litceysel.ru
добавить свой файл
1
ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ «КОМПЛЕКС ИЗМЕРЕНИЯ ОБУЧЕННОСТИ»


В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ1


Козлов Сергей Валерьевич

Смоленский государственный университет

svkozlov@mail.ru


В настоящих условиях развития образовательной системы информатизация общества обуславливает специфику учебно-воспитательного процесса. Возможности инфокоммуникационных технологий предопределяют разработку, внедрение и использование в учебном процессе разнонаправленных средств обучения. Они применяются в качестве программ для автоматизированной поддержки работы учителя, диагностики и оценки знаний школьников, однако в большинстве своем имеют единичное действие.

Личностно-ориентированная парадигма образования предполагает комплексное использование в рамках учебного процесса необходимых современных методик и средств обучения. В условиях информатизации системы образования одним из актуальных направлений выступает индивидуальное тестирование учащихся. Данная методика позволяет строить индивидуальные траектории обучения школьников в соответствии с их личностными индивидуальными запросами, обеспечивая тем самым и социальный заказ государства в высококвалифицированных специалистах.

Система индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» обеспечивает диагностику знаний, умений и навыков учащихся, своевременную их коррекцию и выработку индивидуальных стратегий обучения. Она базируется на применении инфокоммуникационных возможностей автоматизированных дидактических систем [1].

При построении индивидуальной траектории обучения основанной на проектировании графовой модели изучаемой предметной области для автоматизации учебного процесса использовать индивидуальное тестирование учащихся особо целесообразно. Оно может быть основано на выделении уровней усвоения учебного материала и содержательной интерпретации индивидуальных запросов учащихся [2].

Дидактическая система индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности», основанная на этих принципах, позволяет автоматизировано формировать наборы индивидуальных тестов при учете личностных образовательных запросов учащихся [1, 3].


Покажем, как может быть организовано построение индивидуальной траектории обучения на примере темы «Квадратные уравнения» [4].

Цели изучения темы «Квадратные уравнения» [5]:


  • научить воспроизведению решений неполных квадратных уравнений всех трёх видов по образцам;

  • закрепить умения решать неполные квадратные уравнения и достигнуть понимания решений квадратных уравнений по формуле;

  • продолжить формирование умений решать квадратные уравнения по формуле;

  • сформировать умения решать различные квадратные уравнения;

  • получить представление об уравнении как математическом аппарате решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;

  • на примере квадратных уравнений ознакомиться с историей создания математических методов решения практических задач с представлением о формуле как алгоритме вычисления;

  • научиться использовать для описания математических ситуаций графический и аналитический языки, применять геометрические представления для решения и исследования уравнений;

  • формирование у учащихся умений применять полученные знания для решения простейших задач жизненной практики, в изучении других предметов.

Уровни усвоения по теме «Квадратные уравнения»:

  • знание понятий, определений, терминов;

  • знание формул;

  • умение применять формулы для решения задач;

  • умение интерпретировать результаты на графиках и схемах;

  • умение проводить оценочные рассуждения.

Уровни базовости: A – включает в себя первый и второй уровни усвоения данной темы, B – третий, C – четвертый и пятый.

Допустим, ученик в качестве уровня базовости выбрал уровень B, изучил теорию и выполнил ряд практических заданий. Однако тестирование показало, что он плохо знает формулы и испытывает трудности в применении их для решения задач. Тогда для достижения выбранного уровня ученику необходима индивидуальная коррекция с повторением базовых знаний (уровень A и B). При этом индивидуальная траектория обучения данного ученика строится следующим образом. Ему предлагается индивидуальный тест, корректирующий знание тех элементов содержания, при изучении которых возникли трудности, и отрабатывает их. Например, это могут быть задания:


  1. Корни квадратного уравнения x2 – 5x + 6 = 0 принадлежат интервалу:

а) (-8;-4); б) (-3;-1); в) (0;5); г) (6;10).

  1. Корни квадратного уравнения x2 + 2x + 4 = 0 принадлежат интервалу:

а) (-8;-4); б) (-3;-1); в) (0;5); г) (6;10).

  1. Разложением трёхчлена x2x – 2 на линейные множители является:

а) (x – 2)(x + 1); б) (x + 4)(x + 3); в) (x + 7)(x – 3); г) (x – 2)(x – 1).

  1. Разложением трёхчлена x2 – 4x – 21 на линейные множители является:

а) (x – 7)(x + 3); б) (x + 7)(x + 3); в) (x + 7)(x – 3); г) (x – 7)(x – 3).

Такого рода тесты предлагаются для устранения пробелов в знаниях каждому ученику свои, выполняя которые траектория обучения становится индивидуальной. Тест также становится индивидуальным в том смысле, что тестовые задания подбираются для конкретного ученика в связи с коррекцией возникших трудностей.

Рассмотренный пример показывает, как можно построить индивидуальную траекторию обучения для отдельно взятого ученика по теме «Квадратные уравнения». Применение тестовых заданий такого типа возможно по разным темам различных математических дисциплин. Индивидуальные тестовые задания, отвечая принципам объективности, оперативности и индивидуализации могут служить средством повышения эффективности и качества образовательного процесса.

На сегодняшний день в школе применяется лишь отдельный элемент, схожий с такими тестовыми заданиями – это работа по карточкам, которая, несомненно, полезна, но носит единичный характер. Она обычно используется для «слабых» учеников, обеспечивая проверку минимально необходимых знаний по изучаемой теме, и не преследует цель создания для каждого ученика своей траектории обучения с широкими возможностями её коррекции.


В настоящих условиях трудоёмкость такой методики велика, она мало разработана и не применяется в школе. Автоматизация подбора индивидуальных заданий обеспечит более эффективное её использование.

Составление базы заданий для компоновки тестов может осуществляться по элементам знаний, по типичным ошибкам и другим основаниям. Для разработки и предъявления таких тестов могут применяться различные программные продукты. Например, средства пакета MS Office или программы, разработанные с помощью MS SQL либо языка программирования Си.

В том числе целесообразно использовать спроектированную именно для этих целей дидактическую систему индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» (Advanced Tester) [1, 3]. Индивидуальный тест, сформированный в среде данного комплекса, будет составляться для каждого ученика автоматически в связи с возникшими у него трудностями в обучении. Эффективность и качество работы учителя повысятся. Высвободится свободное время для изучения других тем.

Использование данного проекта может оказаться полезным в преподавании отдельных предметов, особенно некоторых разделов математики и информатики, где легко автоматизируется материал изучения дисциплины. Построение индивидуальной кривой обучения с учётом образовательного запроса ученика с пошаговой коррекцией позволит достичь намеченного результата и получить объективную оценку его знаний, умений и навыков.


Литература


  1. Козлов, С.В. Использование возможностей автоматизированной дидактической системы «Комплекс измерения обученности» в условиях информатизации системы образования / С.В. Козлов // Третья ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии»: Сборник трудов. - Смоленск, 2010. – С.171-174.
  2. Козлов, С.В. Педагогическое проектирование индивидуального тестирования в личностно ориентированной обучающей системе: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 и 13.00.02: защищена 24.05.06: утв. 20.11.06 / Козлов Сергей Валерьевич. – Смоленск, 2006. -204 с.


  3. Козлов, С.В. Система индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» / С.В. Козлов // Системы компьютерной математики и их приложения: материалы международной конференции. – Смоленск: СмолГУ, 2007. – Вып. 8. С.223-225.

  4. Козлов, С.В. Тестирование в условиях личностно ориентированного обучения / С.В. Козлов // Методология и методика информатизации образования: концепции, программы, технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-19 октября 2005 года. – Смоленск: СГПУ. – Вып. 1 – 2005. – С. 67-75.

  5. Тимофеева, Н.М. Краткий карманный справочник по общей методике обучения математике / Н.М. Тимофеева, Г.Е. Сенькина. – Смоленск: СГПУ, 2004. – 72 с.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ

Грант № 10-06-58605 а/Ц