litceysel.ru
добавить свой файл
1
Человек, с хорошей книгой в руках,

Никогда не может быть одиноким.
(Карло Гольдони)


Философия библиотеки:

Библиотека должна быть подобна раскрытым объятиям. Сеять разумное, доброе, вечное.

Девиз библиотеки:

Научить превращать информацию в знания.

Общее положение

1. Деятельность библиотеки организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительская функция библиотеки основывается на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры.

2. Библиотека является структурным подразделением образовательного учреждения. Она располагает фондом литературы, которая бесплатно предоставляется во временное пользование учащимся, их родителям и работникам муниципального образовательного учреждения.

3. Фонды библиотеки состоят из книг, периодических изданий, учебной литературы и брошюр. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условий их предоставления библиотекой определяется в правилах пользования библиотекой.

Основные функции библиотеки


  1. Образовательная — поддержка и обеспечение об­разовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.

  2. Информационная — предоставление возможнос­ти использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.


Цели и задачи

1
. Целями библиотеки являются:

• обеспечение библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей;

• формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя;

• обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.



2.
Задачи библиотекаря:

• формирует библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами муниципального образовательного учреждения;

• комплектует универсальные по отраслевому составу библиотечные фонды учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы и периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы и периодических изданий для учителей;

• обслуживает читателей на абонементе;

• организует работу по сохранности библиотечного фонда;

• консультирует читателей при поиске и выборе книг, брошюр и периодических изданий;

• проводит с учащимися занятия по изучению основ библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры чтения, развитию навыков поиска информации;

• в соответствии с установленным порядком ведет необходимые документы по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей;

• осуществляет популяризацию литературы с помощью бесед, выставок, библиографических обзоров;

• обеспечивает санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия для обслуживания читателей;

• участвует в работе библиотечно-информационных объединений района;

• в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами исключает из библиотечного фонда литературу;


Направления деятельности библиотеки

1. Работа с учащимися:


  • уроки культуры чтения;

  • библиографические уроки;

  • информационные и прочие обзоры литературы;

  • доклады о навыках работы с книгой;

  • индивидуальная работа с учащимися;


2. Поддержка общешкольных мероприятий:

  • предметные недели естественно - научного цикла, русского языка и литературы, математики, информатики, немецкого языка, искусства, детской книги;

3. Работа с учителями и родителями:


  • выступления на заседаниях педсовета, на общешкольных родительских собраниях;

  • обзоры новинок художественной, научной, учеб­но-методической и учебной литературы;

  • выступления на заседаниях Управляющего совета школы;

  • отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;

  • информационные обзоры на заданные темы;

  • индивидуальная работа с педагогами;

  • Оказание методической консультационной помо­щи педагогам, родителям, учащимся в получении ин­формации из школьной библиотеки.

  • Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг и периодических изданий.



Работа с фондом учебной литературы



Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году;

Комплектования фонда учебной литературы:

  • работа с перспективными библиографическими изданиями (перечнями учебников и учебных пособий, ре­комендованных Министерством образования и науки РФ, и региональным комплектом учебников);

  • составление совместно с учителями заказа на учебники;

  • формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия вместе с заместителем директора школы и руководителями методических объ­единений;

  • подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году;

сентябрь-октябрь

ноябрь

Прием и обработка поступивших учебников:

  • оформление накладных;

  • запись в книгу суммарного учета;

  • штемпелевание;

  • запись в инвентарную книгу;
  • составление картотеки.


по мере поступления

Диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой

сентябрь

Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий

по мере поступления

Списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ

октябрь-ноябрь

Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов)

в течение года, май

Работа с резервным фондом учебников:

  • ведение учета;

  • размещение для хранения.

сентябрь-ноябрь



Работа с фондом художественной литературы


Обеспечение свободного доступа в библиотечно-информационном центре библиотеки:

• к художественному фонду для учащихся 1-4-х классов и 5-11 классов;

• к фонду периодики для всех учащихся и сотрудников

постоянно

Выдача изданий читателям

постоянно

Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах

постоянно

Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий

постоянно

Ведение работы по сохранности фонда


постоянно

Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учеб­ников с привлечением учащихся начальных классов

декабрь, апрель

Оформление книжной выставки «Эти книги вы лечили сами»

в течение года

Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа

в течение года

Оформление новых разделителей:

•в зоне открытого доступа;

• полочные разделители по отделам.

в течение года



Работа с читателями


Индивидуальная работа

Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала школы, родителей

постоянно

Рекомендательные беседы при выдаче книг

постоянно

Беседы со школьниками о прочитанном

постоянно

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку

по мере поступления

Выставка одной книги «Это новинка!»

по мере поступления

Работа с библиотечным активом



Заседание школьного библиотечного актива;

Рейды по проверке сохранности учебников;

Помощь библиотекарю в проведении всех мероприятий.

один раз в четверть


Работа с родительской общественностью


Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления

май-июнь, сентябрь

Участие в работе Управляющего совета


по плану

школы

Выступление на общешкольном родительском собрании по вопросу комплектования учебного фонда

декабрь


Работа с педагогическим коллективом


Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах

Периодичес­ки (на совеща­ниях)

Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей, на­правленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году

апрель

Участие в подготовке Дня учителя (подбор материалов)

сентябрь


Работа с учащимися школы

Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки


постоянно

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение ре­зультатов просмотра до сведения классных руководителей

один раз в четверть

Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг и жур­нальной периодики

постоянно

«Чтобы легче было учиться» — подбор списков литературы с учителями русского языка и литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году

постоянно

Привлечение школьников к ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, пе­риодическому изданию

по мере необходимости

Принять участие в школьных конкурсах стихов

по мере необходимости


Библиотечно-библиографические и информационные знания — учащимся школы


1-й класс

  • Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой.

  • Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки)?

  • Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простей­шим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт)

  • Праздник «Посвящение в читатели»


январь


декабрь


2-й класс

  • Презентация «Эта старая, старая книжка». Роль и назначение библиотеки. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе

ноябрь

3-й класс

  • Презентация «Что написано пером...». Структура книги. (Информационная карта книги: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие).

Цель — формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к созна­тельному выбору литературы.

январь



4-й класс

  • Презентация «Путешествие по Книгомаршрутам». Твои первые энциклопедии, словари и справочники. Структура справочной литературы: алфавитное рас­положение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.

февраль

5-й класс

  • Презентация «За семью печатями». Как построена книга? Аннотация. Предисловие. Содержание. Словарь. Ис­пользование знаний о структуре книге при выборе, чтении книг, при работе с ними.

март

6-й класс

  • Справочная литература. «Вселенная в алфавите» (поиск информации в словарях).

ноябрь

7-й класс

  • Презентация «Библиомарафон» (игра по правилам обращения с книгой)

декабрь

8-й класс
  • Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Справочная литература. Энциклопедии: уни­версальная (БСЭ), отраслевые (историческая, литературная, физическая и др.). « Мы - алтайцы» (поиск информации в справочных изданиях Алтайского края).


апрель

9-й класс

  • «Меткое слово» (афоризмы, цитаты, крылатые выражения)

Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библио­графические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения.

февраль


Массовая работа


Выставка учебных изданий к предметным неделям:

  • экологии

  • русского языка и литературы;

  • математики

  • естественно - научного цикла

  • информатики

  • немецкого языка


10-15 октября

8-13 ноября


8-13 ноября

5-10 декабря

Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей и книг - юбиляров

Всероссийский праздник  «День знаний»·
11 сентября - 130 лет со дня рождения русского писателя Бориса Степановича Житкова (1882-1938)

30 сентября день - «Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья»



СЕНТЯБРЬ

1 октября - Международный день пожилых людей
4 октября - Всемирный день животных

5 октября - День учителя
8 октября - 120 лет со дня рождения русского поэта Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941)

22 октября - Международный день школьных библиотек 

(Учрежден Международной ассоциацией школьных библиотек, отмечается в 4-й понедельник октября)

31 октября - 110 лет со дня рождения детского писателя Евгения Андреевича Пермяка (1902-1982)



ОКТЯБРЬ



3 ноября - 125 лет со дня рождения поэта, переводчика, писателя, редактора Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964)

18 ноября - День рождения Деда Мороза
21 ноября Всемирный день приветствий
25 ноября ДЕНЬ МАТЕРИ

27 ноября - 65 лет со дня рождения русского прозаика и поэта Григория Бенционовича Остера (1947)

НОЯБРЬ


1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом
4 декабря - Всемирный день объятий.
22 декабря - 75 лет со дня рождения детского писателя Эдуарда Николаевича Успенского (1937)

ДЕКАБРЬ

1 января - День былинного богатыря Ильи Муромца – «Тайна Ильи Муромца»
Неделя науки и техники для детей и юношества
11 января - Всемирный день «спасибо»
12 января - Вельможа, ученый, писатель, сказочник. (385 лет со дня рождения французского писателя Шарля Перро (1628-1703))
19 января - 140 лет со дня рождения русской писательницы Лидии Алексеевны Чарской (Вороновой) (1873-1937)
29 января - День изобретения автомобиля

ЯНВАРЬ


4 февраля - 140 лет со дня рождения писателя Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954)
15 февраля - Служу Отечеству! (День памяти воинов-интернационалистов)
23 февраля – Дружно будем в Армии служить! (День защитника Отечества)

ФЕВРАЛЬ

13 марта - 100 лет со дня рождения поэта, баснописца, автора слов трёх гимнов нашей страны Сергея Владимировича Михалкова (1913-2009)

24 марта - Неделя детской и юношеской книги

Будущему абитуриенту


МАРТ

Презентация «Гнездовье птиц»

Книги юбиляры:

- 65 лет – Рыбаков А.Н. «Кортик»

- 90 лет – Грин А. «Алые паруса»

- 145 лет – Жюль Верн «Дети капитана Гранта»

АПРЕЛЬ

9 мая – «Лишь ты смогла, моя Россия!»

1150 лет славянской письменности. Византийские монахи Кирилл и Мефодий создают для славян азбуку и переводят на церковно-славянский язык тексты Священного Писания. 150 лет назад, 24 мая 1863 г., Российский Святейший Синод в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия установил ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая (24 мая по новому стилю).


МАЙ


Профессиональное развитие

Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей

Семинары:

  • Планирование работы МО на 2012-2013 уч. год;

  • Организация работы школьного библиотекаря с учащимися (из опыта);

  • Организация недели детской литературы в школе;

  • Анализ работы МО школьных библиотекарей.

Конкурсы:

  • Тематическая выставка по краеведению;

  • Лучшее электронное портфолио школьного библиотекаря;

  • Презентация методической разработки книги-юбиляра для младшего звена;

  • Конкурсы различных уровней;

  • Памятные даты предстоящего года.

Самообразование:


  • Участие в краевых семинарах, конкурсах;

  • Изучение специальной литературы;

  • Дальнейшее овладение навыками работы на компьютере;

  • Посещение и выступление на семинарах;

  • Изучать и применять на практике передовой опыт школьных библиотекарей.






Сентябрь

Ноябрь

Февраль

Май


Март

До 15 мая

Апрель

в теч. года


в теч. года

октябрь, май


в теч. года

в теч. года

в теч. года

в теч. года

в теч. года

в теч. года





Внутрибиблиотечная работа


  • Изучение ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ (ДОПУЩЕННЫХ) К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
    В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,
    РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    И ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ,
    НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

  • Изучение Федеральной экспертизы учебников;

  • Составление всех нормативных документов, регулирующих работу школьного библиотекаря;

  • Диагностика обеспеченности учащихся учебниками;

  • Работа с перспективными библиографическими изданиями (тематическими планами издательств «Дрофа», «Просвещение», «Мнемозина», «Вентана-Граф», «Вита-Пресс» и др.)

  • Формирование районного заказа на учебники в рамках Комплекса мер по модернизации образования;

  • Проведение инвентаризации в соответствии с образовательной программой школы;
  • Использование электронных источников информации в работе школьного библиотекаря;


  • Корректировка списка используемых в районе учебников на основе регионального компонента к 2012-2013 уч. году. Консультация педагогов;

  • Формирование заказа и комплектование учебной литературы по коррекционной программе VIII вида;

  • Работа с районным обменно-резервным фондом;

  • Закупка учебной и художественной литературы в библиотечный фонд школы.

в теч. года











Утверждаю:

Директор школы:

________(В.И.Кудрявцева)


МБОУ «Калмыцкомысовская СОШ»





2012 – 2013 учебный год

Библиотекарь: Белова Н.С.