litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4 5
Цели Государственной программы на 2011-2015 годы


Целью Государственной программы (далее Программа) является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Для достижения этой цели необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):

совершенствование концептуальных и теоретических основ медико-социальной экспертизы, разработка и утверждение оценочной системы индикаторов качества медико-социальной экспертизы, с учетом положений Международной классификации функционирования;

создание единого федерального регистра инвалидов;

организация межведомственного организационного и информационного взаимодействия при проведении медико-социальной экспертизы;

обеспечение физической и информационной доступности государственной системы медико-социальной экспертизы;

обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления реабилитационных услуг в рамках совершенствования системы реабилитации инвалидов;

разработка и внедрение новых законодательных, нормативных правовых, методических, проектных подходов к формированию доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения с учетом международных стандартов, современного отечественного и зарубежного опыта;

выявление существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения, и оценка потребностей в устранении;

реализация ведомственных и региональных целевых программ формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

создание институциональных основ обеспечения устойчивого формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

создание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;


создание инфраструктуры информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;

обеспечение доступности занятости;

формирование доступной среды;

обеспечение социальной поддержки и реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.

В результате реализации Программы базовые (целевые) показатели доступности среды в Российской Федерации должны существенно улучшиться. Их динамика в табл. в приложении №1 (Динамика и прогноз развития доступности на 2011-2015годы).



  1. Совершенствование концептуальных и теоретических основ медико-социальной экспертизы с учетом положений международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья


Важнейшим направлением в выявлении и устранении препятствий и барьеров, мешающих доступности является объективное всестороннее определение потребностей конкретного индивида, исходя из ограничений жизнедеятельности.

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, были разработаны на основе Международной классификации болезней (МКБ). Действующая классификация описывает инвалидность, основываясь только на наличии дефекта или заболевания. Между тем инвалидность – сложное эволюционирующее явление, ее вид и степень выраженности, в том числе зависят от большого количества факторов окружающей среды и личности инвалида.

Действующие классификации и критерии не позволяют обеспечивать объективность, достоверность оценки ограничений жизнедеятельности инвалидов, а также потребности инвалидов в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию и обеспечение доступности, разрабатывать и осуществлять эффективную реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Кроме того, они затрудняют оперативное предоставление услуг инвалидам, в том числе – за счет внедрения электронного документооборота.


Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее - МКФ) (утверждена 22 мая 2001 г. 54-й сессией ассамблеи ВОЗ (резолюция WHA54.21), принадлежит к «семье» международных классификаций, разработанных Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), применимых к различным аспектам здоровья. «Семья» международных классификаций ВОЗ обеспечивает общие правила кодирования широкого круга информации, связанной со здоровьем (диагноз, функционирование и ограничение жизнедеятельности и т.д.)

МКФ дает описание ситуаций, исходя из функционирования и его ограничений у человека, учитывает факторы окружающей среды и личностные особенности. Классификация, разработанная на основе МКФ, будет использовать биопсихосоциальный подход в описании инвалидности.

МКФ является классификацией всех обстоятельств, которые связаны со здоровьем и используется в таких областях, как страхование, социальная защита, трудоустройство, образование, экономика, социальная политика, законодательство, гигиена. Она принята в ООН как одна из классификаций, на которой основываются «Стандартные правила по созданию равных возможностей для лиц с ограничениями жизнедеятельности». Таким образом, МКФ представляет собой эффективный инструмент для реализации обязательств, определенных национальным законодательством, а также международными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация.

Основными предпосылками разработки классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья являются:

необходимость всестороннего, комплексного описания потребностей инвалида в реабилитационных услугах, включая описание доступности физического и информационного окружения, на «универсальном» языке – в виде системы буквенно-цифровых кодов;

необходимость оценки хода и эффективности проводимых в отношении каждого инвалида реабилитационных мероприятий, а также мероприятий по обеспечению доступности;


обеспечение индивидуализации мер социальной защиты и социальной поддержки инвалидов, в том числе реабилитационных услуг;

необходимость реформирования системы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов на основе принципов Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, а также создание системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов;

разработка формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь;

обучение работников здравоохранения работе с новой формой направления на прохождение медико-социальной экспертизы, с учетом положений МКФ.

Финансовое обеспечение разработки классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.


Создание единого федерального регистра инвалидов


В настоящее время государственные и региональные информационные ресурсы в отношении инвалидов существуют в виде обособленных ведомственных информационных систем, в условиях отсутствия единой методической и нормативно-технической базы, существенно отличающихся в части программного обеспечения, уровня автоматизации процессов, целей создания и функционирования, структур и качеству/достоверности данных они не содержат информации о доступности окружения инвалида.

Сведения об инвалидах (федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, лечебно-профилактические учреждения, федеральные государственные протезно-ортопедические предприятия, государственные внебюджетные фонды, органы и учреждения социальной защиты населения, органы государственной службы занятости населения субъектов Российской Федерации) не всегда доступны другим органам государственной власти, органам местного самоуправления для оперативного практического использования, имеет место несоответствие объемов и состава содержащихся в них данных.


Внутриведомственный характер информационно-коммуникационных технологий не позволяет обеспечить координацию и межведомственное взаимодействие при осуществлении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, осуществлять мониторинг доступности и оценку хода и результатов реабилитационных услуг.

Использование различных информационных технологий (форматов данных, протоколов обмена и др.), низкий уровень автоматизации и отсутствие всеобъемлющей, унифицированной классификации, справочников и других документов методического характера ограничивают возможность интеграции, обобщения и комплексного анализа информации, содержащейся в различных системах, а также затрудняют доступ к указанным государственным ресурсам организаций и граждан.

В результате осложняется использование баз данных в режиме «реального времени» при осуществлении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, проведение анализа и прогноза инвалидности, ее причин, разработка межведомственных, ведомственных программ и индивидуальных программ реабилитации инвалидов, оценка эффективности реабилитационных услуг и соответствующих бюджетных расходов.

В сложившихся условиях объективная оценка доступности среды фактически нереализуема.

В этой связи в целях совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы инвалидов предполагается создание единого федерального регистра инвалидов.

Формирование основ комплексного решения проблем детей-инвалидов требует создания самостоятельного федерального регистра детей-инвалидов, а также системы мониторинга социально-экономического положения семей, имеющих детей-инвалидов.

Формирование единого федерального регистра инвалидов затронет все внутри- и межведомственные информационные потоки, начиная от процедуры установления инвалидности и заканчивая предоставлением реабилитационных услуг, оценкой их стоимости и эффективности, а также доступности физического и информационного окружения в отношении конкретного инвалида.


Источниками информации единого федерального регистра инвалидов будут служить данные учреждений медико-социальной экспертизы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, органов и учреждений социальной защиты населения, органов здравоохранения и государственной службы занятости населения субъектов Российской Федерации, федеральных и региональных учреждений образования, органов записи актов гражданского состояния, органов местного самоуправления, научных и учебных учреждений, лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, протезно-ортопедических предприятий и др.

Единый федеральный регистр будет являться системой создания, отображения и передачи данных об инвалидах, их экспертизе и прохождении реабилитационного «маршрута», а также о результатах реабилитационных мероприятий.

Это в свою очередь, позволит решить ряд вопросов, имеющих ключевое значение для автоматизированной обработки информации, статистического учета, анализа, а также для разработки стратегии профилактики инвалидности, соответствующих федеральных, региональных и ведомственных целевых программ, информационно-справочной поддержки организаций и граждан.

Формирование единого федерального регистра инвалидов должно осуществляться на основе следующих принципов:

обеспечение высокого качества (целостность, валидность, взаимоувязанность) информации в информационных ресурсах;

сохранение конфиденциальности персональных данных инвалидов и других заявителей;

поддержка различных форматов данных, сформированных в отношении инвалида и его окружения институционально обособленными ведомственными структурами, унифицированных в соответствии с МКФ;

наличие и взаимосвязь двух компонентов (федеральный и региональный), каждый из которых реализует набор функций в рамках государственной системы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации в соответствии с их компетенциями и существующими обязательствами в отношении инвалидов.


Реализацию мероприятий по созданию единого федерального регистра инвалидов планируется осуществить в два этапа:

на первом этапе (2001-2012 гг.) предполагается разработка нормативных правовых, методических, программных, информационных и учебных документов и материалов, необходимых для осуществления мероприятий по основным направлениям деятельности, по созданию единого федерального регистра;

на втором этапе (2013-2015 гг.) – проведение пилотных проектов создания единого федерального регистра инвалидов.

Источником финансового обеспечения создания федерального компонента единого федерального регистра инвалидов планируется осуществить за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Финансовое обеспечение создания регионального компонента единого федерального регистра инвалидов планируется осуществить за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.


Организация межведомственного организационного и информационного взаимодействия при проведении медико-социальной экспертизы


В настоящее время осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации предполагает непосредственное последовательное, иногда неоднократное, посещение инвалидами ряда учреждений – лечебно-профилактических, медико-социальной экспертизы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, протезно-ортопедических предприятий, органов социальной защиты субъектов Российской Федерации. В значительной части это вызвано не объективной необходимостью, а неотработанностью процедур, схем и документов межведомственного организационного и информационного взаимодействия.

В этой связи предполагается разработать и внедрить в практику новые технологии проведения медико-социальной экспертизы, сокращающие «маршрут» движения инвалидов, затраты их времени и усилий, связанных с получением документов, необходимых для предоставления экспертных и реабилитационных услуг, что, в свою очередь, потребует:


усовершенствовать систему управления органами и учреждениями, участвующими в осуществлении государственных функций и государственных услуг, в государственной системе медико-социальной экспертизы, уточнить их компетенции, нормативную, методическую, информационную основы деятельности с целью повышения ее эффективности, а также снижения риска коррупционогенности;

разработать стандарты обследований при направлении граждан на медико-социальную экспертизу лечебно-профилактическим учреждением;

разработать и утвердить перечень медико-социальных показаний к обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР);

разработать государственные стандарты организации и проведения медико-социальной экспертизы с учетом классификаций и критериев, соответствующих положениям МКФ;

разработать технологии организации и проведения медико-социальной экспертизы, основанные на внедрении электронного документооборота, а также административного регламента взаимодействия органов и учреждений медико-социальной экспертизы, как федерального, так и регионального уровня (субъектов Российской Федерации);

организовать обучение специалистов государственной системы медико-социальной экспертизы работе с использованием технологий электронного документооборота, базирующихся на новых классификациях и критериях, основанных на МКФ;

Финансирование указанных мероприятий предполагается осуществлять за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации.

Кроме того, софинансирование создания инфраструктуры для экспериментальной отработки технологии работы с использованием электронного документооборота в субъектах Российской Федерации предполагается осуществлять за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с порядком, установленном Правительством Российской Федерации.

Обеспечение физической и информационной доступности государственной системы медико-социальной экспертизы



Обеспечение физической и информационной доступности среды жизнедеятельности для инвалидов является одним из принципиальных положений российского законодательства о социальной защите инвалидов, а также Конвенции ООН о правах инвалидов. Между тем, как показывают данные социологических опросов и других объективных измерений, в настоящее время физическая и информационная доступность окружающей среды для инвалидов, в том числе объектов государственной системы медико-социальной экспертизы в Российской Федерации находится на низком уровне. В этих условиях любые иные самые высокоэффективные решения и мероприятия в области экспертизы и реабилитации не принесут ощутимых результатов.

Обеспечение доступности объектов государственной системы медико-социальной экспертизы предполагает, в частности следующие мероприятия:

приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий;

оборудование зданий и сооружений лифтами и подъемными устройствами с системой голосового оповещения и тактильной (пространственно-рельефной) информацией;

оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией.

разработку, с учетом международных стандартов, современного отечественного и зарубежного опыта, новых нормативных правовых, методических, проектных документов и материалов по обеспечению физической и информационной доступности объектов государственной системы медико-социальной экспертизы;

устранение, в ходе нового строительства, реконструкции и ремонта, физических барьеров, мешающих доступности зданий и сооружений медико-социальной экспертизы;

приобретение зданий для размещения объектов медико-социальной экспертизы;

устранение информационных барьеров, путем создания и внедрения в учреждениях медико-социальной экспертизы новых информационных технологий и технических средств;


проведение мероприятий по обучению специалистов медико-социальной экспертизы современным тенденциям и направлениям при прохождении медико-социальной экспертизы и выполнении программ реабилитации инвалида.

Реализацию мероприятий планируется осуществлять за счет ассигнований бюджетных средств федерального бюджета Российской Федерации.



  1. Обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления реабилитационных услуг в рамках совершенствования государственной системы реабилитации инвалидов


Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, ранние реабилитационные мероприятия, протезирование и ортезирование, включая слухопротезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Программа предусматривает меры, направленные на повышение эффективности функционирования системы реабилитации инвалидов путем совершенствования ее управления и инфраструктуры, включая развитие инфраструктуры производства и обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее – ТСР), в том числе протезно-ортопедическими изделиями (вспомогательными/ассистивными средствами и услугами, согласно терминологии Конвенции о правах инвалидов), а также инфраструктуры предоставления реабилитационных услуг.

В настоящее время наметилось существенное отставание отечественного уровня производства технических средств реабилитации инвалидов от мирового. Устарели, морально изношены технологии и оборудование, используемые при производстве ТСР, материалов (узлов, полуфабрикатов, сырья) для их изготовления. Как следствие, значительная часть ТСР и их компонентов приобретается за рубежом, что порождает неоправданный рост расходов федерального бюджета на эти цели. Механизмы управления протезно-ортопедическими предприятиями не способствуют инновационному развитию. Организация обеспечения инвалидов ТСР (вспомогательными/ассистивными средствами, обеспечивающими индивидуальную мобильность), также не способствует индивидуальной мобильности, эффективной реабилитации инвалидов, достижению их экономической и социальной самостоятельности, эффективному использованию средств федерального бюджета.


Между тем, мировой опыт свидетельствует, что производство средств, обеспечивающих доступность и индивидуальную мобильность, технических средств реабилитации инвалидов (вспомогательных/ассистивных средств и услуг), в том числе протезостроение и протезирование, включая слухопротезирование, не являются дотационными видами экономической деятельности, а представляют собой высокотехнологичные виды бизнеса, успешно развивающиеся в конкурентной рыночной среде.

В современных условиях система управления государственной собственностью в лице предприятий, производящих ТСР, включая протезно-ортопедические изделия, должна стать гибкой и использовать все механизмы, доступные другим субъектам рыночной экономики. Любые изменения принципов управления этими предприятиями должны учитывать социальную значимость, обеспечивать их стабильное функционирование, а также учитывать возможные негативные последствия и риски.

Основными направлениями развития инфраструктуры производства и обеспечения инвалидов ТСР и сопутствующими услугами (наладка/настройка, обучение, ремонт и т.д.) являются:

софинансирование разработок и внедрения новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);

разработка нормативных правовых, методических, финансовых и информационных основ пилотного проекта по внедрению сертификата на реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета;

создание инвестиционно-привлекательных условий протезостроения и протезирования, включая слухопротезирование;

повышение мотивации сотрудников государственных предприятий, производящих ТСР, включая протезно-ортопедические изделия и сопутствующие услуги, за счет введения новых условий оплаты их труда, а также организации обучения и повышения квалификации специалистов в области протезостроения и протезирования, включая слухопротезирование;


формирование новой, гибкой системы управления государственными предприятиями, производящими ТСР, включая создание специализированных государственных структур для выполнения задач текущего управления;

совершенствование принципов регулирования ценообразования, учета и контроля, оптимизации имущественного комплекса этих предприятий.

При этом необходимо обеспечить стабильность функционирования существующих государственных предприятий, фабрик и заводов, производящих ТСР, в период преобразований, с целью недопущения ухудшения условий обеспечения инвалидов их продукцией (этапность преобразований, преемственность лучшего опыта, сохранение кадрового потенциала).

В рамках реформирования развития инфраструктуры производства и обеспечения инвалидов ТСР предстоит разработать стратегию инновационного, импортозамещающего развития протезной и протезно-ортопедической отрасли в Российской Федерации, включающую вышеперечисленные меры.

Предполагается расширять сферу применения схемы обеспечения инвалидов ТСР через территориальные органы социальной защиты населения, учитывающей опыт города Москвы и ряда других субъектов Российской Федерации, по инициативе высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Немаловажное значение в системе социальной реабилитации детей-инвалидов включает организация дистанционного образования путем оснащения центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения.

Будет осуществлено совершенствование инфраструктуры предоставления реабилитационных услуг инвалидам - путем создания центров комплексной реабилитации, в том числе на базе существующих федеральных и региональных учреждений науки, образования и здравоохранения, государственной службы занятости, а также внедрения механизмов общественно-государственного и частно-государственного партнерства.


Важным направлением повышения эффективности предоставления реабилитационных услуг инвалидам должна стать выработка новых подходов к организации реабилитации инвалидов в проведении комплексной медицинской и социальной реабилитации. В этой связи предполагается:

перепрофилирование и реконструкция зданий и сооружений с учетом принципов доступности и универсального дизайна, ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России, для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов;

оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России, для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов;

подготовка помещений для комплексной реабилитации инвалидов и их интеграции в общество на базе протезно-ортопедических предприятий;

государственная поддержка федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических предприятий;

формирование реабилитационной индустрии и развитие реабилитационной инфраструктуры, определение системы комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации;

формирование и внедрение стандартов обеспечения граждан и инвалидов реабилитационными услугами и мероприятиям;

укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов, детских домов-интернатов для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов;

отработка правовых, организационных и финансовых механизмов обеспечивающих эффективное взаимодействие органов и учреждений, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам – как государственных, так и негосударственных (коммерческих и некоммерческих), в том числе услуг в области здравоохранения, образования, профессиональной ориентации и трудоустройства, на федеральном и региональном уровнях;

разработка механизмов регулирования рынка реабилитационных услуг.


Кроме того, предполагается качественно изменить механизм обеспечения инвалидов услугами и товарами реабилитационного назначения (вспомогательными/ассистивными средствами и услугами).

Конвенция ООН о правах инвалидов признает, что для инвалидов важна их личная самостоятельность и независимость, включаю свободу делать свой собственный выбор. Исходя из этого, Программа предусматривает разработку и внедрение нового механизма финансирования и предоставления инвалидам услуг и товаров реабилитационного назначения, направленного на повышение их качества, условий получения, с одновременным предоставлением инвалиду права выбора поставщика этих услуг и товаров. Будет изучен вопрос об использовании в этих целях именного реабилитационного сертификата, а также о внедрении страховых принципов в осуществлении реабилитационных мероприятий.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета будут использованы на осуществление государственных капитальных вложений, на оснащение федеральных учреждений здравоохранения и образования, а также на софинансирование субъектов Российской Федерации в части оснащения учреждений субъектов Российской Федерации, оказывающих услуги по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.



<< предыдущая страница   следующая страница >>