litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5
Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы



Актуальность проблемы реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы и их интеграции в общество определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих в связи с прохождением военной службы ограничений жизнедеятельности.

Достаточно высокий уровень инвалидизации вследствие боевых действий и военной травмы, а также сохраняющиеся на низком уровне показатели их реабилитации, отсутствие системного подхода, последовательности и преемственности в организации и проведении реабилитации инвалидов указанной категории, а также системы их непрерывной профессиональной подготовки с использованием интегрированного обучения и современных реабилитационно-образовательных технологий, свидетельствуют о необходимости решения данных проблем при активной государственной поддержке с использованием программного метода.

Основным направлением при социальной поддержке и реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы является создание на государственном уровне системы комплексной реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы, усиление их социальной защищенности и улучшение качества их жизни.

Комплекс мероприятий, социальной поддержки и реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы, должен быть направлен на устранение или возможно более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности и имеет конечной целью содействие социальной адаптации инвалидов, достижению ими материальной независимости и их интеграции в общество.

При определении комплекса реабилитационных мероприятий следует учитывать, что их предоставляют людям, ставшим инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы в трудоспособном, молодом, активном возрасте. В связи с этим особое внимание должно уделяться вопросам социально-психологической реабилитации инвалидов в результате боевых действий и военной травмы и адаптации к социальному окружению.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:

осуществить разработку и внедрение инновационных моделей реабилитационных учреждений для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы, а также современных технологий их реабилитации;

создать условия в реабилитационных учреждениях (отделениях), прежде всего, для психологической и профессиональной реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;

создать условия для подготовки специалистов по медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;

осуществить реконструкцию реабилитационных учреждений для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.

Реабилитация должна быть направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности и имеет конечной целью содействие социальной адаптации инвалидов, достижению ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Результаты мероприятий можно оценить с помощью следующих целевых индикаторов и показателей:

разработка и внедрение инновационных моделей реабилитационных учреждений для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы, а также современных технологий их реабилитации;

профессиональная переподготовка и повышение квалификации, в том числе с использованием дистанционного обучения, инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы;

оснащение в федеральных округах, находящихся в федеральной собственности объектов реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы специальным оборудованием и приспособлениями в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к этим объектам;

проведение научных исследований по изучению особенностей патологических состояний, развивающихся в результате полученной боевой травмы и по вопросам реабилитации инвалидов этой категории;

организация в лечебно-профилактических учреждениях реабилитационных отделений для обеспечения психологической и профессиональной реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы и оснащение этих отделений современным реабилитационным оборудованием.


Эффективность реализации мероприятий оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику инвалидности, прежде всего, по ежегодному показателю, характеризующему соотношение количества реабилитированных инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы и количества лиц, прошедших переосвидетельствование,

Реализацию мероприятий социальной поддержки и реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке софинансирования, а также внебюджетных средств (средств общероссийских общественных организаций инвалидов).

Финансирование мероприятий по реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации.


  1. Ресурсное обеспечение программы


Основным условием реализации масштабных преобразований описанных в настоящей государственной программе является обеспечение стабильности функционирования государственной системы медико-социальной экспертизы, государственной системы реабилитации и других услуг, открытых для населения, в том числе для инвалидов.

Учитывая необходимость проведения объемных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, капиталоемкость мероприятий по обеспечению доступности, необходимость синхронизации действий всех уровней государственной власти, следует признать что, единовременное формирование доступности во всех сферах жизнедеятельности невозможно.

В целях обеспечения стабильности и предотвращения возможных негативных последствий и рисков предполагается осуществлять преобразования поэтапно, обеспечивая преемственность лучшего отечественного и зарубежного опыта.

На первом этапе реализации государственной программы (2011-2012 годы) будут выявлены наиболее актуальные барьеры и препятствия, разработана система нормативных правовых документов, определены приоритетные направления по обеспечению физической и информационной доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения. Кроме того, предполагается устранение первостепенных барьеров и препятствий выявленных с учетом мнений общественных объединений инвалидов и субъектов Российской Федерации.


В это же время предполагается:

инвентаризация действующих объектов инфраструктуры и проведение работ по выявлению существующих ограничений доступности для инвалидов на конкретных местах в реальных условиях;

разработка типовых решений для обеспечения доступности во всех сферах жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

внедрение новых образцов технических средств реабилитации (ТСР);

укрепление материально-технической базы учреждений медико-социальной экспертизы;

укрепление материально-технической базы учреждений реабилитационной сферы, в том числе протезно-ортопедических предприятий;

создание информационно-справочной поддержки населения по вопросам инвалидности.

Для выполнения мероприятий первого этапа потребуется всего___________млн.рублей, в том числе:

7466 млн. рублей средств федерального бюджета;

________ млн. рублей средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

________ млн. рублей средств местных бюджетов;

________млн.рублей средств внебюджетных источников.

По окончании проведенных работ и на основе анализа их результатов на втором этапе (2013-2015 годы) предполагается корректировка настоящей государственной программы и финансирование мероприятий по обеспечению доступности в наиболее актуальных сферах.

Реализация второго этапа будет включать в себя:

организацию и проведение пилотных проектов в нескольких субъектах Российской Федерации в части внедрения новых механизмов работы медико-социальной экспертизы;

формирования единого федерального регистра инвалидов;

обеспечение доступности занятости;

обеспечение доступности зданий и сооружений;

обеспечение доступности инженерной и транспортной инфраструктур (включая дороги);

обеспечение доступности учреждений здравоохранения, образования, культуры, искусства, спорта, связи и др.


Второй этап реализации программы предусматривается реализовать за счет средств:

бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации;

бюджетов субъектов Российской Федерации

местных бюджетов;

внебюджетных источников.

Предельный (прогнозный) объем финансирования Программы, по основным направлениям расходования средств, приведен в приложении № 2.


  1. Механизм реализации программы


Реализация Программы осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами, уполномоченными на такую деятельность высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти рекомендуется на основе Программы разработать и утвердить ведомственные программы развития доступной среды для инвалидов по компетенции.

Субъектам Российской Федерации рекомендуется на основе Программы разработать и утвердить региональные программы развития доступной среды для инвалидов.

Реализация мероприятий Программы, связанных с софинансированием отдельных направлений за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе заключения соглашений о реализации мероприятий Программы с высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы, которые должны предусматривать обязательства субъектов Российской Федерации по финансированию мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также по выполнению субъектами Российской Федерации базовых (целевых) показателей мероприятий Программы.

Органы, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы, в свою очередь будут заключать с органами местного самоуправления - участниками мероприятий Программы соглашения о комплексном участии в Программе, которые должны будут предусматривать выделение бюджетных ассигнований местных бюджетов на выполнение мероприятий с целью достижения конечных результатов, предусмотренных в Программе и в региональных программах.


Порядок предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации.



  1. Социально-экономический эффект

от реализации программы


Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

повысить уровень и качество жизни, уровень конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, эффективность их реабилитации за счет повышения доступности объектов социальной инфраструктуры - занятости, социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также транспорта, информации и связи;

повысить эффективность и результативность расходов бюджетов всех уровней на решение проблем инвалидности и инвалидов посредством внедрения унифицированных подходов, норм, нормативов и стандартов обеспечения доступной среды, а также использования создаваемой информационной базы данных

повысить социальную активность, преодолеть самоизоляцию инвалидов и добиться на этой основе преодоления негативного отношения к инвалидам, роста уровня социальной сплоченности и социальной стабильности в обществе

увеличить спрос на товары, оборудование и объекты универсального дизайна, средства, облегчающих мобильность, устройства и ассистивные технологии, подходящие для инвалидов, как следствие – повысить инвестиционную привлекательность соответствующих производств, способствовать развитию отечественного рынка товаропроизводителей и росту конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг

интенсифицировать процесс формирования доступной среды в стране, включив в него, помимо органов власти всех ветвей и уровней, также общероссийские общественные организации инвалидов и бизнес-сообщество.

Кроме того, реализация Программы обеспечит повышение доверия инвалидов и иных маломобильных групп населения, составляющих значительную часть населения страны, и мирового сообщества к государству, исполняющему свои национальные и международные обязательства.


К числу непосредственных результатов реализации Программы относятся:

увеличение количества зданий и сооружений социальной и транспортной инфраструктур, дооборудованных с учетом потребностей инвалидов и иных маломобильных групп населения;

увеличение жилого фонда и прилегающих территорий, адаптированных, дооборудованных с учетом потребностей инвалидов и иных маломобильных групп населения;

увеличение количества средств общественного транспорта, а также специализированных транспортных средств, дооборудованных с учетом потребностей инвалидов и иных маломобильных групп населения;

увеличение числа инвалидов, получающих доступ к телевизионному и радиовещанию;

увеличение числа инвалидов, получающих доступ к Интернету, в том числе на базе пунктов коллективного пользования;

увеличение числа инвалидов, получающих доступ к информации на базе учебных заведений, учреждений культуры (кинотеатры, театры, музеи, клубы, библиотеки), учреждений социальной защиты;

увеличение числа инвалидов, получающих доступ к спортивным сооружениям/объектам и мероприятиям;

увеличение числа инвалидов по слуху, получающих доступ к информационно-справочным услугам и экстренным службам;

увеличение числа подготовленных (повысивших квалификацию) сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков, а также специалистов, оказывающих государственные услуги населению русскому жестовому языку на базовом уровне;

увеличение числа квотируемых рабочих мест для инвалидов, дооборудованных с учетом требований доступной среды;

создание информационной системы персонифицированного учета потребностей инвалидов и иных маломобильных групп населения в обеспечении доступности среды (единый федеральный регистр инвалидов).

К числу конечных результатов реализации Программы, по предварительным экспертным оценкам, относятся:

снижение уровня вторичной инвалидности;

повышение средней продолжительности жизни инвалидов;

повышение уровней занятости и образования инвалидов;

рост уровней участия инвалидов в культурных и спортивных мероприятиях и программах;

внедрение в общественную практику принципов разумного приспособления и универсального дизайна.



 здесь и далее терминология приведена согласно Конвенции ООН о правах инвалидов, 2006 год.



<< предыдущая страница