litceysel.ru
добавить свой файл
1
КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ



А.Н. Быстрова, Ю.М. Редько


Сибирский государственный университет путей сообщения

redko@stu.ru

Современная система образования, как и современное производство, все более обнаруживает внутреннюю потребность в информационных технологиях. Однако до сих пор оснащение учебного процесса нужными компьютерными продуктами связывают по большей части с экономическими, конструкторскими специальностями, либо, в лучшем случае, фундаментальными науками. Использование информационных технологий в гуманитарном цикле до сих пор выглядит дискуссионным. Основные возражения связаны с предположением, что словесный материал гуманитарной дисциплины может лишь пассивно восприниматься студентом.

Каждое занятие по гуманитарным учебным дисциплинам имеет разъяснительную, доказательную, информационную и демонстрационную нагрузки. Совершенно логично, что постановка проблемы, концептуальная сторона учебного процесса, основные доказательства остаются в непосредственном ведении преподавателя. Однако информационная и демонстрационная части занятия, основанные на компьютерной технологии, способны лишь углубить и расширить знание материала, поскольку предлагают в параллель к словесному ряду богатый зрительный ряд.

Особенно интересными могут быть электронные пособия, обеспечивающие учебные программы по культурологии, мировой художественной культуре, эстетике. Они позволяют продемонстрировать учебный материал на самых различных уровнях. Первый уровень предлагает студенту самую общую информацию: определения, структурные схемы и пр. Выделенные в тексте термины, понятия, персоналии позволяют углубиться во второй уровень, снабженный необходимыми разъяснениями, деталями и подробностями. Третий уровень представляет собой иллюстративный материал, конкретные работы различных упоминаемых на двух предыдущих уровнях авторов.

Несомненным достоинством электронного пособия является то, что оно помогает открыть для любого студента доступ к произведениям искусства, хранящимся в различных музеях и даже частных собраниях, к архитектурным памятникам разных городов мира, параллельно получив практически любую справку.

Хорошо продуманная информационная разработка в сфере гуманитарного знания становится также формой эстетического воспитания и культурного развития студентов.

Изложенные положения авторы иллюстрируют на примере проработки пособия к теме “Стиль модерн”, входящей во все учебные дисциплины культурологического цикла. Пособие выполнено в виде pdf-файлов для off-line технологии и включены в pdf-библиотеку компьютерного класса факультетов "МТ" и "ПГС".