litceysel.ru
добавить свой файл
1
А.А.Марханов, В.И.Туроверова



Байкальский институт

Студент 3 курса САФ, г. Иркутск,


Преподаватель САФ, г. Иркутск, vikaturoverova@mail.ru


УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК – СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ К СОВЕРШЕНСТВУ


Бизнес в начале XXI века характеризуется тремя ведущими тенденциями на мировом рынке – ожесточающейся конкуренцией, товарами с все более и более короткими жизненными циклами и непрекращающимся ростом ожиданий потребителей относительно норм потребительской ценности. Объективно проходящие процессы глобализации и рассматриваемые тенденции диктуют разнообразные требования современным организациям, эффективность работы которых во многом определяется влиянием многочисленных внутренних и внешних стратегических факторов. Создание конкурентных преимуществ является, по-видимому, одним из таких первичных факторов выживания. В последние два десятилетия в поиске конкурентных преимуществ компании обращались как к производственным технологиям, так и появляющимся стратегиям по повышению эффективности использования ресурсов и снижению общих издержек. Примеры осуществления реинжиниринга процессов производства, внедрения таких стратегий как стратегия «точно-в-срок» (kanban) и тотальное управление качеством (total quality management) позволяют говорить об их несомненной эффективности. Однако в последнее время становится очевидным факт, что изменения в данном направлении должны носить комплексный характер, и следующим за сокращением производственных издержек шагом является построение эффективных цепей поставок (supply chain). В данной статье ставится задача раскрыть сущность популярной концепции управления цепями поставок (Supply Chain Management) и определить некоторые особенности ее использования в России.

Термин управления цепями поставок (SCM) был впервые предложен в 1980 году американскими компаниями «12 Technologies» и «Arthur Andersen». Определение данной концепции еще не устоялось и имеет множество вариаций. Однако во многом понятие SCM дополняет и расширяет понятие логистики, являющейся прикладным комплексом организационных, технических и информационных процессов, направленных на снижение издержек материально-технического снабжения и повышение конечной ценности реализуемых предприятием продукта или услуги. Западные учебники по менеджменту определяют SCM как комплекс подходов эффективной интеграции поставщиков, производителей, складов и магазинов для производства и распределения продуктов нужного количества, в нужном месте и времени, при заданных условиях минимизации общих системных издержек и удовлетворения требований по уровню обслуживания потребителей. Американские ученые Роберт Хэндфилд и Эрнест Николе считают основополагающей целью SCM «создание ценности для организаций, участвующих в цепи поставок, с особым акцентом на конечном потребителе в этой цепи». Теория управления цепочками поставок предлагает рассматривать предприятие не как изолированную и самостоятельную единицу, а как элемент некой "глобальной цепи добавленной стоимости". Противоборство отдельных компаний уже в прошлом, сейчас гораздо актуальней говорить о борьбе организованных групп компаний в виде вертикально и горизонтально интегрированных цепочек по созданию наилучшей ценности для конечного потребителя. Управление цепями поставок – это анализ и оптимизация вклада каждого участника цепи в общую копилку. Эффективное взаимодействие всех участников цепи поставок становится основополагающим, а в некоторых отраслях и единственным источником конкурентного преимущества, и именно здесь особенно критично проявляется роль логистики как «связующего элемента всех бизнес процессов предприятий, участвующих в цепочке поставок» (Попов Е., 2005).


Задачи снижения издержек и создания дополнительной потребительской ценности достигаются через оптимизацию и интеграцию компаний в единые цепи поставок. Используемые модели в SCM во многом базируются на методах логистики, но все же привносят свои подходы, учитывающие существующую специфику данного направления логистического менеджмента. Во многом развитие концепции управления цепями поставок связывается с бумом в информационных технологиях, обеспечивающих не только повышение качества информационной связи между предприятиями, но и предоставляющими средства для эффективной оптимизации комплексных процессов в бизнесе. Сложность управления системой увеличивается в геометрической прогрессии с увеличением количества ее участников, т.к. значительно увеличиваются потоки данных и во многом приходится учитывать часто противоречивые интересы, интегрировать географически удаленные бизнес-единицы в одну систему. Анализ функционирования цепочек ценностей осуществляется через построение комплексных моделей, учитывающих огромный объем различных агрегированных данных (географическое расположение, информация по продуктам, спрос, издержки, уровень сервиса), именно поэтому роль информационных систем, выступающих в роли нервной системы SCM, трудно переоценить. Примеры используемых концепций стратегического партнерства, глобальной оптимизации, эффективного управления материальными потоками (ABC strategy, cross-docking distribution) и др. позволяют говорить о наличии действенного инструментария SCM.

Управление цепями поставок довольно активно развивается и в России. Все большее включение экономики страны в глобальную экономическую систему (ВТО) требует от отечественных компаний, желающих остаться конкурентоспособными, осуществления изменений в соответствие с мировыми тенденциями в менеджменте. Потенциальный объем российского логистического рынка по оценкам экспертов составляет примерно 45 млрд. долларов. Транспортно-экспедиторские, экспедиторские, складские компании постоянно наращивают спектр логистических услуг, как для торговли, так и для промышленных предприятий. В настоящее время в России насчитывается более 6 000 дистрибьюторских компаний, многие из которых находятся в стадии консолидации или рассматривают такую возможность. Основные причины развития в стране данного сегмента аналогичны тем, что способствуют этому процессу на Западе. Пять лет стабильного роста экономики страны увеличили доходы населения и усилили средний класс, благодаря чему розничный рынок значительно увеличился. Отмечается все большее внедрение розничных центров современного формата (гипермаркеты, супермаркеты), требующих эффективного построения логистических систем. Кроме того, приход западных сетей на российский рынок приводит к повышению требований к логистике дистрибьюторов и производителей. Возникает новый эталон организации логистической системы предприятия, основанной именно на системном подходе к управлению цепями поставок. Однако сложившаяся экономико-политическая ситуация определяет следующие проблемные области SCM. В первую очередь, это проблема «прозрачности», т.к. изначально высокие затраты на логистику обозначают неминуемый перевод «серых» доходов в открыто декларируемые. Для увеличения внешних инвестиций в область необходимо повышение «прозрачности» отечественного бизнеса, на что не всегда идут руководители предприятий. Среди проблем отечественной логистики в целом можно выделить низкий уровень используемых технологий, проблему нехватки профессиональных менеджеров в области, отсутствие системы оценки провайдеров услуг логистики и нехватку мощностей существующей инфраструктуры страны. В крупных городах страны не хватает крупных современных распределительных центров, а транспортная система в целом требует больших капиталовложений. Построению эффективных цепей поставок, во многом базирующихся на создании стратегических альянсов, мешает недоверие в бизнес среде. Решение данных проблем видится только в активном сотрудничестве бизнеса и государства.


Управление цепями поставок (SCM) как в России, так и во всем мире является уже сложившейся практикой, во многом благодаря эффективности предлагаемых изменений. Хотелось бы в заключение перейти к личности менеджера SCM, который и обеспечивает работу концепции в реальности. Необходимые компетенции для работы в данной сфере, в общем, строятся на основе функциональных областей данного направления менеджмента. SCM распадается на множество узких направлений: управление отношениями с клиентами, спросом, выполнением заказов, производством, снабжением, дизайном продукта и его доведением до коммерческого использования, возвратными материалами. Работа по улучшению каждого из этих параметров – это и есть серьезный вклад в построение успешной цепочки поставок. Сразу же бросается в глаза универсальность и масштабность работы менеджеров, работающих в каждом из звеньев цепи поставок. Во многом это определяет их значимость в иерархиях современных компаний мира. Так, например, в «Hewlett-Packard» должность Supply Chain Manager находится на уровне вице-президента корпорации. Менеджеры SCM используют весь комплекс управленческих компетенций для решения сложных задач по интеграции цепей поставок. В XXI веке актуальность концепции Supply Chain Management в бизнесе будет возрастать, а значит и должность менеджера SCM будет одной из самых востребованных в среде профессионалов.


Список использованных источников и литературы


  1. Карасюк Е. Цепная реакция.// Секрет фирмы. – 2005. – февраль. – С.15-21 –

http://www.logistics.ru/9/4/1/i20_22185p8.htm (23.04.06 - 15.40)

  1. Попов Е. Одной цепью связанные.// Экономическая газета для всех, кто занимается бизнесом. – 2005. – 28 янв.- http://www.logistics.ru/9/4/1/i20_21982p5.htm (20.04.06 - 12.05)
  2. Титюхин Н. Время для реализации стратегий.// Экономическая газета для всех, кто занимается бизнесом. -2005. – 28 янв. - http://www.logistics.ru/9/4/1/i20_21981p4.htm (20.04.06 - 12.00)

  3. Simchi-Levi. D et al, 2003, Designing and managing the supply chain: concepts, strategies and case studies, 2nd edn, McGraw-Hill/Irwin, Boston, Massachusetts.