litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4
Психологически далекие отцы


Мы обнаружили поистине трагический факт, что, даже когда отец присутствовал физически, психологически (душевно) он часто был далек от остальной семьи. Иными словами, все жили под одной крышей, но отца не слишком интересовала жизнь других членов семьи. Фактически, было обнаружено, что для 60% из тех мальчиков с полоролевыми проблемами, которым посчастливилось иметь отца или отчима, живущих с ними в одном доме, отец был фигурой далекой, дистанцированной от остальных членов семьи. Это означает, что только примерно один из четырех мальчиков с такими проблемами имел такие отношения с отцом, или тем, кто его заменял, которые можно назвать нормальными и близкими.

Старшие братья

Для мальчиков, лишенных отца, существует еще возможность перенять мужское поведение у своих старших братьев. Когда мы тщательно исследовали данные, полученные нами на этот счет, выяснилось, что у менее половины мальчиков были старшие братья, которые могли служить им примером, и результаты указывали на тенденцию, согласно которой у мальчиков с наиболее сильно разрушенной гендерной идентичностью с меньшей вероятностью был старший брат, который мог бы дать им пример мужского поведения, чем у мальчиков с более здоровой психикой.

Когда не у кого учиться быть мужчиной

Мы обнаружили, что все собранные нами факты о семьях таких мальчиков складываются в упрядоченную картину. По сравнению с большинством американских мальчиков, эти мальчики с тяжелыми полоролевыми нарушениями с меньшей вероятностью жили в одном доме с отцом, и даже когда фигура отца присутствовала, он был склонен внутренне держаться от ребенка на расстоянии. Вероятность того, что у ребят с наиболее тяжелыми полоролевыми проблемами есть кто-то, живущий с ними в одном доме, с кого они могли бы брать пример настоящей мужественности, намного меньше, чем у других мальчиков с такими проблемами.

Мать в роли главы семьи

На что же были похожи отношения в тех семьях, где не было отца? В качестве ответа на этот вопрос у нас набрался скорее клинический опыт, чем исследовательские данные. Это значит, что мы смогли только набросать описание того, на что похожи такие семьи. Наши клинические наблюдения показывают, что в половине семей мальчиков с расстройствами именно матери распоряжаются финансами. В трех четвертях семей им также принадлежит власть в решении всех вопросов, касающихся детей. Наблюдения также показали, что в большинстве случаев мальчики с полоролевыми проблемами идут за теплом и поддержкой к матери, а не к отцу. Они в большей степени склонны проявлять недовольство, если их разлучают с матерью, чем с отцом, и в большей степени склонны искать контакта с матерью, нежели с отцом.


Также есть основания полагать, что матери чаще, чем отцы, оказываются тем человеком, который устанавливает дисциплину даже тогда, когда присутствуют оба родителя.

Чувства к отцам

Используя как основу тест на внутрисемейные отношения, наши клинические исследования показали, что из детей с полоролевыми проблемами мальчики постарше с большей вероятностью, чем нормальные дети, были готовы подписаться под заявлениями типа «Мне бы хотелось, чтобы этот человек (отец) ушел», «этот человек не очень терпелив» и «этот человек любого выведет из себя».

В довершении всего мы обнаружили, что мальчики с серьезными полоролевыми нарушениями живут в семьях, в которых модель мужского поведения была представлена недостаточно или отсутствовала. Во многих случаях у ребенка не было ни отца, ни отчима, ни старшего брата для того, чтобы получить пример приемлемого мужского поведения. В тех случаях, когда отец или отчим жил с мальчиком в одном доме, он обычно был психологически далек от него. Это означает, что мальчики с полоролевыми нарушениями в большинстве случаев не имели примеров мужского поведения, которым могли бы подражать.

Фактически, большинство ребят с тяжелыми нарушениями не видели у себя дома человека, обладающего отцовскими качествами.

У детей с менее тяжелыми нарушениями отцы отсутствовали психологически (психологически были далеки от семьи), даже если присутствовали фактически. Это значит, что они не были включены в принятие важных семейных решений, и у них не было нежности, помогающей в установлении отношений с детьми. Все эти факты указывают на то, что роль отца в семье критически важна для правильного поло-ролевого развития детей (21).

Почему отец много значит

До сих пор мы рассматривали результаты клинических наблюдений над детьми с проблемами в сфере половой самоидентичности. Эти открытия похожи на исследования детства и отрочества тех, кто, став взрослым, оказывается гомосексуалистом или транссексуалом (22). Но есть и иные свидетельства, с которыми необходимо быть знакомым каждому, относящемуся серьезно к своему родительскому долгу. Это обширные исследования, касающиеся того, как сказывается на детях отсутствие дома отца и исследования характеристик отцов, которые способствуют развитию здоровой гендерной идентичности.


Отцовская и материнская роли

Следует ли родителям избрать такой стиль воспитания, который будет пренебрегать половыми различиями или существуют причины, по которым отцу и матери следует исполнять разные роли?

Результаты исследований детского развития

Согласно исследованиям, особая роль отца в семье жизненно важна для многих и многих аспектов воспитания ребенка. Этого мало – просто сказать, что двое родителей, независимо от их пола, лучше, чем один, потому что ребенку предоставляется уникальная возможность получать заботу со стороны родителя и мужского пола и женского. Как мужчина, отец делает уникальный вклад в воспитание как сына, так и дочери. В то время, как для отца желательно быть активно вовлеченным в воспитание ребенка и его социальные, эмоциональные, духовные нужды, я здесь сосредоточу свое внимание на том вкладе, который отец может внести в сексуальную самоидентификацию своих детей.

Одна из наиболее важных задач, которые стоят в семье перед отцом, это содействие развитию у своих детей нормальной гетеросексуальности и нормальной половой идентичности. Отец играет более важную роль в развитии гетеросексуальной роли у своих сыновей и дочерей, чем мать.(23) Отец обычно выполняет активную роль в семье в отличие от экспрессивной роли матери. (24) Отец, следовательно, более вовлечен в подготовку детей к их роли в социуме, включая мужскую роль для сыновей и женскую для дочерей.

Как отсутствие отца влияет на развитие в мальчиках мужественности

К сожалению, по разным причинам, таким как развод, смерть, военная служба, отцов часто не бывает дома. Было проведено некоторое количество исследований на тему возможного вредного влияния отсутствия отца на развитие мальчиков.

Одно исследование обнаружило, что мальчики, у которых дома отсутствовали отцы, с большей вероятностью проявляют более женские способы мышления, меньше мужественности, независимости и либо менее агрессивное, либо более подчеркнуто мужское поведение, чем мальчики, у которых были отцы (25). Другое исследование также описало негативные эффекты в полоролевом развитии мальчиков, связанные с отсутствием отца. Мальчиков, которые были разлучены со своими отцами еще в дошкольном возрасте, зовут «девчонками» чаще, чем мальчиков, которые жили вместе со своими отцами (26).


В исследованиях, сравнивающих мальчиков, имеющих отцов с мальчиками без отцов, сироты чаще воспринимаются как обладающие женскими чертами, чем те, у кого были отцы (27). Когда эти сироты вырастают, они менее удачливы в создании нормальной семьи, чем мужчины, выросшие под одной крышей с отцом (28). Таким образом, все эти исследования указывают на то, что отсутствие отца может плохо сказаться на нормальном гетеросексуальном развитии мальчиков.

Другая группа фактов говорит о том, что полоролевые проблемы у ребят с серьезными проблемами с сексуальной идентичностью связаны либо с физическим отсутствием отца, либо с его психологическим отчуждением от маленького ребенка (29). Эти исследования полоролевых нарушений у мальчиков аналогичны выводам других исследований. Я дал только краткий обзор.

Мы можем заключить, следовательно, что отсутствие отца негативно сказывается на усвоении мальчиками нормальной мужской модели поведения. Мы также можем заключить, что отец очень важен для воспитания нормального мужчины. Это не значит, что мы говорим, что отец – основное, что необходимо для воспитания нормального мальчика надлежащим образом (бывали случаи, когда, например, вдовы успешно воспитывали нормальных мальчиков), но как главный вывод, нормальное полоролевое развитие мальчика обычно зависит от присутствия отца или фигуры, его заменяющей, в раннем детстве ребенка.

В каких случаях отсутствие отца влияет сильнее всего?

В целом, чем младше ребенок, когда он теряет отца, тем пагубней это влияет на развитие его гетеросексуальности. Одно психологическое исследование (30) не нашло различий в поло-ролевом поведении мальчиков, чьи отцы оставили дом, после того, как им исполнилось 5 лет в сравнении с мальчиками, чьи отцы присутствовали в их жизни на протяжении всего их детства. Но то же самое исследование обнаружило сильное влияние в тех случаях, когда отец оставляет ребенка во время первых четырех лет жизни. Поэтому, чем младше ребенок в тот момент, когда его оставляет отец, тем более глубоки могут быть последствия этого для его поло-ролевого развития.


Разные симптомы для разных возрастов

Возраст мальчика во время отделения от отца связан не только с тем, как сильно это повлияет на ребенка, но может также определять и то, влияние какого рода окажет на него отсутствие отца. Если отец оставил ребенка до пяти лет, вероятно развитие в его поведении женоподобия, в то время как если отец оставляет ребенка в возрасте от 6 до 12 лет, результатом может быть «сверхмужественность». Более старшие мальчики, потерявшие отца, могут иметь проблемы с усвоением черт, характерных для мужского поведения, и в процессе сверхкомпенсации потери отца он может действовать «мужскими» способами в их крайнем проявлении. Например, мальчик может стать воинственным, неконтролируемым, нечувствительным по отношению к чувствам других людей, и агрессивным в ответ на проявленное к нему насилие. Ничто из перечисленного выше не является желательным атрибутом мужественности; в то же время, все эти патологические черты выражают стремление создать гарантированно правильный образ мужчины.

В качестве примечания, нужно отметить, что есть гораздо более комплексные исследования, чем те, что я могу здесь описать. Эти исследования затрагивают различные аспекты гетеросексуального развития, включая сексуальные предпочтения, сексуальную ориентацию и адаптацию. Сильнее всего отсутствие отца влияет на половую ориентацию, которая определяется как осознание ребенком своей мужественности или женственности (31).

Могут ли быть нейтрализованы последствия отсутствия отца?

Присутствие кого-то, кто заменяет отца, в целом может, до некоторой степени, нейтрализовать влияние на развитие ребенка отсутствия отца (32). Одно исследование обнаружило, что черные дошкольники были более женственны, более зависимы и менее агрессивны, если у них отсутствовали отцы, чем другие мальчики, у кого отцы были. Однако, группа тех мальчиков, у кого был кто-то, заменяющий отца, была менее зависимой, чем те, у кого не было ни отца, ни кого-либо, кто бы мог его заменить (33). Но в некоторых случаях тот, кто заменяет отца, не может принести столько пользы, сколько принес бы постоянный отец – на такую мысль наводит другое психологическое исследование, которое не обнаружило компенсационного эффекта в наличии человека, заменяющего отца (34).


Даже если в доме не было отца или того, кто может его заменить, был обнаружен другой фактор, уменьшающий эффект отцовского отсутствия. Тщательное исследование определило этот другой фактор как положительное отношение матери мальчика к его отцу, также как и к другим мужчинам в целом (35). Это показывает, что потенциальное негативное влияние отсутствия отца на развитие у мальчика мужского поведения не столь однозначно. Мы должны учитывать и другие факторы, такие как возможность, что у мальчика могут быть другие модели для подражания мужским поступкам, или что мама мальчика окажется в состоянии компенсировать последствия, если у нее будет положительное отношение к мужчинам, и она будет общаться с мальчиком, проявляя уважение к его мужскому началу.

Как отсутствие отца влияет на развитие женственности в девочках

Влиянию отсутствия отца на развитие девочек посвящено относительно меньшее число исследований, чем в случае с мальчиками. Тем не менее, в немногочисленных имеющихся исследованиях предполагается, что отсутствие отца сказывается на развитии нормального полового поведения у девочек менее разрушительно, чем в случае с мальчиками. Фактически, несколько исследований(36) не обнаружили какой-либо разницы в развитии гетеросексульной роли у девочек, у которых не было отца, в сравнении с девочками, у которых он был. Но более свежие исследования показали, что отсутствие отца едва уловимым, сложным образом сказывается на развитии девочек (37).

Как и в случае с мальчиками, негативные последствия безотцовщины могут иметь разную степень, в зависимости от причины отцовского отсутствия. В исследовании группы девочек-подростков было обнаружено, что в случае смерти отца они в целом были более сдержанны во взаимодействии с мужчинами (38). С другой стороны, если родители были разведены, девочки в общении с мужчинами были чересчур податливы и проявляли преждевременное и неуместное сексуальное поведение. Поэтому усложненные исследования ведут к выводу, что отсутствие отца подтачивает нормальное полоролевое развитие девочек.


Какие отцовские черты способствуют развитию у детей нормального гетеросексуального поведения?

Более ранние изыскания были посвящены различиям между детьми, имеющими в доме отца и детьми, у которых отца нет. Исследования, проводившиеся позже, сконцентрировались на том, какие черты отцовского характера играют роль при формировании у детей гетеросексуального поведения.(39)

Нежные и любящие отцы

Уровень отцовской активности, включающей привязанность к детям, является самым важным фактором, имеющим отношение к развитию у ребенка нормального полового поведения. Исследования показали, что отец, который любит ребенка и душевно связан с ним, с большей вероятностью взрастит мужественность в своем сыне. Адекватное развитие соответствующего полу ролевого поведения соотносилось с таким отцовско-сыновним взаимодействием, которое может быть охарактеризовано как теплое, воспитующее и любящее. (40) Тепло отцовской любви было важнее, нежели буквальное поощрение мужского поведения или то, насколько сам отец был мужественен, то есть не женственен (в противоположность женственности). Множество различных исследований показало, что по-настоящему мужественные мальчики появляются в семьях с любящими, заботливыми и участвующими в воспитании детей отцами. (41) Мальчики с большей вероятностью отождествят себя с отцами, когда те поощряют и любят их, чем в противоположном случае.(42)

В то же время, нормальное усвоение женской роли девочками также связано с теплыми, полными заботы отношениями с матерью. Отцовское влияние на дочерей отличается от его влияния на сыновей. Нормальные женственные девочки имеют по большей части очень мужественных отцов, поощряющих женское поведение у своих дочерей.

Качество отцовско-сыновних отношений

Были приняты во внимание другие характеристики отцов, важные для усвоения детьми нормальной гетеросексуальной роли. Результаты подобных исследований не привели к каким-либо абсолютным выводам. Например, исследования не выявили зависимости усвоения гетеросексуального поведения от того, насколько мальчик чувствует себя похожим на своего отца, или девочка – на свою мать. (43) Некоторые отцы были более доступны для проведения времени с сыновьями, но исследование не выявило зависимости усвоения мальчиком мужской роли от доступности отца. (44) В случаях, когда отец живет дома и обычно доступен, был сделан вывод, что качество отношений «отец-сын» может быть более важным, чем количество их контактов. (45)


Утверждение отцом своего лидерства

То, каким образом распределена между отцом и матерью власть в семье, также может влиять на развитие у детей гетеросексуального поведения (46). Собственно говоря, ребенок вероятней всего будет идентифицировать себя с родителем, занимающим в семье место лидера. Мальчики из семей, в которых на место лидера претендовала мать, проявляли более женственные полоролевые предпочтения, чем мальчики из семей, в которых лидером был отец. Однако, полоролевые предпочтения девочек не зависели от того, кто именно претендовал на лидерство - мать или отец. (47)

В другом исследовании детей спрашивали, на кого они хотят быть похожими, когда вырастут. (48) Во многих семьях, где лидером была мать, многие мальчики хотели быть женщиной, когда вырастут. В то же время, в семьях, где мать претендовала на лидерство, девочки с большей вероятностью хотели быть мужчинами.

Также было обнаружено, что в семьях, руководимых доминирующей матерью и мальчики и девочки с большей частотой выражали неприязнь к противоположному полу (как показали социометрические данные). Также эти мальчики и девочки зачастую были несимпатичны противоположному полу. Данная взаимосвязь не всегда имеет место, что показало другое исследование, которое не выявило связи между распределением власти в семье и определенной степенью гендерной идентификации у детей.(49)

Отец: лидерство и любовь к детям

Теперь понятно, что отцовские притязания на руководящую роль в семье оказывают лучшее влияние на развитие как мальчиков, так и девочек, чем материнские притязания. Исследования показывают, что когда мать стремится доминировать, полоролевая ориентация мальчиков тяготеет к женской, а девочек – к мужской. Ранее я рассматривал факты, которые демонстрируют, что любовь и забота отца по отношению к сыновьям очень важна для развития в них мужественности. Наши исследования показали, что сыновья тех отцов, которые одновременно и претендовали на лидерство, и были заботливы, усваивали мужественную гетеросексуальную роль чаще, чем сыновья тех, которые были отчужденными и держались на расстоянии. (50) Помимо этого, есть данные, на основании которых можно предположить, что лидерство отца плодотворно в тех семьях, где отец также и по-нежному заботлив.(51)


Итак, некоторые из наиболее важных факторов, влияющих на нормальное гетеросексуальное развитие детей – это любовь отца к детям и его руководящая роль в семье. Дополнительные исследования показали, что способность отцов ставить своих сыновей в определенные рамки связана с большей мужественностью у мальчиков, чем в случаях, когда отец только заботлив и нежен.(52)

Расщепление семьи

К сожалению, в современном американском обществе роль отца в семье может быстро измениться. То, какой будет роль отца в воспитании детей в будущем, и последствия изменений в структуре семьи - все это будет оказывать сильнейшее влияние на половую идентичность и полоролевое развитие детей. Наблюдаемый в последнее время рост безотцовщины может привести в увеличение проблем с половой идентичностью у детей.

В то же время, появилась еще одна тенденция. Это женщины, которые находят себе занятие за пределами своего дома. Исследования показывают, что задача воспитания детей перекладывается на детские сады и приходящих нянь. В общем, отцы не заполняют пустоту, созданную отсутствием дома матери. Предполагается, что в тех случаях, когда отец все-таки начинает больше участвовать в воспитании ребенка, разница между материнской и отцовской ролью в семье может стать неопределёной, так как отец окажется включенным в исторически женскую роль. (53). Это может привести к тому, что детям будет труднее различать специфические мужские и женские роли.

Правда без прикрас

Отбрасывая как экстремистский, упрощенческий, и разрушительный для семейной жизни миф о том, что разница в поле не имеет значения, мой обзор работ по детскому развитию подтверждает, что первый ключ к формированию у ребенка нормальной половой идентичности – это надлежащее распределение родителями четко обозначенных материнской и отцовской ролей в их семейной жизни.

Ключевой момент №2: поощрение мужественности в мальчиках и женственности в девочках


Маленьким мальчикам нужно, чтобы их научили, как должны вести себя мальчики, и маленьким девочкам нужно, чтобы их научили, как должны вести себя девочки. И тех и других нужно учить этому в раннем детстве. Когда маленький мальчик учится вести себя как мальчик – например, беря себе роль «папы» во время игры – он не только понимает, что значит быть мужчиной, но также видит себя самого в роли мужчины, что закрепляет или усиливает его мужскую идентичность. Подобным же образом, маленькая девочка, поощряемая вести себя по-женски, будет чувствовать себя все более и более женственной по мере роста.

Полоролевое поведение и половая идентичность несомненно связаны: в мальчике, которого поощряют вести себя по-мужски, разовьется устойчивая мужская идентичность. Мальчик, приобретший устойчивую мужскую идентичность, будет вести себя более по-мужски. Точно также и в девочке, которую поощряют вести себя по-женски, разовьется устойчивая женская идентичность. Девочка, приобретшая устойчивую женскую идентичность, будет вести себя более по-женски.

Это означает, что родителям нужно обращать внимание на то, какое поведение характерно для мужчин, а какое для женщин, и учить такому поведению своих детей.

Что такое мужественность и женственность?

Истинная мужественность

Для нашего поколения стала банальностью ложь, звучащая со страниц популярного «Плэйбоя», что самый главный признак мужественности – это беспорядочные половые связи.(54) Такой безответственный подход создает впечатление, что мы можем отделить биологическую мужественность от социальных и моральных аспектов роли мужчины. Но подлинная мужественность опознается по взаимосвязи биологической, психологической, социальной и духовной ответственностей, сопутствующих мужской роли во всей полноте полового выражения. (55) Поэтому беспорядочные половые связи за пределами надежных границ постоянного (законного) брака на самом деле являются подделкой под мужественность. И плэйбоевский образ мужественности, и взгляд на сексуальность борцов за права геев – оба предлагают нам псевдо-мужественность, потому что сексуальные связи вне брака не отражают социально и морально ответственную мужественность. (56)


Половая идентичность мальчика или мужчины основывается не только на функции его гениталий. Помимо физических, существуют социальные и нравственные характеристики, делающие мужчину мужчиной. На протяжении истории роль мужчины понималась как нечто большее, чем репродуктивная деятельность. Роль мужчины, являющегося цельной личностью, включает в себя социальную ответственность мужа и отца, которая сопутствует половым отношениям. У мужчины, являющегося цельной личностью, половой акт с целью продолжения рода сопряжен с духовной ответственностью морального лидера и кормильца. Неотъемлемой частью подлинной полноты роли мужчины являются супружеская верность и ответственность как главы семьи за детей. (57)

Мы не сможем понять сущность мужественности или полноту мужской сексуальной идентичности, если будем разделять различные аспекты жизни мужчины. Напротив, нам нужно рассматривать вместе физический, психологический, социальный и духовный аспекты мужской роли. Если мы возьмем совокупность этих аспектов, мы получим ответы на следующие вопросы:

Может ли мужчина быть вполне мужественным, не являясь отцом? Да.

Может ли мужчина быть вполне мужественным, не вступая в брак с женщиной? Да.

В то же время, целостный взгляд учит нас, что мужчина, стремящийся к беспорядочным половым отношениям вне брака, умаляет свою мужественность. А мужчина, вовлеченный в гомосексуальные отношения, также отказывается от истинной мужественности.

Истинная женственность

Подобно этому, настоящая женская половая идентичность охватывает всю личность в ее биологических, психологических, социальных и духовных проявлениях.

Истинная женщина переживает интимную близость с собственным мужем под безопасным покровом законного брака; образ обольстительной красотки, вступающей во внебрачные половые связи, смотрящий на нас с обложки «Плэйбоя» - это псевдо-женственность. Истинная женщина зачинает и вынашивает ребенка в браке; неженственно иметь ребёнка вне законного брака. Истинная женственность и материнство защищают еще нерожденного ребенка от вреда, который приносят употребление алкоголя и курение; неженственно и несовместимо с истинным материнством сознательное избавление от ребенка.


Писание ясно определяет пределы женской роли в совокупности ее биологических, социальных и нравственных аспектов:

«Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1Тим.5:14), «чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». (Тит.2:3-5)

Сейчас, в 21 веке, пропитанном рекламой с Мэдисон Авеню, мы можем легко пасть жертвой идеи, что женская идентичность укрепляется новейшими чудесами косметики и самой красивой и изящной одеждой. Это культурно обусловленное представление о женственности не находит подтверждения в Писании:

«чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию». (1 Тим.2.9-10)

Конечно, здесь не имеется ввиду, что следует запрещать девушкам умеренно пользоваться косметикой. Смысл этого отрывка в том, что подлинная женственность – это внутреннее качество, а не одно лишь внешнее украшение. Фактически, создание чересчур эффектной внешности может даже умалить подлинную женственность.

Различие между мужской и женской идентичностью

Теперь, когда читатель внимательно рассмотрел ряд немаловажных аспектов формирования у ребенка половой идентичности, ему может быть предложена сводная таблица (см. Табл.1), с минимальным риском, что он воспримет ее упрощенно или поверхностно. Я надеюсь, что изучение этой таблицы поможет упорядочить (разложить по полочкам) все изложенное выше.

Вопреки мифу о равенстве полов, различия между мужской и женской ролями существуют. Некоторые из этих различий являются безусловными, основанными на нашей биологической и нравственной природе. Другие обусловлены культурно.


Биологически обусловленные половые роли

Обратите внимание, что каждая графа в таблице пронумерована в верхнем левом углу. Взгляните теперь на графы 1 и 2.



Таблица 1. примеры различий в ролях у разных полов

 

Женская роль

Мужская роль

Безусловные различия в ролях

Биологически обусловленные

1 Кормление грудью и ребенок

Рождение ребенка

Материнство

2 Оплодотворение женщины во время полового акта

Отцовство

Нравственно обусловленные

3
Целомудренно прикрытая грудь

Воздержание во время беременности от действий, которые могут повредить ребенку, таких как употребление алкоголя, прием запрещенных препаратов и сознательное избавление от плода

Воздержание от половых отношений с женщинами

Послушание мужу

4 Финансовая поддержка своих детей

Воздержание от половых отношений с мужчинами

Воздержание от половых отношений за надежными границами брака

Духовное и нравственное руководство семьей

Культурно обусловленные различия в половых ролях

Культурно обусловленные

Основанные на биологических половых различиях

5 Использование женского туалета

Платья

Предпочтение исключительно женской одежды

Пение в женском хоре

Жизнь в сестричестве


6 Уход за бородой

Сбритые борода и усы

Профессиональное занятие спортом в мужских командах

Использование мужского туалета

Служба в армии

Пение в мужском хоре

Жизнь в братстве

Культурно обусловленные

Основанные на произвольном, но приемлемом распределении ролей

7
Использование губной помады

Использование лака для ногтей

Использование туши для ресниц

Выбритые подмышки и ноги

Дамская сумочка

8
Пиджак и галстук

Мужская прическа

Следование обычаю открывать дверь перед женщиной или девушкой

Следование обычаю платить за женщину во время свидания

Культурно обусловленные

Основанные на случайных и вредных стереотипах, от которых следует отказаться

9 Медсестра

Стюардесса

Более низкая зарплата, чем у мужчин на той же должности

Секретарша


10 Врач

Пилот самолета

Мужской шовинизм

Стереотипный образ мужчины-«мачо»

Сексуальные домогательства по отношению к женщинам


Непристойные шутки, мат


Графа 1 дает примеры ролей, исполняемых женщиной, которые являются чисто женскими, потому что связаны с женской анатомией и физиологией. Например, маленькая девочка учится подражать материнской роли, что выражается в фантазиях или в игре в то, как она вырастет, выйдет замуж, забеременеет, родит ребенка и будет кормить его грудью. Родителям следует одобрять и поощрять подобные игры. Это поможет развитию у девочки нормальной женской идентичности.


Графа 2 дает примеры ролей, исполняемых мужчиной, которые чисто мужские, потому что они связаны с мужской анатомией и физиологией. (58) Например, важно научить мальчика, что когда он вырастет, у него не будет биологической возможности вступить в половые отношения с мужчиной, забеременеть, родить ребенка и кормить грудью младенца. Это существенно для формирования у мальчика нормальной мужской идентичности. Наряду с поощрением в мальчике заботливости, отзывчивости и внимательности по отношению к малышам (в рамках подготовки его к исполнению заповеди отцам в Еф.6:4, Кол. 3:21, и 1 Тим.5:8) важно дать ему понять, что сам он, став взрослым, не сможет жениться на мужчине или быть женщиной.

Нравственно обусловленные половые роли

Графа 3 дает несколько примеров женских ролей, являющихся именно женскими, потому что они основываются, как это изложено в Писании, на уникальной нравственной ответственности женщин. Например, скромности в одежде, особенно в области бюста, надо учить не мальчиков, а девочек, приучая их к исполнению нравственного учения 1 Тим.2:9-10. Когда родители особенно подчеркивают именно это основание для того, чтобы девочка носила не такую одежду, как мальчик, это усиливает ее ощущение своей женской инаковости. Как учит Писание, (59) защита и охрана жизни нерожденного ребенка – это женская ответственность, и родители должны научить этому каждую девочке. Формирование у девочки половой идентичности также включает в себя преподание ей того, что женщина не может избрать себе в качестве сексуального партнера другую женщину. В детстве и отрочестве маме девочки следует словом и примером научить дочь вести себя дома и в церкви смиренно и послушливо, как подобает женщине. Конечно, это нравственная особенность женского поведения выражается по-разному в церкви и дома. Домашние и семейные обязанности женщины, как определяет Библия (например, 1 Тим. 5:8-14, Тит. 2:3-5), также являются нравственно обоснованной частью женской роли.

Графа 4 дает образцы безусловно мужских качеств, обусловленных специфическими нравственными обязанностями мужчин, изложенными в Библии. В особенности отцам надлежит учить этим истинам своих сыновей словом и примером. Мужкая роль включает обеспечение духовного руководства дома и в церкви, а также поддержку жены и детей. Нравственные нормы, регулирующие половое поведение, учат, что истинный мужчина вступает в сексуальный союз только в основанном на любви и дающем чувство защищенности браке. Добрачная и внебрачная половая близость определенно немужественна и подрывает в мужчине уверенность в себе, как в мужчине. Аналогично, мальчиков следует учить, что половые связи с другими мужчинами не только неправильны, но и являются также симптомом, равно как и причиной нарушенной половой идентичности. Мужчина, находящийся в сексуальных отношениях с другим мужчиной, ставит свою собственную мужественность под сомнение. Истинная мужественность хранит себя для брака, где нравственный, социальный и биологический долг мужчины может быть в полноте осуществлен так, как задуман Творцом.

Культурно обусловленные половые роли

Существует три вида культурно обусловленных полоролевых различий. Так как эти отличительные черты не абсолютны, важно, чтобы родители замечали настоящую разницу между ними.

Роли, обусловленные культурой на основе биологических различий

Эти мужские и женские роли возникли благодаря взаимодействию культурных и биологических факторов. (60) Общество приняло к сведению определенные различия между мужской и женской анатомией и установило некоторые культурные нормы, основанные на этих различиях.

Посмотрите на графы 5 и 6 в таблице. Там содержатся простые примеры того, как мужчины и женщины в нашем обществе поступают по-разному только из-за того, что относятся к определенному полу. Важно внушить эту разницу вашим детям, чтобы они могли избежать трудностей в своей повседневной жизни. Люди в нашей культуре ждут от мужчин не того, чего они ждут от женщин. Чтобы ваш ребенок вписался в общество, его нужно этому научить. Но есть и другая польза от обучения ваших детей этим особенностям: это поможет мальчикам чувствовать себя мальчиками, а девочкам чувствовать себя девочками. Если мы, родители, упустим возможность привлечь внимание наших детей к этим особенностям пола в повседневности, это может повредить развитию у них половой идентичности.


Рассмотрим некоторые их этих примеров. Девочек учат пользоваться женским туалетом и душем, а мальчиков – мужскими. Мужчины либо бреются, либо отращивают бороды и ухаживают за ними. Девушки носят платья и бюстгальтеры. Мальчиков и девочек отдают в разные спортивные команды, потому что принимают во внимание разницу в степени физического развития и силы.

Культурно обусловленные роли, распределенные произвольно, но допустимо

В каждой культуре есть разные виды поведения, которые произвольно отнесены к мужским или к женским. (см. графы 7 и 8) Это совершенно нормально, если эти случайные категории никоим образом не препятствуют личностям обоих полов свободно развивать свои потенциальные способности и умения. Пока эти произвольные социальные ярлыки «только для мужчин» или «только для женщин» не затрудняют свободное использование талантов, они относятся к доброкачественным или безвредным полоролевым стереотипам.


Например, в нашей культуре женщины могут пользоваться губной помадой, красить ногти, а также брить подмышки и ноги. Это, наряду с ношением платьев и чисто женскими прическами, способствует подчеркиванию различий между мужчинами и женщинами. Точно также мужчины и мальчики часто делают себе именно ту стрижку, которая воспринимается как мужская, и иногда носят такую одежду, как, например, пиджак и галстук, которая явно чаще носилась мужчинами, чем женщинами.

Существуют также разнообразные социальные роли и правила этикета, которые отличают мужчин от женщин. Например, мужчины и мальчики часто открывают дверь перед женщинами и девочками и пропускают их вперед. Мужчины, по крайней мере, в Северной Америке, больше, чем женщины склонны пожимать друг другу руки, а женщины больше, чем мужчины, расположены обниматься друг с другом.

Все эти виды женско-мужских различий в значительной степени культурно обусловлены и мало или совсем не связаны с биологическими различиями между мужчиной и женщиной.(61)


Итак, родитель может спросить: «стоит ли мне обучать детей этим видам произвольных культурных отличий?»

По поводу большинства доброкачественных культурных полоролевых стереотипов на этот вопрос следует ответить: «Да». Во-первых, если ваш ребенок проживет в этой культуре годы, он или она будет лучше ладить со сверстниками и обществом в целом, если будет научен этим обусловленным полом правилам поведения. Мальчики, например, могут страдать от жестоких насмешек и социального отвержения, если они будут регулярно появляться с накрашенными губами, подведенными бровями и ногтями, покрытыми ярко-красным лаком. Юноша, пригласивший девушку пообедать, может оказаться в неловком положении, – а девушка не готова к такой ситуации, - если молодой человек не осознал социального ожидания, предполагающего, что если мужчина приглашает женщину пообедать, то за ее обед платит он. Социальная и психологическая приспособленность зависит от того, научен ли молодой человек этим стереотипным правилам поведения.

Вторая причина, по которой родителям следует учить своих детей этим произвольным полоролевым стереотипам, заключается в том, что они помогут мальчикам в развитии мужской идентичности, а девочкам в развитии женской. В детстве и отрочестве у мальчиков и девочек нет возможности столкнуться на опыте со многими безусловными полоролевыми различиями. Например, девочка не может основывать свою женскую идентичность на ежедневном кормлении детей грудью, потому что для этого она должна дождаться замужества. Но она может чувствовать себя вполне женственной и отличающейся от мальчиков благодаря тому, что у нее есть дамская сумочка или тому, что для нее естественно красить ногти.

Фактически, в ежедневном воспитании детей дошкольного возраста (дошкольников) родителям следует отыскивать подобные моменты различий в социальном поведении и говорить маленькому мальчику, что он «совсем как папа», когда его одежда похожа на папину. Маленькой девочке будет полезно, если ей подарят игрушечную косметику «совсем как у мамы». Такие вещи помогут усилить важный процесс идентификации, который закрепит в мальчиках мужскую идентичность, а в девочках – женскую.


Эти различия важны при воспитании детей. Именно поэтому миф о равенстве (подобии) полов, который призывает «покончить со всеми различиями, основанными на поле» так разрушителен для нормальной половой идентификации. Наша культура породила эти полоролевые стереотипы, потому что они полезны для воспитания детей и помогают укрепить половую идентичность и в подростковом, и в зрелом возрасте.

Культурно обусловленные роли, не имеющие серьезных оснований, и вредные


Эти полоролевые стереотипы (см.графы 9 и 10) произвольны, потому – еще раз – что для них не существует биологических или нравственных оснований. Но, в отличие от только что рассмотренных нами категорий, эти стереотипы вредны, и нашему обществу стоит от них избавиться.

Эта категория включает в себя опасную (пагубную) позицию мужского шовинизма и так называемого мужского образа свирепого мачо, миф о котором описан ранее.

Кроме того, в эту категорию входят та произвольная классификация профессий, которая ограничивает свободу развития способностей и талантов. Если ваши маленькие дети хотят играть в «больницу», будет неправильно настаивать на том, чтобы девочка всегда была медсестрой, позволяя быть врачом только маленькому мальчику. Таков пример произвольных, пагубных стереотипов, которые не принимают во внимание личные способности. Избирать профессию терапевта, дантиста, психолога или глазного врача следует, руководствуясь уровнем интеллекта, а не половой принадлежностью.

В эту группу пагубных стереотипов «мужского» поведения входят такие явления, как непристойные шутки и анекдоты, мат и приставание к женщинам.

Очевидно, что подобным затронутым нами стереотипам полового поведения родителям не нужно учить детей ни словом, ни примером. Фактически, когда дети столкнутся с этим в жизни, их нужно будет научить тому, что это шаблонное поведение порочно.

Существование этих пагубных стереотипов полового поведения играет на руку сторонникам стирания разницы между полами. Но из того, что одна эта группа полоролевых различий должна быть ликвидирована в нашем обществе, совсем не вытекает логически, что другие четыре полезных типа различного поведения мужчин и женщин также должны быть уничтожены. В этом кроется ошибочность мифа об отсутствии разницы между полами.


Образ: мужчина и женщина

Интересно, что взгляд на мир, пренебрегающий различиями между полами, основывается на безбожном мирском взгляде релятивистского гуманизма, включающим радикальное феминистическое движение (62). Те, кто призывают «покончить со всеми различиями, основанными на поле», это те, кто одновременно поддерживают «право» на аборты, гомосексуализм и разводы. Следовательно, ментальность «унисекс» - это атака на пол. Она отрицает существование уникальных материнских и отцовских ролей. Она отрицает существование прав у нерожденных детей. Она отрицает существование гетеросексуальной нормы тем, что поддерживает не ведущую к продолжению жизни практику гомосексуализма. Она отрицает существование божественной санкции на стабильный брак тем, что одобряет разводы.

В этом смысле, ментальность «унисекс» отрицает существование Самого Бога, потому что она противостоит учению иудео-христианского взгляда о сексуальной и семейной ответственности. Библия утверждает: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Быт.1:27). Это значит, что сексуальность в мужчинах и женщинах отражает «образ Божий». Когда ментальность «унисекс» отрицает человеческие «различия, основанные на поле», она отрицает образ Божий в человеческой личности. Но чего еще мы могли бы ожидать от безбожного мировоззрения релятивистского гуманизма? Ментальность «унисекс» отрицает существование Бога и авторитет Его Слова, что включает в себя отрицание данного Богом начала в человеческой личности – различия между мужчиной и женщиной.

К счастью, большинство родителей искренне хотят сформировать нормальную половую идентичность в своих сыновьях и дочерях. У них есть два способа достичь этого: исполнять свою отцовскую или материнскую роль со всеми присущими именно ей нюансами и открыто поощрять мужественность в своих сыновьях и женственность в дочерях.

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.

(Прит.22:6)



<< предыдущая страница   следующая страница >>