litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Государственное бюджетное образовательное учреждение


Начального профессионального образования

Профессиональный лицей технологии и дизайна

Санкт-Петербурга


ТЕМА:



ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ «ДЕТСКИЙ ДОМ»


Воспитатель

структурного подразделения

«Детский дом»

Скок Валентина Николаевна


СОДЕРЖАНИЕ


Введение.


  1. Идеи патриотического воспитания в опыте российских педагогов.




  1. Сущность и проблемы патриотического воспитания.




  1. Исследование проблем формирования у воспитанников чувства патриотизма.


Заключение.


Список литературы.



























.


Введение.


«Патриотизм, любовь к Родине» – казалось бы незыблемая ценность. Увы, сейчас сложилась ситуация – или, точнее, сейчас мы, россияне, создали ситуацию, когда это чувство многими утрачивается, когда растёт количество людей, особенно молодёжи, уже не связывающих своё будущее с Россией.

Поиск лучшей жизни понятен, поговорка: « Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше» - сложилась не сейчас. Любовь к Родине – одно из самых глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Вероятно, этим можно объяснить то неожиданно приятное обстоятельство, что разрушителям страны не удалось ликвидировать, отменить ни патриотическое чувство, ни сознание, ни поведение. В патриотизме - голос вечности. Как пишет Никандров Н.Д.


« Воспитание – общая, вечная категория, в этой вечной категории патриотизм присутствует как идеальный стержень, как сердцевина, как духовно-нравственный феномен».

Чувство любви к Родине и сама Родина – высшие человеческие ценности. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос прибрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи.

Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Это означает, что «нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль Гражданина и роль Патриота».

Целью моей работы было определить совокупность педагогических условий, реализация которых в воспитательном процессе будет содействовать формированию у воспитанников чувств патриотизма.

Формирование у воспитанников чувства патриотизма будет происходить успешно, если:

- современные воспитанники будут обогащаться

представлениями о истории, традициях родного края,

о людях живших в нём;

- учащиеся будут включаться в активную деятельность

по познанию своего родного края с учётом их интересов

и возможностей.

- будут обогащаться

эмоционольно-ценностным отношением к родному

краю.


1.Идеи патриотического воспитания в опыте российских педагогов.


«Воспитание верного сына Отечества, готовность сложить за него свою голову,- подчёркивал В.А.Сухомлинский, - мы в этой готовности усматривали нравственную доблесть, без которой не мыслимо патриотическое видение мира сегодня, патриотические заботы и тревоги общественного, всенародного в родном городе, селе…»

Вопросы воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, воспитания законопослушных граждан государства стояли в центре внимания учёных на протяжении всей истории развития человечества. Многие педагоги прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формировании личности.


Константин Дмитриевич Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчёркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отвечал огромное влияние труда на формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Ушинский отмечал, что под влиянием различных условий жизни складывается характер человека, который представляет именно ту почву, в которой коренится народность.

Ценными для педагогической науки и практики являются теоретические разработки патриотического воспитания А.С.Макаренко, проведённые им на практике. Успехи в формировании качеств патриотов – защитников Родины, по его мнению, зависят от постановки идейно-политического воспитания.

Непереходящее значение для современной школы имеют положения

А.С. Макаренко о нормальной тренировке и идейной закалке воспитанников - будущих защитников Родины. Он рекомендовал вводить

воспитанников в реальную жизнь общества, приучать их к преодолению трудностей. Патриотическое поведение, по его мнению, это не просто добросовестное выполнение обязанностей, а непоколебимое стремление человека к выполнению наиболее важного дела для Родины. При воспитании патриотических чувств Антон Семёнович советовал показывать детям героическое прошлое и настоящее страны не только в знании,но и в ощущении, в опыте, в труде и напряжении. Он ставил свой задачей воспитать преданных Родине патриотов, людей, обладающих чувством долга и чести, коллективизма и гумманизма.

Немаловажное значение для нашей действительности имеют теоретические положения и личный опыт А.С.Макаренко о проектировании патриотических качеств в человеке. Создавая конечную модель патриота и гражданина, он твёрдо верил, что его воспитанники, выйдя в жизнь,выдержат все испытания. В этой связи он рекомендовал


«подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться». Главным мерилом патриотических убеждений А.С.Макаренко считал личный и совместный общественно ценный труд, вклад каждого в общий труд.

Большое внимание к проблемам патриотического уделял выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский. Он обогатил педагогику современным содержанием, дал глубоко мотивированные, проверенные многолетним опытом ответы на животрепещущие вопросы о том, как надо воспитывать детей, чтобы они стали патриотами своей Родины.

Ценной в этом отношении является его работа «Воспитание советского патриотизма у школьников».

Педагог раскрывает значение привития любви к родному краю и его природе, к родной речи, к людям, которые окружают ребёнка.

В его трудах мы находим описание жизни , труда, радостей и огорчений целого поколения школьников; раскрытие путей воспитания высокой морали, внутренних потребностей в творческом труде на благо народа; определение факторов, которые влияют на формирование высоконравственныхличностей, на воспитание духовного мира школьников.

Во многих трудах В.А.Сухомлинского, обобщается и систематизируется теоретический и практический опыт гражданского воспитания в советской школе. Несмотря на идеологическое обрамление, он, несомненно заслуживает внимания, особенно мысль о гражданском видении мира: «Это живая плоть и кровь нравственности. Я стремился к тому, чтобы воспитанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестье, но и переживали непримиримость к социальному злу, бесчестью…»

По мнению В.А.Сухомлинского, аморальные явления в подростковой среде – это следствие ограниченности, убожества и примитивности мира чувств. Он признавался в том, что его рассказы о мире не только доносили знания до сознания мальчиков и девочек, но и заставляли задуматься над судьбой мира, над тем, что его личное счастье, счастье семьи зависят от чего-то более значительного, нежели огород и приусадебный участок.


Для современной школы важны разработки В.А.Сухомлинского о критериях патриотической воспитанности.

Проектируя человека – защитника Родины в процессе патриотического воспитания, по мнению В.А.Сухомлинского, учитель должен себе представить, каким бы оказался его питомец в час тяжёлых испытаний для Отчизны.

На современном этапе развития отечественной школы, идеям патриатического воспитания уделяют внимание Валеев И.И. Фрумин И.Д., Никандров Н.Д. и др.

2.Сущность и проблемы патриотического воспитания.


Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине.

В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам. Чтобы глубоко и осознанно любить, надо, так же глубоко и всесторонне знать объект любви. Это истина, утверждённая народной мудростью и специальными исследованиями.

В современных образовательных учреждениях имеет место поверхностное отношение к формированию понятия «патриотизм», хотя эта работа является необходимой составной частью патриотического воспитания. Учителя, воспитатели бывают вполне удовлетворены, когда учащиеся раскрывают понятие «патриотизм» как любовь к родине. Экспериментальные исследования и опыт позволяют утверждать, что знания о сущности понятия «патриотизм» у учащихся всех возрастов поверхностны, что в определённой мере отражается на практической, нравственной и политической воспитанности учащихся и молодёжи вообще.

Одной из причин поверхностного владения указанным морально-политическим понятием является недостаточная целенаправленность и научно-методический уровень его формирования у учащихся, в частности, недостаточно обращается внимание на формирование широкого понятия «родина» как основы морально политического понятия «патриотизм».

Дети, да и взрослые обычно родиной называют место рождения и страну, в которой живут. Глубокий же исторический подход к раскрытию этого понятия не обнаруживается. Родиной признают и родную улицу, и берёзку у крыльца, и дом городской, и речку, и небеса родные… .


Продуманной системой учебно-воспитательной работы мы стремились и в значительной мере добивались всестороннего усвоения учащимися рассматриваемого нами понятия.

Так, понятие «родина» - это совокупность следующих признаков:


  1. общественно-политический строй страны;

  2. природа страны и конкретного места жительства;

  3. прошлое страны, отражённое в современной материальной и духовной культуре;

  4. современные достижения страны во всех отраслях человеческой деятельности и их творцы.


Под патриотическим воспитанием мы понимаем целенаправленный специально-организуемый процесс формирования устойчивых патриотических качеств, характеризующих личность воспитанника как субъекта морально-политических, социально-экономических отношений в государственно- общественном образовании.

Формирование патриотических качеств - процесс и в определённой мере результат патриотического воспитания, при котором происходит развитие устойчивых специфических черт личности, направленных на определение его своих отношений с обществом и государством, определение своего места в системе этих отношений.

В основу концепции формирования патриотических качеств ребёнка в разнообразных формах деятельности положены следующие идеи:

1. Формирование личности человека протекает в разнообразных видах деятельности. Деятельность личности включает в себя общественный и личностно значимый аспекты, совокупность которых определяет обуславливает её общественную направленность.

2. Деятельность личности включает в себя единство внутренних и внешних потребностей, эмоциональной и мотивационной сфер,

объединяющих разнообразные проявления человека, его сложную психическую структуру, способности устанавливать межличностные отношения, объединяться с другими для выполнения разнообразных заданий.

3. В деятельности человека рельефно проявляются общие, социально-типичные и индивидуально-своеобразные черты личности. Этим обуславливается разнообразие проявлений личности в трудовой и общественной деятельности, более того, выступая в комплексе, взаимообогащаясь, эти черты находятся в постоянном развитии, взаимопроникновении, чем объясняется их реализация через общественную идеологию.


4. Процесс патриотического становления личности, формирования патриотических качеств личности представляется как целостная, многомерная, многоуровневая реальность, что позволяет рассматривать его как систему и применять системный подход как основной метод изучения особенностей.

5. Итогом патриотического воспитания выступает типичный представитель сообщества индивидов, которого характеризует совокупность общественного направления и личностно значимых качеств, включая гражданские, нравственные, политические, экономические, психологические, организационные, юридические, моральные и ряд знаний практического и прогностического характера, умение поступать в соответствии с названными качествами и знаниями.

Результатом патриотического воспитания таким образом является патриотическая деятельность, в которой реализуется вся совокупность вышеназванных компонентов.

Чувство гражданского долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, за благополучие народа, за сохранность и приумножение материальных и духовных ценностей, которые созданы старшими поколениями, являются одним из важных показателей личности воспитанника.

Гражданский долг и ответственность – это высокие личные качества. И началом их воспитания служит гражданское видение жизни, гражданская тревога и беспокойство за судьбу дела, людей.

Видеть успехи нашей страны, её изменения и могущество, осознавать уважение к своему народу народов мира, чувствовать собственную причастность к событиям в стране, в коллективе – это и есть гражданское видение ребёнком мира. Желание видеть свою страну ещё более сильной и красивой есть начало гражданской активной деятельности.

Патриотизм историчен. Смена каждой исторической формации влекла за собой изменение в представлениях, взглядах, чувствах и мыслях людей. И вместе с ними изменялась сущность понятия патриотизм.

Патриотизм является глубоким чувством, которое формируется у народа на протяжении веков и тысячелетий.


Впервые слово патриот стало употребляться в период французкой революции 1789-1793гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагерямонархистов.

В словаре В.И.Даля значение этого слова трактуется так:

«Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник».

Патриот, - говорится в другом словаре,- человек, любящий своё отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».

Приведённые определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к философскому истолкованию:

«Патриотизм (от греч.patris – отечество) нравственный и политический принцип, социальное чувство,содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».

В данных определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, её патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закреплёнными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.

С этой точки зрения патриотизм можно определить как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознание её величия и славы, и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять её могущество и независимость.

Забота об интересах Родины, глубокое уважение к своему народу, сотрудничество и солидарность трудящихся всех стран в борьбе за общие цели, дружба и уважение во взаимоотношениях с другими народами находят своё конкретное выражение в практике патриотического воспитания.


Задача воспитателя состоит в том, чтобы так организовать обучение, коллективную жизнь, патриотическое поведение воспитанников, чтобы сформировать у них соответствующие убеждения и чувства. Во всех видах деятельности – учении, труде, общественной работе, спорте, туризме, играх – можно решать эти задачи.

В организации любой деятельности главное состоит в том, чтобы достигнуть единства патриотического сознания, чувств и поведения воспитанников, сформировать устойчивые мотивы патриотического поведения –основу идейной направленности личности. В учебной деятельности формируются высокое патриотическое сознание, взгляды, убеждения. В разносторонней общественно полезной деятельности накапливается опыт патриотического поведения, формируется общественная активность. Особой задачей в воспитании патриотизма является формирование чувств, побуждающих учащихся к благородным стремлениям.

Патриотизм выражается в комплексе таких чувств, как любовь к Родине, национальная гордость, достоинство, долг, честь, дружба, солидарность, уважение.

Вместе с тем воспитатели структурного подразделения («Детский дом») при Профессиональном Лицеи Технологии и Дизайна проявляют заботу и о том, чтобы у учащихся не возникали отрицательные, чуждые человеку чувства: высокомерие, зазнайство, национальная спесь, малодушие, эгоизм, низкопоклонство.



следующая страница >>