litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8

Новости навигации, N4, 2004 г.

_____________________________________________________________________________________________________



В Межгосударственном совете «Радионавигация»

9 декабря 2004 г. в г. Минске состоялось заседание Межгосударственного совета «Радионавигация». Присутствовали полномочные представители Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины.

8 декабря было проведено заседание НТС Совета с рассмотрением вопросов, включенных в повестку заседания Совета.

Межгосударственный совет «Радионавигация» рассмотрел следующие вопросы:

1. Доклад директора НТЦ «Интернавигация» Царева В.М. о ходе работ по Межгосударственной радионавигационной программе СНГ в 2004 году и планах на 2005 год.

Совет принял к сведению информацию о ходе выполнения работ в 2004 г., одобрил проект плана мероприятий на 2005 г. и решил утвердить проект плана, доработанный с учетом полученных замечаний, на очередном заседании.

Одобрены предложения секции НТС по военно-техническому сотрудничеству в области радионавигации о продолжении работ по поддержанию работоспособности и проведению модернизации станций Российско-Беларусско-Украинской объединенной радионавигационной системы в соответствии с Соглашением о дальнем радионавигационном обеспечении в Содружестве Независимых Государств от 12 марта 1993 г., а также основные направления сотрудничества военных ведомств государств СНГ в области радионавигации.

2. В связи с окончанием в 2005 г. срока действия утвержденной Межгосударственной радионавигационной программы СНГ и необходимостью обеспечения дальнейшего сотрудничества государств СНГ в области радионавигации одобрено предложение НТЦ «Интернавигация» о разработке проекта указанной программы на 2006-2015 г.г. и представлении его для рассмотрения на очередном заседании Совета.


Совет одобрил отчет председателя Совета Демьяненко А.В. «О деятельности Межгосударственного совета «Радионавигация» по выполнению Межгосударственной радионавигационной программы СНГ на 2001-2005 г.г.». и решил направить его в Исполнительный комитет СНГ для последующего рассмотрения на заседании Экономического совета СНГ.

3. Совет заслушал информацию о проведении в Российской Федерации работ по созданию информационной радиоволновой системы краткосрочного прогнозирования землетрясений с использованием радионавигационных систем наземного и космического базирования, отметил важное значение этой проблемы и решил включить в План мероприятий, намеченных Советом на 2005 г,. выполнение НИР по исследованию пространственных характеристик сейсмоопасных областей на территории СНГ и определению требуемой инфраструктуры для краткосрочного выявления предвестников землетрясений.

4. Совет заслушал информацию о создании радиоохранных комплексов с использованием навигационно-информационных систем, отметил, что в настоящее время создание комплексных систем оперативного определения местоположения объектов, защиты автотранспортных средств и личности является актуальной задачей, и решил включить создание указанных комплексных систем в приоритетные направления деятельности Межгосударственного совета «Радионавигация».

5. Совет принял решение об уточнении состава ревизионной комиссии Межгосударственного совета «Радионавигация».

6. Совет заслушал и принял к сведению информацию директора НТЦ «Интернавигация» Царева В.М. об итогах 13-го заседания Совета Дальневосточной радионавигационной службы, о ходе создания на базе ТК-363 «Радионавигация» (Россия) Межгосударственного технического комитета по стандартизации в области радионавигации, а также об итогах рабочих встреч экспертов Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках деятельности Белорусско-Российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству.

7. Совет решил заслушать на очередном заседании информацию о деятельности Межгосударственной финансово-промышленной группы «Интернавигация».

Была отмечена большая работа, проведенная рабочим органом Совета – НТЦ «Интернавигация» и его секретариатом по организации и проведению заседания Совета.

Очередное заседание Межгосударственного совета «Радионавигация» намечено провести во II квартале 2005 г. в г. Баку.


В Российском общественном институте навигации

30 ноября 2004 г. в помещении ГОС НИИ «Аэронавигация» состоялось заседание Секции воздушного транспорта РОИН совместно с заседанием семинара «Летная эксплуатация воздушных судов» под руководством профессора, доктора технических наук Белогородского С.Л. с повесткой дня:

Доклад Корчагина В.А. (Госкорпорация по ОрВД), Иовенко Ю.А. (Гос НИИ «Аэронавигация») «Итоги совещания группы экспертов ИКАО по аэронавигационным системам».

Доклад Фалькова Э.Я., Лалетина С.Г. (ГОС НИИ АС) «Обзор деятельности специального комитета RTCA SC-193 и рабочей группы Eurocae WG-44 в области картографической информации по аэродрому, искусственным препятствиям, земному рельефу и стандартов обмена данными».

Доклад Ройзензона А.Л. (Гос НИИ «Аэронавигация») «Проблемы выявления, ограничения и учета препятствий в районе аэродрома».

По первому вопросу Иовенко Ю.А. доложил о деятельности экспертов России на прошедшем в ноябре 2004 года совещании группы экспертов ИКАО по аэронавигационным системам, рассмотревшем ряд актуальных вопросов развития средств аэронавигации, в том числе: комплексирование радионавигационных и инерциальных систем; стандартизация характеристик глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), новые сигналы (L2, L3 ГЛОНАСС) и системы (Галилео); возможности обеспечения посадки воздушных судов (ВС) по информации ГНСС и их функциональных дополнений в условиях II и III категорий ИКАО; продолжение стандартизации характеристик систем VOR/DME, MLS, ILS; комбинированный приемник ГЛОНАСС/GPS/Галилео; защита спектров РНС и др.


По второму вопросу выступил представитель ГОС НИИ АС Лалетин С.Г. с сообщением о работе комитета SC-193 RTCA и рабочей группы WG-44 Eurocae в области стандартизации процедур, связанных с использованием картографической информации в районе аэродрома, информации по искусственным препятствиям и земному рельефу, а также при обмене данными.

По третьему вопросу был заслушан доклад Ройзензона А.Л., посвященный работам ГОС НИИ «Аэронавигация» в части обеспечения неточного захода на посадку ВС при использовании информации ГНСС, которые проводятся совместно со специалистами в области геодезии и картографии.

На заседании были также заслушаны сообщения представителя НИИ микроэлектронной аппаратуры «Прогресс» Пучкова В.А. о комбинированном приемнике ГЛОНАСС/GPS и представителя КБ «НАВИС» Лесина А.К. о модуле аналогичного назначения БМ-2002.


Материалы XIII сессии Совета Дальневосточной

радионавигационной службы ФЕРНС


Перспективы развития РНС «Чайка»

в Российской Федерации в XXI веке

Писарев С.Б.

Введение

В последние годы будущее радионавигационных систем (РНС) дальнего действия «Лоран»/«Чайка» широко обсуждалось во всем мире. Это, прежде всего, обусловлено таким общеизвестным фактором, как уязвимость спутниковых навигационных систем (СНС) к воздействию непреднамеренных и преднамеренных помех. Российские специалисты придерживаются мнения, что РНС «Чайка» должна рассматриваться не как резервная система для глобальных спутниковых навигационных систем (ГНСС), а как компонент интегрированной радионавигационной службы, включающей все доступные радионавигационные системы и средства для обеспечения широкого круга пользователей высоконадежной координатно-временной информацией. Такой подход приобретает особое значение для областей применения, критичных с точки зрения безопасности – таких, например, как посадка самолетов, заход в порт морских и речных судов и синхронизация телекоммуникационных сетей. Эта концепция была разработана в начале 90-х годов специалистами Российского института радионавигации и времени - ведущей российской организацией в области разработки, изготовления и ввода в эксплуатацию систем и средств дальней радионавигации, частотно-временных систем и средств для различных комплексов с космическим и наземным базированием, а также аппаратуры пользователей для всех функционирующих РНС.


Современное состояние РНС «Чайка»

В настоящее время в состав РНС «Чайка» входят Европейская цепь, Северная цепь и Дальневосточная цепь (рис. 1), находящиеся в оперативном управлении Министерства обороны РФ. Соответственно, перспективы развития РНС «Чайка» определяются планами этого министерства, Федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система», Российским радионавигационным планом и международными соглашениями Российской Федерации.

Существует ряд межправительственных соглашений по созданию и эксплуатации международных систем «Лоран»/«Чайка»: Российско-Норвежское соглашение, четырехстороннее соглашение между правительствами Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Республики Корея и Японии по созданию Дальневосточной радионавигационной службы и др. С 1995 г. находится в эксплуатации Российско-Американская система «Лоран»/«Чайка».

Исходные положения

Планы дальнейшего развития РНС «Чайка» основываются на следующих соображениях, связанных с потенциальными возможностями систем «Лоран»/«Чайка».


  • Необходимость уменьшить уязвимость ГНСС к воздействию непреднамеренных и преднамеренных помех требует создания и использования интегрированной радионавигационной службы. Одним из наиболее важных компонентов такой службы являются РНС дальней навигации «Лоран»/«Чайка».

  • Развитая инфраструктура: в настоящее время в мире имеется 78 стационарных передающих станций импульсно-фазовых РНС.

  • Возможное расширение рабочих зон функционирующих систем без дополнительного строительства новых станций благодаря созданию совместных (международных) цепей.

  • Возможность передачи не только дифференциальных поправок и информации о целостности спутниковых систем, но и других оперативных данных: команд управления, штормовых предупреждений и пр. без значительного ущерба для навигации и на дальние расстояния (вплоть до 1000 км).

  • Высокая помехоустойчивость, обусловленная большой мощностью сигнала.


  • Надежное определение места в условиях городской застройки и лесистой местности благодаря использованию рабочей частоты 100 кГц, которая существенно меньше рабочей частоты СНС.

Вышеприведенные соображения открывают широкие перспективы для использования РНС «Чайка» в интересах гражданских и международных пользователей.

Два направления развития

Подготовка и принятие правительственных решений для придания рнс «Чайка» статуса системы двойного назначения предусматривают:

  • постоянное и бесплатное предоставление навигационного обслуживания на основе РНС «Чайка» любым пользователям;

  • протокол информационного обмена РНС «Чайка»;

  • стандарт на передачу поправок для ГНСС.

Модернизация, совершенствование и развитие РНС «Чайка» предусматривают такие мероприятия, как:

  • модернизация устаревшего оборудования;

  • передача дифференциальных поправок с использованием сигналов РНС «Чайка»;

  • работа передающих станций РНС «Чайка» в шкале времени ГНСС;

  • создание совместных цепей «Лоран»/«Чайка»;

  • разработка недорогих приемников «Чайка»/«Лоран-С» и интегрированных приемников «Чайка»/«Лоран-С»/ГНСС для массового производства.

Исследования и разработки

В настоящее время проводятся исследования и разработки, в рамках которых:

  • создается информационная система для координатно-временного обеспечения на основе интеграции радионавигационных полей РНС «Чайка» нового поколения и ГНСС;

  • модернизируется оборудование контрольно-корректирующих станций Европейской, Северной и Дальневосточной цепей РНС «Чайка»;
  • на базе трех передающих станций Европейской цепи РНС «Чайка» (в Карачеве, Сызрани и Петрозаводске) разрабатывается интегрированная дифференциальная подсистема ГНСС;


  • в 2005 г. должен быть завершен проект по разработке интегрированного приемника, работающего по сигналам GPS/ГЛОНАСС, «Лоран»/«Чайка», морских средневолновых радиомаяков, и соответствующей аппаратуры пользователей для авиационных применений.

В рамках данных работ будут разрабатываться такие средства, как передающая станция РНС «Чайка», комплекс аппаратуры управления и синхронизации (КАУС) (рис. 2), пункт мониторинга радионавигационных полей, региональные и локальные контрольно-корректирующие станции ГНСС.

К настоящему времени был изготовлен и успешно прошел все испытания опытный образец КАУС, разработаны и изготовлены опытные образцы контрольно-корректирующей станции.

Наряду с такими традиционными функциями, как синхронизация ведомых станций системы по сигналу ведущей станции и управление передатчиком, КАУС позволяет решать следующие задачи, необходимые для создания интегрированной радионавигационной службы:

  • синхронизация излучения передающих станций по сигналам ГНСС с точностью порядка 40 нс;

  • дискретная модуляция временного положения последних шести импульсов радионавигационного пакета для передачи поправок и других оперативных данных в формате, аналогичном используемому в системе Еврофикс;

  • блинкирование двумя первыми импульсами навигационного пакета при нарушении нормальной работы передающей станции или системы в целом;

  • входящий в состав КАУС датчик поправок обеспечивает корректирующие данные для значений квазидальности с погрешностью, не превышающей 0,5 м, и скорости изменения квазидальности с погрешностью не более 0,1 м/с.

Модернизация осуществляется поэтапно. На первом этапе (до 2006 г.) на передающих станциях будут установлены модернизированные КАУС и новые полупроводниковые генераторы импульсов поджига для металло-керамических тиратронов большой мощности. В течение последующих этапов планируется заменить металло-керамические тиратроны полупроводниковыми коммутаторами, имеющими значительно больший срок службы.


Структурная схема модернизированной передающей станции РНС «Чайка» приведена на рис. 3.

Таким образом, к 2007 г. российская РНС «Чайка» будет модернизирована. Будет создана интегрированная служба «Чайка»/ГНСС на основе станций с наземным базированием Европейской, Северной и Дальневосточной цепей РНС «Чайка» и спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS.

Модернизированная аппаратура управления и синхронизации на станциях РНС «Чайка» позволит определять дифференциальные поправки для пользователей ГНСС и передавать их пользователям, у которых есть интегрированный приемник, по каналу РНС «Чайка» путем модуляции временного положения последних шести импульсов навигационного пакета с помощью кода Рида-Соломона. Испытания разработанной аппаратуры управления и синхронизации, проведенные на станциях Северной цепи РНС «Чайка», подтвердили ее точностные параметры, а также эффективность информационного канала, в том числе для передачи дифференциальных поправок. Расчетные зоны приема дифференциальных поправок от станций Европейской, Северной и Дальневосточной цепей РНС «Чайка» приведены на рис. 4.

Модернизированное оборудование наземных станций позволит создавать совместные навигационные цепи «Лоран»/«Чайка». При этом форма импульсов сигналов, передаваемых в РНС «Чайка», останется прежней, в то время как в совместной цепи она станет ближе к форме импульсов РНС «Лоран-С».

Выводы

Российская Федерация рассматривает РНС «Чайка» как важный компонент интегрированной радионавигационной службы. Российская Федерация планирует поддерживать работу и совершенствование РНС «Чайка» до 2015 г.

Дальнейшее функционирование РНС «Чайка» в качестве части интегрированной радионавигационной службы и компонента международных радионавигационных систем требует присвоения ей статуса системы двойного назначения.

Необходимо начать разработку международного стандарта на передачу поправок к ГНСС по каналам «Лоран»/«Чайка».

Значительную поддержку в обеспечении будущего этих систем могут оказать документы ИМО и ИКАО по бортовому оборудованию систем «Лоран»/«Чайка».






следующая страница >>