litceysel.ru 1

Блок III. Типология конфликтов в социальной работе



Тема 8. Внутриличностные конфликты


  1. ПЛАН ЛЕКЦИИ


Внутриличностный конфликт – это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятия решений.

  1. Показатели внутриличностного конфликта (когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы)

  2. Виды внутриличностных конфликтов (конфликты мотивов, ценностей, нравственный, ролевой, самооценки, адаптационный, невротический).

  3. Особенности внутриличностного конфликта с позиций зарубежных (З. Фрейда, Э. Берна, А. Маслоу, А. Роджерса) и отечественных учёных (А. Лурия, Ф. Василюка).

  4. Последствия внутриличностного конфликта (конструктивные и деструктивные).

  5. Способы разрешения внутриличностного конфликта.

  6. Особенности деятельности социального работника при работе с клиентом, имеющим признаки внутриличностного конфликта.



Задания на самостоятельную работу:


  1. Дайте определение внутриличностного конфликта и назовите его показатели в различных сферах психики (10 мин).

  2. Каковы виды внутриличностных конфликтов (10 мин)?

  3. Каковы особенности внутриличностного конфликта с позиций психоаналитического подхода З. Фрейда, интеракционизма Э. Берна, гуманистического подхода (20 мин)?

  4. Назовите последствия внутриличностных конфликтов (5 мин).

  5. Перечислите способы разрешения внутриличностных конфликтов (10 мин)

  6. Каковы особенности деятельности социального работника при работе с клиентом, имеющим признаки внутриличностного конфликта (10 мин).

Напишите ответы на данные вопросы в виде аналитической записки. Объем – не более 350-370 слов.


3. ЦЕЛЬ И ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛЬ данного занятия: изучение теоретических знаний по теории внтуриличностного конфликта, формирование и развитие у студентов навыков решения конкретных задач по управлению внутриличностными конфликтами в различных сферах психической деятельности.



ПЛАН занятия:


  1. Организационные вопросы (10 минут).

  2. Ответы на вопросы по домашнему заданию. Выявление исходного уровня знаний (20 минут).

  3. Самостоятельная работа (50 минут).

  4. Итоговый контроль (10 минут).


ЗАДАНИЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ


Работа в группах.

Группа А. Ситуационная задача. В отделении социальной защиты после декретного отпуска вышла молодая сотрудница Л. Через месяц после начала работы её руководительница Р. стала задерживать её после окончания работы, просила выйти на «пару часов» в выходной день и др. Окружающие стали замечать, что Л. стала очень раздражительной и агрессивной. Обсудите, какой вид внутриличностного конфликта здесь представлен. Время работы – 10 минут.


Группа Б. Ситуационная задача. В отделении социальной защиты работает сотрудница Р., имеющая детей 2 и 4 лет. К ней на приём (за субсидией) приходит молодая мама Ю., которая одна воспитывает детей 2 и 5 лет. Руководительница отделения стала замечать, что Р. и Ю. общаются гораздо дольше, чем остальные клиенты и социальные работники. Обсудите, какой вид внутриличностного конфликта здесь представлен. Время работы – 10 минут.


Ролевая игра «Выживание в семье»

Инструкции. Руководитель/преподаватель дает группе толкование «ролей выживания» (термин Ш. Вегшейдер – Круз, 1981), которые появляются в неблагополучных семьях. Эти образцы поведения порождают многие факторы: алкоголизм, трудоголизм, игромания, депрессия матери, вспыльчивость отца и др. При наличии любого их этих условий семья строится по определенному образцу. Чтобы проиллюстрировать эти образцы, группа разыгрывает ролевую игру. Участвуют практически все члены группы. У каждого только одна реплика.

Между членами группы распределяются роли Отца, Матери, Старшего ребенка «Героя», второго ребенка «Бунтовщика». Третий ребенок «Покинутый», четвертый ребенок «Больной», пятый ребенок «Талисман», а также роль Свекрови, мама Отца. Студенты в соответствии с ролями проигрывают ситуацию, с тем, чтобы участники по - настоящему «надели» свои роли и почувствовали то же, что чувствуют их персонажи.


По окончании игры следует групповая дискуссия. Каждый участник рассказывает о своем опыте, приобретенном в процессе игры, а также личностном опыте. Ведущий спрашивает членов группы, узнают ли они себя и свои семьи в этой ролевой игре. Затем обсуждаются виды конфликтов, которые существуют в данной семье. Особое внимание уделяются внутриличностным конфликтам, которые обнаруживаются у каждого из членов семьи.

Следует обратить внимание, что после проигрывания ролей в этой ролевой игре студенты начинают лучше понимать внутренний мир других людей, своих клиентов, попавших в трудную жизненную ситуацию (ТЖС). Они сопереживают, сочувствуют, проявляют как позитивные, так и негативные эмоции по отношению к персонажам. Вовлекаясь в процесс ролевой игры, ни более внимательно начинают отслеживать свои чувства и чувства партнеров. Время работы – 20 минут.


2. Игра – тренинг «Внутриличностные конфликты»

Участники: чиновник, начальник чиновника, представитель общественности (требует соблюдения закона и восстановления площадки), проситель (за взятку просит предоставить в аренду землю), представитель местной мафии (угрожает расправой, если территория не будет передана его людям), жена чиновника, совесть чиновника (7 человек), остальные – эксперты.

Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возглавляет чиновник. Городские власти отдали распоряжение, запрещающее использование детских, игровых площадок для застройки, автостоянок и пр. Начальник понял по - своему и требует ликвидации детской площадки. Чиновник начинает выполнять указание начальника.

На прием приходят представители общественности и пр. Окончив рабочий день, возвращается домой. Там диалог с совестью по поводу дня. С женой – недовольна задержками на работе. Самого чиновника раздражает то, что его не понимают нигде.

В конце – анализ ситуации и выходов из них, ознакомить со способами защиты от фрустрации. Время работы – 20 минут.



Библиографические источники:

ОСНОВНАЯ

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

2. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. - СПб.: Речь, 2009. - 544 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.

2. Козлов В.В., Козлова А.А. Конфликт. Участвовать или создавать. - М.: Эксмо, 2009. - 304 с.

3. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. – СПб.: Речь, 2010, 416 с.


Интернет-источники:

Вишневская А.В. Курс лекций «Конфликтология». http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46617

Внутриличностный конфликт http://ckct.orenportal.ru/study/confl/confl23.shtml