litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Аналитическая записка


по итогам единого государственного экзамена (ЕГЭ)

в образовательных учреждениях Санкт- Петербурга в 2009 году1.


Подготовлено зам. председателя КО Н.А.Заиченко


Итоговая аттестация выпускников общеобразовательных учреждений в формате ЕГЭ проводится в Санкт-Петербурге с 2004 года. Динамика «вхождения» выпускников в формат ЕГЭ по предметам следующая: в 2004 и 2005 годах – один предмет (русский язык), с 2006 по 2008 год – пять предметов (русский язык, история Россия, биология, английский, информатика и информационно- коммуникационные технологии), с 2009 года – 14 предметов.


Особенностями сдачи ЕГЭ в 2009 году являются:


  • переход единого государственного экзамена из экспериментального в штатный режим;

  • расширение перечня сдаваемых по ЕГЭ предметов с 5-ти в 2008 году до 14-ти предметов (из них два обязательных – русский, математика), т.е. в Санкт-Петербурге по 9-ти предметам ЕГЭ проводился впервые;

  • введение правила сдачи двух обязательных предметов ( русский язык и математика) и любых предметов из предложенного перечня по выбору выпускников;

  • переход Санкт-Петербурга на технологию Федерального центра тестирования ( новая процедура);

  • внесение изменений в структуру единого государственного экзамена по иностранным языкам;

  • изменения в работе Конфликтной комиссии, расширение института общественных наблюдателей.

  • увеличение контингента ЕГЭ в 2,7 раза ( по сравнению с 2008 годом).

Процедура итоговой аттестации в формате ЕГЭ включала две «волны». Первая , наиболее массовая и основная для анализа2, включала всех выпускников школ и, выпускников НПО-СПО, поступающих в вузы, вторая « дополнительная волна» ЕГЭ была организована с целью удовлетворения всех желающих, кто по разным (объективным) причинам не смог участвовать в первой волне.


Структура контингента, сдававшего ЕГЭ, представлена следующими группами участников: выпускники школ 2009 года – 87,6%

учащиеся НПО - 4,8%

выпускники прошлых лет- 7,6%

Всего в рамках ЕГЭ в 2009 году было зарегистрировано 192.848 заявлений, в том числе на основном этапе (в первой волне) зарегистрировано 84,7% из них. Всего в итоговой аттестации в формате ЕГЭ принято 116.148 человеко-экзаменов, т.е. 39,8% заявившихся на ЕГЭ не явились. В первой волне неявка составила около 25,0% .


В разрезе предметов процент «неявки» выглядит следующим образом:

Таблица 1.



Предмет

% неявки

1

Русский язык

18,9

2

Математика

17,6

3

Физика

31,3

4

Химия

36,3

5

Информатика, ИКТ

31,8

6


Биология

33,2

7

История

42,6

8

География

46,3

9

Английский язык

34,8

10

Немецкий язык

33,8

11

Французский язык

26,1

12

Обществознание

27,2

13

Испанский язык

34,5

14

Литература

43,0




Всего

39,8

Выделение инвариантой (русский язык и математика) и вариативной (другие 12 предметов) части ЕГЭ должно было, по смыслу концепции ЕГЭ, создать условия для выбора выпускниками тех необязательных предметов для итоговой аттестации, в которых выпускники наиболее успешны; эти предметы необходимы для поступления в вуз и они являются профильными в соответствующем классе старшей школы, или же сама школа по статусу является профильной (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов).


Сопоставительный анализ по критериям «тип и вид учреждения» и «выбранный предмет для ЕГЭ», показывает, что условие, созданное процедурой ЕГЭ выпускниками использовалось не грамотно (таблица 2) и практически половина выпускников (44,9 %) города участвовало в итоговой аттестации по предметам, которые не являлись для них профильными, и, с наибольшей вероятностью по которым невозможно было получить успешный результат.


Доля участников ЕГЭ из школ повышенного статуса или профиля,

соответствующего сдаваемому предмету.

Таблица 2.



Предмет

Доля выпускников из учреждений повышенного статуса и «профильных» учреждений в соответствии с выбранным предметом (%)

1

Физика

43,1

2

Химия

37,2

3

Информатика, ИКТ

48,0

4

Биология

39,0

5

История

41,0

6


География

35,7

7

Английский язык

62,8

8

Немецкий язык

85,6

9

Французский язык

85,4

10

Обществознание

42,5

11

Испанский язык

93,2

12

Литература

48,0




Всего по предметам «по выбору»

55,1


Представление о среднем уровне подготовленности петербургских школьников 2009 года3 к сдаче ЕГЭ в сравнении со среднероссийскими показателями выпускников, можно получить при сравнении «среднего предметного балла» 2009 года (таблица 3.)


Сравнительная характеристика среднего балла «СПб-РФ»

по результатам ЕГЭ в 2009 в разрезе предметов.


Таблица 3.



Предмет

Средний балл

По СПб


Средний балл по РФ

1

Русский язык

57,96

56,49

2

Математика

42,76

43,22

3

Физика

47,38

48,81

4

Химия

51,65

54,81

5

Информатика, ИКТ

57,44

56,33

6

Биология

52,8

52,32

7


История

44,73

48,0

8

География

47,38

49,65

9

Английский язык

63,47

59,37

10

Немецкий язык

56,73

43,66

11

Французский язык

62,35

58,87

12

Обществознание

56,87

56,77

13

Испанский язык

73,11

74,64

14

Литература

44,66


52,46



следующая страница >>