litceysel.ru
добавить свой файл
1

Тема учебного занятия: Вода в природе. Физические свойства воды.

Получение чистой воды.

Образовательные цели : ^способствовать формированию знаний учащихся о распространенности воды в природе, её физических свойствах и способах очистки питьевой воды;


  1. способствовать расширению знаний о причинах аномальных физических
    свойств воды и об экологических и экономических проблемах, связанных с её очисткой .


  2. создавать условия для развития основных качеств мышления учащихся.

Тип учебного занятия: Урок изучения нового материала (разработан на основе проблемно - поисковой и модульной технологий)

Форма проведения: Урок.

Дидактические материалы и оборудование:

  1. видеофильм «Вода», видеомагнитофон, телевизор;

  2. образцы дождевой, питьевой и дистиллированной воды;

  3. образцы горных пород и минералов;

4) схемы: «Очистка питьевой воды», «Круговорот воды в природе»;

5) карты - модули: «Физические свойства воды», «Вода в космосе», «Вода на Земле».


ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:

1.Этап организации класса. Класс разбит на гетерогенные группы из 5-6 человек. Внутри каждой группы выбирается спикер, который руководит работой учащихся внутри группы.

2.Этап актуализации знаний учащихся:

- Характеристику каких химических элементов мы изучили на уроках химии? Сегодня на уроке мы перейдем к изучению самого уникального вещества на Земле с необычными физическими свойствами, состоящего из этих элементов. Как вы думаете, с каким веществом нам сегодня предстоит познакомиться более подробно?

Эпиграфом урока (проецируется слайд на экран) являются слова русского ученого В.И.Вернадского: «Вода в природе стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества - минерала, горной породы, живого тела, которое её бы не заключало. Всё земное вещество ею проникнуто и охвачено». 3. Постановка задачи урока:


Каждая группа самостоятельно изучит и представит результаты для обсуждения ряда модулей (учащиеся знакомятся с названиями модулей. Спикеры зачитывают их вслух учащимся своей группы):

•3 Запасы воды на Земле. Свободная и связанная вода.

"•а Качественный и количественный состав молекулы воды.

^ Физические свойства воды.

^ Состав и очистка природной и питьевой воды.

4. Этап изучения нового материала и первичного закрепления:

Просмотрев отрывок из видеофильма «Вода в природе» и познакомившись с содержанием текста «Вода в космосе и на Земле» самостоятельно заполните схему! «Запасы воды на Земле» и подготовьте аргументированные ответы на вопросы: -В какой геологической оболочке Земли сосредоточены основные запасы пресной воды?

Найдите в коллекциях минералы и горные породы, содержащие в своём составе химически связанную воду.

-Составьте краткий прогноз-программу: «Перспективы обеспечения населения России питьевой воды» Схема!. Запасы воды на Земле

Общий запас воды на
Земле куб. км.


Свободная вода
куб.км

Химически связанная
вода куб.км


Пресная вода: Солёная вода:

Вывод: Зачитайте предложение из высказывания В.И.Вернадского, которое наиболее точно подводит черту под темой нашего вопроса.

Модуль 2:1. Выполните рисунки «Внутренний мир воды» в левой части поля. Как вы себе представляете внутреннее строение воды.

Вода - пар





Вода-жидкость




Вода -лёд

(газообразное состояние)













(кристаллическое




г







г




состоя

1

ние)

г

2. Защита рисунка

2. Прочитайте отрывок текста «Геометрия молекулы воды. Строение льда. Мерцающиекластеры». Повторите рисунок в правой части поля.

Вопрос для вывода: - Какие отличия появились в ваших рисунках? Какая

информация вызвала у вас удивление?

Вывод: Вода - единственное вещество на Земле, которое существует одновременно в

трёх агрегатных состояниях.

Задание для групп!-2: Рассчитайте количество молекул воды в одной столовой ложке и в химическом стакане на вашем столе.

Задание для групп 3-4: Вычислите массовую долю водорода и кислорода в составе воды.


Модуль 3. Физические свойства воды.

Прочитайте текст «Вода - самое удивительное вещество на Земле» и заполните таблицу в своих тетрадях:

Агрегатное состояние

Физические свойства

Причины аномальных свойств

нормальные

аномальные

Жидкое










Твёрдое










Вопросы для вывода: - Какие причины аномальных физических свойств воды вам удалось выяснить? (Краткие сообщения спикеров).

Модуль 4. Очистка питьевой воды.

Перед вами в стаканах образцы речной воды, воды из школьного водопровода и дистиллированной воды.

- Можете ли вы визуально, не пробуя воду на вкус, установить в каком стакане находится питьевая вода? -Что вы можете предложить для распознавания образцов воды?

Рассмотрите схему «Очистка питьевой воды». -Какие методы разделения смесей использует человек при очистке питьевой воды?

Общий вывод: Своими примерами докажите справедливость каждого предложения эпиграфа урока.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание:



7. Рефлексия.

Закройте глаза и мысленно нарисуйте пейзаж, на котором присутствует вода. Поделитесь вполголоса с учеником, сидящим рядом с вами. Что вам удалось увидеть: море, водопад, родник? Совпадает ли «мыслекартина» с вашим настроением?