару система работы с одарёнными детьми.

Проблема социализации опыта учителя.

Анализ работы с методической темой учителя, м /о или кафедры.

Взаимопосещение уроков как форма педагогической поддержки учителя. Работа с молодыми учителями .

Анализ урока, особенности урока (предмет).

Теоретический разбор урока.

Целевые посещения уроков (домашнее задание; методика опросник индивидуальная работа с учащимися…).

Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет.

При планировании тем педагогического совета выбирались проблемы, разрешение которых способствовало повышению уровня учебно-воспитательной работы, внедрению в практику достижений науки, включению педагогов школы в научно-исследовательскую работу.

В 2010/2011 учебном году было проведено четыре тематических педсовета:

- Качественная образовательная среда как условие развития интеллектуального и творческого потенциала детей;

- Качество образования второй ступени (5-9 классы);

- Соответствие результатов образовательной деятельности московскому стандарту качества;

- Мониторинг образовательной среды, проблемы ВШК.

Принимая решение педагогических советов, коллектив стремился избрать новые подходы, современные технологии в решении задач образования и воспитания.

Основным мероприятием методической службы стала традиционная инновационная неделя.

План инновационной недели (с 28 февраля по 11 марта 2011г.)

Дата


Мероприятие

Место/время

проведения

Участники

Ответственные

28.02

Открытие недели.

Теоретический семинар:

«Деятельностный подход в образовании».

Кадыкова О.М.


Мастер – классы:

1. Сержантова Л.Б.

2. Демидова Е.В,

3. Осьмакова Г.Г.


Демидова Е.В.

Психологические аспекты урока.

Конференц-зал

15.30



Учителя- предметники



Кадыкова О.М.

Председатели

М/ О и кафедр

01.03

День начальной школы.

Открытые уроки учителей

1 – ых классов.


Открытые уроки.

Нач школа


По графику

Учителя нач школы

Алаторёва Т.В.


Кадыкова О.М.

Председатели

М/ О и кафедр

02.03

День начальной школы. Открытые уроки учителей 1 – ых классов.

Круглый стол. Обсуждение уроков.


Открытые уроки.

Нач. школа.


По графику

Учителя нач школы


Учителя- предметники

Алаторёва Т.В. Кадыкова О.М.


Председатели

М/ О и кафедр

03.03

Окружной семинар по дополнительному образованию.


«Система дополнительного образования «.


Открытые уроки.


Конференц-зал 15.00


По графику

Педагоги доп. образования


Учителя- предметники

Вельская Е.В.


Кадыкова О.М.

Председатели

М/ О и кафедр

04.03

Открытые уроки.


Праздничный концерт.

По графику


Актовый зал

Учителя- предметники

Кадыкова О.М.

Председатели

М/ О и кафедр

Зрнич С.В.

05.03

Широкая масленица.


Нач. школа.

9.00-12.00




Лукина И.В.

09.03


Открытые уроки.

По графику

Учителя - предметники

Кадыкова О.М.

Председатели

М/ О и кафедр

10.03

День воспитательной работы.

Совещание по проблеме воспитательной работы в ЦО.


Открытые уроки.


Родительские собрания

4-9 классы.

Конференц-зал

15.30


По графику


18.00

Весь коллектив

Учителя- предметники


Классные руководители.

Демидова Е.В.

Администрация.


11.03

Мастер-класс по физической культуре

Спортзал 16.00

Учителя предметники и классные руководители

Круглова В.В.

Кириллов А.Б.



График проведения открытых уроков на инновационной неделе.

28 февраля – 10 марта 2011 г.

Да

та

№ урока

Ф.И.О. Учителя

Предмет

Класс

Каб.

Тема урока

Ответственный

за анализ урока

Тип урока

01

03

2

Ильиных Е.А.

Обучение грамоте

1 «Г»

Нач. школа

Словообразование.

Выразительное чтение. К.


Чуковский «Путаница».

Алаторёва Т.В.

Храмова Л.В.

Урок с использованием ИКТ

3

Блохина Н.М.

Математика

1 «В»

Нач. школа

Числа от 1 до 10.


Алаторёва Т.В.

Храмова Л.В.

Закрепление

темы

0203

2

Виноградова А.А.

Окружающий мир

1 «Б»

Нач. школа

Насекомые, птицы, рыбы, звери.

Алаторёва Т.В.

Храмова Л.В.

Урок с использованием ИКТ

3

Куделина Г.С.

Обучение грамоте

1 «А»

Нач. школа

В гостях у сказки.

Алаторёва Т.В.

Храмова Л.В.

Урок с использовани ем ИКТ

6

Ужанцева Т.А.

Английский язык

7 «В»

314

Окружающая среда и национальные парки

Карпова Н.Н.

Мелентьева О.Ю.




0303

2

Тарасова Н.А.

Окружающий мир

3 «А»

205

Человек часть живой природы.

Алаторёва Т.В.

Храмова Л.В.

Изучение нового материала


3

Нарышкина Н.Г.

Английский язык

7 «Б»

413

Америка и американцы.

Карпова Н.Н.

Мелентьева О.Ю.

Изучение нового материала

5

Нуйкина Н.С.

Математика

5 «А»

23

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Кряжева И.В.

Горнобатова Н.Н.

Урок обобщения.

0403


2

Мелик – Заде Н.Х.



Английский язык


5 «А»


404



Морские животные.

Карпова Н.Н.

Мелентьева О.Ю.

Изучение нового материала

3

Мошняга Т. В.

Математика

4 «Б»

208

Деление на трёхзначное число.

Алаторёва Т.В.

Храмова Л.В.

Интегрированный урок


4


Осьмакова Г.Г.


Биология

7»Б»


406

Общая характеристика класса птиц. Внешнее строение птицы.


Попова О.А.

Комбинированный урок

5

Денисьева О.И.

Сычёва Л.Н.

Воспитательное мероприятие

7 «А»


6 «В»

Арт- кафе

Интеллектуальная игра, посвящённая 50 - летию полёта человека в космос.

Демидова Е.В.

Игра

0903

3

Сорочихина Т.М.

Химия

9 «Б»

32

Коррозия металлов

Попова О.А.

Изучение нового материала

1003

2

Куликова Е.В.

информатика

7 «Б»

411

Моделирование в КОМПАС – 3Д.

Пожидаева З.А.


Урок обобщения

5

Вердиян А.Н.

литература

7 «Б»

15

Жить по законам человечности по рассказу Платонова А.П. « Юшка».

Анушкевич И.Г.


Урок- размышление

6

Шумакова Е.В.

Воспитательное мероприятие

2 «Г»

Нач. школа

Интеллектуальная игра: « Самый умный».

Начало 13.50

Лукина И.В.

Игра


Инновационная неделя центральное мероприятие в школе, мероприятия посещают более 85 % педагогического коллектива; участвуют более 50 %; в экспертизе участвуют 25% учителей и администрации. По итогам посещения уроков было проведено совещание и представлены справки. Материалы недели размещены на общем школьном ресурсе.

Итоги инновационной недели.

Преобладали формы работы: открытый урок, воспитательные мероприятия

теоретический семинар, мастер- класс, тематическое совещание, рефлексия результата.

Количественный анализ:

Открытые уроки: 14

Воспитательные мероприятия: 4

Окружной семинар:1

Теоретический семинар:1

Совещания на тему: 2

Мастер- класс: 8

Всего участников - 82

Учителей предметников - 71

Администрация - 11

Приняли участие в мероприятиях недели всего: 38

Посетило мероприятия: 32 и 23

Посетили открытые мероприятия в среднем по 6 человек

Не посетили и не приняли участие: 14

Анализ уроков:

Что анализировали?

Система преподавания

Формирование компетенций

Корпоративность

Деятельностный подход

Рефлексия на уроке


Ученическое исследование

Самоанализ

Интересно было представлено: работа с мотивацией, адаптация цели урока, домашнее задание, опережающее задание, индивидуальное задание.

Не было на открытых уроках: опроса по домашнему заданию, планирования оценивания, уровневой дифференциации, индивидуальной работы с различными категориями учащихся.

Очень мало использованы: корпоративность, использование алгоритма,

творческие задания, практический результат деятельности, учёт возрастных особенностей учащихся, время на уроке, виды контроля.

Хорошо представлено: содержание урока, использование ИКТ, оформление, раздаточный материал, работа с тетрадями, взаимоотношения учителя и ученика.

Замечания: работа на уроке только с сильными учащимися, продолжение урока после звонка, несоответствие организации урока его содержанию,

традиционность деятельности, несоответствие содержания урока уровню классного коллектива.

Выводы: необходимо разнообразить тип урока, применение корпоративных

методов организации деятельности на уроке, инновационность, более тесная связь с экспериментом, межпредметные связи, надпредметные навыки.

Результаты экспертизы уроков:

Положительные черты: технологичность, целеполагание, организация мотивации, субъективность, вариативность видов деятельности, самоорганизация, научность, интенсивность, консультативная функция.

Выявленные проблемы: несоответствие содержания с уровнем развития учащихся; преобладающая репродуктивность, временная дифференциация урока, отсутствие рефлексии, отсутствие оценок, единственность урока, отсутствие примата социализации знаний.

Выявленные противоречия: как используются ИКТ, как происходит подготовка к уроку, выбор форм и содержания урока и их соответствие.


Внутришкольный контроль.

ВШК в 2010-2011 учебном году был дифференцирован по принципу уровня осуществления, часть традиционных вопросов осталась за администрацией школы, а часть была делегирована методическим объединениям и кафедрам. Цель заключается в повышении качества контроля и проведении тематических мониторингов, расширения числа участников мониторинга и созданию условий для создания системы консалтинговой службы, т.е. выявлению проблемных ситуаций и поиску путей их решения.


М/О, кафедра

Тема

Кто осуществляет

Методическое объединение учителей русского языка и литературы.


Структура урока.

Система проверки тетрадей.

Проверка домашнего задания,

объём домашнего задания.


Председатель М/О


Система работы с текстом.

Информатизация.

Подготовка к ЕГЭ.

Администрация

Методическое объединение учителей предметов естественно - научного цикла.


ТБ при выполнении практических и лабораторных работ. Проверка домашнего задания, объём домашнего задания.

Персональный контроль молодых учителей.



Председатель М/О

Элементы ученического исследования на уроках.

Информатизация.

Подготовка к ЕГЭ.

Администрация

Методическое объединение учителей предметов гуманитарного цикла.


Структура урока.

Система проверки тетрадей. Проверка домашнего задания, объём домашнего задания.

Система работы с картой и документом.


Председатель М/О

Система работы с текстом.

Формы контроля знаний (тестирование).

Информатизация.

Подготовка к ЕГЭ.

Администрация

Методическое объединение учителей предметов социокультурного цикла.


Структура урока.

Система проверки тетрадей.

Председатель М/О

Информатизация.



Администрация

Методическое объединение учителей информатики и информационных технологий.


Структура урока.

Система проверки тетрадей.

Председатель М/О

Формы контроля знаний.

Персональный контроль.

Администрация

Методическое объединение учителей начальной школы.


Структура урока.

Система проверки тетрадей.

Методический и дидактический материал.

Председатель М/О

Система работы с текстом.

Элементы ученического исследования на уроках.

Администрация

Кафедра биологии и химии.


Дидактические принципы в преподавании биологии и химии.

ТБ при выполнении практических и лабораторных работ.

Структура урока.

Система проверки тетрадей. Проверка домашнего задания, объём домашнего задания.


Председатель М/О

Информатизация.

Подготовка к ЕГЭ.

Элементы ученического исследования на уроках.


Администрация

Кафедра иностранного языка и зарубежной литературы.


Структура урока.

Система проверки тетрадей. Система контроля знаний

Председатель М/О

Элементы ученического исследования на уроках.

Система работы с текстом. Информатизация.

Подготовка к ЕГЭ.

Администрация

Кафедра физической культуры и спорта.

Посещение уроков физической культуры.

Председатель М/О

Планирование уроков, индивидуальный подход в преподавании физической культуры.

Администрация

Был разработан и проводился внутришкольный мониторинг, одним из направлений которого является отслеживание качества обучения учащихся школы. Внутришкольный контроль носил системный характер, осуществлялся в виде плановых, оперативных проверок, мониторинга, административных работ. Мониторинг проводился как по промежуточным, так и по конечным результатам. Мониторинг включал в себя проверку и оценку количественного сопоставления полученных результатов, определение качественных особенностей обученности учащихся.

Работа по совершенствованию мониторинга велась по следующим направлениям:
1. Собеседование по составлению тематического планирования.
2. Диагностика контрольных работ в 5-10 классах, в результате которой выявляется, как в основном учащиеся осваивают программы начальной и основной школы. Анализ контрольных работ позволил спланировать индивидуальные занятия с учащимися.
3. Сложилась система промежуточного контроля, которая включает:
- административные контрольные работы по окончании каждого полугодия. По результатам контрольных работ выявляются типичные ошибки, которые обсуждаются на МО и вносятся перспективы планирования;
- срезы знаний по предметам, по параллелям, тесты по мере изучения больших тем, тематические зачеты по уровневой дифференциации. Анализ результатов позволяет оперативно корректировать деятельность учителей.
4. Особое внимание в работе методических объединений  и администрации уделяется совершенствованию форм и методов организации урока.

 Основными направлениями посещений уроков были:

- владение преподавателями организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями;

- владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся;

- использование разнообразных структур урока в соответствии с его целями и задачами;

- работа над формированием навыка самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время;

- формирование общеучебных и специальных умений и навыков;

 - системность использования учителями – предметниками средств технического обучения и информационных технологий в учебно- воспитательном процессе.

- использование на уроке учебной и дополнительной литературы;

- здоровьесберегающие технологии на уроке.

5. Проводились индивидуальные беседы с учителями по организации и проведению уроков. Учителями математики, русского языка, географии, истории, химии, английского языка, физики была выполнена работа по методическому обеспечению ГИА.


По плану ВШК администрацией школы осуществлялся контроль по следующим блокам плана:


  • Контроль за ведением документации;

  • Контроль за качеством ЗУН (в общеобразовательных и профильных классах);

  • Контроль за уровнем преподавания предметов;

  • Контроль за объёмом выполнения учебных программ;

  • Контроль за подготовкой к государственной итоговой аттестации, как к традиционной, так в новой форме и ЕГЭ;

  • Контроль за успеваемостью обучающихся;

  • Контроль за посещаемостью обучающихся учебных занятий;

  • Контроль за осуществлением преподавания на дому;

  • Контроль за организацией воспитательной работы.

Контроль осуществлялся как в форме инспектирования, так и в форме оказания методической помощи. План внутришкольного контроля корректировался по мере необходимости. Осуществление контроля сопровождалось соблюдением его основных принципов: научности, гласности, объективности, цикличности, плановости.

Анализ качества открытых уроков и посещенных уроков в рамках внутришкольного контроля позволил создать портрет коллективного урока. Мониторинг качества урока показал, что в основном учителя оптимально сочетают фронтальную и индивидуальную формы работы. Значительно реже  организуются коллективные формы сотрудничества: парные и групповые. Субъект – субъективные формы учебной деятельности наблюдаются на уроках в начальной школе, на уроках биологии, английского языка, географии, химии, информатики, литературы. Большинство учителей уверено владеют учебным материалом, демонстрируют правильную выразительную речь, но не всегда обращают внимание на монологическую речь учащихся. Значительное место на уроках отводится самостоятельной познавательной деятельности. Лишь не многие педагоги создают  условия для осуществления самоконтроля, самооценки учащихся. Довольно часто  организуется ситуация взаимопомощи (особенно в начальном звене), что способствует формированию социальной активности учащихся.


Практическую направленность, создание ситуации выбора для учащихся можно наблюдать на уроках учителей начальной школы, химии, биологии, английского языка, литературы. Многие учителя используют элементы проблемного, коммуникативного, индивидуализирующего, развивающего обучения. На большинстве уроков изложение характеризуется яркостью, образностью, используется жизненный опыт учащихся. Преимущественный характер учебной деятельности репродуктивный, конструктивный, реже  творческий.

Определенные недостатки в организации учебно-воспитательного процесса отмечаются у  специалистов, имеющих небольшой стаж работы  и новых учителей, которые адаптировались в новом коллективе не полностью. Поэтому в будущем учебном году администрации школы необходимо продолжить целенаправленную работу с данной категорией учителей. Считать проблемными:


  1. Формирование у учащихся новых форм учебной деятельности: самоанализ, рецензирование, прогнозирование учебной деятельности.

  2. Рефлексивное обучение (оценка учащихся полезности урока, своего психологического состояния).

  3. Использование динамических дидактических материалов: аудио, видео, компьютеров.

  4. Использование здоровьесберегающих технологий: в том числе динамических пауз, своевременное завершение урока.

  5. Не на всех уроках учащимся предоставляется возможность высказаться, по - рассуждать, часто  наблюдаются ответы в виде чтения с листа.

  6. Нередко оценки выставляются немотивированно или вообще без комментариев, после звонка.

  7. Учителя достигают запланированных целей, не всегда используя дифференциацию обучения, т.е. затрудняются правильно распределить задания, определить степень участия каждого ученика и получить качественный результат.



По итогам года каждый учитель заполнил

традиционную анкету – опросник.

Вопросы для самоанализа деятельности учителя - предметника


в 2010-2011 учебном году.

Цель: Самоанализ и экспертиза деятельности учителя за отчётный период, подведение итогов работы за год, анализ деятельности методической службы школы.

Общие сведения:

Ф.И.О.(полностью)

Дата, месяц, год рождения

Должность

Предмет

Стаж: общий

педагогический

в данном учреждении

Образование

Что окончил

Дата окончания

Факультет

Специальность

Квалификация по диплому

Награды

Звания

Категория






Учитель

Администратор

Категория







Дата последней аттестации








Окончание срока действия










Награды за 2010-2011 год


Дата

Чем награждены (полностью)











Методическая тема: _________________________________________________________________



Курсы повышения квалификации 2010-2011 г.г.


Дата

Тема курсов

Учреждение

Кол-во часов

№ удостоверения
















Личные достижения за 2010-2011 г.г.

Участие во внутришкольных мероприятиях ( полное название , форма участия)



Мероприятие

Форма участия

Тема

Дата точная
















Участие в окружных, городских, всероссийских мероприятиях





Мероприятие

Форма участия

Тема

Дата точная

Участие и победы в городских, окружных и других конкурсах, олимпиадах




Ф.И.

ученика



Класс


Предмет

Название

конкурса, олимпиады

Тема

работы


Статус


Место

или участие


























Публикации :



Название

Где опубликовано

Дата









Участие в конкурсах педагогического мастерства:


Дата

Название конкурса

Форма участия











Какими материалами пополнилось портфолио учителя:


Название

Форма








Почти все учителя заполнили анкету и по итогам этой работы председатели м/о и кафедр сделали сводный отчёт. Форма отчёта была общая для всех.


Отчёт о работе М/О в виде справки.

Название М/О, кафедры.

1. Портфолио. Зафиксировать наличие. Проверка после 10 июня

2. План самообразования. ( Приложить).

3. Итог работы над методической темой каждого учителя.




Ф.И.О. Учителя

Что представлено?

4. Взаимопосещение уроков.




Ф.И.О. Учителя

Какие уроки посетил?

5. Предметные олимпиады: Участие и победы.




Ф.И.О. Учителя

Участие

кол-во учащихся

Победы

кол-во учащихся

6 .Конкурсы .Участие и победы.




Ф.И.О. Учителя

Участие

кол-во учащихся

Победы

кол-во учащихся

7.Открытые уроки.

Дата


Ф.И.О. Учителя

Класс

Тема

Предмет

Мероприятие

8. Повышение квалификации 2010 - 2011 уч год.

Список кто посещал.

Документ об окончании сдать.

9. Поощрения: ( Грамоты, благодарности и др.) 2010-2011 г.г.

Список.



Ф.И.О. Учителя

Кол-во

10. Участие в мероприятиях



Ф.И.О. Учителя

Внутришкольные

Сколько раз

Округ Сколько раз

Город Сколько раз

Россия Сколько раз

11. Посещение мероприятий.



Ф.И.О. Учителя

Внутришкольные

Сколько раз

Округ Сколько раз

Город Сколько раз

Россия Сколько раз

12.Рефлексия опыта работы.

Ф.И.О. Учителя


Какой материал может обобщить

Форма для обощения

13. Трансляция опыта: сейчас!!!!



Ф.И.О. Учителя

Что

В какой форме


Все отчёты представлены в приложении .

Выводы по анкетированию:

  1. Портфолио имеет каждый учитель, и оно постоянно пополняется разнообразными материалами.

  2. Планы самообразования есть у каждого учителя, они храняться в портфолио и в папке М/О и кафедр.

  3. Итоги работы над методической темой в основном формальны и ограничиваются внутри школьным уровнем.

  4. Взаимопосещение уроков. Наиболее четко этот процесс был организован кафедрой биохимии, иностранного языка и зарубежной литературы, методическим объединением учителей начальной школы. Все м/о и кафедры имеют планы взаимопосещения уроков, планы посещения уроков молодыми специалистами более опытных учителей, также планы проведения открытых уроков и графики их посещения.

  5. Этот пункт позволяет спедить за количеством участников олимпиад на различных уровнях. Данные в приложении.

  6. Самыми результативными на конкурсах стали учащиеся, подготовленные учителями: Поповой О.А., Анушкевич И.Г., Стрельцовым В.Н., Иванова Л.А., учителями физической культуры – у них по нескольку победителей. Есть устойчивая группа учителей которые не имеют победителей уже несколько лет: Сиротенко С.А., Соколова Л.А. Абрамян Е.Л., Бизикина И.В., Горнобатова Н.Н., Осьмакова Г.Г., Головко О.В., Горбунова Л.Н..

Самые результативные кафедра биологии и химии, физкультуры


и спорта, английского языка, М/О русского языка и литературы,

предметы социокультурного цикла. Данные в приложениях.


  1. Количество открытых уроков недостаточно, они приурочены к

мероприятиям, а основой по обмену опытом не являются в полной мере.

8. Цель пункта собрать данные о посещении курсов.

9. Поощрения в течение гола получили 56 учителей. Некоторые получили от 5 до 10 грамот.

10. Итоги в приложении.

11. Мероприятия, вне стен школы посещают очень мало, активность низкая.

12 и 13. Анализ показал, что многие учителя готовы к обобщению наработанного материала, что позволяет уже в сентябре сформировать сборник из опыта работы.

Анализ работы методических объединений и кафедр.

Каждое методическое объединение имеет свою методическую тему и свой план работы, в соответствии с единой методической темой и целью методической службы школы, в своей деятельности ориентируется на организацию методической помощи учителю.

Методические темы предметных М/О и кафедр.



Название М/О

Кафедры

Руководитель

Методическая тема

Методическое объединение учителей естественно - математического цикла

Горнобатова Н.Н.

Система непрерывной подготовки к ЕГЭ и ГИА.

Кафедра естественно - научных дисциплин:

«Химия и биология»

Попова О.А.

Основные дидактические принципы, используемые в ходе реализации образовательных технологий с целью формирования гармоничной творческой личности ученика.


Кафедра учителей физической культуры и спорта

Круглова В.В.

Внедрение элементов здоровье сберегающий технологий в системе преподавания физической культуры.

Кафедра:

« Иностранные языки и зарубежная литература»


Карпова Н.Н.

Формирование инновационной среды, позволяющей непрерывно развивать языковую личность ученика, совершенствовать учебно - воспитательный процесс.

Методическое объединение учителей русского языка и литературы

Анушкевич И.Г.

Поиск методических путей решения проблемы общей речевой культуры учащихся.

Методическое объединение учителей социо - культурного цикла


Зрнич С.В.

Индивидуализация обучения как условие комфортности образовательной среды.

Методическое объединение учителей начальной школы


Леницкая О.А.

Обеспечение методических и дидактических условий при переходе на новые образовательные стандарты.

Методическое объединение учителей гуманитарного цикла

Белова Г.М.

Формирование ценностно -деятельностных компетенций учащихся на уроках предметов гуманитарного цикла

Методическое объединение учителей информатики

Пожидаева З.А.


Информатизация учебного процесса.



Все  методические  объединения  работали  удовлетворительно, каждым  из  них  проведено  5 – 6  заседаний, на  которых  рассматривались  как  теоретические  вопросы, так  и  практические, связанные  с  темой  школы, с  практикой  обучения  и  воспитания  школьников.

На  заседаниях  МО  изучена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», проекты новых образовательных стандартов, новая процедура аттестации педагогических кадров на первую и высшую категории, обсуждались  вопросы  взаимопосещения  уроков, результаты работы с одаренными и способными учащимися, проводились  обзоры  новинок  методической  литературы, заслушивались  отчёты  учителей  по  работе  над  методической  темой. Обсуждаются результаты ВШК, проведенных контрольных срезов, контрольных работ, пробных тестирований в новой форме ГИА и намечаются пути по ликвидации возникающих у учащихся затруднений, рассматриваются наиболее сложные вопросы теории и практики по предмету.

Проанализировав работу методических объединений, следует отметить, что все они работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. В методических объединениях успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам. Были рассмотрены и обсуждены демонстрационные варианты  экзаменов по русскому языку  и  математике, по предметам, вынесенным на экзамены по выбору  в 9 классе по новой форме, проанализированы итоги прошлогодней  государственной (итоговой) аттестации  выпускников.


Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам были нацелены на обработку базовых знаний, а так же расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.

В методических объединениях каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений, методическом и педагогических советах школы.

В методических объединениях успешно решаются проблемы преемст-венности между разными ступенями обучения и между разными классами в рамках одной ступени путем своевременной координации программно-методического обеспечения, взаимопосещений уроков, обмена информацией на заседаниях методических объединений, проведения совместных общешкольных мероприятий и административных совещаний.

Наиболее эффективной можно считать работу методических объедине-ний учителей начальных классов, русского языка и литературы и всех кафедр . Что подтверждается конечными результатами их деятельности: качество обученности учащихся, количество призеров олимпиад и конкурсов, общий уровень организации УВП, участие в методической работе округа и города.

Методическим объединениям были даны рекомендации по самоанализу урока и классного часа с позиции личностно - ориентированного обучения, методике обобщения опыта работы, методикам анализа современного урока с позиции личностно- ориентированного обучения.

Рекомендации:
1. Предложить методическим объединениям делать основой своей дея-тельности работу по созданию межпредметных алгоритмов по основным темам учебного материала.
2. Более тщательно и конкретно внедрять работу по освоению, обобщению и внедрению в практику передового опыта.
3. Особое внимание уделять совершенствованию форм и методов орга-низации урока.

4. Уделять большее внимание работе с учителями, имеющими небольшой педагогический опыт.

5. Готовить к печати материал по темам самообразования, интересным формам и методам работы.

Аттестация педагогических кадров.

С 1 сентября 2010 года работала аттестационная комиссия по присвоению второй квалификационной категории.

По итогам аттестационной экспертизы вторая квалификационная категория была присвоена:

Кургановой Евгении Владимировне по должности тренер- преподаватель;

Куликовой Евгении Васильевне по должности учитель информатики;

Городничей Лилии Константиновне по должности учитель физики;

Чичковой Майе Игоревне по должности учитель физической культуры;

Петуховой Вере Владимировне по должности учитель – логопед.

Была проделана работа по уточнению сроков очередной аттестации всех педагогических, составлены списки и сведения поданы в отдел аттестации в НМЦ. Проведены консультации по разъяснению новых правил проведения аттестации, материалы доступны каждому учителю.

Курсовая подготовка педагогических работников.

Курсы посещали 49 учителей, все успешно завершили курсовую подготовку, организован сбор документов об окончании курсов, они переданы в отдел кадров. В мае - июне была организована запись на курсы в 2011-2012 г.г. и сформирован основной приказ о направлении на курсы.

Прослеживается положительная динамика посещения курсов:

2010-11 г.г. – 49 учителей

2009-10 г.г. – 38 учителей;

2008-09 г.г. – 36 учителей.

Второй год учителя пользуются возможностью заниматься на курсах дистанционно ( Пожидаева З.Н., Горшкова О.Л., Айсин И.Р.).


Анализ работы с молодыми специалистами

В школе работали в 2010-2011 учебном году 5 молодых специалистов и два учителя с небольшим стажем работы.

Их работе уделялось особое внимание со стороны администрации школы, опытных учителей. За молодыми специалистами были закреплены наставники:





п/п

Ф.И.О молодого специалиста

Должность

Наставник

Должность

1.

Чичкова М.И.

Учитель физической культуры

Круглова В.В.

Учитель физической культуры

2.

Морозова М.Ю.

Учитель немецкого языка

Карпова Н.Н.

Учитель

английского языка.

3.

Петухова В.В.

Учитель логопед

Алаторёва Т.В.

Заместитель директора по УВР

4.

Ильина М.Ю.

Социальный педагог

Вельская Е.В.

Заместитель директора по дополнительному образованию

5.

Фельдшерова Е.Г.

Учитель информатики

Пожидаева З.А.

Заместитель директора по ИКТ

6.

Шмелёв А.С.

Учитель математики


Горнобатова Н.Н.

Учитель математики

7.

Городничая Л.К.

Учитель физики

Иванова Л.А.

Учитель физики



Опытные учителя оказывали им необходимую методическую помощь, были организованы теоретические занятия по следующим вопросам: самоанализ урока, методические требования к современному уроку, ведение школьной документации, постановка задач урока, составление календарно- тематического планирования и др. Было организовано взаимопосещение уроков молодых специалистов и учителей с большим педагогическим опытом.

С целью оказания помощи в освоении и внедрении современных технологий проводились консультации и беседы, посещались уроки молодых специалистов. Особое внимание в работе с молодыми специалистами уделялось их индивидуальным запросам. Все это способствовало повышению профессионализма учителя, овладению методами развивающего обучения и различными приемами работы по формированию учебных умений и навыков, самооценки и взаимооценки учащихся. Молодые специалисты охотно знакомятся с новыми программами и учебниками, работают в тесном контакте с учителями-наставниками, посещают уроки, внеклассные мероприятия с целью изучения, освоения и внедрения педагогического опыта.

Однако молодыми учителями недостаточно используются индивидуальный подход в обучении, современные педагогические приемы и методы, слабо осуществляется контроль ЗУН. Молодым учителям были даны рекомендации:


  • стимулировать учебно-познавательную деятельность школьников, используя личностно - ориентированные технологии;

  • использовать разнообразные формы и приемы организации учебной деятельности;
  • осваивать новое содержание образования, образовательных стандартов нового поколения;


  • совершенствовать деятельность по организации контроля и оценки качества преподавания предметов.

Таким образом, работа школы молодого учителя создает условия для привлечения молодых специалистов к активному включению в учебно-воспитательный процесс школы, помогает в освоении новых педагогических технологий, приобщает к работе по самообразованию, учит планировать и оценивать результаты своей профессиональной деятельности.

Анализ работы школы молодого учителя позволяет определить цели задачи на 2011-2012 учебный год:

Цель: создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.

Задачи:

- Развитие профессиональных навыков, педагогической техники молодых учителей, в том числе навыков применения различных средств обучения и воспитания, общения со школьниками и их родителями.

- Использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий.

- Развитие готовности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.

Общие выводы.

Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи учителям. В нашем образовательном учреждении за этот учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы.

1.  Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер, сочетается с курсовой переподготовкой, мероприятиями НМЦ, МИОО, АПК и ППРО.

2.  Повышение квалификации и мастерства учителей  позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве ЗУН учащихся, в уровне развития и воспитанности.


3.  Проводимая работа позволяет глубоко изучить личностные качества учителя классного руководителя, выявлять затруднения и недостаток в их деятельности, элементы передового опыта.

4. Тематика заседаний МО, методического совета, педагогического совета отражает основные проблемные вопросы, которые стремиться решать педагогический коллектив школы.

5.Формы и методы ВШК соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на учебный год.

Учителя    школы  не  стоят  в  стороне  инновационных  процессов  в  обучении  и  воспитании,  они используют  как  элементы  современных  технологий,  так  и  полностью  технологии, связанные  с  личностно – ориентированным  подходом  к  обучению  и  воспитанию  школьников, технологии, направленные  на  развитие  личности  каждого  ребёнка, что  находится  в  тесной  связи  с  «Программой  развития  школы», требованиями новых стандартов.

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе педагогического коллектива имеются недостатки:

-не  в  полную  меру  использовалась  такая  форма, как  взаимопосещения  уроков;

-сократилось  количество  даваемых  учителями  открытых  уроков;

- опытные учителя  школы  не  приняли  участие  в  конкурсе «Учитель  года»;

- недостаточное освоение и внедрение новых педагогических технологий и инноваций учителями школы,

- недостаточный уровень работы по обобщению передового педагогического опыта на городском и окружном уровнях,

- неготовность учителей к переоценке своих профессиональных и личностных качеств, необходимых для перехода на новый уровень, обеспечивающий качество образования;

- относительно низок уровень умений и навыков самоанализа у учителей и учащихся;

Цель методической работы: создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности, переход от подчинения к сотрудничеству и партнерству в отношениях с коллегами, учащимися.



Основные задачи методической работы на 2011-2012 учебный год:


  • продолжить работу по развитию индивидуальных способностей школьников посредством внедрения в УВП приемов личностно- ориентированного образования, использования дифференцированных форм обучения, как в процессе обучения, так и при организации воспитательного процесса;

  • способствовать повышению качества учебного занятия посредством активизации работы по внедрению в практическую деятельность педагогов современных педагогических технологий, инновационных форм обучения, информационно- коммуникативных технологий;

  • обеспечить видовое разнообразие работы с одарёнными, способными детьми, имеющими повышенную мотивацию к изучению предметов;

  • обеспечить координацию деятельности М/О и кафедр учителей – предметников начального, среднего и старшего звеньев по организации образовательной среды, способствующей успешной адаптации учащихся при переходе из сада в школу, из начальной школы в среднее звено, в профильную школу, ВУЗ и далее успешной социализации в обществе;

  • совершенствовать систему мониторинга успешности обучения школьников с целью выявления отрицательной динамики качества знаний, принятия своевременных решений по устранению недостатков в работе;

  • повысить уровень теоретических, методологических знаний педагогов через организацию деятельности методического совета, педагогического, психологического просвещения;

  • создать условия для саморазвития учителей, профессионального совершенствования посредством осуществления самообразовательной, рефлексивной деятельности;

  • организовать работу с молодыми учителями посредством закрепления наставников, открытых уроков и мастер -классов, индивидуальных консультаций;
  • активизировать работу по выявлению, изучению, обобщению актуального педагогического опыта учителей.


Задачи для создания инновационной образовательной среды.

Освоение новых механизмов инновационного образования.

Совершенствование системы сетевого взаимодействия.

Деятельность по реализации индивидуальной образовательной траектории.

Формирование профессиональных компетенций учителя.

Авторские модели обучения.

Информатизация труда учителя.

Разработать технологии для работы с любыми детьми,

с разными стартовыми возможностями.

Внедрение новых образовательных технологий через систему ГЭП.

Усовершенствование целевого мониторинга и диагностики .

Проведение целевых теоретических семинаров.

Создание системы экспертизы труда учителя.

Проведение открытых уроков с конкретной методической нагрузкой.

Коррекция тем самообразования.

Централизация работы с порт- фолио учителя, переход на электронный вид.