litceysel.ru
добавить свой файл
1
Введение ФГОС в первых классах



В 2010-2011 учебном году в числе 12 образовательных учреждениях города Краснодара гимназия принимала участие в эксперименте по введению федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в первых классах. В рамках эксперимента была проведена большая подготовительная, организационная и методическая работа.

Для реализации эксперимента была создана рабочая группа для разработки основной образовательной программы для начальной школы, создания условий для ее реализации. Разработан план реализации эксперимента. Сделан анализ условий для реализации ФГОС, соответствия оснащенности учебных кабинетов начальной школы образовательным стандартам второго поколения. Анализ готовности учреждения к введению ФГОС показал, что гимназия имеет достаточно хорошую базу для реализации новых образовательных стандартов. В гимназии все учебные кабинеты начальной школы оснащены компьютерами, мультимедийными установками, есть интерактивная доска, созданы хорошие, комфортные условия для организации учебного процесса. Все учителя начальной школы имеют доступ к Интернет-ресурсам. Все учебные кабинеты начальной школы успешно прошли аттестацию. Разработан перспективный план переоснащения учебных кабинетов на 3 года.

Много времени и сил было затрачено на разработку основной образовательной программы начальной школы на 4 года обучения: разработан учебный план, рабочие программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности, программы духовно-нравственного воспитания, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программа формирования универсальных учебных действий, разработана система оценки достижений планируемых результатов.

Проведена большая разъяснительная работа среди всех участников образовательного процесса: педагогического коллектива (педсовет, методическое объединение учителей), родителей будущих первоклассников, родительской общественности гимназии.

На родительских собрания будущих первоклассников познакомили родителей со стандартами второго поколения, с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в 1-х классах в связи с введением ФГОС. Провели анкетирование родителей с целью выявления интересов первоклассников и их родителей для организации внеурочной деятельности.


Внеурочная деятельность осуществляется очень сложно в связи с невостребованностью данной деятельности у части родителей, т.к. многие учащиеся до прихода в школу уже посещали учреждения дополнительного образования, различные спортивные секции.

При выборе курса внеурочной деятельности, учитывая интересы детей, было разрешено сохранить ранее выбранные занятия в МЭЦ, спортивных школах и других учреждениях дополнительного образования.

С целью контроля над посещением занятий внеурочной деятельностью были составлены маршрутные листы для каждого учащегося согласно заявлениям родителей. В процессе обучения интересы детей менялись, для сохранения свободы выбора в конце первого полугодия проводилось повторное анкетирование родителей и детей, по результатам анкетирования были произведены изменения в маршрутных листах.

Учителя 1-х классов прошли 10-дневные курсы переподготовки. В течение всего учебного года действовал обучающий семинар для учителей начальной школы «Введение ФГОС второго поколения в начальной школе». Учителя знакомились с нормативными документами, методическими рекомендациями. К участию в семинаре привлекался кандидат педагогических наук, сотрудник ККИДППО Кулешов В.В.

Для выбора наиболее оптимального УМК для работы по стандартам второго поколения методическим объединением учителей начальных классов был проведен круглый стол, во время которого все учителя начальных классов провели презентации УМК, по которым они работают, обсудили достоинства и недостатки каждого УМК и внесли на рассмотрение педагогического совета предложения по выбору УМК в 2011-20012 учебном году. Педагогическим советом утвержден УМК «Школа 2100».

Важным моментом явилось финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС. Были приняты локальные акты, регламентирующие установление заработной платы учителям, работающим в 1-х классах, дополнительные соглашения к трудовому договору для педагогических работников, участвующих в реализации ФГОС.


В течение всего учебного года проводились индивидуальные консультации педагога-психолога и учителей для родителей учащихся 1-х классов, испытывающих затруднения в освоении образовательной программы.

В реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни большую роль сыграл курс внеурочной деятельности «Уроки здорового образа жизни», которые проводил школьный педагог-психолог Безуглова О.П. для всех первоклассников. Такое психолого-педагогическое сопровождение позволило быстрее адаптироваться первоклассникам к школьным нагрузкам. Наблюдения за первоклассниками, своевременная индивидуальная помощь помогли скорректировать у ряда учащихся отставание в освоении образовательной программы.

Важным условием для успешного введения новых образовательных стандартов является постоянный контроль за освоением планируемых результатов обучения. В течение года осуществлялся постоянный мониторинг освоения личностных, надпредметных и предметных индивидуальных достижений всех первоклассников. В листе достижений учащихся (велся по всем темам основных предметов и надпредметным навыкам) учителем знаком плюс или минус отмечалась степень освоения планируемого результата (не освоил, освоил на базовом уровне, освоил на повышенном уровне).

По результатам мониторинга осуществлялась индивидуальная работа с учащимися, их родителями. Это позволяло вносить коррективы в планы освоения образовательной программы, выстраивать индивидуальную траекторию обучения отдельных учащихся.

По результатам мониторинга, проведенного краевым департаментом образования в пилотных школах, учащиеся 1-х классов нашей гимназии показали высокую степень освоения образовательной программы в соответствии со стандартами второго поколения. На базовом уровне показатели сформированности универсальных учебных действий составили от 85 до 100%. На повышенном уровне показатели УУД составили 78,6 %. Все 1-е классы показали ровные результаты освоения учебных программ.


В прошедшем учебном году гимназия приняла участие в пилотном проекте по внедрению муниципальных услуг в электронном виде. Была создана рабочая группа в составе 12 человек, которые прошли обучение по программе BPSschool и в течение первого полугодия осуществляли апробацию данной программы, работали операторами по заполнению электронных дневников, выявляли недостатки программы.

Во втором полугодии работу с электронными дневниками стали осуществлять классные руководители, которые неоднозначно отнеслись к данному проекту, что показал промежуточный опрос: в целом отнеслись положительно - 51 % педагогов, считают, что проект требует серьезной доработки - 30%, отрицательно - 19 %. Такое неоднозначное отношение к проекту связано с рядом объективных причин:


  • возникшие трудности при работе с программой, связанные с её несовершенством;

  • система не востребована большинством родителей обучающихся

  • работа с электронным дневником занимает много времени.

Работа классных руководителей отслеживалась в « Журнале мониторинга работы классных руководителей с электронными дневниками».

Регулярно вели электронные дневники Мельникова Галина Викторовна, Корчагина Татьяна Валентиновна, Микенина Наталья Борисовна, Брызгалова Ирина Михайловна, Черникова Светлана Александровна, Логунова Ирина Александровна, Шаззо Зарема Хазретовна, Задорожная Галина Валентиновна, Чернова Татьяна Викторовна, Гачковская Анна Павловна, Чикалова Ольга Игоревна, Гончарук Ольга Александровна, Корчинская Нина Анатольевна, Шелистова Евгения Николаевна, Лунева Юлия Геннадьевна

Работу вели, но не систематически – Малышева Ольга Николаевна, Жукова Елена Ивановна, Волкова Наталья Петровна, Снеткова Лилия Валентиновна, Франко Марина Вячеславовна, Куркова Марина Владимировна, Безуглова Ольга Петровна, Литвинова Юлия Сергеевна, Горская Людмила Геннадьевна.

Не проводили никакой работы с программой Полянских Светлана Викторовна, Лаврова Елена Александровна, Титова Ирина Анатольевна, Заворуева Надежда Николаевна, Солоха Майя Николаевна, Абауи Елена Петровна, Фурсова Юлия Александровна, Чолакян Самвел Айказович, Шпинева Людмила Павловна, Зверева Елена Ивановна, Добровольская Тамара Юрьевна, Гладкова Людмила Георгиевна, Дюкова Елена Александровна.



В 2010 – 2011 учебном году муниципальному общеобразовательному учреждению гимназии № 82 города Краснодара по итогам IX конкурса инновационных проектов присвоен статус муниципальной площадки по теме: «Условия и методы эффективной реализации на практике закономерностей учебного процесса, обеспечивающего проявление и развитие интеллектуальной одаренности младших школьников».

Стратегическое
направление инновационной деятельности: создание специальной системы поддержки талантливых школьников, общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений учащихся.


По инициативе главы муниципального образования город Краснодар В.Л.Евланова предусмотрены меры социальной поддержки молодым педагогам. Решением городской Думы Краснодара от 24.03.2011. № 6 п. 8 «О внесении изменений в решение городской Дума Краснодара от 28.01.2010 № 69 п. 5 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» утвержден порядок предоставления грантов молодым педагогическим работникам. В 2011 году 100 молодых педагогов (50 воспитателей и 50 учителей) получили дополнительную меру социальной поддержки в виде гранта администрации муниципального образования город Краснодар в размере 50 000 рублей. Грантополучателем от гимназии стал учитель истории Репьев А.Л.

Все обладатели гранта принимали участие в профессиональных конкурсах «Учитель года города Краснодара», конкурсе профессионального мастерства педагогов-новаторов «Урок физкультуры XXI века», XIII Всероссийском конкурсе методических разработок «Сто друзей» и других.

Администрация муниципального образования город Краснодар осуществляет и другие меры социальной поддержки педагогических работников:

- на частичную компенсацию питания педагогов к краевым средствам 11,5 рублей добавляются средства муниципального бюджета в таком же объёме из расчёта 11,5 рублей на одного педагога;

- установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде предоставления питания работникам, привлекаемым к работе в летних лагерях труда и отдыха с круглосуточным пребыванием.