litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
Аннотированный список журнальных статей за 2011 год



1. Журнал «Народная асвета», Республика Беларусь

1

С.Д. Шакура, Л.В. Гирс, С.В. Дзюбенко. От инновационной деятельности – к эффективной педагогической практике. – «Народная асвета» - 2011 - № 1.- С. 4.

В статье рассматривается вопрос организационно-управленческого и научно-методического обеспечения деятельности инновационных площадок Министерства образования Республики Беларусь. Современный этап развития системы образования в Республике Беларусь характеризуется усилением инновационной направленности в деятельности учреждений образования. При таком высоком темпе развития образовательных систем нарастает необходимость перевода инновационной деятельности в стадию целенаправленной, научно обоснованной практики.

А.А. Глинский. Педагогическое проектирование, или как воплотить задуманное. – «Народная асвета» - 2011 - № 1.- С. 11.

В статье рассматривается вопрос использования метода проектов в системе повышения квалификации педагогических кадров. Раскрывается сущность процесса педагогического проектирования, особенности педагогического проектирования в системе повышения квалификации.

М.А. Лищук. Стратегия взаимоотношений школы со СМИ: как начать PR -кампанию. - «Народная асвета» - 2011 - № 1.- С. 16.

В статье рассматривается вопрос продвижения образовательных услуг с помощью средств массовой информации. Новые экономические условия, в которых оказались учреждения образования, требуют выбора более экономных вариантов расходования средств, привлечения дополнительных источников финансирования. Для многих школ, гимназий, колледжей, внешкольных и дошкольных учреждений, вузов такими источниками стали платные образовательные услуги, представляющие собой систему знаний, навыков, информации, которые имеют свою стоимость и пользуются спросом на рынке товаров.


2

C.А. Маскевич. «Кодекс – это «Конституция» в образовании».


Интервью с Министром образования Республики Беларусь С.А. Маскевичем. - «Народная асвета» - 2011 - № 2.- С. 3.

Е.В. Петушкова, С.Д. Шакура. Коммуникативно-деятельностный подход к управлению учебной деятельностью школьников. - «Народная асвета» - 2011 - № 2.- С. 7.

Коммуникативно-деятельностный подход к управлению становлением и развитием индивидуальной учебной деятельности школьников позволяет раскрыть способы и методы освоения ими логико-познавательных закономерностей, присущих системно-структурной организации любой человеческой деятельности, и рассматривать это освоение как важнейший показатель социального развития личности. В статье рассматриваются вопросы инновационной направленности педагогического управления учебной деятельностью, функции контроля и оценки в становлении и развитии индивидуальной учебной деятельности.

А.А. Глинский. Педагогическое проектирование, или как воплотить задуманное. – «Народная асвета» - 2011 - № 2.- С. 12.

В статье рассматривается вопрос использования метода проектов в системе повышения квалификации педагогических кадров. Раскрывается сущность процесса педагогического проектирования, особенности педагогического проектирования в системе повышения квалификации.


3

С.А.Гусанович. В.В.Гинчук. Выявление и развитие одарённых учащихся: теоретические и прикладные аспекты. - «Народная асвета» - 2011 - № 3.- С. 3.

В статье показана комплексная программа взаимодействия участников образовательного процесса по выявлению и развитию специальных способностей учащихся.

Н.В. Черченко. Основные приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь в 2011-2015 г.г. - «Народная асвета» - 2011 - № 3.- С. 13.

В помощь преподавателям социально-гуманитарных дисциплин. В современном мире процесс преподавания обществоведения в школе должен учитывать реалии социально-экономической жизни Республики Беларусь, обеспечивая высокое качество среднего образования и реализуя идеологическую направленность дисциплины.


Н.В.Коваленко. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг. Анкетирование в системе маркетинговых коммуникаций. - «Народная асвета» - 2011 - № 3.- С. 18.

Теоретические и практические вопросы организации рыночных исследований в сфере товаров и услуг являются предметом диссертационных исследований по экономическим специальностям и занимают свою нишу в системе научных знаний.

Л.П.Даник. И.С.Канорина. Информационное пространство региона: движение вперёд. - «Народная асвета» - 2011 - № 3.- С. 23.

Основой развития системы образования в целом, учебного заведения и каждого участника образовательного взаимодействия являются инновации в образовании. Как грамотно управлять процессом инновационной деятельности, чтобы запланированные в инновационном проекте результаты были достигнуты? Как организовать работу РУМК, чтобы методическое сопровождение инновационной деятельности в образовательных учреждениях региона было эффективным?. Для ответов на эти и другие вопросы предлагаем познакомиться с опытом внедрения информационных технологий в управленческую деятельность и образовательный процесс учреждений Сморгонского района.


4

А.А.Брасс. Инновации в современном мире и национальной экономике. - «Народная асвета» - 2011 - № 4.- С. 6.

В условиях современного динамичного мира конкурентоспособность и экономическое развитие смещается в сторону интеллектуализации основных факторов производства. Данная статья предназначена преподавателям социально-гуманитарных дисциплин. В ней раскрывается сущность инноваций, субъекты инновационной деятельности и формы инновационного процесса., факторы инновационной деятельности.

Н.А.Сайковская. Целевые курсы по оптимизации образовательного процесса: проектирование, деятельность, рефлексия. - «Народная асвета» - 2011 - № 4.- С. 15.

В статье показана дополнительная подготовка учителя к организации учебной деятельности учащихся начальных классов.


Н.Н.Лузгина. Как организовать настоящий интеллектуальный марафон? - «Народная асвета» - 2011 - № 4.- С. 33.

В статье дана инструкция для учителя и задания для учеников. Основываясь на принципе гуманизации образования, авторы разработали модель самореализации личности, которая позволяет открыть способности ученика к изучению того или иного предмета и зачастую продвигает ребёнка к раскрытию своих способностей и возможностей. Интеллектуальный марафон является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие многих сфер личности.


5

Александр Иванович Сегодник: «Во главе угла любого успеха стоит труд, инициатива, вера в себя». Интервью с начальником управления образования Гродненского областного исполнительного комитета. - «Народная асвета»

- 2011 - № 5.- С. 3.

Н.И. Запрудский. 13 шагов на пути к эффективной профессиональной деятельности. Педагогический проект: сущность и методика разработки. - «Народная асвета»

- 2011 - № 5.- С. 11.


Предлагаемая статья содержит практические рекомендации авторам педагогических проектов. Её написание вызвано тем, что проектирование становится одним из важнейших направлений образовательной деятельности, а наличие у учителя соответствующей компетентности характеризует его как профессионала. В то же время многие педагоги испытывают затруднения в разработке и реализации проектов.

Л.В.Матвеева. Гимназический конкурс методических объединений. Способы раскрытия творческого потенциала педагогов. - «Народная асвета» - 2011 - № 5.-

С. 16.

Хорошо организованная методическая работа, связывая в единое все важнейшие звенья функционирования школы, выступает основным средством повышения профессионального мастерства педагога. Роль методической службы особенно возрастает в современных условиях в связи с использованием новых методик, приёмов, форм обучения, постоянно накапливающимся опытом по выявлению и изучению образовательных и воспитательных проблем. В статье прописано Положение о гимназическом конкурсе методических объединений.



6

В.П. Щербинина. Проблема гендерного подхода в образовании. Роль учителя, семьи, общества в преодолении противоречий и парадоксов смешанного обучения. - «Народная асвета» - 2011 - № 6.- С. 3.

В статье раскрывается проблема гендерного подхода в воспитании и обучении детей. В последнее время гендерые аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности, оценке достижений, в поведении.

С.С. Кашлев. Актуальная задача современной педагогической науки. - «Народная асвета» - 2011 - № 6.- С. 10.

В статье рассматривается вопрос организации смыслотворчества учащихся как педагогическое условие. Определяя организацию смыслотворчества учащихся как ведущее условие их развития, необходимо отметить, что понятие «смыслотворчество» является относительно новым для педагогики. Даны понятия смыслотворчества, его технологии, функции в педагогическом процессе и требования к организации смыслотворчества учащихся.


7

И.Г.Гурина. Особенности субъективного отношения к природе. - «Народная асвета» - 2011 - № 7.- С. 3.

В последнее время обострившиеся экологические проблемы привлекают внимание всё большего числа учёных. Вопросам предотвращения углубления экологического кризиса посвящены работы не только биологов и экологов, но и философов, педагогов, психологов. Современные учёные утверждают: для успешного решения экологических проблем недостаточно совершенствовать технику и технологии – необходимо изменить отношение человека к природе, которое лежит в основе любой человеческой деятельности.

Данная статья посвящена изучению типа субъективного отношения к природе, сформировавшегося в сознании старших подростков, поскольку именно этот возраст важен для формирования мировоззрения и выбора дальнейшего жизненного пути.


Т.А. Рогожинская. Алгоритмизация выбора методов обучения старшеклассников.

Совокупность требований для построения оптимальной системы преподавания.

- «Народная асвета» - 2011 - № 7.- С. 10.

В статье представлены результаты исследования трудностей, возникающих у учителей при выборе методов обучения старшеклассников, и причин, влияющих на этот выбор. Автор описывает совокупность требований, предъявляемых к выбору методов обучения, и подчёркивает необходимость изучения особенностей учащихся старшего школьного возраста с целью построения оптимальной системы преподавания в старших классах средней школы.

В связи с этим автор раскрывает понятие алгоритмизации выбора методов обучения старшеклассников, представляет её преимущества в учебном процессе и приводит в качестве примера алгоритм выбора методов обучения учащихся старшего школьного возраста.

И.В.Якименко. В чём смысл структурно-функциональной модели интеграции? - «Народная асвета» - 2011 - № 7.- С. 14.

Работая учителем математики, автор статьи в определённый момент поймал себя на мысли, что предназначение его любимого предмета «ум в порядок приводить» стало как-то ускользать из повседневной школьной практики. Автором была поставлена следующая цель: обобщение системы работы по внедрению структурно-функциональной модели интеграции учебных предметов в преподавании математики.

Школа в агрогородке: потенциал, реалии и перспективы. Круглый стол. - «Народная асвета» - 2011 - № 7.- С. 37.

Воспитание гражданина, патриота, настоящего белоруса надо начинать с привития любви и уважения к своей малой родине. На примере Носовичской средней общеобразовательной школы Добрушского района Гомельской области показана работа педагогического коллектива школы по воспитанию будущих граждан Беларуси методами краеведения, этнографии и туристической деятельности.


Во время работы семинара-практикума были рассмотрены вопросы и предложены практические решения в деле воспитания у молодого поколения готовности к труду и служению на благо своей Родине.

Как школе стать социокультурным центром села? Семинар-практикум. - «Народная асвета» - 2011 - № 7.- С. 42.

В Носовичской средней общеобразовательной школе Добрушского района Гомельской области проводился семинар-практикум. Выработаны рекомендации:

Осмыслить воспитание как условие социального прогресса.

Реализовать модель гражданско-патриотического воспитания.

Задействовать социум и создать совместную эффективную программу воспитания.

Исследовать культурный и исторический ландшафт региона.

Включать «навигатор» путешествуя по родным краям.

А.М. Русецкая. Квалифицированная помощь замещающей семье. Проблемы социализации детей-сирот. - «Народная асвета» - 2011 - № 7.- С. 86.

Государственная политика Республики Беларусь направлена на обеспечение каждому ребёнку права на воспитание в семье как первичной социализирующей среде. Семья удовлетворяет потребность человека в безусловной любви, принятия и безопасности.

В других социальных институтах к человеку относятся как к носителю социальной роли в соответствии с качеством её выполнения: хороший ученик, перспективный сотрудник. Семья принимает человека независимо от его индивидуальных характеристик: внешности, состояния здоровья, ума, таланта, успешности. И это основа для развития у ребёнка базового доверия к миру, от чего зависит его способность быть счастливым в отношениях с людьми.


8

В.М. Зданович. Кодекс об образовании: изменения и дополнения. Обеспечить стабильность системы образования и повысить статус белорусского учителя.

- «Народная асвета» - 2011 - № 8.- С. 4.


Председатель Постоянной комиссии палаты представителей национального собрания республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу В.М. Зданович разъясняет положения Кодекса об образовании Республики Беларусь.

Г.Ф.Бедулина. Принятие ценностей – формирование убеждений – воля к действию. Сущность идеологической работы в современных учреждениях образования. - «Народная асвета» - 2011 - № 8.- С. 9.

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из определяющих понятий которого является идеология. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь предусматривает усиление идеологического, идейно-нравственного и патриотического направлений воспитания.

В.Г.Петренко. Стратегия организации: как выжить в конкурентной борьбе? - «Народная асвета» - 2011 - № 8.- С. 23.

В статье показаны направления деятельности и перспективы развития информационно-образовательного центра «Наставник» Минского городского института развития образования.

Н.И. Запрудский. Как учителю описать свой урок для научно-методического издания. Советы профессора. - «Народная асвета» - 2011 - № 8.- С. 32.

В статье даны рекомендации педагогам по описанию урока для публикации его в научно-методическом журнале.



следующая страница >>