litceysel.ru
добавить свой файл
1
Выступление В.В. Кириллова


Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в России в области обращения с отходами потребления, а именно твердыми бытовыми отходами и мусором, может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровью населения.

Ежегодно в России образуется порядка 35-40 млн.тонн твердых бытовых отходов (далее - ТБО) или в объемных единицах порядка 200 млн.м.куб., что составляет около 10 % от всех ежегодно образующихся отходов. Следует отметить, что указанный объем - только от населения. Вместе с этим ТБО образуется от предприятий малого и среднего бизнеса, нежилого фонда, крупных производств и т.д., поэтому реальная цифра гораздо больше.

Практически весь указанный объем в дальнейшем размещается на полигонах ТБО, санкционированных и несанкционированных свалках, и только 4-5% указанного объема вовлекаются в переработку.

Столь низкий процент вовлечения ТБО в переработку, связан как с отсутствием необходимой инфраструктуры, так и самих предприятий-переработчиков, которых по стране в соответствии с данными представленными ТО РПН, насчитывается всего порядка 400 единиц (389), из них: комплексов по переработке ТБО всего 243, комплексов по сортировке -53, мусоросжигающих заводов порядка 40.

Также следует обратить внимание на то, что количество специально обустроенных мест под размещение отходов — полигонов ТБО в целом по стране около полутора тысяч (1399), что в разы меньше, чем даже санкционированных свалок которых чуть больше 7 тысяч (7153). А количество несанкционированных свалок, которые следует расценивать как уже накопленный за истекшие десятилетия прошлый экологический ущерб, по состоянию на август текущего года превышает и указанную цифру в 2,5 раза и составляет 17,5 тысяч. Все указанные объекты размещения ТБО занимают площадь порядка 50,0 тыс.га. (47,7 га).

При этом если не предпринять каких-либо действенных мер по борьбе с образованием стихийных свалок размер прошлого экологического ущерба в 2012 году в количественном отношении может возрасти почти до 22 тысяч несанкционированных свалок ТБО. Обоснование прогноза я представлю несколько позже.


Все приведенные данные подтверждают наличие проблемы, оставление которой без решения может привести к реальной угрозе причинения непоправимого вреда окружающей среде. При этом решения данной проблемы требует комплексного и системного подхода и именно на это ориентированы поручения Минприроды от июля и августа 2011 года.

Хочу обратить Ваше внимание, что пределах компетенции, определенной положениями ПП РФ от 30.07.2004 № 400, а именно: в рамках осуществления федерального государственного экологического контроля, основной целью которого, согласно положений 294-ФЗ, является предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, Служба предпринимает все возможные меры для предотвращения как образования новых несанкционированных свалок, так и для недопущения увеличения прошлого накопленного экоущерба.

В частности: выявление вновь образованных свалок и пресечение указанного нарушения, а именно: их ликвидация, является достаточно действенной мерой, направленной на предотвращение увеличения размеров прошлого экоущерба.

И на первый взгляд непосредственная ликвидация несанкционированных свалок является самым оптимальным способом решения. Однако следует понимать, что их наличие на территории РФ - это лишь последствия существующей проблемы, а не ее причины. А соответственно не установив последнее, проблему несанкционированных свалок не решить.

Таким образом, наиболее оптимальным решением для разработки комплекса мер, направленных на предупреждение возникновения свалок, является в первую очередь, выявление и изучение их этиологии, т.е. истории их появления, с последующим использованием данных по выбору наиболее комплексных и действенных механизмов, способных устранить саму причину (очаг) возникновения свалок.

Соответственно, для надлежащего исполнения возложенных на Росприроднадзор полномочий, а также поручения Минприроды России, а именно разработки комплекса мер по предупреждению несанкционированного размещения ТБО на территории всех субъектов РФ было необходимо, прежде всего, определить причину или причины, по которым количество несанкционированных свалок достигло такого угрожающего уровня и имеет тенденцию к росту.


В целях исполнения поручений Минприроды России, Росприроднадзором, прежде всего, было проведено совещание по вопросу выработки общего подхода к выявлению и пресечению образования несанкционированных свалок ТБО. Указанное совещание было проведено 15 августа и по его итогам был составлен План комплексных мероприятий по исполнению Ваших поручений, утвержденный приказом Росприроднадзора от 16.08.2011 №610.

Указанным планом были предусмотрены различные мероприятия, направленные на решение проблемы несанкционированных свалок. Однако, мне хотелось бы остановиться на двух, а именно: совещания с участием органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальными органами и рейдовых проверках.

Проведение указанных совещаний, в части взаимодействия с целью выработки плана действия по выявлению и предотвращению образования свалок, территориальными органами Росприроднадзора по поручению Центрального аппарата, было продиктовано необходимостью консолидированного подхода на всех уровнях власти для решения общероссийской проблемы - роста несанкционированных свалок.

Осознавая уровень проблемы во многих субъектах РФ, указанные совещания прошли под председательством заместителей глав субъектов, например: в ЦФО, а именно: в Рязанской и Смоленских областях.

По итогам данных совещаний органы муниципальной власти получили прямые указания по выполнению полномочий в сфере отношений, связанных с обращением с отходами, а также по обеспечению личного контроля за принятием своевременных мер по ликвидации несанкционированных свалок, а также недопущению их образования на подведомственных территориях.

Хочу заметить, что власти, как субъектов РФ, так и муниципальных образований, приняли активное участие как в обсуждении проблемы несанкционированных свалок и выработке мероприятий по ее устранению, так и в выявлении несанкционированных свалок.

Практически все рейдовые мероприятий Росприроднадзора, были проведены при непосредственном участии муниципальных властей и природоохранных органов субъектов Российской Федерации.


Кроме того, как муниципальные власти, так и власти субъекта РФ по многим вопросам проявили инициативу, в частности в СЗФО администрациями муниципальных образований Архангельской области было принято решение, о введении в их штатное расписание должностей экологов.

В ПФО администрации муниципальных образований Свердловской области взяли на себя обязательства по проведению до конца октября текущего года рабочих совещаний по вопросам обращения с ТБО с садовыми товариществами, мелкими строительными предприятиями, гражданами, а также со специализированными предприятиями, выполняющими транспортировку отходов.

Правительством Республике Татарстан в инициативном порядке были организованы работы: по санитарной очистке территорий муниципальных районов и городских округов Республики, а также по размещению в СМИ социально-экологической рекламы, направленной на предотвращение захламления земель отходами.

Надо заметить, что необходимость социальной рекламы нашла отражения в достаточно большом количестве разработанных на территориях планах по ликвидации несанкционированных свалок, это Мурманская, Владимирская, Еврейская автономная и другие области.

Однако не обошлось и без исключений, так в СФО Администрация Тюменской области никоем образом не отреагировала на письменное обращение Управления Росприроднадзора по Тюменской области от 09.09.250111 № 01-3207 о включении в повестку совещания с участием глав районных администраций Тюменской области вопросов выработки плана мероприятий по выявлению и предотвращению образования несанкционированных свалок ТБО.

Также в рамках совещаний проводилось распределение территорий для проведения рейдовых мероприятий, составлялись маршруты рейдовых мероприятий и так далее.

При этом маршруты рейдов формировались и с использованием информации, полученной, как от граждан, так и от общественных организаций.

Для получения данной информации в самые сжатые сроки, а соответственно и для принятия максимально оперативных мер, на официальных сайтах территориальных органов Росприроднадзора были размещены гиперссылки (баннеры), на которых граждане и иные лица могут оставить информацию об известных им свалках. Также были выделены телефоны «горячей линии», которые принимали сообщения в режиме записи.


В некоторых субъектах РФ территориальными органами Росприроднадзора было организованно взаимодействие с общественными экологическими организациями.

Так, в Камчатском крае (ДФО) была организованна и проведена информационно-консультативная встреча с общественными экологическими организациями и СМИ.

На территориях Краснодарского края и Республики Адыгея (ЮФО) при непосредственном участии общественных организаций: «Экологическая вахта по Северному Кавказу» и «Краснодарская краевая общественная организация экологического сотрудничества» было выявлено около 10 % несанкционированных свалок от общего количества выявленных в целом по территории.

Но главным мероприятием Плана является проведение рейдовых проверок, целью которых является, как выявление всех несанкционированных свалок на территории каждого субъекта РФ, так и установления причин их образования.

Результаты рейдов, на основании которых был построен ранее озвученный прогноз роста несанкционированных свалок ТБО, а соответственно в случае непринятия мер и роста прошлого экологического ущерба, представлены на следующем слайде.

В результате рейдовых проверок было выявлено 5407 несанкционированных свалок, расположенных на общей площади 2,18 га.

Анализ имеющихся результатов рейдовых мероприятий показал, что в основном несанкционированные свалки расположены в водоохранных зонах - на их долю приходится 14% от всех выявленных в результате рейдовых проверок. На землях сельхозназначения размещено 13% несанкционированных свалок, на землях лесного фонда — 7%. Однако абсолютным лидером по количеству несанкционированных свалок являются земли населенных пунктов. Доля свалок размещенных на указанных землях составляет 45% (2450) от всех выявленных в результате, рейдовых проверок.

По итогам рейдовых мероприятий территориальными органами Росприроднадзора было выявлено 3444, возбуждено почти 1150 дел об административных правонарушениях, наложено 685 штрафов на общую сумму 6,4 млн.руб., из них взыскано 26% (177), на общую сумму 942,7 тыс.руб. 985 дел об административных правонарушениях передано в иные органы по подведомственности, в том числе в Россельхознадзор при выявлении нарушений на землях с/х назначения, в субъекты РФ и Мособллесхоз - при выявлении нарушений на территории лесов, а также в прокуратуру в рамках осуществления ее надзора за муниципальными властями.


Кроме того, по итогам рейдовых проверок вынесено 209 представлений об устранений причин и условий совершения административного правонарушения, из которых выполнено 27% (57). Выдано 613 предписаний, из которых исполнено 309. Предъявлено ущербов на общую сумму 893 тыс.руб., взыскано 139 тыс.руб. Надо заметить, что возмещение ущерба, причиненного почвам как объекту ООС, осуществляется в основном в натуре, а именно за счет очистки захламленных территорий от ТБО и привидение их в состояние пригодное для дальнейшего использования.

Абсолютными лидерами по количеству несанкционированных свалок на землях населенных пунктов являются Центральный и Северо-Западный федеральные округа. В указанных регионах на долю свалок на землях указанной категории приходится более половины (27,2% и 23,2%, соответственно) от всех выявленных на их территории.

В целом же по России из 5407 выявленных несанкционированных свалок ликвидировано 26,3% или 1421 свалка, а соответственно очищено от отходов 163 га земли.

При этом хочу отметить, что на территории многих субъектов ликвидация свалок осуществлялось при непосредственном участии территориальных органов Росприроднадзора.

Так в СКФО, Управлением Росприроднадзора по Чеченской Республике 1 октября был организован и проведен субботник, с целью очистки территории от захламления.

В ПФО, при поддержке Управления Росприроднадзора по Пермскому краю 10 и 16 сентября была проведена всероссийская акция «Чистый берег», организованная Пермским отделением Всероссийского общества охраны природы.

(В акции 10 сентября 2011 г. приняли участие 886 человек из 50 организаций. Очистили 11 км 400 м береговых линий 16 рек и ручьёв и 7 прудов Пермского края. Вывезли: более 100 мешков с ПЭТ бутылками на переработку, 4 КАМАЗа по 8 куб.м., 1 КАМАЗ 5 куб.м с ТБО и 239 мешков ТБО на санкционированные свалки.В акции 16 сентября 2011 г. приняли участие. 258 человек из 18 организаций. Очистили 1 км 900 м береговых линии р. Кама и ООПТ местного значения «Утиное болото» г. Перми. Вывезли 24 куб.м ТБО.)


В рамках данной акции осуществлялись широкомасштабные работы по очистке берегов рек от ТБО и вывозу собранного мусора. В акции приняли участие более тысячи школьников и студентов, активисты экологических движений, а также сотрудники Управления Росприроднадзора по Пермскому краю. Очищено 26,6 га береговой полосы крупных и малых рек Прикамья.

В СЗФО аналогичная акция под названием «Речная лента» была организована и проведена совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Управлением Росприроднадзора по Республике Коми.

Поддержали указанную акцию более 300 человек: представители общественного движения «Экологи Коми», природоохранной прокуратуры, государственного учреждения «Территориальный фонд информации», школьники и студенты.

В ходе данного мероприятия от мусора очищен почти километр прибрежной полосы реки Сысола у г.Сыктывкар, собрано 16 кубометров мусора.

Инициативу, проявленную Росприроднадзором, поддержали и общественные экологические организации, так 19 сентября активисты молодежной экологической инспекции Иркутского регионального отделения ВООП совместно с волонтерами общественного движения "Наш район" провели рейд по уборке береговой линии реки Иркут в Ленинском районе г.Иркутска.

С 27 сентября заработала акция «Сделаем вместе», организованная организацией Эко-РТ, представляющая собой фактически организацию общественного экологического контроля.

Вместе с этим, помимо личных примеров, Службой организованны и проводятся и иные мероприятия направленные как на ликвидацию, так и на предупреждение возникновения несанкционированных свалок.

Например в СФО, Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия взяло на себя обязательство оказывать методическое содействие органам региональной и муниципальной власти для проведения мероприятий по выявлению мест несанкционированного размещения отходов.

В СЗФО при проведении рейдовых проверок инспекторами Управления Росприроднадзора по Республике Карелия проводится профилактическая разъяснительная работа с представителями администраций сельских поселений и предприятий, осуществляющих деятельность на обследованных территориях, о мероприятиях, направленных на предотвращение образования несанкционированных свалок ТБО.


Однако самая беспрецедентная акция проведена на территории СЗФО -это выпуск Управлением Росприроднадзора по Архангельской области Просветительских листовок, с целью разъяснительной и профилактической работы в рамках проведения мероприятий Росприроднадзора по реализации Водной стратегии Российской Федерации Управлением Росприроднадзора по Архангельской области изготовлены красочные листовки о необходимости бережного отношения к водным ресурсам, не захламления прибрежно-защитных полос водных объектов. На оборотной стороне листовок приведены выдержки из статей Водного кодекса РФ, а также статей КоАП РФ, касающихся административной ответственности за нарушение водного законодательства.

Таким образом, Управление Росприроднадзора по Архангельской области не только применяет меры административного взыскания, но и одновременно разъясняет требования действующего законодательства.

Кроме того, данным Управлением во взаимодействии с территориальными органами МВД и МЧС проводится обследование островов являющихся местами массового отдыха граждан.

Однако, как я отметил в самом начале своего доклада для решения проблем ликвидация свалок необходимо установить причину или причины их появления.

Как я уже обозначил выше наибольшее количество свалок сосредоточено на территориях земель населенных пунктов и абсолютными лидерами по количеству несанкционированных свалок на землях указанной категории являются Центральный и Северо-Западный федеральные округа.

И проблематика образования свалок, прежде всего на территориях земель населенных пунктов не является новостью ни доля федеральных органов власти, ни для органов власти субъектов РФ. В частности об этом свидетельствуют ежегодно проводимые Госадмтехнадзором по Московской области операции «Дачник» и «Засада», а также поручения Медведева (см. Прошлый год).

При этом ЦФО является самым плотно заселенным регионом РФ, плотность населения здесь составляет 56,9 чел./км.кв. Однако нормы накопления ТБО на душу населения в указанном округе ниже среднего и составляют всего 285 кг/чел.год, тогда как среднее по РФ 310 кг./чел.год.


Самые низкие нормы накопления действуют на территории СЗФО, всего — 235 кг./чел.год.

Вместе с этим, в соответствии с действующим законодательством указанные нормы используются при разработке схем территориального планирования, а именно: в состав градостроительной документации входят генеральные схемы санитарной очистки территорий населенных пунктов, которые разрабатываются в целях организации рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий.

Указанными схемами устанавливается не только мероприятия для поддержания в населенных пунктах благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, но и определяется потребность в полигонах ТБО, а также в предприятиях по переработке ТБО.

В соответствии с Методическими рекомендациями 2003 года о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации: «...В основу расчета объема накопления твердых бытовых отходов должны приниматься нормы накопления по жилому фонду...».

Кроме того, согласно содержания данного документа для крупных населенных пунктов (более 30 тыс. жителей) целесообразно строить не объекты размещения ТБО, а объекты переработки данного отхода.

Таким образом, столь низкие нормы накопления приводят к необеспеченности территорий достаточным для обеспечения экологически безопасной системы как сбора и вывоза отходов, сопряженной с необеспеченностью реальной потребности в контейнерах, площадках временного размещения ТБО, спецавтотранспорта — мусоровозов и т.д., так и к необеспеченности той или иной территории объектами утилизации, переработки и захоронения отходов. И результат налицо.

Также образование несанкционированных свалок на землях поселений в большинстве случаев сопряжено с отсутствием системы сбора ТБО от малых населенных пунктов, частного сектора и зон общественного пользования (зоны отдыха).

В соответствии с действующим законодательством (ст.8 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 14 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения относятся, организация сбора, вывоза, утилизация и переработка ТБО. При этом полномочия органов местного самоуправления дифференцированы в зависимости от вида муниципального образования: поселение, муниципальный район, городской округ.


Так поселения осуществляют только организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18 ч.1 ст. 14 131-ФЗ), решение более крупных задач, а именно организация утилизации и переработки ТБО возложено на муниципальные районы (п. 14 ч.1 ст. 15 131-ФЗ), городские округа отвечают как за сбор и вывоз отходов, так и за утилизацию и переработку ТБО (п.24 ч.1 ст. 16 131-+ФЗ).

Вместе с этим, что в законодательстве понимается под «организацией» какого-либо процесса, связанного с обращением с отходами, как сбор, утилизация, вывоз, переработка, ни в одном законодательной акте не определено, как и не определено ответственное лицо за организацию захоронения бытовых отходов.

Также решения вопросов по размещению и переработке отходов, как правило, носят межмуниципальный характер, что соответственно приводит к проблемам размещения отходов, например от крупных городов, которые в соответствии с действующим законодательством, устанавливающим запрет на организацию объектов размещения отходов на территории городских поселений, обязаны вывозить отходы на территории, не отнесенные к их юрисдикции. Однако власти, на территории которых указанные объекты размещаются, могут отказать в приеме отходов, образованных вне пределов их муниципального образования.

Данная ситуация очень распространена на территории РФ и особенно актуальна например для Московской, Нижегородской, Свердловской областей.

С другой стороны, у органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов зачастую нет и финансовых возможностей к реализации полномочий по организации утилизации и переработке отходов.

Указанные выше причины приводят к не выполнению муниципальными властями законодательно закрепленных полномочий, а именно: организации утилизации и переработки отходов, что является еще одно причиной образования несанкционированных свалок. Поэтому РПН считает целесообразным передать указанное полномочие в ведение субъекта, а муниципалам оставить только сбор и вывоз.


Отсутствие надлежаще организованной системы сбора и вывоза ТБО сопряжено с заниженными нормами накопления отходов на душу населения и отсутствия учета сезонности образования отходов (в частности с началом дачного сезона образование отходов в городах сокращается, но увеличивается в пригородах).

Но, определенную роль в образовании несанкционированных свалок играет и тарифная политика. Так тариф на утилизацию (захоронение) отходов не входит в кварплату. Также фактически специалисты по тарифам идентифицируют понятия «утилизация» и «захоронение». Хотя утилизация — это прежде всего использование отходов, а захоронение - это изоляция непригодных для дальнейшего использования отходов.

Совмещение указанных понятий и установление для них единого тарифа на услуги по утилизации (захоронению) отходов противоречит одному из базовых принципов, закрепленных в ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «об отходах производства и потребления» - приоритет использования отходов над захоронением, что в условиях рыночной экономики естественно приводит к выбору более дешевого способа «избавления» от отходов, в нашем случае к захоронению.

В частности для Москвы усредненные затраты на захоронение 1 т ТБО составляют порядка 300-400 руб., тогда как цена только одной из предоперация перед переработкой отходов, а именно сортировки отходов -от 1300 руб., а цена сжигания того же может достигает 3,0 и более тыс.руб.

И нарушение указанного базового принципа является основной причиной образования несанкционированных свалок, в том числе в связи с отсутствием достаточного количества предприятий по переработке ТБО. Следовательно необходимо законодательно во-первых:- разграничить тарифы на захоронение и утилизацию, а во-вторых, определить что тариф на захоронение должен быть значительно выше, чем тариф на утилизацию, а также требуется внесение и иных изменений в действующее законодательство, в частности в ч.4 ст. 154 ЖК РФ относительно включения тарифа за утилизацию (захоронение) отходов в состав коммунальной платы.


Вместе с этим, не только вынужденное или сознательное бездействие местных властей, в том числе в результате законодательных пробелов является причиной образования несанкционированных свалок. Причиной их образования, и это не требует доказательств, являются и сами граждане, что связано с отсутствием у них минимального экологического образования. Это связано с отсутствием закона о всеобщем экологическом образовании и просвещении.

Однако главная причина, приводящая к интенсивному накоплению неиспользуемых бытовых отходов в окружающей среде, — это низкий уровень их переработки, который, как я уже ранее отметил, в среднем по России не превышает 4—5%, что связано с отсутствием соответствующей и необходимой инфраструктуры.

Столь слабое вовлечение ТБО в хозяйственный оборот объясняется во многих случаях высокими затратами на их сбор и подготовку к переработке. Это понижает рентабельность переработки отходов, либо вовсе делает ее убыточной для предпринимателей. В первую очередь сказанное относится к ТБО, при том, что в них зачастую содержатся хорошо рециркулируемые материалы: черные и цветные металлы, термопласты, резина, волокнистое картонно-бумажное сырье.

Каковы же причины, приводящие к столь высоким затратам на сбор и переработку отходов потребления.

Экономические стимулы, которые могли бы побудить предпринимателей заняться сбором и переработкой «нерентабельных» вторичных ресурсов (BMP и ВЭР), также довольно низки. Вызвано это как относительно низкой конкурентоспособностью товаров, произведенных с использованием отходов, а также высокой обеспеченность промышленности России сырьевыми ресурсами, их доступность на фоне высоких мировых цен также не способствует развитию активности в сфере переработки отходов.

Также в большинстве случаев производителю не выгодно сдавать на переработку образующиеся отходы, так как плата за их размещение ниже, чем плата за услуги по сбору, транспортировке и переработке ряда отходов.


Более того, потенциальному потребителю вторичных материальных ресурсов нет выгоды использовать их из-за мизерности льгот и получаемой прибыли. А вместе с этим вовлечение отходов в оборот позволит не только уменьшить количество свалок, но и может снизить антропогенную нагрузку на иные компоненты окружающей среды.

Практика показала, что при производстве бумаги возможно уменьшение загрязнения атмосферы почти на 50%, водных источников -более чем на 40%, количество образующихся твердых отходов снижается на 40%. 20 кг макулатуры эквивалентны 1 кг древесины. Издержки при выплавке стали из лома черных металлов в среднем в 20 раз ниже, чем при ее получении из руды и чугуна.

Таким образом, даже при наличии серьезных технологических трудностей можно утверждать, что недостаточный уровень использования вторичных ресурсов в России обусловлен в первую очередь не технологическими факторами, а несовершенством институциональных основ в этой области, прежде всего — нормативно-правовых механизмов.

Поэтому интенсифицировать использование отходов в качестве ВР можно, лишь создав для этого более благоприятные организационные, нормативно-правовые и экономические условия.

Кроме того, концептуальные основы и практика применения законодательства в сфере обращения с отходами тяготеют к реализации принципа платности размещения отходов для хозяйствующих субъектов в ущерб реализации принципа стимулирования вовлечения отходов в хозяйственный оборот.

Итак, на основе изложенного можно сформулировать основные факторы, приводящие к образованию несанкционированных свалок ТБО:


  • установление заниженных норм накопления отходов на душу населения и тарифов ЖКХ на захоронение отходов на полигонах ТБО;

  • недостаточность и несовершенство законодательной и нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами производства и потребления;
  • отсутствие достаточных экономических стимулов для сбора и

    переработки значительной массы отходов;


  • несовершенство инструментов регулирования в области использования отходов в качестве вторичных ресурсов;

  • недостатки сформировавшейся в России практики сбора и удаления твердых бытовых отходов (ТБО), не предусматривающей селективный сбор содержащихся в них полезных компонентов, пригодных для повторного использования;

  • недостаточное участие малого и среднего бизнеса в сфере деятельности по сбору и переработке вторичных ресурсов;

  • несовершенство инфраструктуры сбора и переработки вышедшей из употребления промышленной продукции конечного использования;

  • недостаточное информационное обеспечение предпринимательского сообщества о возможностях, перспективах и экономической привлекательности работы в сфере использования вторичных ресурсов;

  • не урегулированы вопрос права собственности на ТБО от населения, что фактически выводи отходы от граждан из рамок правового поля.

Поэтому, подводя итоги, считаю и хочу сказать, что ликвидация и предотвращение образования несанкционированных свалок является общей проблемой для всей России.

В свою очередь Росприроднадзор принимает все доступные и входящие в компетенцию Службы необходимые меры по ликвидации несанкционированных свалок.

Однако, чтобы кардинально исправить положение, необходимо реформировать государственную политику в этой области, существенно усилив государственное регулирование сбора и переработки отходов, прежде всего — отходов конечного потребления, поскольку работа с такими отходами по большей части нерентабельна и не дает предпринимателям приемлемой для них прибыли. Предлагаемый подход основан на принципе «загрязнитель платит» и на распределении ответственности за сбор и переработку отходов на всех членов российского общества.

Итак, для стимулирования вовлечения ТБО во вторичные ресурсы, а соответственно для предотвращения надвигающейся катастрофы связанной с образованием несанкционированных свалок, предлагаю:


  • организовать и проводить активную работу по экологическому просвещению населения (размещение и показ социальных рекламных роликов на ТВ; выпуск брошюр и плакатов; распространение информации в школах, жилых домах и общественном транспорте; организация цикла передач по местным каналам; публикация в СМИ);

  • Оптимизировать контроль и учет в области обращения с отходами, что в свою очередь повысить эффективности как эффективность управления в области обращения с отходами, так и эффективность государственного надзора в указанной области;

  • Ввести законодательное положение, согласно которому хозяйственное использование отходов в качестве ВР становится специально выделенным объектом государственного регулирования;

  • Ввести систему всеобщей ответственности за организацию сбора и переработки отходов, возложив эту ответственность на хозяйствующих субъектов как собственников отходов производства, физических лиц как собственников образующихся у них бытовых отходов, органы муниципального управления как на субъектов хозяйственной деятельности, организующих сбор, вывоз, переработку и захоронение отходов;

  • Чтобы дать хозяйствующим субъектам дополнительный стимул к вовлечению отходов в хозяйственный оборот, нужно создать нормативно-правовые условия для более эффективного использования природоохранных механизмов и инструментов государственного регулирования. В частности, указанные инструменты и механизмы можно было бы использовать для введения ограничений на захоронение общераспространенных ВР, экономического поощрения сбора и переработки отходов, стимулирования технического перевооружения производственной базы;

  • Особые нормативно-правовые условия следует также создать для применения традиционных методов государственного регулирования предпринимательской деятельности в данной сфере, а именно предоставление налоговых льгот.

Реализация этих положений позволит:

  • стимулировать приток инвестиций в сферу обращения с отходами;


  • увеличить объем производства товаров, изготовленных из отходов или с их использованием;

  • уменьшить потери сырьевых материальных и топливно-энергетических ресурсов, выводимых в настоящее время из хозяйственного оборота с отходами производства и потребления, и тем самым повысить эффективность использования природного сырья;

  • создать более благоприятные условия для расширения сырьевой базы экономики, в том числе для замещения импортных поставок некоторых видов сырья, природные ресурсы которых в России ограничены или отсутствуют;

  • снизить уровень загрязнения отходами окружающей природной среды;

  • обеспечить выполнение экологических требований, связанных с предстоящей интеграцией Российской Федерации в мировое и европейское экономические сообщества.

В числе прочего, реализация указанных мер будет способствовать решению причины проблемы образования свалок, а не ее последствия в виде самой свалки ведь возникновение (появление), наличие несанкционированных мест размещения отходов ТБО (свалок) обусловлено многолетним этапом продуцирования очага проблемы, вызванной многочисленными, и зачастую взаимосвязанными между собой причинами.