litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4 5

V. Разработка и внедрение новых законодательных, нормативных правовых, методических, проектных подходов к формированию доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения с учетом международных стандартов, современного отечественного и зарубежного опыта

Целью осуществления мероприятий по разработке и внедрению новых законодательных, нормативных правовых, методических, проектных подходов к формированию доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения с учетом международных стандартов, современного отечественного и зарубежного опыта является выработка правил, которые станут основой для дальнейшего формирования доступной среды на всей территории Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

разработка законопроектов, предусматривающих внесение изменений, касающихся формирования доступной среды, в действующие федеральные законы, с учетом требований Конвенции и иных международных соглашений, в которых участвует Российская Федерация, а также, при необходимости, новых федеральных законов;

разработка и организация принятия законодательными органами субъектов Российской Федерации региональных законов, касающихся формирования доступной среды;

разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;

обобщение, систематизация и актуализация, с учетом требований Конвенции ООН о правах инвалидов и иных международных соглашений, в которых участвует Российская Федерация, в том числе с позиций принципа универсального дизайна, положения действующих технических регламентов, государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ), сводов правил по проектированию и строительству (СП), строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП), ведомственных строительных норм (ВСН), инструкций и рекомендаций, иных нормативных документов, устанавливающих требования доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, средствам транспорта, связи и информации. При необходимости разработка новых, дополнительных нормативных документов такого рода, носящих обязательный характер для всех организаций, независимо от их организационно-правовых формы;


разработка, с учетом международного опыта, и внедрение системы объективных критериев и методов проведения оценки (экспертизы) доступности для инвалидов зданий и сооружений, средств транспорта, связи и информации, соответствующей проектной и технической документации, инструкции и порядок ее проведения;

разработка, с учетом международного опыта, и внедрение системы объективных критериев и методов проведения медико-социальной экспертизы, в том числе в части определения нуждаемости инвалида в устранении физических и информационных барьеров.

Финансовое обеспечение по осуществлению указанных мер планируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации.



  1. Выявление существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения и оценка потребностей в устранении


Целью осуществления мероприятий по выявлению существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения и оценка потребностей в устранении, является получение объективной информации о наиболее значимых барьерах, с учетом мнения инвалидов.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

подготовка и проведение репрезентативного социологического исследования социальных потребностей инвалидов и иных маломобильных групп населения;

подготовка и проведение инвентаризации, паспортизации и классификации действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур, средств транспорта, связи и информации на основе разработанной системы критериев и методов, с целью их последующей модернизации/ дооборудования и обеспечения доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

анализ и внесение изменений в действующие национальные проекты, государственные программы, федеральные целевые программы с целью отражения в них требований доступности среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;


разработка и утверждение ведомственных и региональных целевых программ формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

разработка концепции развития реабилитационной индустрии с учетом требований универсального дизайна, необходимости модернизации средств реабилитации и совершенствования организационной структуры предприятий реабилитационной индустрии;

анализ факторов, влияющих на возникновение барьеров при обеспечении доступности социальных услуг в сфере образования, и разработку концепции и механизмов обеспечения доступности услуг в сфере образования, в том числе мер по созданию безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов;

анализ факторов, влияющих на возникновение барьеров при независимом выходе на рынок труда, и разработку мер по их поэтапному устранению;

анализ факторов, влияющих на возникновение барьеров при обеспечении доступности услуг в сфере адаптивной физкультуры и спорта и разработка мер по их поэтапному устранению.

Финансирование научных исследований по выявлению существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.



  1. Реализация ведомственных и региональных целевых программ формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения


Основным условием реализации ведомственных и региональных целевых программ формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения является повсеместное формирование доступной среды во всех сферах жизнедеятельности.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

организация и проведение конкурсного отбора ведомственных и региональных целевых программ формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения, их софинансирование в виде субсидий за счет средств, выделяемых на реализацию Программы;


координация реализации ведомственных и региональных целевых программ, прошедших конкурсный отбор, предусматривающих комплекс мероприятий по дооборудованию, адаптации объектов социальной и транспортной инфраструктур, жилья, транспорта, информации и связи для обеспечения их доступности для инвалидов, доступности личной мобильности доступности услуг комплексной реабилитации инвалидов, включая услуги медико-социальной экспертизы, независимо от места проживания, в том числе, доступности адаптивной физкультуры и спорта, доступности услуг в сфере образования, доступности независимого выхода на рынок труда;

организация и проведение конкурсного отбора, с последующей реализацией на принципах софинансирования, проектов разработки и внедрения товаров (включая программы, информационно-коммуникационные технологии), оборудования и объектов универсального дизайна, средств, облегчающих мобильность, устройства и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов;

организация мониторинга, контроля за реализацией ведомственных, региональных целевых программ и проектов, прошедших конкурсный отбор.

Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 50% объема средств предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Порядок предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации.


  1. Создание институциональных основ обеспечения устойчивого формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения


Целью создания институциональных основ обеспечения устойчивого формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения является устойчивое формирование доступной среды для инвалидов, которое потребует решения следующих задач:

создание системы социальной экспертизы, мониторинга и контроля за доступностью среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения на базе общественных объединений инвалидов, включая экспертизу соблюдения действующих в данной области регламентов, норм, нормативов, стандартов;


выработка стратегии универсального дизайна, направленной на проектирование и состав разных типов среды, изделий, коммуникаций, информационных технологий и услуг в доступной и понятной форме для общего пользования, предпочтительно без необходимости адаптации или принятия специализированных решений (Рекомендации Совета Министров Европы «О достижении полного участия благодаря Универсальному дизайну». 21.10.2009 г., заседание 1068);

разработка и внедрение финансовых механизмов устойчивого формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения (льготное кредитование, налогообложение, арендная плата, штрафные санкции, преференции при размещении государственного и муниципального заказа и т.п.), в том числе, механизма стимулирования государственных и негосударственных структур в активизации деятельности по обеспечению условий доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения;

разработка и внедрение механизма обеспечения эффективной административной ответственности организаций и должностных лиц за уклонение от создания условий беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам социальной и транспортной инфраструктур, транспорта, связи и информации;

организация подготовки (переподготовки, повышения квалификации) специалистов в области обеспечения доступной среды, включая специалистов по медико-социальной экспертизе, сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков, а также обучение на базовом уровне специалистов, оказывающих государственные услуги населению – русскому жестовому языку;

разработка и внедрение механизма экономического стимулирования производства вспомогательных устройств, транспортных средств, средств связи и информации (универсальных информационно-коммуникативных технологий), технических средств реабилитации инвалидов;

организация и проведение общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды;


подготовка и публикация учебных, информационных, справочных, методических пособий, руководств по формированию доступной среды.

Финансовое обеспечение по осуществлению указанных мер планируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации.


  1. Создание предпосылок для развития инклюзивного

образования, в том числе создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов

Целью создания предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов, является включение инвалидов в систему общего образования, а детей-инвалидов в систему бесплатного и обязательного начального и среднего образования.

При этом к образовательным учреждениям, реализующим в своей работе модели инклюзивного образования должны предъявляться требования наличия: специальных образовательных программ, разработанных с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционных методов, технических средств, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

разработка нормативных правовых актов, регламентирующих организацию совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, включая государственные образовательные стандарты, типовое положение об общеобразовательном учреждении, положение о категориях обучающихся, воспитанников, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), а также содержащихся на полном государственном обеспечении;

разработка типовых решений для организации коррекционной помощи в нужном объеме детям-инвалидам в обычных образовательных учреждениях;

обеспечение детям-инвалидам внутри системы общего образования требуемой поддержки для реализации их эффективного обучения;


оснащение учебных заведений специальным оборудованием для обучения инвалидов по зрению и слуху;

оснащение оборудованием и организация мест оказания коррекционной помощи детям-инвалидам в обычных образовательных учреждениях;

повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях;

подготовка педагогов общеобразовательных учреждений и учителей-дефектологов к работе в новых условиях интегрированного обучения;

проведение мероприятий по подготовке и повышению квалификации специалистов системы образования для обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе в ведущих зарубежных центрах по работе с детьми инвалидами;

анализ мониторинга данных о количестве государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений всех типов, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов;

создание материально-технической базы в общеобразовательных учреждениях с целью обеспечения в них условий для воспитания и обучения детей-инвалидов;

организация системы эффективной довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов;

разработка универсального дизайна помещений для занятий с учетом инклюзивного образования;

формирование в каждом субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития;

разъяснение сути инклюзивного образования с целью формирования позитивного отношения граждан с помощью телевидения, радио и иных СМИ;

создание банка данных о «лучших практиках» введения инклюзивного и специального образования для распространения этого опыта во всех регионах Российской Федерации;

создание модели надомного обучения детей с ограниченными физическими возможностями в случае полного отсутствия возможности посещения школ (модель дистанционного обучения);


сочетание процесса получения образования с мероприятиями медико-социальной реабилитации детей-инвалидов;

обеспечение для детей-инвалидов равного с другими детьми доступа к участию в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;

проведение мероприятий по подготовке переводчиков жестового языка для обслуживания инвалидов по слуху;

содействие освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности, поддержка со стороны сверстников и помощь старших;

обучение жестовому языку;

проведение постоянно действующих семинаров для специалистов учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, службы занятости, в том числе, конференций и семинаров по тематике «профессиональная реабилитация инвалидов»;

Финансирование мероприятий по созданию предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе созданию безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.



<< предыдущая страница   следующая страница >>