litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


АНАЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

================================================================================================================================================================================


Справочно-аналитические материалы на тему:

«Государственная молодёжная политика

и межкультурный диалог»


Межкультурный диалог как элемент сближения стран и народов


Совет Европы о развитии межкультурного диалога


С точки зрения Совета Европы, многообразие культур - одно из ключевых условий существования современного общества. Благодаря развитию межкультурного диалога1, многообразие культур становится источником взаимного духовного обогащения и способствует укреплению взаимопонимания, примирения и терпимости.

В ходе Первого саммита глав государств и правительств стран-участниц Совета Европы (1993 г.) было подтверждено, что культурное многообразие является отличительной чертой богатого культурного наследия Европы и что толерантность гарантирует построение открытого общества. Результатом этого саммита стал ряд инициатив, включая Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств (1995 г.), создание Европейской комиссии против расизма и нетерпимости и развёртывание Общеевропейской молодёжной кампании против расизма, антисемитизма, ксенофобии и нетерпимости под девизом «Все различны - все равны».

Стратегический подход Совета Европы в сфере межкультурного диалога заключается в рассмотрении этого вопроса в общем контексте деятельности по защите прав человека, принципов демократии и верховенства закона, способствуя, таким образом, укреплению социальной сплочённости2 и мира.


Межкультурный диалог стал темой Опатийской декларации Конференции министров культуры стран-участниц Совета Европы 2003 года.

Министры образования посвятили свою Афинскую декларацию 2003 года вопросам межкультурного образования. Европейские министры, ответственные за вопросы молодёжи, на своей конференции в Будапеште 2005 года в качестве приоритетной избрали тематику обучения в области прав человека, всемирной солидарности, трансформации конфликтов и межрелигиозного сотрудничества.

Парламентская ассамблея Совета Европы, начиная с 1980-х годов, внесла свой вклад, приняв целый ряд рекомендаций, резолюций, проводя слушания и дебаты по разным аспектам межкультурного и межрелигиозного диалога.

На Третьей встрече глав государств и правительств Совета Европы (Варшава, май 2005 г.) было принято решение поддерживать межкультурный диалог, этот раздел был включен в принятый на саммите План действий.

В «Декларации Фару», принятой на конференции европейских министров культуры (г. Фару, Португалия, октябрь 2005 г.), была сформулирована стратегия Совета Европы по развитию межкультурного диалога.

Координатором в сфере межкультурного диалога была назначена Руководитель Генерального директората Совета Европы по вопросам образования, культуры и наследия, молодёжи и спорта Габриэлла Баттайни-Драгони3.

Совет Европы также воздействует на развитие межкультурного диалога благодаря своим мониторинговым механизмам, программам действий, сотрудничеству с международными партнёрами.

Важным механизмом мониторинга выступает Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ЕКРИ), которая отслеживает проявления расизма и все связанные с этим факты нетерпимости и дискриминации в государствах-членах, разрабатывает Общие политические рекомендации и активно работает с представителями гражданского общества по распространению знаний в данной области. ЕКРИ активно взаимодействует с секретариатом Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Агентством по основным правам Европейского союза.


Комиссар Совета Европы по правам человека играет важную роль в деле продвижения, обучения, повышения осведомлённости и уважения прав человека. Европейская комиссия за демократию через право (так называемая «Венецианская комиссия», консультативный орган Совета Европы по вопросам конституционного права).

«Центр Север-Юг» Совета Европы стал важным инструментом диалога между культурами и мостом между Европой и соседними регионами мира.

Межкультурный диалог, по оценке Совета Европы, может служить нескольким основным задачам в рамках общей цели обеспечения защиты прав человека, демократии и верховенства закона.

Межкультурный диалог является неизменной чертой всеохватывающего общества, в котором никто не чувствует себя «за бортом» и где ни к кому не относятся как к чужаку. Он является мощным средством посредничества и примирения: через критическое и конструктивное вовлечение с обеих сторон культурных границ, интеграцию и социальное сплочение межкультурный диалог может снять озабоченности, реально существующие в связи с социальной фрагментацией и неуверенностью.

Руководящими принципами осуществления межкультурного диалога являются свобода выбора, свобода самовыражения, равенство, толерантность и взаимное уважение человеческого достоинства. Успешный межкультурный диалог требует ряда качеств, развиваемых в демократической культуре, включая непредубеждённость, способность как слушать, так и говорить, способность разрешать конфликты мирными средствами и признавать обоснованность аргументов других сторон. Он способствует укреплению демократической стабильности и борьбе с предрассудками и стереотипами в жизни общества и в политической риторике, облегчает создание коалиций, включающих представителей различных культурных и религиозных сообществ и может, таким образом, помочь в предотвращении или деэскалации конфликтов, включая постконфликтные ситуации и «замороженные конфликты»4.

Содержание понятия «межкультурный диалог»



В рамках терминологии, выработанной Советом Европы, под межкультурным диалогом подразумевается «открытый и уважительный обмен мнениями на основе взаимопонимания и уважения между отдельными людьми, а также группами людей различной этнической, культурной, религиозной и языковой принадлежности, имеющими разные исторические корни.

Межкультурный диалог требует свободы и способности к самовыражению, а также готовности и способности прислушиваться к мнению других; способствует политической, социальной, культурной и экономической интеграции и сплочению многокультурных обществ; поощряет равенство, человеческое достоинство и чувство общей цели; имеет целью развитие более глубокого понимания различного мировоззрения и поведения, повышение уровня сотрудничества и вовлечённости (или свободу выбора), создание условий для развития личности, а также продвижение толерантности и уважения к другому.

Диалог действует на всех уровнях - внутри обществ, между европейскими обществами, а также между Европой и остальным миром»5.

Вместе с тем, как признаётся в подготовленной Советом Европы «Белой книге» по вопросам межкультурного диалога, «само выражение «межкультурный диалог» остаётся весьма неопределённым... Частично это связано с тем, что понятие межкультурного диалога пока ещё не вошло в общепринятый лексикон и не имеет простого определения, которое можно было бы непосредственно использовать применительно к любой конкретной ситуации. Но это свидетельствует и о действительном отсутствии ясности относительно практического значения понятия межкультурный диалог».

Межкультурный диалог - не панацея от всех зол и не даёт ответа на все возможные вопросы, сфера его применения может оказаться ограниченной. «Часто справедливо отмечается, что диалог с теми, кто отказывается от диалога, невозможен, хотя это и не освобождает открытые и демократические общества от обязательства постоянно предоставлять возможности для диалога, отмечается в «Белой книге». - С другой стороны, диалог с теми, кто готов принимать участие в диалоге, но не разделяет «наши» ценности (или разделяет их не полностью), может стать отправной точкой более длительного процесса взаимодействия, в результате которого вполне может быть достигнуто согласие по вопросу важности ценностей прав человека, демократии и верховенства закона и их практического применения».



«Религиозное измерение» межкультурного диалога


Межкультурный диалог имеет религиозное измерение. «Спектр религиозных, а также светских, взглядов на смысл жизни является частью богатого культурного наследия Европы, - отмечается в «Белой книге». - Христианство, иудаизм и ислам, с их внутренним спектром интерпретаций, оказали глубокое влияние на наш континент. Однако конфликты на почве веры имели место и в далеком, и в недавнем прошлом Европы. Свобода мысли, совести и вероисповедания является одной из основ демократического общества и защищена Статьей 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Эта свобода - один из наиболее важных элементов, связанных с индивидуальностью верующих и их пониманием жизни, что также верно для атеистов, агностиков…» и других категорий неверующих.

При этом «между повесткой дня Совета Европы и заботами религиозных сообществ есть много общего: права человека, демократическое гражданство, содействие ценностям, миру, диалогу, образованию и единству. Во время консультаций был достигнут консенсус, что религиозные сообщества сами несут ответственность за повышение понимания между различными культурами через межрелигиозный диалог»6.

Декларация Волжского форума 2006 г. призвала Совет Европы вступить в «открытый, прозрачный и регулярный диалог» с религиозными организациями на основе универсальных ценностей и принципов7.

В декларации Сан-Марино 2007 г.8 по религиозному измерению межкультурного диалога представители религий и гражданского общества приветствовали интерес Совета Европы к данной области и признали, что Совет Европы останется нейтральным в отношении к различным религиям, при этом защищая свободу мысли, совести и религии, права и обязанности всех граждан, и соответствующую автономию государства и религий. Они отметили, что существует потребность в надлежащих форумах для рассмотрения влияния религиозной практики на иные сферы государственной политики, такие, как здравоохранение и образование, без дискриминации и с уважением прав неверующих. В декларации Сан-Марино признаётся, что имеющие нерелигиозное мировоззрение обладают равным правом участвовать, наряду с представителями религий, в обсуждении моральных основ общества и в форумах по межкультурному диалогу.


Как отмечается в «Белой книге», «помимо диалога между государственной властью и религиозными сообществами, который следует поощрять, существует и потребность в диалоге между самими религиозными сообществами (межрелигиозный диалог). Совет Европы часто признавал межрелигиозный диалог, прямо не входящий в его компетенцию, частью межкультурного диалога и призывал религиозные сообщества активно участвовать в содействии правам человека, демократии и верховенству права в мультикультурной Европе. Межрелигиозный диалог может также вносить вклад в более прочный консенсус внутри общества касательно решений социальных проблем».


«Белая книга» о необходимости изучения и преподавания навыков межкультурного диалога


Совет Европы исходит из того, что навыки, необходимые для межкультурного диалога, не приобретаются автоматически. Как отмечается в «Белой книге», знания и практические навыки, требующиеся для успешного межкультурного диалога, «должны быть приобретены, освоены на практике и использованы в течение жизни. В данном контексте важную роль в реализации целей и основных ценностей, поддерживаемых Советом Европы, а также развитии межкультурного диалога, играют публичные власти, работники сферы образования, общественные организации, религиозные сообщества, СМИ и другие провайдеры образовательных услуг, действующие в любых институциональных сферах и на любых уровнях».

Ключевые области изучения и преподавания навыков межкультурного диалога – это демократическая гражданственность, язык, история. «Белая книга» содержит соответствующие рекомендации для начального и среднего образования, высшего образования и научных исследований, неформального и внеклассного обучения. Специально выделены роль преподавателей, а также семейной среды.


Межкультурный диалог в международных отношениях в качестве важного элемента сближения стран и народов, предотвращения и урегулирования конфликтов

Как отмечается в «Белой книге», «приверженность Европы многостороннему подходу, основанному на международном праве и продвижении прав человека, демократии и верховенства закона должна способствовать межкультурному диалогу на международном уровне. Применение этих принципов к межкультурному диалогу в международном масштабе является важной задачей по облегчению взаимного понимания. Европейский консенсус относительно этой задачи был закреплён выводами Третьего саммита Совета Европы (Варшава, 2005) и развит в более поздних документах».


Современная геополитическая ситуация требует для успешного развития межгосударственных отношений, а также предотвращения и урегулирования конфликтов, «наполнения международных отношений духом межкультурного диалога».

Совет Европы, как указывается в «Белой книге», «остаётся открытым к сотрудничеству с соседними для Европы регионами и остальным миром. Одной из задач этой организации, выступающей за обеспечение координации и взаимодополняемости своих действий с действиями других международных, особенно европейских организаций, является вклад в межкультурный диалог на международном уровне».

Совет Европы может внести свой вклад в межкультурный диалог на международном уровне с помощью таких институтов, как Европейский центр за глобальную независимость и солидарность (Центр «Север-Юг», Лиссабон), Европейский центр современных языков в Граце и два Европейских молодёжных центра (в Страсбурге и Будапеште), Европейский центр обучения демократической гражданственности и межкультурного образования (Осло) и Дельфийский Европейский культурный центр.

Совет Европы также использует особые связи и схемы сотрудничества, которые имеются у некоторых из его членов с отдельными регионами мира. «Трансграничные связи, которые Совет Европы традиционно поддерживает, также имеют важное межкультурное измерение», отмечается в «Белой книге».


Совет Федерации в осуществлении межкультурного диалога


Совет Федерации принимает активное участие в осуществлении межкультурного диалога.

Так, 1 июня 2007 года в Таврическом дворце - штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (МПА СНГ) - состоялась международная парламентская конференция «Межкультурный и межрелигиозный диалог», организованная Межпарламентской Ассамблеей СНГ и Парламентской Ассамблеей Совета Европы.

В рамках конференции были проведены пленарное заседание «Диалог культур и конфессий в новом столетии: перспективы и проблемы», а также заседания секций: «Вызовы и возможности многообразия культур», «Религиозное измерение межкультурного диалога», «Роль СМИ и образования в межкультурном диалоге», «Межкультурный диалог и социальное взаимодействие: сотрудничество власти и национальных диаспор в мегаполисах».


В пленарном заседании приняли участие Председатель Совета МПА СНГ, Председатель Совета Федерации С.М. Миронов, Председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл9, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, заместитель Председателя Совета муфтиев России шейх Марат Муртазин, член Папского совета по культуре, преподобный отец Лоран, координатор по межкультурному диалогу, Генеральный директор Совета Европы по образованию, культуре и наследию, молодёжи и спорту Габриелла Баттаини-Драгони и другие.

В адрес участников международной парламентской конференции направили приветствия Президент Российской Федерации В.В. Путин и Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура.

Открыл конференцию Председатель Совета МПА СНГ, Председатель Совета Федерации С.М. Миронов. Он напомнил, что Межпарламентская ассамблея СНГ и Парламентская Ассамблея Совета Европы проводят совместную международную конференцию уже в шестой раз, и отметил, что в этом году в мероприятии принимают участие представители известных и авторитетных международных организаций, парламентских ассоциаций, религиозных конфессий, причём не только из стран Европы, но и из других государств мира. С.М. Миронов высоко оценил опыт работы Межпарламентской Ассамблеи СНГ по созданию правовой базы межкультурного и межрелигиозного общения и назвал формирование общего культурного пространства СНГ одним из ключевых условий диалога культур и религий.

Председатель Совета Федерации С.М. Миронов особо остановился на опыте межкультурного и межрелигиозного диалога в Российской Федерации. «Россия – одна из наиболее многонациональных и многоконфессиональных стран мира. На нашей территории проживает более 160 национальностей. Народы, населяющие нашу страну, объединены многовековой общей судьбой, принадлежностью к государству с древней и многоликой культурой. История России с её опытом интеграции развития традиций, религий и культур в сочетании с бережным отношением к самобытности её народов - наглядное опровержение сомнительной концепции столкновения цивилизаций, культурное многообразие и одновременно цивилизованное единство России убедительно доказывает обратное – возможность эффективного межкультурного взаимодействия, сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к национальной культурной самобытности народов России. Всё это является стратегической задачей нашей государственной политики», - отметил С.М. Миронов.


Председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден в своём выступлении выразил уверенность, что совместная деятельность в сфере межкультурных и межрелигиозных отношений даст более динамичный и качественный результат.

По итогам конференции участники заседания приняли Декларацию, в которой отметили, что межкультурный диалог, с учётом его религиозного измерения, призван играть уникальную роль во взаимодействии стран и общении народов Содружества Независимых Государств и Совета Европы. Декларация призывает представителей всех культурных сообществ, религий и конфессий к поддержанию мира, терпимости и согласия, осуществлению совместной деятельности на благо наших стран и народов10.



следующая страница >>